РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития профессионального
интереса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1 Профессиональный интерес обучающихся с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья 24
1.3 Формы и методы развития профессионального интереса обучающихся с
нарушениями интеллекта 41
Выводы по главе 1 67
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию профессионального интереса обучающихся с нарушениями интеллекта 69
2.1 Результаты диагностики актуального уровня развития профессионального интереса обучающихся с нарушениями интеллекта 69
2.2. Программа занятий по развитию профессионального интереса обучающихся с нарушениями интеллекта на основе элементов декоративно-прикладного искусства 77
Выводы по главе II 97
Заключение 99
Библиография 103
Приложение 113
Актуальность проблемы исследования определена не только на государственном, но и на общественном уровне. В последнее время заметно возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Следует отметить, что принятие в 2012 году Закона «Об образовании в Российской Федерации», в 2016 году федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и нарушением интеллекта определили необходимость в обеспечении качественного и доступного образования для данной категории обучающихся.
По статистическим данным главного управления образования города Красноярска за период с 2011 по 2017 в три раза увеличилось число обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах нашего города (в общей сложности на 1500 обучающихся). При этом, только в 63 общеобразовательных учреждениях города созданы специальные условия для 247 обучающихся с ОВЗ [8].
Данная статистика подтверждает и общероссийскую тенденцию, обусловленную увеличением количества обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах, в том числе, и такой категории детей, как обучающиеся с нарушениями интеллекта.
В условиях гуманизации нашего общества, эти дети, ранее считавшиеся необучаемыми, должны быть включены в систему образования, для них должны быть созданы специальные условия получения образования [82]. Одним из аспектов создания необходимых условий получения образования данной категорией обучающихся являются специальные условия, обеспечивающие профессиональную ориентацию этих обучающихся. Проблемой профессиональной ориентации занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как Голомшток А.Е., Азбель А.А., Холланд Д., Барретт Д., Фефилова А.В., Йовайши Л.А., Кабардова Л.Н., Климов Е.А. и др. [19,43].
В настоящее время активно обсуждается проблема организации профориентационной работы в школе для обучающихся с ОВЗ (в том числе и обучающихся с нарушениями интеллекта), создания необходимых условий в школах для организации профессиональных проб, сетевого взаимодействия с организациями и производствами для профессионального ориентирования данной категории обучающихся. Однако, как показывает анализ теории и практики данной проблемы, существует еще много проблем, среди которых - отсутствие нормативно-правового обеспечения, специально подготовленных кадров и т.д.[53] Как отмечают исследователи, обучающиеся с ОВЗ испытывают трудности с профессиональным самоопределением, затрудняются в выборе профессии, мало информированы о специфике той или иной профессии, не могут определиться с дальнейшей личностно-профессиональной перспективой и т.д. Все это происходит в условиях, как правило, отсутствия «желания» у работодателя принимать на работу специалиста с ограниченными возможностями здоровья, организуя ему сопровождение его трудовой деятельности (Васин С., Голодец О., Котов В. С., Малева Т., Нарыков Н.В., Новиков М.Л., Холостова Е.И. и др.)
Кроме того, круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных обучающимся с нарушениями интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации, делает ситуацию выбора профессии более «предсказуемой». Данная ситуация требует поиска новых подходов к подаче в доступной форме информации о рабочих профессиях, привлекательность которых для обучающихся с ОВЗ уже давно снижена [53].
По данным отдела специального образования министерства образования Красноярского края среди профессий для обучающихся с нарушениями интеллекта представлены следующие: столяр, штукатур,
маляр, слесарь сантехнических работ, швея, плотник, портной, мастер по ремонту обуви, переплетчик, цветовод, рабочий зеленого хозяйства, кухонный работник, станочник деревообрабатывающий, слесарь механосборочных работ, каменщик, облицовщик-плиточник, плодоовощевод, жестянщик, изготовитель пищевых продуктов. Учреждения профессионального образования с каждым годом стараются расширять перечень услуг, ориентированных на актуальный спрос на рынке труда города, в том числе, и для учащихся с интеллектуальными нарушениями, однако ежегодно из числа выпускников с интеллектуальными нарушениями только 82% получают профессии, и из них, соответственно, только 27 % работают по специальности [64].
