Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения мышления в психологии 8
1.2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста 19
1.3. Современное состояние изучения проблемы словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
2.1. Организация, методы и методики исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
Выводы по второй главе 54
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 57
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции словесно-логического
мышления младших школьников с задержкой психического развития 57
3.2. Содержание программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 66
Выводы по третьей главе 77
Заключение 79
Список литературы 82
Приложения
Актуальность исследования. В последние десятилетия XX века остро возникла проблема роста числа детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. По данным, представленным на сайте, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей являются здоровыми, остальные же дети по своему психофизиологическому состоянию либо входят в группу риска, либо страдают нарушениями психофизического развития. Эта статистика является пугающей. Вследствие увеличения числа детей с различными проблемами в развитии, снижается рождаемость детей.
Задержка психического развития является самой распространённой формой нарушений в развитии. В младших классах число таких детей колеблется от 5 до 11%.
Изучение детей с данной нозологией начинается ещё с конца 50-х годов XX века. Проблемой изучения детей с задержкой психического развития занимались выдающиеся учёные-дефектологи, психологи и педагоги, такие как: Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская и другие. Среди младших школьников, которые испытывали проблемы в учебной деятельности, они выделили неуспевающих учеников, черты поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми детьми. Эти ученики были объединены в особую категорию.
По данным различных исследований, в России примерно 30% детей младшего школьного возраста не справляются с требованиями школьной программы. Физическое развитие этих детей приближено к норме, однако у таких детей наблюдаются трудности в усвоении учебного материала вследствие сниженной работоспособности, низкого уровня познавательной активности и замедленного темпа переработки информации, неустойчивости внимания, сниженного объёма памяти и недоразвитости наглядно-образного и словесно-логического мышления. К тому же, на практике все ещё существуют трудности правильного распознавания детей с задержкой психического развития, отделение их от умственно отсталых детей.
Изучением мыслительных процессов младших школьников с задержкой психического развития занимались В.И. Лубовский (1989), Т.В.Егорова (1973), Г.М. Капустина (2009), С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенкова (1994).
Исследование авторов показали, что к основным особенностям мыслительных процессов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития можно отнести: несформированность когнитивной мотивации, отсутствие ориентировочного этапа в ходе решения мыслительных задач, поспешность и неорганизованность, доминирующие в их работе. Такие дети стараются быстрее выполнить задания, упуская важные детали, у них возникают трудности в удержании словесной инструкции, в классификации предметов, их сравнении и обобщении.
Необходимо своевременно выявлять нарушения в психическом развитии таких детей, тщательно изучать особенности развития их познавательных процессов, реализовывать коррекционные программы для успешного включения младших школьников с данной нозологией в образовательный процесс.
Младшие школьники с задержкой психического развития особенно нуждаются в изучении и коррекции словесно-логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе.
Цель исследования: выявить особенности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. У младших школьников с задержкой психического развития словесно-логическое мышление имеет низкий уровень развития. Использование разработанной нами программы психологической коррекции словесно-логического мышления окажет положительное влияние на его развитие у данной категории испытуемых.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Методологические основы исследования:
Концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934);
Ранняя концепция о развитии мышления ребенка Ж. Пиаже (1935);
Об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1967; В.В. Ковалев, 1975; К.С. Лебединская, 1975; М.С. Певзнер, 1967; Г.Е. Сухарева, 1965 и др.);
Особенности формирования словесно-логического мышления у школьников младшего школьного возраста с задержкой психического развития (И.Н. Брокане (1981); В.И. Лубовский, (1979); С.Г. Шевченко (1975); Л.Н. Блинова (2001); Т.В. Егорова, (1984), Смирнова А.С. (2016), Левицкая Л.В. (2016) и др.)
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
- методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене, 2019) [100]; методика «Выявление общих понятий» (Карелин А.А., 2007); методика «Изучение скорости мышления» (Карвасарский Б.Д., 2004).
Организация исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7» г. Красноярска (МБОУ «Гимназия №7»). В исследовании приняли участии 22 учащихся 4 класса в возрасте 10-11 лет. Все школьники имеют заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 по 2022 год и включало в себя следующие этапы:
Подготовительный этап. На данном этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялось современное состояние изучение проблемы, теоретические и методологические основы работы.
Констатирующий этап. На этом этапе осуществлялось проведение констатирующего эксперимента, который включал в себя количественный и качественный анализ полученных результатов исследования по изучению особенностей словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Формирующий этап. Выделение контрольной и экспериментальной группы детей. Разработка и реализация программы психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап. Реализация контрольного эксперимента, анализ полученных результатов исследования. Сравнение результатов исследования по изучению уровня развития словесно-логического мышления, полученных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Заключительный этап. Описание выводов и заключения. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 100 источников, приложения. Общий объем работы составляет 119 страниц.
