ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Исследования отклоняющегося поведения в научной литературе 7
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 8
1.3. Методы психологической коррекции отклоняющегося поведения
подростков 14
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
2.3. Реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения
подростков и проверка ее результативности 27
Выводы по Главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Приложение А 43
Приложение Б
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Исследования отклоняющегося поведения в научной литературе 7
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 8
1.3. Методы психологической коррекции отклоняющегося поведения
подростков 14
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
2.3. Реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения
подростков и проверка ее результативности 27
Выводы по Главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Приложение А 43
Приложение Б
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня растет число подростков с отклоняющимся поведением. К сожалению, сложная ситуация в стране, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экранах телевизоров, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных юношей и девушек видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
В подтверждении этих слов можно привести пример череды расстрелов одноклассников, устроенных подростками. Ужас ситуации состоит в том, что сегодня МВД фиксирует увеличение числа преступлений, совершаемых именно подростками.
При этом большинство из этих преступлений могло бы вообще не состояться при условии проведения, как школой, так и семьей и государством активной политики по коррекции и профилактике предотвращения уклоняющегося поведения. В этих условиях становится актуальным анализ проблемы отклоняющегося поведения подростков.
Нужно отметить, что психологи и педагоги считают подростковый возраст кризисным и тяжелым. В этот период ребенок постепенно начинает взрослеть. Он пытается быть взрослым, но при этом по-прежнему остается ребенком. В этот момент важно поддерживать ребенка, но также важно помочь ему сформировать ряд основополагающих характеристик.
Исследованность данного вопроса остается довольно спорной. Дело в том, что работы многочисленных классиков психологии раскрывают общую суть вопроса развития или формирования отклоняющегося поведения подростка. Современные исследователи данного направления ограничены в своих исследованиях влиянием на развитие подростка со стороны Интернета, СМИ и т.д.
При этом нет исследований, посвященных оценке величины и влияния на развитие личности подростка отсутствия полноценной межличностной коммуникации, адекватных и понятных подростку референтных личностей и т.д. Еще одной практически не рассматриваемой проблемой воспитания современных подростков является отсутствие полноценной психологической работы с детьми.
Цель - изучить возможности психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
Объект - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет - психокоррекция отклоняющегося поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Изучить и описать исследования отклоняющегося поведения в научной литературе.
2. Определить особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать методы психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
5. Реализовать программу психокоррекции отклоняющегося поведения подростков и проверить ее результативность.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения будет способствовать снижению проявлений отклоняющегося поведения у подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение научной литературы по теме исследования;
Эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).
База исследования: Средняя общеобразовательная школа г. Красноярска.
Выборка исследования: 40 школьников подросткового возраста 16 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Опытно-экспериментальная работа по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков проводилась в МБОУ Средняя школа г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте от 16 лет. Важно отметить, что для исследования подбирались те подростки, которых выбрал завуч по воспитательной работе в связи с частыми проявлениями у них различных форм девиантного поведения. Они были разделены на 2 группы - контрольную, в которой не проводилось никакого воздействия, и экспериментальную, где была реализована программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков. В каждой группе было по 20 человек смешанного гендерного и возрастного состава.
2. В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента (первичной диагностики), не было выявлено ни одного различия. Испытуемые обеих групп имеют достаточно высокий уровень агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению.
3. Программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков составлена на основе программ профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков таких авторов, как Е.О. Косовой, В.С. Кубарева, Н.И. Нелюбина. Рассчитана на 8 мероприятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Цель программы - снижение склонности школьников подросткового возраста к проявлению отклоняющихся форм поведения.
4. В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного эксперимента (контрольной диагностики), были выявлены различия. Испытуемые контрольной групп продолжили иметь достаточно высокий уровень агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению, а у подростков экспериментальной группы все эти показатели значительно снизились, что говорит о том, что гипотеза экспериментального исследования о том, что разработанная программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков оказалась
результативной.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложений.
В подтверждении этих слов можно привести пример череды расстрелов одноклассников, устроенных подростками. Ужас ситуации состоит в том, что сегодня МВД фиксирует увеличение числа преступлений, совершаемых именно подростками.