На сегодняшний день очень много обсуждают проблемы образования детей с ОВЗ, при этом, проблему их профессионального ориентирования пока обходят стороной. Что происходит с этими людьми, когда становятся взрослыми? Как им помочь выбрать свой профессиональный путь? Во взрослом мире таких детей подстерегает множество проблем, и одна из них связана с профессиональным обучением и трудоустройством.
В связи с вышеуказанным, мы определили тему нашего исследования «Развитие профессионального интереса старших подростков с ограниченными возможностями здоровья посредством серии занятий по декоративно-прикладному искусству».
Цель - выявить актуальный уровень развития профессионального интереса старших подростков с нарушениями интеллекта и разработать серию профориентационных занятий с опорой на элементы декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - развитие профессионального интереса старших подростков с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - серия профориентационных занятий с опорой на элементы декоративно-прикладного искусства как педагогическое средство развития профессионального интереса старших подростков с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования - использование серии профориентационных занятий с опорой на элементы декоративно-прикладного искусства в профориентационной работе со старшими подростками с нарушениями интеллекта будет способствовать развитию их профессионального интереса.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятия профессионального интереса в психолого - педагогической литературе.
3. Проанализировать психолого - педагогические характеристики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Рассмотреть формы и методы развития профессионального интереса у обучающихся с нарушениями интеллекта.
5. Разработать и реализовать программу эксперимента по выявлению актуального уровня развития профессионального интереса и разработке программы профориентационных занятий на основе элементов ДПИ для старших подростков с нарушениями интеллекта.
Методы исследования: анкеты, опросники, листы наблюдений, анализ документации ребенка (заключение ПМПК, личное дело).
База исследования: КГБОУ «Красноярская школа №5. В качестве экспериментальной группы был выбран 8 «А» класс в составе 17 человек.
В теоретической части нашей работы мы раскрыли основные ключевые понятия темы квалификационной работы: «обучающийся с ОВЗ», «умственная отсталость», «профессиональный интерес», «профессиональная ориентация».
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Профессиональная ориентация - система подготовки человека к свободному, самостоятельному выбору или перемене профессии с учетом его склонностей, интересов, возможностей, имеющихся общественных потребностей, перспектив развития, а также с учетом необходимости полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах хозяйства страны, отдельной отрасли, экономического региона.
В параграфе 1.1. «Профессиональный интерес у обучающихся с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема » мы определили, что наличие профессионального интереса, его развитие является важным направлением профориентационной работы.
Профессиональный интерес является важной составляющей профориентационной работы в школе. В психолого-педагогической литературе профессиональный интерес рассматривается как эмоциональное, познавательное отношение, избирательная активность, выражающая отношение к деятельности.
Авторы-исследователи выделяют следующие структурные компоненты профессионального интереса: информированность о профессии;
положительное отношение к деятельности и понимание социальной значимости профессии; стремление к «пробам», проверке своих способностей.
К числу обучающихся с ОВЗ относят детей, которые имеют нарушение слуха, зрения, речи, опорно - двигательного аппарата (НОДА), задержка психического развития (ЗПР), расстройство аутистического спектра (РАС), комплексные нарушения, умственная отсталость.
Дети с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) - самая многочисленная и трудно приспосабливаемая к условиям общего образования.
Умственная отсталость бывает различной степени: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.
Проанализировав то, какая бывает умственная отсталость мы в своей работе решили остановиться на профориентации детей с умственной отсталостью с легкой степенью.
В параграфе 1.2. «Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» была затронута проблема отношения общества к детям с нарушениями интеллекта. А именно непринятие обществом детей с интеллектуальными нарушениями.
Среди форм и методов развития профессионального интереса исследователи выделяют: наблюдения, тесты, анкеты, опросники, викторины, кроссворды, тренинговые формы работы, информационные встречи, экскурсии, игры, выставки, дискуссии, классные часы, беседы, профпробы, квесты, конкурсы, фестивали, акции, использование информативных стендов, стенгазет, сайтов, использование карт трудовой деятельности, круглый стол, интегрированные и нестандартные уроки, уроки-турниры, анализ конкретных ситуаций и т.д.
Авторы - исследователи считают, что декоративно - прикладное искусство является важным воспитательным и эффективным средством в профориентационной работе для обучающихся, в том числе и для детей с нарушениями интеллекта.