В настоящее время изучение особенностей познавательных процессов, и, в частности, мышления младших школьников с задержкой психического развития является актуальной темой для многих научных исследований. Причиной этого является статистика. С каждым годом количество детей с отклонениями в развитии увеличивается, а задержка психического развития является самым распространённым отклонением.
В результате анализа литературы мы установили, что задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Отставание в развитие мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Недоразвитие всех познавательных процессов, в частности мышления, приводит к недостаточности социально формируемых умений и навыков (письмо, счёт, чтение, социально одобряемое поведение), что, в свою очередь, приводит к проблемам адаптации такого ребёнка в обществе.
В результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей наблюдается «низкий» и «ниже среднего» уровень развития мышления. У этих детей имеются трудности в развитии мыслительных операций - анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения. Они неусидчивы, для них характерна сниженная работоспособность и низкая познавательная активность.
Для развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции словесно-логического 79
мышления.
Программа включала в себя следующие направления работы: увеличение уровня сформированности мыслительной операции - обобщения; усиление способностей к анализу и синтезу; развитие умения сравнивать предметы и явления по различным признакам; развитие умения устанавливать логические связи; снятие эмоционального напряжения путём проведения разминок, зрительных гимнастик, упражнений на развитие межполушарных связей.
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе у детей значительных изменений в показателях словестно-логического мышления зафиксировано не было. У детей все также преобладал низкий уровень развития мышления. Они испытывали трудности при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез. Им трудно было найти обобщающие слова для нескольких слов или классифицировать предметы или явления по каким-либо признакам. У детей из контрольной группы наблюдалась низкая работоспособность, сниженная познавательная активность и высокая отвлекаемость - им трудно было сосредоточиться на выполнении заданий, представляющих для них трудность и не вызывающих интерес.
В экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика в изменении показателях словестно-логического мышления, в увеличении количества детей, имеющих высокий уровень и приближенный к норме уровень развития словесно-логического мышления. Результаты диагностики показали, что значительно снизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития данного вида мышления.
Дети стали усидчивее, улучшилась их работоспособность. Им уже требовалось меньше времени на выполнение заданий, направленных на развитие различных мыслительных операций. Повысилась познавательная активность, вырос интерес к занятиям, отмечалась самостоятельность выводов и рассуждений. Дети научились анализировать, рассуждать.
Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции словесно¬логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
1. Абухова М. С. Особенности мышления младших школьников с ЗПР //Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - №. 4. - С. 233-235.
2. Агапкина, А. А. Особенности развития мышления у младших школьников / А. А. Агапкина. — Текст: электронный // ТвГУ : [сайт]. — URL: https://s.econf.rae.ru/pdf/2017/11/6533.pdf(дата обращения: 20.04.2022).
3. Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М., Алшынбекова Г.К. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-1. 141-144 с.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
5. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
6. Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей
младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. №3. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-podhody-k-otsenke dostizheniy-i-trudnostey-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy- psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 19.04.2022).
7. Баркина И. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития//Вестник педагога. 2017. 12 с.
8. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 174 с.
9. Белошистая А.В., Левитас В.В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие. 2-е изд. М.: Изд. Юрайт, 2019. 129 с
10. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС; 2001. - 136 с.
11. Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-5 изд., расширенное. - СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2009 г. - 811 с.
12. Булатова, О. В. К вопросу о развитии младших школьников с задержкой психического развития как субъектов учебной деятельности / О. В. Булатова, Н. А. Кузьмина // Бизнес. Образование. Право. - 2011. - № 4(17). - С. 208-212.
13. Вервейко И. Н. и др. Развитие словесно-логического мышления у младших школьников //Научные исследования: от теории к практике. - TSNS Interaktiv Plus, 2015. - №. 1 (2). - С. 149-150.
14. Вертгеймер Макс. Продуктивное мышление: Пер. с англ.С. Д. Латушкина; ред. Э. М. Пчелкина / Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко.
15. Вильшанская А.Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР // Дефектология. 2005. №2. С. 160-163.
16. Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. Москва. 1995. 251с.
17. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — 2. — Москва: Просвещение, 1973. — 175 c.
18. Волков, Б. С. Психология возраста: от младшего школьника до старости. Логические схемы. Учебное пособие студентов для вузов, обучающихся по пед. специальностям. / Б. С. Волков. — Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 511 c.
19. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 36520.html. - ЭБС «IPRbooks».
20. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536с.
21. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский// Вопросы психологии: двенадцатый год издания / Ред. В.Н. Колбановский, Ф.А. Сохин. - 1966. - 77 c.
22. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
23. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. - М. Педагогика.
24. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом Университет, 1999. - 332 с.
25. Глебкин В. Проблема мышления в психологии // Развитие личности. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problema-myshleniya-v-psihologii(дата обращения: 20.04.2022).
26. Гороховская, Г. Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников / Г. Г. Гороховская // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал. — Москва: Издательство "Начальная школа и образование", 2008. — С. 40¬43.
27. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2003.
- 655 с
28. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.
С. Гуревич. — Москва: Юнити-Дана, 2012. — 320 c. — (Серия
«Учебники профессора П.С. Гуревича)
29. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998.
30. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М.: 5. Просвещение, 2004.
31. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.
32. Дмитриева, Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций. / Н. Ю. Дмитриева : ЭКСМО, 2007. — 128 с.
33. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2003. — 148 с.
34. Дудалова Е.М. Особенности развития мышления младших школьников/ Е.М. Дудалова, И.Г. Краснослабодцев// Вестник современных исследований. - 2018 - №11.5. - С. 85-55.
35. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 2006. 273 с.
36. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: НОРМА-ИНФРА; 1999. - 624 с.
37. Есипова Д. В., Кацеро А. A. Особенности мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР: теоретические основы исследования //PEDAGOGICAL SCIENCES. - С. 69.-71.
38. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990.— 367 с.
39. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003. - 32 с.
40. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: учебно-методическое пособие для учителей / А.З. Зак. М.: Новая школа, 1996. 288 с.
41. Инденбаум Е.Л. К чему приводит инклюзивное образование детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 4. 2013. С.33- 38
42. Ислямова Э.Э. Развитие словесно-логического мышления младших
школьников с ЗПР в процессе работы над арифметической задачей //
Теория и практика современной науки. 2017. №6 (24). С. 350-353.
43. Капитанец, Е. Г. Исследование особенностей мышления младших
школьников с задержкой психического развития / Е. Г. Капитанец, И. С. Хохлова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № T44. - С. 9-14.
44. Карабанова, О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. / О. А. Карабанова. — : Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
45. Карамчакова Е.В. Теоретические основы словесно-логического мышления младших школьников /Е.В. Карамчакова, М.Н.Логинова // Вестник научных конференций. - 2018 -№ 12-3 (40). - с. 82-83.
46. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.
47. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. — том 1. — Москва: Эксмо, 2007. — 312 с.
48. Кисова В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой
психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kliniko-psihologicheskie-osobennosti-detey- s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-kak-osnova-korrektsionno- razvivayuschey-raboty-v(дата обращения: 19.04.2022).
49. Козубовский, В. М. К59 Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
50. Кокаева А.В. Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития /А.В. Кокаева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 26-27 апреля 2018 года. -Екатеринбург: без издательства, 2018. - С. 277-280.
51. Краснобаева, Я. О. Особенности развития мышления младших
школьников / Я. О. Краснобаева, М. Ю. Миргородская, Д. Н. Пушкарская // Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ: сборник статей Международной научно-практической
конференции. — Казань: научно-издательский центр «АЭТЕРНА», 2021. — С. 67-69.
52. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 2004. 135 с.
53. Крюков С. и Макарова А. Коррекция познавательных процессов в младшем подростковом возрасте. Издательство: LAMBERT Academic Publishing. 2013. 286 с.
54. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
55. Кулагина И.Ю. Университет Российской Академии Образования. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие. 5-е изд. М: Изд-во УРАО, 1999. 176 с
56. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
57. Лебединский В.В. Задержанное психическое развитие / В.В. Лебединский. Задержанное психическое развитие // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для
студентов факультетов психологии. Сост. Защиринская О.В. - СПб.: Речь,
2003. - с. 83-101.
58. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975. 352 с.
59. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М: Смысл, 2005. 511 с.
60. Лиходедова Л.Н., Асылбекова А.А. Особенности развития мышления у
младших школьников c ЗПР / Лиходедова Л.Н., Асылбекова А.А. — Текст: электронный // Репозиторий Dspace : [сайт]. — URL:
https://repo.kspi.kz/handle/123456789/4445(дата обращения: 20.04.2022).
61. Мамайчук И.И., Ильина Н.М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь,
2004. - 352 с.
62. Мошечкова, С. Ю. Исследования мышления у детей с задержкой
психического развития / С. Ю. Мошечкова // Материалы международного научного форума обучающихся "Молодежь в науке и творчестве": Сборник научных статей, Гжель, 27 апреля 2016 года - 2017 года / Гжельский государственный университет. - Гжель: Гжельский
государственный университет, 2016. - С. 380-381.
63. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
64. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 640 с.
65. Немов, Р. С. Общая психология: краткий курс / Р. С. Немов. — СПБ: Питер, 2010. — 304 c.
66. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002 г. - 510 с.
67. Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития. — Текст: электронный // III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011: [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2011/article/2011001904? (дата обращения: 02.04.2022).
68. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий. Волгоград. Изд.Учитель. 2007.
69. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. Москва: Знание, 1986. 272 с.
70. Первушина О. Н. Общая психология //Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ. - 1996. - 84 с.
71. Переслени Л. И., Чупров Л. Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников //Вопросы психологии. - 1989. - №. 5. - С. 154-157.
72. Петрова С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического
развития // Символ науки. 2021. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-zaderzhkoy- psihicheskogo-razvitiya(дата обращения: 19.04.2022).
73. Петровский, А. В. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский. — Москва: Просвещение, 1976. — 479 c.
74. Петухов В. В. Психология мышления. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологи государственных университетов / В. В. Петухов. — Москва: Издательство Московского университета, 1987. — 89 c.
75. Покаместова О.В. Особенности детей с задержкой психического развития
(ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы Науки. 2014. №12 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detey-s-
zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-zpr-v-period-obucheniya-v-nachalnoy- shkole (дата обращения: 19.04.2022).
76. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2014. 160 с.
77. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018.
78. Пшеничнова И. В., Нежкина М. Р. Условия психолого-педагогического сопровождения развития мышления младших школьников //Современные проблемы науки и образования. - 2020. - №. 4. - С. 60-60.
79. Романова Л.Г. Особенности развития мышления у младших школьников с ЗПР. 2018. № 4-2 (30). 18 с.
80. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.
81. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
82. Савостина И.С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / И.С. Савостина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2013. - №1. - с. 96-99.
83. Смирнова А.С., Левицкая Л.В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте//Молодой учёный. - 2016. - №11. - С. 1783-1785.
84. Сорокоумова Е.А., Калугина Е.С. Методики развития мышления у детей с
ЗПР в школьном возрасте // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №5 (8). URL: https:ZZcyberlenika.ru/articleZn/metodiki-razvitiya-
myshleniya-udetey-s-zpr-v-shkolnom-vozraste (дата обращения
20.04.2022)
85. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, Л.А.Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - М. : Академия, 2001. - 312 с/
86. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. / Л. Д. Столяренко. — 3. —
Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. — 362 с.
87. Сулейманова Д. Р., Ибрагимова А. Р. Особенности развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития //Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - №. 6. - С. 981-983.
88. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. С.12-16.
89. Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б., Дуванова С.П., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям: рек. УМО вузов РФ. - СПб.: Питер, 2006 г.— 304 с.
90. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.—184 с.
91. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М: Просвещение, 2010. - 31 с.
92. Фролова Е.А. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития. // Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи: сборник материалов II Международной научно-практической конференции для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов. - Луганск: Изд-во Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко,
2016. - с. 80-83.
93. Шадриков Владимир Дмитриевич Мышление как проблема психологии //
Высшее образование сегодня. 2018. №10. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/myshlenie-kak-problema-psihologii (дата
обращения: 20.04.2022).
94. Шадрина, А. А. Особенности развития мышления у детей с задержкой
психического развития / А. А. Шадрина. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть : [сайт]. — URL:
https: //nsportal .ru/detskii-sad/korrektsionnaya- pedagogika/2020/12/15/osobennosti-razvitiya-myshleniya-u-detey-s (дата обращения: 02.04.2022).
95. Шамарина Е.В., Тарасова О.В. Развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития средствами математики // Коррекционная педагогика. 2012. № 2(4). С. 42-47.
96. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). / И. В. Шаповаленко. — Москва : Гардарики,
2005. — 349 с.
97. Шеварев П.А. О роли ассоциации в процессах мышления//Исследование мышления в советской психологии. Москва: Наука. 1966. 388 - 390 с.
98. Шепилова Е.Д., Шепилова Н.А. Организация индивидуальных занятий по
развитию наглядно-образного мышления детей с ЗПР// Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие
инновационных моделей: Сб. научн. ст. IV Междун. научно-практ. конф.
2017. С. 162-164.
99. Щербатых Ю. В. Общая психология //СПб.: Питер. - 2008. - С. 171.
100. Яковлева О.Н., Андрякова Е.А. Диагностические методики используемые учителем-дефектологом для обследования детей школьного возраста / Яковлева О.Н., Андрякова Е.А.. - Белоярский, 2019. - 68 с.