При этом большинство из этих преступлений могло бы вообще не состояться при условии проведения, как школой, так и семьей и государством активной политики по коррекции и профилактике предотвращения уклоняющегося поведения. В этих условиях становится актуальным анализ проблемы отклоняющегося поведения подростков.
Нужно отметить, что психологи и педагоги считают подростковый возраст кризисным и тяжелым. В этот период ребенок постепенно начинает взрослеть. Он пытается быть взрослым, но при этом по-прежнему остается ребенком. В этот момент важно поддерживать ребенка, но также важно помочь ему сформировать ряд основополагающих характеристик.
Исследованность данного вопроса остается довольно спорной. Дело в том, что работы многочисленных классиков психологии раскрывают общую суть вопроса развития или формирования отклоняющегося поведения подростка. Современные исследователи данного направления ограничены в своих исследованиях влиянием на развитие подростка со стороны Интернета, СМИ и т.д.
При этом нет исследований, посвященных оценке величины и влияния на развитие личности подростка отсутствия полноценной межличностной коммуникации, адекватных и понятных подростку референтных личностей и т.д. Еще одной практически не рассматриваемой проблемой воспитания современных подростков является отсутствие полноценной психологической работы с детьми.
Цель - изучить возможности психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
Объект - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет - психокоррекция отклоняющегося поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Изучить и описать исследования отклоняющегося поведения в научной литературе.
2. Определить особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать методы психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
5. Реализовать программу психокоррекции отклоняющегося поведения подростков и проверить ее результативность.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения будет способствовать снижению проявлений отклоняющегося поведения у подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение научной литературы по теме исследования;
Эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).
База исследования: Средняя общеобразовательная школа г. Красноярска.
Выборка исследования: 40 школьников подросткового возраста 16 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Опытно-экспериментальная работа по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков проводилась в МБОУ Средняя школа г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте от 16 лет. Важно отметить, что для исследования подбирались те подростки, которых выбрал завуч по воспитательной работе в связи с частыми проявлениями у них различных форм девиантного поведения. Они были разделены на 2 группы - контрольную, в которой не проводилось никакого воздействия, и экспериментальную, где была реализована программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков. В каждой группе было по 20 человек смешанного гендерного и возрастного состава.
2. В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента (первичной диагностики), не было выявлено ни одного различия. Испытуемые обеих групп имеют достаточно высокий уровень агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению.
3. Программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков составлена на основе программ профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков таких авторов, как Е.О. Косовой, В.С. Кубарева, Н.И. Нелюбина. Рассчитана на 8 мероприятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Цель программы - снижение склонности школьников подросткового возраста к проявлению отклоняющихся форм поведения.
4. В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного эксперимента (контрольной диагностики), были выявлены различия. Испытуемые контрольной групп продолжили иметь достаточно высокий уровень агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению, а у подростков экспериментальной группы все эти показатели значительно снизились, что говорит о том, что гипотеза экспериментального исследования о том, что разработанная программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков оказалась
результативной.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложений.
Проблема отклоняющегося поведения занимает особое место, как в психологических так и других науках. Сегодня существует множество концепций, объясняющих причины и механизмы изменения личности человека. Однако верно и то, что человек девиантом не рождается, он им становится.
Сегодня существует теория, объясняющая возникновение девиантного поведения именно в подростковом возрасте. Согласно этой теории молодой человек становится девиантом по причине разрушения общественно желательных связей в окружении подростка. В частности, речь идет о нарушении гармоничных связей в семье, школе и круге значимых личностей подростка. Какое-то время подросток будет пытаться сопротивляться десоциализации.
В случае, если подростку не будет оказана психологическая помощь и общественная поддержка установленный механизм социализации приведет ребенка на путь полной асоциализации.
После того, как с каждым подростком, обратившимся к психологу с проблемой наличия одной из форм отклоняющегося поведения, проводится индивидуальная и групповая работа, должна быть осуществлена повторная диагностика по той же программе, что была использована перед началом психологической коррекции.
Это необходимо для определения уровня эффективности работы психолога и принятия решения о необходимости дальнейшего психологического воздействия или ее отсутствии в данном конкретном случае.
Опытно-экспериментальная работа по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков проводилась Средней общеобразовательной школе г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте 16 лет. Важно отметить, что для исследования подбирались те подростки, которых выбрал завуч по воспитательной работе в связи с частыми проявлениями у них различных форм отклоняющегося поведения.
