ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Исследования отклоняющегося поведения в научной литературе 7
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 8
1.3. Методы психологической коррекции отклоняющегося поведения
подростков 14
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
2.3. Реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения
подростков и проверка ее результативности 27
Выводы по Главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Приложение А 43
Приложение Б
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня растет число подростков с отклоняющимся поведением. К сожалению, сложная ситуация в стране, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экранах телевизоров, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных юношей и девушек видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
В подтверждении этих слов можно привести пример череды расстрелов одноклассников, устроенных подростками. Ужас ситуации состоит в том, что сегодня МВД фиксирует увеличение числа преступлений, совершаемых именно подростками.
При этом большинство из этих преступлений могло бы вообще не состояться при условии проведения, как школой, так и семьей и государством активной политики по коррекции и профилактике предотвращения уклоняющегося поведения. В этих условиях становится актуальным анализ проблемы отклоняющегося поведения подростков.
Нужно отметить, что психологи и педагоги считают подростковый возраст кризисным и тяжелым. В этот период ребенок постепенно начинает взрослеть. Он пытается быть взрослым, но при этом по-прежнему остается ребенком. В этот момент важно поддерживать ребенка, но также важно помочь ему сформировать ряд основополагающих характеристик.
Исследованность данного вопроса остается довольно спорной. Дело в том, что работы многочисленных классиков психологии раскрывают общую суть вопроса развития или формирования отклоняющегося поведения подростка. Современные исследователи данного направления ограничены в своих исследованиях влиянием на развитие подростка со стороны Интернета, СМИ и т.д.
При этом нет исследований, посвященных оценке величины и влияния на развитие личности подростка отсутствия полноценной межличностной коммуникации, адекватных и понятных подростку референтных личностей и т.д. Еще одной практически не рассматриваемой проблемой воспитания современных подростков является отсутствие полноценной психологической работы с детьми.
Цель - изучить возможности психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
Объект - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет - психокоррекция отклоняющегося поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Изучить и описать исследования отклоняющегося поведения в научной литературе.
2. Определить особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать методы психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков.
5. Реализовать программу психокоррекции отклоняющегося поведения подростков и проверить ее результативность.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения будет способствовать снижению проявлений отклоняющегося поведения у подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение научной литературы по теме исследования;
Эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).
База исследования: Средняя общеобразовательная школа г. Красноярска.
Выборка исследования: 40 школьников подросткового возраста 16 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Опытно-экспериментальная работа по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков проводилась в МБОУ Средняя школа г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте от 16 лет. Важно отметить, что для исследования подбирались те подростки, которых выбрал завуч по воспитательной работе в связи с частыми проявлениями у них различных форм девиантного поведения. Они были разделены на 2 группы - контрольную, в которой не проводилось никакого воздействия, и экспериментальную, где была реализована программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков. В каждой группе было по 20 человек смешанного гендерного и возрастного состава.
2. В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента (первичной диагностики), не было выявлено ни одного различия. Испытуемые обеих групп имеют достаточно высокий уровень агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению.
3. Программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков составлена на основе программ профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков таких авторов, как Е.О. Косовой, В.С. Кубарева, Н.И. Нелюбина. Рассчитана на 8 мероприятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Цель программы - снижение склонности школьников подросткового возраста к проявлению отклоняющихся форм поведения.
4. В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного эксперимента (контрольной диагностики), были выявлены различия. Испытуемые контрольной групп продолжили иметь достаточно высокий уровень агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению, а у подростков экспериментальной группы все эти показатели значительно снизились, что говорит о том, что гипотеза экспериментального исследования о том, что разработанная программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков оказалась
результативной.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложений.
Проблема отклоняющегося поведения занимает особое место, как в психологических так и других науках. Сегодня существует множество концепций, объясняющих причины и механизмы изменения личности человека. Однако верно и то, что человек девиантом не рождается, он им становится.
Сегодня существует теория, объясняющая возникновение девиантного поведения именно в подростковом возрасте. Согласно этой теории молодой человек становится девиантом по причине разрушения общественно желательных связей в окружении подростка. В частности, речь идет о нарушении гармоничных связей в семье, школе и круге значимых личностей подростка. Какое-то время подросток будет пытаться сопротивляться десоциализации.
В случае, если подростку не будет оказана психологическая помощь и общественная поддержка установленный механизм социализации приведет ребенка на путь полной асоциализации.
После того, как с каждым подростком, обратившимся к психологу с проблемой наличия одной из форм отклоняющегося поведения, проводится индивидуальная и групповая работа, должна быть осуществлена повторная диагностика по той же программе, что была использована перед началом психологической коррекции.
Это необходимо для определения уровня эффективности работы психолога и принятия решения о необходимости дальнейшего психологического воздействия или ее отсутствии в данном конкретном случае.
