Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения мышления в психологии 8
1.2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста 19
1.3. Современное состояние изучения проблемы словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
2.1. Организация, методы и методики исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
Выводы по второй главе 54
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 57
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции словесно-логического
мышления младших школьников с задержкой психического развития 57
3.2. Содержание программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 66
Выводы по третьей главе 77
Заключение 79
Список литературы 82
Приложения
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения мышления в психологии 8
1.2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста 19
1.3. Современное состояние изучения проблемы словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
2.1. Организация, методы и методики исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
Выводы по второй главе 54
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 57
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции словесно-логического
мышления младших школьников с задержкой психического развития 57
3.2. Содержание программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 66
Выводы по третьей главе 77
Заключение 79
Список литературы 82
Приложения
Актуальность исследования. В последние десятилетия XX века остро возникла проблема роста числа детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. По данным, представленным на сайте, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей являются здоровыми, остальные же дети по своему психофизиологическому состоянию либо входят в группу риска, либо страдают нарушениями психофизического развития. Эта статистика является пугающей. Вследствие увеличения числа детей с различными проблемами в развитии, снижается рождаемость детей.
Задержка психического развития является самой распространённой формой нарушений в развитии. В младших классах число таких детей колеблется от 5 до 11%.
Изучение детей с данной нозологией начинается ещё с конца 50-х годов XX века. Проблемой изучения детей с задержкой психического развития занимались выдающиеся учёные-дефектологи, психологи и педагоги, такие как: Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская и другие. Среди младших школьников, которые испытывали проблемы в учебной деятельности, они выделили неуспевающих учеников, черты поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми детьми. Эти ученики были объединены в особую категорию.
По данным различных исследований, в России примерно 30% детей младшего школьного возраста не справляются с требованиями школьной программы. Физическое развитие этих детей приближено к норме, однако у таких детей наблюдаются трудности в усвоении учебного материала вследствие сниженной работоспособности, низкого уровня познавательной активности и замедленного темпа переработки информации, неустойчивости внимания, сниженного объёма памяти и недоразвитости наглядно-образного и словесно-логического мышления. К тому же, на практике все ещё существуют трудности правильного распознавания детей с задержкой психического развития, отделение их от умственно отсталых детей.
Изучением мыслительных процессов младших школьников с задержкой психического развития занимались В.И. Лубовский (1989), Т.В.Егорова (1973), Г.М. Капустина (2009), С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенкова (1994).
Исследование авторов показали, что к основным особенностям мыслительных процессов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития можно отнести: несформированность когнитивной мотивации, отсутствие ориентировочного этапа в ходе решения мыслительных задач, поспешность и неорганизованность, доминирующие в их работе. Такие дети стараются быстрее выполнить задания, упуская важные детали, у них возникают трудности в удержании словесной инструкции, в классификации предметов, их сравнении и обобщении.
Необходимо своевременно выявлять нарушения в психическом развитии таких детей, тщательно изучать особенности развития их познавательных процессов, реализовывать коррекционные программы для успешного включения младших школьников с данной нозологией в образовательный процесс.
Младшие школьники с задержкой психического развития особенно нуждаются в изучении и коррекции словесно-логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе.
Цель исследования: выявить особенности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. У младших школьников с задержкой психического развития словесно-логическое мышление имеет низкий уровень развития. Использование разработанной нами программы психологической коррекции словесно-логического мышления окажет положительное влияние на его развитие у данной категории испытуемых.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Методологические основы исследования:
Концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934);
Ранняя концепция о развитии мышления ребенка Ж. Пиаже (1935);
Об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1967; В.В. Ковалев, 1975; К.С. Лебединская, 1975; М.С. Певзнер, 1967; Г.Е. Сухарева, 1965 и др.);
Особенности формирования словесно-логического мышления у школьников младшего школьного возраста с задержкой психического развития (И.Н. Брокане (1981); В.И. Лубовский, (1979); С.Г. Шевченко (1975); Л.Н. Блинова (2001); Т.В. Егорова, (1984), Смирнова А.С. (2016), Левицкая Л.В. (2016) и др.)
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
- методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене, 2019) [100]; методика «Выявление общих понятий» (Карелин А.А., 2007); методика «Изучение скорости мышления» (Карвасарский Б.Д., 2004).
Организация исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7» г. Красноярска (МБОУ «Гимназия №7»). В исследовании приняли участии 22 учащихся 4 класса в возрасте 10-11 лет. Все школьники имеют заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 по 2022 год и включало в себя следующие этапы:
Подготовительный этап. На данном этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялось современное состояние изучение проблемы, теоретические и методологические основы работы.