Таким образом, наряду с традиционными формами и методами профориентационной работы, ориентированной на развитие профессионального интереса необходимо использовать элементы ДПИ.
Для определения актуального уровня развития профессионального интереса старших подростков с нарушениями интеллекта и разработки серии профориентационных занятий на основе элементов декоративно-прикладного искусства была организована опытно - экспериментальная работа, в которой мы использовали такие методы и методики, как: анкетирование, опросники, листы наблюдений.
В нашей работе принимали участие 17 обучающихся 8 «А» класса.
По результату диагностики было выявлено, что большинство обучающихся 8 «А» класса с будущей профессией пока не определились, что подтверждается и опросами родителей и учителей. Тем не менее, по результату анкетирования мы выявили уровень развития профессионального интереса обучающихся. Следует отметить, что по показателю «информированность о профессии» обучающиеся в большей степени информированы о профессиях: швея и столяр. По показателям: «положительное отношение к профессии», «осознание социальной значимости профессии» - преобладает средний уровень, а по показателю «стремление к самореализации в профессии» - низкий уровень.
В этой связи нами была разработана программа профориентационных занятий с использованием элементов ДПИ, направленных на развитие профессионального интереса обучающихся с нарушениями интеллекта.
Программа составлена с учетом личностных особенностей обучающихся с нарушениями интеллекта.
По результату реализации программы обучающиеся с нарушениями интеллекта должны быть информированы о профессии, проявлять положительное отношение к профессии, прийти к осознанию социальной значимости профессии, стремиться к самореализации в профессии.
1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 405 с.
2. Арнаутов В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Арнаутов. - Волгоград, 1995. - 20 с.
3. Афанасьев В.Ф. Профессиональные интересы учащихся VII-VIII классов и основные пути их формирования во внеклассной работе : Дис. . канд. пед. наук / В.Ф. Афанасьев. - Волгоград, 1968. - 309 с.
4. Байтимирова А.Т. Сущность и структура понятия «Профессиональный интерес» [Электронный ресурс]. (https:ZZcyberleninka.ru/article/vZsuschnost-i-struktura-ponyatiya-professionalnyy-interes). Получено 01.05.2018.
5. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Академик: словари и энциклопедии.- 2000-2010. psychology.academic.ru/5634/(Получено 15.05.2018).
6. Бухарина Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии : Дис. ... канд. пед. наук / Т.Л Бухарина. - М., 1983. - 184 с.
7. Бучилова И.А. Экспериментальное исследование педагогических стереотипов // Психология ненасильственного взаимодействия. - 1999. - С. 13-20.
8. В Красноярске впервые открылись инклюзивные пришкольные лагеря [Электронный ресурс]. (https://news.mail.ru/society/30054862/). Получено 01.05.2018.
9. Вайсбург А.А. Школьники выбирают рабочие профессии. - М.: Просвещение, 1983. -115 с.
10. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной
подготовки умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1998. N4. С. 40¬46.
11. Волков И.П. Профориентация на основе выявления и развития склонности учащихся/ И.П. Волков // Советская педагогика. - 1982. N8.C. 45-48.
12. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М.:Просвещение,1975. -174 с.
13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.:Просвещение,1995.- 527 с.
14. Гайкова Т.П. Развитие профессиональных интересов у будущих учителей начальных классов в процессе изучения лингвистических дисциплин предметного блока профессиональной подготовки : Дис. ... канд. пед. наук / Т.П. Гайкова- Шадринск : ШГПИ, 2012. - 210 с.
15. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности
подростков с задержкой психического развития // Дефектология. -1986. N5. С.13-20.
16. Гроссу Е.П. Формирование профессиональных интересов
старшеклассников во внеклассной работе: Дис. ... канд. пед. наук / Е.П. Гроссу. - М. : Москов. гос. универ-т, 1975. - 212 с.
17. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
18. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования профессионального интереса [Электронный ресурс].
(http:ZZelsu.ru/journal/issuesZ110/articles/1575//). Получено 07.03.2018.
19. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод.
пособие / сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск: Издательство «Удмуртский
университет», 2009. -112 с.
20. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная
карьера» / Под ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998. -112 с.
21. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.- М.: Просвещение,1981. -136 с.
22. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов, 2002. -80 с.
23. Едиханова Г.Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание- 2016. N5.С. 127-130.