Опытно-экспериментальная работа по психокоррекции отклоняющегося поведения подростков проводилась Средней общеобразовательной школе г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте 16 лет. Важно отметить, что для исследования подбирались те подростки, которых выбрал завуч по воспитательной работе в связи с частыми проявлениями у них различных форм отклоняющегося поведения.
Они были разделены на 2 группы - контрольную, в которой не проводилось никакого воздействия, и экспериментальную, где была реализована программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков. В каждой группе было по 20 человек.
В ходе сравнительного анализа показателей, полученных подростками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента (первичной диагностики), не было выявлено различий. Испытуемые обеих групп имеют достаточно высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению.
Программа психокоррекции отклоняющегося поведения подростков составлена на основе программ профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков таких авторов, как Е.О. Косовой, В.С. Кубарева, Н.И. Нелюбина. Рассчитана на 8 мероприятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Цель программы - снижение склонности школьников подросткового возраста к проявлению девиантных форм поведения.
После реализации программы психокоррекции отклоняющегося поведения подростков были выявлены различия.
Испытуемые контрольной групп продолжили иметь достаточно высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению, а у подростков экспериментальной группы все эти показатели значительно снизились, а именно, склонность к преодолению норм и правил (было 30%, стало 10%, склонность к самоповреждению (было 30%, стало 5%), склонность к делинквентному поведению показатели не изменились, подростков демонстрирующих повышенную агрессивность (было 20%, стало 5%). Наблюдается повышение волевого контроля над поведением подростков (было 20%, стало 25%).
Результаты проведенного исследования говорят о том, что разработанная программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков является результативной.
Гипотеза о том, что реализация программы психокоррекции отклоняющегося поведения будет способствовать снижению проявлений отклоняющегося поведения у подростков подтвердилась.
1. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения. Учебно-методический комплекс. Минск, 2009. 560 с.
2. Андреева В.С., Смирнова А.О. Девиантное поведение подростков. История отечественного и иностранного подходов / под ред.
B. С. Андреева, А.О. Смирнова. Казань: Меридиан, 2018. 474 с.
3. Антипова А.А. Специальная коррекция как технология оказания
психологической помощи в социальной работе // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnaya-korrektsiya-kak-tehnologiya-okazaniya-psihologicheskoy-pomoschi-v-sotsialnoy-rabote (дата обращения: 24.04.2024).
4. Ахметзянова А.И., Кедрова И.А., Рудакова Е.В. Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение / А.И. Ахметзянова, И.А. Кедрова, Е.В. Рудакова // Акмеология. 2016. № 4. C. 201-209.
5. Байбуртянц Е.В. Изучение особенностей самооценки подростков
с нарушением поведения // Коррекционная педагогика. М.. 2007. № 3. С. 74-86.
6. Беккер Г. Аутсайдеры: исследования по социологии
девиантности / под ред. А.М. Корбута. пер. с англ. Н.Г. Фархатдинова. М.: Элементарные формы, 2018. 350 с.
7. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология специальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 99-103.
8. Боровикова М.И., Щукина А.А., Полозова Е.Н. Современные исследования в области изучения подростковой агрессии: сравнительный анализ теоретических подходов и методов диагностики и коррекции / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные
проблемы психологии». Сызрань: Сызранский государственный
университет, 2023. С. 100-113.
9. Бутова М.В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 2. С. 271-274.
10. Велигодская А.Я., Харламова С.И., Юльчина О.Г. Современные аспекты исследования принципов профилактики отклоняющегося поведения подростков: проблемы и перспективы // Сброник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 7. Общественные науки и право. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2022. С. 54-66.
11. Гаврилова Т.П., Грицких Е.Н. Организация интеллектуально - игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 88-92.
12. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности / Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28 (1-4). № 3. С. 462-473.
13. Гизатуллина Р.Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 25. С. 149-154.
14. Гусейнова Т.Т. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков / Сборник: Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы, 2014. С. 98-103.
15. Дюркгейм Э. Норма и патология / Социология преступности (Современные буржуазные теории). М. : Прогресс, 1966. С. 39-44.
16. Жадан В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции // Юридическая наука. 2021. № 5. С. 75-80.
17. Завражин С.А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды / Издательство Воронежского государственного гуманитарного университета, 2008. 348 с.
18. Здоровцева Е.В. Диагностика девиантного поведения подростков в учреждении дополнительного образования // Историческая и социально- образовательная мысль. 2017. № S1. С. 35-38.
19. Здравоохранение в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2019. 170 с.
20. Зиннуров Ф.К. Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 129-133.
21. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд. М.: Академия, 2008. 288 с.
22. Иванова А.М. Математические методы в психологии. Тула: Старт, 2019. 460 с.
23. Ипатов А.В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности // Акмеология. 2018. № 4 (68). С. 25-31.
24. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. и практ. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. 2021. 290 с.
25. Королева К.Ю. Проектная деятельность специалиста по социальной работе.: Директ-Медиа, 2020. 350 с.