Констатирующий этап. На этом этапе осуществлялось проведение констатирующего эксперимента, который включал в себя количественный и качественный анализ полученных результатов исследования по изучению особенностей словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Формирующий этап. Выделение контрольной и экспериментальной группы детей. Разработка и реализация программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап. Реализация контрольного эксперимента, анализ полученных результатов исследования. Сравнение результатов исследования по изучению уровня развития словесно-логического мышления, полученных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Заключительный этап. Описание выводов и заключения. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 100 источников, приложения. Общий объем работы составляет 119 страниц.
Задержка психического развития является самой распространённой формой нарушений в развитии. В младших классах число таких детей колеблется от 5 до 11%.
Изучение детей с данной нозологией начинается ещё с конца 50-х годов XX века. Проблемой изучения детей с задержкой психического развития занимались выдающиеся учёные-дефектологи, психологи и педагоги, такие как: Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская и другие. Среди младших школьников, которые испытывали проблемы в учебной деятельности, они выделили неуспевающих учеников, черты поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми детьми. Эти ученики были объединены в особую категорию.
По данным различных исследований, в России примерно 30% детей младшего школьного возраста не справляются с требованиями школьной программы. Физическое развитие этих детей приближено к норме, однако у таких детей наблюдаются трудности в усвоении учебного материала вследствие сниженной работоспособности, низкого уровня познавательной активности и замедленного темпа переработки информации, неустойчивости внимания, сниженного объёма памяти и недоразвитости наглядно-образного и словесно-логического мышления. К тому же, на практике все ещё существуют трудности правильного распознавания детей с задержкой психического развития, отделение их от умственно отсталых детей.
Изучением мыслительных процессов младших школьников с задержкой психического развития занимались В.И. Лубовский (1989), Т.В.Егорова (1973), Г.М. Капустина (2009), С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенкова (1994).
Исследование авторов показали, что к основным особенностям мыслительных процессов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития можно отнести: несформированность когнитивной мотивации, отсутствие ориентировочного этапа в ходе решения мыслительных задач, поспешность и неорганизованность, доминирующие в их работе. Такие дети стараются быстрее выполнить задания, упуская важные детали, у них возникают трудности в удержании словесной инструкции, в классификации предметов, их сравнении и обобщении.
Необходимо своевременно выявлять нарушения в психическом развитии таких детей, тщательно изучать особенности развития их познавательных процессов, реализовывать коррекционные программы для успешного включения младших школьников с данной нозологией в образовательный процесс.
Младшие школьники с задержкой психического развития особенно нуждаются в изучении и коррекции словесно-логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе.
Цель исследования: выявить особенности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. У младших школьников с задержкой психического развития словесно-логическое мышление имеет низкий уровень развития. Использование разработанной нами программы психологической коррекции словесно-логического мышления окажет положительное влияние на его развитие у данной категории испытуемых.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Методологические основы исследования:
Концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934);
Ранняя концепция о развитии мышления ребенка Ж. Пиаже (1935);
Об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1967; В.В. Ковалев, 1975; К.С. Лебединская, 1975; М.С. Певзнер, 1967; Г.Е. Сухарева, 1965 и др.);
Особенности формирования словесно-логического мышления у школьников младшего школьного возраста с задержкой психического развития (И.Н. Брокане (1981); В.И. Лубовский, (1979); С.Г. Шевченко (1975); Л.Н. Блинова (2001); Т.В. Егорова, (1984), Смирнова А.С. (2016), Левицкая Л.В. (2016) и др.)
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
- методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене, 2019) [100]; методика «Выявление общих понятий» (Карелин А.А., 2007); методика «Изучение скорости мышления» (Карвасарский Б.Д., 2004).
Организация исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7» г. Красноярска (МБОУ «Гимназия №7»). В исследовании приняли участии 22 учащихся 4 класса в возрасте 10-11 лет. Все школьники имеют заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 по 2022 год и включало в себя следующие этапы:
Подготовительный этап. На данном этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялось современное состояние изучение проблемы, теоретические и методологические основы работы.
Констатирующий этап. На этом этапе осуществлялось проведение констатирующего эксперимента, который включал в себя количественный и качественный анализ полученных результатов исследования по изучению особенностей словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Формирующий этап. Выделение контрольной и экспериментальной группы детей. Разработка и реализация программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап. Реализация контрольного эксперимента, анализ полученных результатов исследования. Сравнение результатов исследования по изучению уровня развития словесно-логического мышления, полученных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Заключительный этап. Описание выводов и заключения. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 100 источников, приложения. Общий объем работы составляет 119 страниц.