24. Землянская Е.Н. Формирование интересов старшеклассников к экономической сфере на основе интегративного подхода : Дис. ... канд. пед. наук.- М.: 1995. - 176 с.
25. Йовайша Л.А. Валидность описи профессиональных интересов учащихся : материалы IV Всесоюз. съезда о-ва психологов (Тбилиси, 21-24 июня 1971 г.). - Тбилиси, 1971. - С. 107-108.
26. Каждый ребенок -особенный. Иллюзия дефекта / Священник Петр Коломейцев, Манске Кристель.-М. : Никея, 2015. - 240 с.
27. Капланская Е.И., Галле А.Г., Головина Г.А. Профессиональная ориентация детей- инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда: Учеб.-метод.пособие.-М.: АНО «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты», 2010. - 86 с.
28. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов/ Е.А. Климов. - Р н/Д: Феникс, 1996. -512 с.
29. Коломинский Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -M., 1972. -16 с.
30. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы.-Киев: Рад.школа, 1978. - 87 с.
32. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Метод. пособие.-М., Аркти, 2006.-104 с.
33. Лазарев А.А. Педагогические условия формирования профессиональ ного интереса старшеклассников к будущей деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 2004.-26 с.
34. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей /АПН РСФСР.Ин.- т деф.- М.: Просвещение,1958.-109 с.
35. Лузан С.С. Современные технологии разработки и
совершенствования программ профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования [Электронный ресурс ].(http://rclcratlib.ru/vicv/rclcratpcdagogics/138/137858.htm).I Получено 11. 01.2017.
36. Лурия А.Р. Умственно-отсталый ребенок.-М.:Изд.-Моск.ун.-
та,1960. -152 с.
37. Лурия А.Р. Методы исследования детей при отборе во вспомогательной школе.-М.: Изд.-во Моск.ун.-та, 1964.-96 с.
38. Мазина О.Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.).- Казань: Бук, 2015. -С. 164-170.
39. Максяшин А.С. Декоративно-прикладное и народное искусство : их сущность и содержание : учеб. пособие [для вузов] / А.С. Максяшин ; [рец. Л. М. Кадцын]. - Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 2012.-44 с.
40. Малофеев Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) // Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой.-М.: Academica, 2000.-С. 112-152.
41. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.- М.: УЦ «Перспектива», 2006.-52 с.
42. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Пер. на русск. яз. под ред. Ю.Л. Нул- лера, С.Ю. Циркина.-СПб.: «АДИС», 1994.-С. 6-22, 222-227.
43. Методики для профотбора и профориентации [Электронный ресурс]. (http://testoteka.narod.rU/prof/0.html). Получено 01.05.2018.
44. Мирский Л.С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях // Дефектология. - 1994. N4. С. 3-9.
45. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной
личности.- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002.- 400 с.
46. Мордовская А.В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий: Дис. ... канд. пед. наук / А.В. Мордовская.- М., 1990.- 187 с.
47. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и
профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материала этнопедагогики народа Саха).- М.: Academia, 2000.- 176 с.
48. Морозова Н.Г. Особенности поведения и развитие нравственных отношений умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1989.N3. С.63-67.
49. Москоленко Н.В. Круг общения и формирование правильных взаимоотношений с окружающими умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Де'фе'ктология. 1991.N3. С.30¬34.
50. Намазбаева Ж.И. Некоторые вопросы изучения личности умственно -отсталого ребенка //Дефектология.-1982.Н6.С.24-29.
51. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной
школы: Автореф.дис докт. психол. наук. - М., 1986.-33 с.
52.Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: Автореф. Дис. ... канд. псих. наук.-М., 1999.-16 с.
53. Организация работы по профориентации и профадаптации детей - инвалидов и лиц с ОВЗ: учебно-методический комплект/Сост. Г.В. Резапкина. -Сыктывкар: КРИРО.2014.- 48 с.
54.Орлов А.Б. Склонность и профессия/ А.Б. Орлов.-М.Знание, 1981.¬96 с.
55.Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы- сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педаг. Ин-т Саратовского гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского.- Саратов, 1999. -110 с.
56. Особенности работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении/Авт.-сост.: В.А. Рудаков. - Ханты-Мансийск: Институт развития образования. - 2017. - 35 с.
