Введение 3
Глава I. Анализ научной методической литературы по проблеме изучения проявлений оптической дисграфии у младших школьников.. 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 7
1.2 Процесс письма и его структура 13
1.3 Дисграфия: понятие, классификация 20
1.4 Анализ методик по устранению проявлений оптической дисграфии 27
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1 Организация и методика исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 42
2.3 Методические рекомендации, направленные на устранен
проявлений оптической дисграфии у учащихся второго класса
общеобразовательной школы 57
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение
Актуальность исследования. Русский язык - основа, в обучении ребенка в системе образования. В процессе его изучения формируется три основополагающих фундаментальных навыка: чтение, письмо и говорение. Несформированность данных навыков приводит к трудностям школьного обучения. В современных условиях перехода начального образования на новый образовательный стандарт (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход к образованию сформированность навыков письма актуальна. В образовательном стандарте, подчеркивается необходимость формирования у учащихся умений различать звуки и буквы (буква как знак звука); должны уметь ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски; знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы (элементы печатных и письменных букв русского алфавита), а также форму каждой буквы как пространственно-количественную совокупность составляющих ее элементов и др. Формирование первичных образов букв (восприятие) и дальнейшее узнавание обеспечиваются зрительным анализом и синтезом с обязательным подключением зрительно-пространственных операций. Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков.
Исследования Н.Г. Агаркова указывают на то, что письмо и чтение являются важными процессами для ребенка, от которых зависит успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. Письмо характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным.
Проблема нарушений письма у детей изучается очень давно. История развития учения о нарушении письма связана с работами Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Р.И. Лалаевой, Л.Ф. Спировой, Е.Ф. Соботович, А.Н. Корнева, О.А. Токоревой, И.Н. Садовниковой и др. Одной из причин, вызывающих трудности обучения письму, является недостаточная сформированность зрительного гнозиса(узнавания) и пространственных представлений, которые приводят к нарушениям письма.
Своевременное выявление нарушений чтения и письма, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфии от ошибок иного характера чрезвычайно важно для полноценного овладения письмом, что и придает теме нашего исследования особую актуальность.
Проблема исследования. Изучение проявлений оптической дисграфии у учащихся второго класса общеобразовательной школы является одним из условий успешного овладения письмом, ведь именно с ознакомления ребенка со зрительным образом букв, узнаванием всех букв алфавита и умением идентифицировать каждую букву и начинается обучение, но содержание данного вопроса остается недостаточно освещенным в виду небольшого числа исследований.
Объект исследования. Проявление нарушений письменной речи у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Предмет исследования. Особенности проявлений оптической дисграфии у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования. Для младших школьников характерно нарушение письма. Мы полагаем, что у учащихся второго класса общеобразовательной школы в ходе исследования обнаружатся дисграфические ошибки оптического характера и возникнет необходимость составления методических рекомендаций по преодолению выявленных сложностей у изучаемой категории детей.
Цель исследования: изучение проявлений оптической дисграфии у учащихся вторых классов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические сведения по проблеме исследования.
2. Выявить особенности проявлений оптической дисграфии у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
3. Составить методические рекомендации, направленные на устранение проявлений оптической дисграфии у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребёнка; наблюдение за детьми; констатирующий эксперимент; математические методы обработки полученных данных.
Теоретическая значимость исследования определилась тем, что его результаты позволяют углубить представления о проявлениях оптической дисграфии у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение проявлений оптической дисграфии, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему обучения письму учащихся начальных классов. Представленный методический материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов и родителям.
Организация исследования. Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; выбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций.
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме изучения проявлений оптической дисграфии у младших школьников мы установили, что формирование письма требует наличия определенной базы или предпосылок. Условно выделяют следующие предпосылки формирования письма у детей: функциональная состоятельность
анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую (например, перевод звука речи в зрительный образ - букву и перевод буквы в ее двигательную формулу - кинему), сформированность у ребенка зрительного восприятия, моторных функций, полноценной слухо-оптико-моторной координации
(межсенсорного взаимодействия) являются нейрофизиологической основой овладения письмом. Из этого следует, что ребенок не сможет полноценно овладеть письмом, если один из компонентов будет недостаточно сформирован.
