Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №150088

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Подходы к пониманию психологической коррекции тревожности 7
1.2. Социально-психологическая характеристика старших подростков 15
1.3. Особенности психологической коррекции тревожности
девятиклассников в условиях дистанционного обучения 22
Выводы По Главе 1 32
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 34
2.1. Этапы и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Научно-практические рекомендации по психологической
коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения 48
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ


Современная система российского образования функционирует и развивается в соответствии с теми тенденциями, которые были определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а в дальнейшем были конкретизированы Федеральными государственными образовательными стандартами для каждой ступени образования. В соответствии с названными нормативно-правовыми документами, результаты освоения обучающимися программы основного общего образования должны обеспечивать возможность успешного перехода на следующую ступень, сформированность целого ряда личностных качеств, составляющих социально-коммуникативную компетентность личности, и осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.
Можно без преувеличения сказать о том, что время обучения школьника в 9 классе - это своеобразный рубеж, переход от этапа номинального взросления школьника к этапу фактического взросления. К моменту завершения обучения в основной школе существенно меняются требования к осуществлению ребёнком учебной деятельности и его поведению. Необходимость соответствовать социальным представлениям о взрослости вызывает у ребёнка вполне обоснованную тревогу.
Прохождение государственной итоговой аттестации, результаты которой предопределяют дальнейшую траекторию получения образования, необходимость определиться с выбором профессии так же вызывают немалое беспокойство.
Помимо прочего, к 15-летнему возрасту завершается собственно подростковый период онтогенеза с переходом в фазу старшего подросткового возраста. Такой переход знаменует качественные преобразования в психофизиологическом развитии ребёнка. Взрывной характер физиологических изменений в организме сменяется достижением относительной зрелости, что отражается на функционировании всех высших психических функций. В частности, мышление становится более критичным, и девятиклассник всё чаще задумывается о самом себе, о своём месте в социуме, о собственных достоинствах и недостатках. Такие размышления не могут не вызывать беспокойства. Общение со сверстниками приобретает интимно-личностный характер, возникает потребность вызывать симпатию у тех сверстников, которые привлекают самого девятиклассника, в частности, у сверстников противоположного пола. И это тоже, в определённой степени, становится поводом для переживания тревоги.
Иначе говоря, старший подростковый возраст - это время, насыщенное разнообразными факторами, продуцирующими тревожность. Тревожность, в свою очередь, относится к категории таких психологических феноменов, которые достаточно хорошо изучены наукой, в том числе, в контексте возрастных особенностей, но исследование которых не утрачивает своей актуальности, в связи с меняющимися условиями жизнедеятельности человека. Речь, в частности, идёт об изменении условий образовательной среды современных школьников, обусловленном вынужденным переходом на дистанционное обучение. Дистанционное обучение - особый формат организации и осуществления образовательного процесса, обладающий своей спецификой: отсутствием живого общения между обучающимися и педагогами, возрастанием нагрузки, резким повышением уровня личной ответственности обучающихся за результаты учебной деятельности. Всё это становится фактором риска усиления тревожности. Меньшая подверженность обучающихся контролю со стороны педагогов, широкие возможности использовать сетевые ресурсы для предъявления готовых, не самостоятельно выполненных домашних работ, могут привести к снижению тревожности до неадекватно низких значений, когда тревожность перестаёт выполнять свои адаптивные, защитные и стимулирующие функции, что может повлечь за собой крайне негативные последствия в виде неготовности девятиклассников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
В условиях очного обучения в школе неадекватная тревожность может преодолеваться путём осуществления профилактических и коррекционных мероприятий, осуществляемых в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В условиях дистанционного обучения такая деятельность затруднена по причине не разработанности методики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дистанционном режиме.
Таким образом, можно констатировать наличие противоречия между достаточной разработанностью теоретических и практических аспектов психологической коррекции тревожности в старшем подростковом возрасте и дефицитом методических разработок по психокоррекционной работе в условиях дистанционного обучения. Наличие такого противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования.
В качестве объекта исследования выступает тревожность девятиклассников в условиях дистанционного обучения.
Предметом исследования являются возможности психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения.
Цель выполнения выпускной квалификационной работы заключается в разработке научно-практических рекомендаций по психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть существующие в психолого-педагогической науке подходы к пониманию сущности феномена тревожности и его психологической коррекции;
2) Изучить социально-психологические характеристики школьников старшего подросткового возраста;
3) Выявить особенности психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения;
4) Организовать эмпирическое исследование актуального состояния тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения;
5) Проанализировать результаты эмпирического исследования;
6) Разработать рекомендации по психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения.
В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что научно-методическую основу психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения составляют:
- выявление особенностей проявления тревожности, обусловленной дистанционным форматом обучения;
- направленность непосредственных психокоррекционных
мероприятий на повышение адаптационных ресурсов девятиклассников;
- использование широкого спектра приёмов опосредованного воздействия.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы:
- теоретические методы исследования (анализ психолого¬