Они были разделены на 2 группы - контрольную, в которой не проводилось никакого воздействия, и экспериментальную, где была реализована программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков. В каждой группе было по 20 человек.
В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента (первичной диагностики), не было выявлено различий. Испытуемые обеих групп имеют достаточно высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению.
Программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков составлена на основе программ профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков таких авторов, как Е.О. Косовой, В.С. Кубарева, Н.И. Нелюбина. Рассчитана на 8 мероприятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Цель программы - снижение склонности школьников подросткового возраста к проявлению девиантных форм поведения.
После реализации программы психокоррекции отклоняющегося поведения подростков были выявлены различия.
Испытуемые контрольной групп продолжили иметь достаточно высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению, а у подростков экспериментальной группы все эти показатели значительно снизились, а именно, склонность к преодолению норм и правил (было 30%, стало 10%, склонность к самоповреждению (было 30%, стало 5%), склонность к делинквентному поведению показатели не изменились, подростков демонстрирующих повышенную агрессивность (было 20%, стало 5%). Наблюдается повышение волевого контроля над поведением подростков (было 20%, стало 25%).
Результаты проведенного исследования говорят о том, что разработанная программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков является результативной.
Гипотеза о том, что реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения будет способствовать снижению проявлений отклоняющегося поведения у подростков подтвердилась.
Сегодня существует теория, объясняющая возникновение девиантного поведения именно в подростковом возрасте. Согласно этой теории молодой человек становится девиантом по причине разрушения общественно желательных связей в окружении подростка. В частности, речь идет о нарушении гармоничных связей в семье, школе и круге значимых личностей подростка. Какое-то время подросток будет пытаться сопротивляться десоциализации.
В случае, если подростку не будет оказана психологическая помощь и общественная поддержка установленный механизм социализации приведет ребенка на путь полной асоциализации.
После того, как с каждым подростком, обратившимся к психологу с проблемой наличия одной из форм отклоняющегося поведения, проводится индивидуальная и групповая работа, должна быть осуществлена повторная диагностика по той же программе, что была использована перед началом психологической коррекции.
Это необходимо для определения уровня эффективности работы психолога и принятия решения о необходимости дальнейшего психологического воздействия или ее отсутствии в данном конкретном случае.
Опытно-экспериментальная работа по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков проводилась Средней общеобразовательной школе г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте 16 лет. Важно отметить, что для исследования подбирались те подростки, которых выбрал завуч по воспитательной работе в связи с частыми проявлениями у них различных форм отклоняющегося поведения.
Они были разделены на 2 группы - контрольную, в которой не проводилось никакого воздействия, и экспериментальную, где была реализована программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков. В каждой группе было по 20 человек.
В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента (первичной диагностики), не было выявлено различий. Испытуемые обеих групп имеют достаточно высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению.
Программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков составлена на основе программ профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков таких авторов, как Е.О. Косовой, В.С. Кубарева, Н.И. Нелюбина. Рассчитана на 8 мероприятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Цель программы - снижение склонности школьников подросткового возраста к проявлению девиантных форм поведения.
После реализации программы психокоррекции отклоняющегося поведения подростков были выявлены различия.
Испытуемые контрольной групп продолжили иметь достаточно высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению, а у подростков экспериментальной группы все эти показатели значительно снизились, а именно, склонность к преодолению норм и правил (было 30%, стало 10%, склонность к самоповреждению (было 30%, стало 5%), склонность к делинквентному поведению показатели не изменились, подростков демонстрирующих повышенную агрессивность (было 20%, стало 5%). Наблюдается повышение волевого контроля над поведением подростков (было 20%, стало 25%).
Результаты проведенного исследования говорят о том, что разработанная программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков является результативной.
Гипотеза о том, что реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения будет способствовать снижению проявлений отклоняющегося поведения у подростков подтвердилась.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2016 - Психологическое здоровье семей подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Предикторы девиантного поведения у подростков (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Организация диагностической психолого-педагогической работы с девиантыми подростками, обнаруживающими лживое поведение
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Особенности профилактики девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция тревожности у подростков, склонных к девиантному поведению
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Создание веб - сайта «Аддиктивное поведение в подростковом возрасте»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