По итогам экспериментального изучения письменной речи учащихся второго класса общеобразовательной школы, можно сделать вывод о том, что большая часть учащихся испытывает трудности при письме, типичные для оптической дисграфии, а именно:
- неузнавание изображений и неумения выделить отдельные изображения из фона (в наложенных изображениях);
- узость зрительного восприятия, слабость анализа и обобщений воспринятых впечатлений;
- слабость удержания в памяти зрительных образов;
- трудности определения пространственных отношений между предметами;
- трудности узнавания букв;
- трудности узнавания букв, состоящих из одинаковых элементов, но расположенных в пространстве по-разному;
- встречается недописывание элементов букв, а иногда написание «лишнего» элемента;
- отмечены случаи зеркального написания букв и др.
Наличие выявленных особенностей указывает на затруднение в овладении навыком письма и возникает необходимость составления методических рекомендаций по преодолению этих затруднений.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что у учащихся второго класса общеобразовательной школы в ходе исследования обнаружатся дисграфические ошибки оптического характера и возникнет необходимость составления методических рекомендаций по преодолению выявленных сложностей у изучаемой категории детей, получила подтверждение.
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. - М.: Детство-Пресс, 2003.
2. Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. - М.: Сфера, 2013.
3. Астахова Т.В. Формирование графо-моторных навыков у младших школьников. - М.: Владос, 2014.
4. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. - М.: Издательство «Национальный книжный центр», 2015.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М.: АСТ, астрель Транзиткнига, 2005.
6. Галактионова О.Г., Хотылева Т.Ю., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие. - М.: Изд-во «В. Секачев», 2013.
7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. / Под ред. О.В. Защиринской. - СПб: Речь, 2006.
8. Елецкая О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. - М.: Издательство «Национальный книжный центр», 2015.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. - М.: Изд-во «Национальный книжный центр», 2015.
10. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
11. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., Литур, 2011.
12. Зриндер Л.Р. Очерк общей теории письма. - Л., Наука, 1987.
13. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. - М.: Каро, 2008.
14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
15. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие.
- М.: АСТ: Астрель, 2005.
16. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2001.
17. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. / Под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой. - М.:, Изд-во «Смысл», 2014.
18. Коноваленко С.В. Психологическая профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета. - М.: Книголюб, 2007.
19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). - СПб: «Речь», 2003.
20. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002.
21. Лазаренко Л.В. 1 класс. Развитие графомоторных функций. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе. - М.: Владос, 2013.
22. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - М.: Изд-во «Феникс», 2004.
23. Лалаева Р.И. Логопедия: Методич. наследие: В 5 кн. Кн.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - М.: ВЛАДОС, 2007.
24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., «Смысл», 2003.
25. Логопедия. / Под.ред. Волковой Л.С. - М.: ВЛАДОС, 2009.
26. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во «Academia», 2013.
27. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
28. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
29. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактики и коррекции оптической дисграфии. - М.: Гном, 2015.
30. Нодельман В.И. Методы исследования речи. - М., 1994.
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт-Издат, 2012.
32. Оглоблина И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. - М.: Владос, 2015.
33. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - М.: Детство-Пресс, 2006.
34. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. / Под редакцией
О.Б. Иншаковой. - М.: Издательство «Московский психолого¬
социальный институт (МПСИ)», 2007.
35. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. - М.: Феникс, 2006.
36. Поварова И.А., Гончарова В.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. - М.: Феникс, 2008.
37. Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи. - М., 1984.
38. Прищепова И.В., Недоленко С.В., Прищепова П.А. Диагностика недостатков письма у младших школьников. - М.: Литера, 2016.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб, Питер, 2007.
40. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 1997.
41. Садовникова И.Н., Дисграфия, дислексия: технологии преодоления. - М.: Парадигма, 2012.
42. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. - М., 1996.
43. Седых Н.А. Коррекция письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи: 1-й год коррекционной работы. - М.: Изд-во «Основа», 2008.
44. Селезнева Н.И., Тылевич А.Б., Калинина Т.Г. Преодоление нарушений письменной речи. - М.: Каро, 2011.
45. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
46. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
47. Юрьева Е.Н. Преодоление оптической дисграфии. - М Издательство «ГНОМ», 2013.
48. Яковлева Н.Н., Аристова Т.А., Архипова Г.А. Коррекция нарушений письменной речи. - М.: Каро, 2013.
49. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Учителю о детях с речевыми недостатками. - М., Аркти, 2001.
50. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: Аркти, 2015.
51. Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников.
- М.: Издательство «ГНОМ», 2015.