26. Костюнина Н.Ю., Лучинина, А.О. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие. Казань: Издательство «Бриг», 2015. 144 с.
27. Лебедев О.М., Носов М.С. Девиантное поведение российских подростков. Екатеринбург: Капитолий, 2017. 476 с.
28. Линевич Т.И., Полевая Н.М. Специальная коррекция как технология социальной работы с несовершеннолетними с девиантным
поведением // Вестник Амурского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-korrektsiya-kak-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-nesovershennoletnimi-s-deviantnym-povedeniem?ysclid=lvh49rh4lk577886214 (дата обращения: 25.04.2024).
29. Магомедшарипова Е.Д. Агрессия и измерение агрессивности по
методике Басса-Дарки // Мировая наука. 2020. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-i-izmerenie-agressivnosti-po-metodike-bassa-darki?ysclid=lpgtboqn6a608105457 (дата обращения: 24.04.2024).
30. Макарова Р.Т. Технология социального проектирования // КиберЛенинка 2011. № 01. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialnogo-proektirovaniya (дата обращения: 24.04.2024).
31. Медведева Н.А. Петрова М.С. Девиантное поведение подростков. Социология и психология. Казань: Пальмира, 2018. 432 с.
32. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
33. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118-124.
34. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий / под ред. А.Г. Амбрумовой и Л.Я. Жезловой. М.: Моск. науч.- исслед. ин-т психиатрии МЗ РСФСР, 1974. 7 с.
35. Мицкевич В.А. Обследование детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специалистов служб сопровождения образовательных организаций. Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2020. 51 с.
36. Могилева Е.С. Актуальные вопросы девиантного поведения молодежи // Молодые ученые. 2015. № 1. С. 158-163.
37. Николаева Е.В. Социокультурная реабилитация с
использованием элементов кинотерапии. М.: Асбест:КСЦОН, 2012. 25 с.
38. Ничишина Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособ. для педаг. учрежд. Минск, 2018. 248 с.
39. Осипов А.А. Общая психокоррекция: учеб. М.: ТЦ «Сфера»,
2000. 512 с.
40. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: АспектПресс,
1998. 270 с.
41. Пономарева Т.А. Особенности девиантного поведения
подростков: социокультурный аспект // Инновационная наука. 2017. № 3.
С. 254-257.
42. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Девиантное поведение
подростков. Причины. Профилактика. Новосибирск: Азимут, 2019. 687 с.
43. Ревенко А.Ю. Нарушение системы жизненных ценностей личности как фактор формирования зависимости // Вопросы психологии. 2020. № 10. С. 40-53.
44. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. М.: ВЛАДОС, 2011. 240 с.
45. Семенов О.В. Борисов А.В. Актуальные проблемы изучения девиантного поведения. Воронеж: ИД Ярус, 2019. 531 с.
46. Семенова Е.Г. Особенности развития активной личности
подростка // Среднее профессиональное образование. 2010. № 8. С. 37-39.
47. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по девиантному поведению подростков. Чебоксары: Вершина, 2018. 558 с.
48. Социальная работа: учеб. пособие / под. ред. В.И. Курбатова. 5-е изд., перераб. и доп. Р. н/Д.: Феникс, 2008. 480 с.
49. Тарутина Д.А., Хабибуллин Р.Г. Девиантное поведение:
причины, виды и формы проявления // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894(дата обращения:
24.04.2024).
50. Тихонова Е.Е. Теория и практика исследования девиантного поведения подростков. Справочник социолога и психолога. Екатеринбург: Полис, 2017. 128 с.
51. Урманова Е.Н., Соколовская А.В., Заварзина Т.А. Подростковый буллинг как объект социально-педагогического исследования: проблемы и перспективы проведения теоретических и практических исследований // Известия Челябинского государственного университета. 2023. № 1 (132). С. 53-67.
52. Утина И.В., Проводина Г.П. Социологические особенности девиантного поведения подростков. Плюсы и минусы. Нижний Новгород: Фара, 2018. 623 с.
53. Фадеева А.Ю. Девиантное и делинкветное поведение. Вчера. Сегодня. Завтра. Омск: СпецЛит, 2018. 588 с.
54. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития
личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
55. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Изучение отклоняющегося
поведение в России и зарубежных странах. Новгород: Вектор, 2020 - 528 с.
56. Хагуров Т.А. Методология девиантологических исследований феномена массовой культуры и порождаемого ею типа человека. Девиантное поведение: методология и методика исследования / под ред. М. Е. Поздняковой. М. : Реглант, 2004. С. 27-37.
57. Цинченко Г.М., Орлова И.С. Профилактика молодежных девиаций в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2021. № 1 (145). С. 97-105.
58. Циткилов П.Я. Технология социальной работы: учеб. пособие. М.: Издат.-торгов. корпорация «Дашков и К°»; НаукаСпектр, 2010. 448 с.
59. Шелюхова В.С. Девиантное поведение подростков // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. №2. С. 299-305.