В настоящее время изучение особенностей познавательных процессов, и, в частности, мышления младших школьников с задержкой психического развития является актуальной темой для многих научных исследований. Причиной этого является статистика. С каждым годом количество детей с отклонениями в развитии увеличивается, а задержка психического развития является самым распространённым отклонением.
В результате анализа литературы мы установили, что задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Отставание в развитие мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Недоразвитие всех познавательных процессов, в частности мышления, приводит к недостаточности социально формируемых умений и навыков (письмо, счёт, чтение, социально одобряемое поведение), что, в свою очередь, приводит к проблемам адаптации такого ребёнка в обществе.
В результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей наблюдается «низкий» и «ниже среднего» уровень развития мышления. У этих детей имеются трудности в развитии мыслительных операций - анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения. Они неусидчивы, для них характерна сниженная работоспособность и низкая познавательная активность.
Для развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции словесно-логического 79
мышления.
Программа включала в себя следующие направления работы: увеличение уровня сформированности мыслительной операции - обобщения; усиление способностей к анализу и синтезу; развитие умения сравнивать предметы и явления по различным признакам; развитие умения устанавливать логические связи; снятие эмоционального напряжения путём проведения разминок, зрительных гимнастик, упражнений на развитие межполушарных связей.
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе у детей значительных изменений в показателях словестно-логического мышления зафиксировано не было. У детей все также преобладал низкий уровень развития мышления. Они испытывали трудности при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез. Им трудно было найти обобщающие слова для нескольких слов или классифицировать предметы или явления по каким-либо признакам. У детей из контрольной группы наблюдалась низкая работоспособность, сниженная познавательная активность и высокая отвлекаемость - им трудно было сосредоточиться на выполнении заданий, представляющих для них трудность и не вызывающих интерес.
В экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика в изменении показателях словестно-логического мышления, в увеличении количества детей, имеющих высокий уровень и приближенный к норме уровень развития словесно-логического мышления. Результаты диагностики показали, что значительно снизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития данного вида мышления.
Дети стали усидчивее, улучшилась их работоспособность. Им уже требовалось меньше времени на выполнение заданий, направленных на развитие различных мыслительных операций. Повысилась познавательная активность, вырос интерес к занятиям, отмечалась самостоятельность выводов и рассуждений. Дети научились анализировать, рассуждать.
Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции словесно¬логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
В результате анализа литературы мы установили, что задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Отставание в развитие мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Недоразвитие всех познавательных процессов, в частности мышления, приводит к недостаточности социально формируемых умений и навыков (письмо, счёт, чтение, социально одобряемое поведение), что, в свою очередь, приводит к проблемам адаптации такого ребёнка в обществе.
В результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей наблюдается «низкий» и «ниже среднего» уровень развития мышления. У этих детей имеются трудности в развитии мыслительных операций - анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения. Они неусидчивы, для них характерна сниженная работоспособность и низкая познавательная активность.
Для развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции словесно-логического 79
мышления.
Программа включала в себя следующие направления работы: увеличение уровня сформированности мыслительной операции - обобщения; усиление способностей к анализу и синтезу; развитие умения сравнивать предметы и явления по различным признакам; развитие умения устанавливать логические связи; снятие эмоционального напряжения путём проведения разминок, зрительных гимнастик, упражнений на развитие межполушарных связей.
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе у детей значительных изменений в показателях словестно-логического мышления зафиксировано не было. У детей все также преобладал низкий уровень развития мышления. Они испытывали трудности при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез. Им трудно было найти обобщающие слова для нескольких слов или классифицировать предметы или явления по каким-либо признакам. У детей из контрольной группы наблюдалась низкая работоспособность, сниженная познавательная активность и высокая отвлекаемость - им трудно было сосредоточиться на выполнении заданий, представляющих для них трудность и не вызывающих интерес.
В экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика в изменении показателях словестно-логического мышления, в увеличении количества детей, имеющих высокий уровень и приближенный к норме уровень развития словесно-логического мышления. Результаты диагностики показали, что значительно снизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития данного вида мышления.
Дети стали усидчивее, улучшилась их работоспособность. Им уже требовалось меньше времени на выполнение заданий, направленных на развитие различных мыслительных операций. Повысилась познавательная активность, вырос интерес к занятиям, отмечалась самостоятельность выводов и рассуждений. Дети научились анализировать, рассуждать.
Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции словесно¬логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
Подобные работы
- Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших
школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция нарушений опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023