57. Пархоменко А.В. Интегрированный подход к социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта в учреждении начального профессионального образования : Дис. ... канд. пед. наук.-Курск, 2006. -199 с.
58. Певзнер М.С. Дети - олигофрены : Изучение детей - олигофренов в процессе их обучения и воспитания.-М.: Изд.-во АПН, 1959.-489 с.
59. Петелина Е.А. Профессиональный интерес педагога- хормейстера // Фундаментальные исследования.- 2006. N1. С. 96-97;
60. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников.- М.: Изд.-во АПН, 1962. -173 с.
61. Пожар Л. Некоторые проблемы морального развития аномальных детей // Дефектология-1991. N3. С.73-76.
62. Полковников В.В. Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования: Дис. ...канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2008.-186 с.
63. Примерная адаптированная основная общеобразовательная програм ма образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.(вариант 1) [Электронный ресурс]. (http://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/aoop-dlya-obuchayushhihsya-s-umstvennoj-otstalostyu.pdf).Получено 01.05.2018.
64. Программа профориентации для обучающихся с легкой иумеренной степенью умственной отсталости [Электронный ресурс].
(http://kgbou5.ru/vertikalnoemenyu/professionalnoeorientirovanie/programmaprorientacionnoj-raboty.html).Получено 17.09.2018.
65. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод.пособие / Под ред. Е.М. Старобиной. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 340 с.
66. Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении// Вопросы психологии.- 1987.N4.C.92- 99.
67. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации / Под ред. Е.А. Климова.-Пермь: Пермский гос. педаг. ин-т, 1989.-70 с.
68. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики.- М.: МГУ, 1991.-87 с.
69. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 2000.-512 с.
70. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. -М.: Изд-во “Институт практич. психологии”, Воронеж: МОДЭК, 2002.- 400 с.
71. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и
практика.- М.: Академия, 2007.-145 с.
72. Рамаханбетова Ш.Е. Профессиональная ориентация старшеклассник ов на художественное образование средствами изобразительного искусства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-Душанбе, 2012.- 24 с.
73. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.-128 с.
74. Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.:Просвещение,1985.-192 с.
75. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Пособие для учителя / С.Н. Чистякова., П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев и др.- М.: 2005.-160 с.
76. Сандюкова С.А. Формирование художественноэстетических потреб
ностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: Дис. ...канд. пед. наук : 13.00.02 / С.А.Сандюкова ; [Место
защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2009. -202 с. : ил.
77. Саруханов Э.Р., Сотникова С.И. Проблемы управления профессиональной ориентацией молодежи на профессии высшей квалификации.-Л.: Изд- во ЛФЭИ, 1991.-163 с.
78. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования. Профессиональное образование // Педагогическое образование в России-
2013. N5. С.41-46.
79. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 544с.
80. Татарников А.В. Совершенствование трудового воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Севера: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.-Якутск, 2004.- 152 с.
81. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопросы психологии.- 1990.N5.C. 150-157.
82. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. (https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html). Получено 01.05.2018.
83. Фомичев С.И. Формирования трудовых умений у школьников с недоразвитием интеллекта на основе конструктивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-СПб.: 2004.-22 с.
84. Формирования интереса к профессиональной деятельности у обучающихся [Электронный ресурс].(https://solncesvet.ru).Получено 02.05.2018.
85. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 108 с.
86. Характеристика умственной отсталости [Электронный ресурс]. (http://ravnovesie45.ru/index.php/zdorove-i-lechenie/27kharakteristikaumstvennoj-otstalosti?showall=&limitstart).Получено 30.12.2017.
87. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие.- М.:
Дашков и К°. 2005.- 340 с.
88. Цыганкова М.Н. Формирование субъектности как условие профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Дис. ... канд. психол. наук.-М., 2016.- 275 с.
89.Черникова О.В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности студента вуза: Дис. .канд. пед. наук.-Великий Новгород, 2007.-200 с.
90. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-96 с.
91. Шандыбо С.В. Формирование профессиональной позиции принятия ребенка у будущего педагога в вузе: Дис. ...канд. пед. наук.- Красноярск,
2014. -253 с.
92. Шипицына Л.М. Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.— 2-е изд.,перераб. и дополн. -СПб.: Речь, 2005.-477 с.
93. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова.-М.: АПКиПРО, 2003.-94 с.