педагогической литературы, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (эксперимент, тестирование);
- психолого-педагогическое проектирование.
Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Красноярска МБОУ СШ № ХХ. В исследовании приняло участие 20 обучающихся в возрасте 15-16 лет.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования разработанных методических материалов по психокоррекции тревожности девятиклассников школьными психологами в практике психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционного обучения.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, состоящего из 48 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель выполнения выпускной квалификационной работы заключалась в разработке научно-практических рекомендаций по психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения.
Изучение вопроса о том, что представляет собой психологический феномен тревожности, и каковы подходы к психологической коррекции тревожности, позволило установить следующее:
- тревожность представляет собой одновременно специфическое состояние эмоциональной сферы, характеризующееся переживанием ощущения беспокойства в определённых ситуациях жизнедеятельности, и личностное свойство, выражающееся в склонности ощущать беспокойство и угрозу, вне зависимости от обстоятельств;
- тревожность можно рассматривать как нормальную реакцию психики на реальные и вероятностные угрозы, когда её уровень соответствует норме, в то время как превышение или, напротив, чрезмерное снижение тревожности оказывает негативное воздействие на психологическое благополучие индивида;
- существует множество разнообразных подходов к психокоррекции тревожности, каждый из которых обладает своим уникальным содержанием и спецификой воздействия, и выбор оптимальных методов зависит от целевых ориентиров психокоррекционной работы, а также от возраста субъектов коррекционного воздействия.
По результатам анализа монографий, учебных пособий и публикаций в периодической печати в области возрастной и педагогической психологии было установлено, что в старшем подростковом возрасте происходит самоопределение личности, которое выражается в выделении себя из внешнего мира за счет осознания своих отличий, осознании себя как активного деятеля, способного изменять окружающий мир, анализе своих психических процессов и эмоциональных состояний, формировании нравственных качеств и уважении себя. Все эти черты отличают старшего подростка от подростка, который не склонен к самоанализу, проявляет негативизм, стремится к подражанию представителям референтной группы. При этом сама социальная ситуация развития и большинство особенностей старшего подросткового возраста могут выступать в качестве источников развития тревожности старших подростков.
Особенности психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения заключаются в следующем:
- на сегодняшний день имеются научные данные о том, что в условиях дистанционного обучения нарушаются отдельные аспекты личностного развития, в том числе, имеет место негативное воздействие на уровень тревожности, который может стать как неадекватно высоким, так и неадекватно низким;
- достаточно хорошо изучены особенности дистанционного обучения, связанные с переходом на дистанционное обучение риски и меры по устранению возникающих трудностей, однако проблемы, возникающие при переходе на дистанционное обучение, остаются по-прежнему актуальными;
- научным сообществом и практикующими специалистами признаётся факт необходимости и обязательности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, однако методика реализации частных задач психологической поддержки участников образовательного процесса до настоящего времени не разработана, в том числе и методика осуществления психокоррекционной работы с тревожными школьниками.
В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что психологическая коррекция тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения будет возможной при соблюдении следующих условий:
- выявление особенностей проявления тревожности, обусловленной дистанционным форматом обучения;
- направленность непосредственных психокоррекционных
мероприятий на повышение адаптационных ресурсов девятиклассников;
- использование широкого спектра приёмов опосредованного воздействия.
Выполнение практической части исследования осуществлялось в три этапа: диагностика актуального состояния тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения; количественный и качественный анализ эмпирических данных диагностического среза; разработка рекомендаций по психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались следующие методики: Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI) в адаптации Ю.Л. Ханина; Тест (опросник) школьной тревожности Филипса; авторская анкета, предназначенная для выявления тревожности старших подростков, обусловленной дистанционным режимом обучения.
Проведённое исследование показало, что личностная тревожность свойственна единицам девятиклассников, в то время как признаки повышенной реактивной тревожности демонстрируются большинством участников исследования.
Ситуативная тревожность проявляется в следующих аспектах: переживание социального стресса, страх проверки знаний, страх не оправдать ожидания окружающих, проблемы во взаимоотношениях с учителями.
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что ситуативная тревожность сопряжена со специфическими условиями дистанционного обучения.
На основании результатов исследования были предложены рекомендации по психологической коррекции тревожности девятиклассников в условиях дистанционного обучения. К числу рекомендаций, связанных с непосредственным психокоррекционным воздействием, относятся проведение онлайн-тренинга по повышению адаптационных ресурсов старших подростков и групповых онлайн-занятий с психологом в формате видеоконференции по темам, связанным с подготовкой к экзаменам, сдачей экзаменов и бесконфликтным общением со взрослыми.
Рекомендации опосредованного характера включают: разработку памятки для девятиклассников, в которой предложены практические рекомендации по обеспечению комфортных условия учёбы в дистанционном режиме; использование тренажёров для совершенствования когнитивных способностей. Отдельным блоком в рамках этого направления представлены рекомендации учителям по улучшению организации учебной деятельности в дистанционном режиме.
Гипотеза частично подтверждена поскольку невозможно провести повторную диагностику после внедрения рекомендаций, так как режим дистанционного обучения был завершен до полного их внедрения.



1. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2020 г. № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций». URL: https://srg- eco.ru/wp-con(дата обращения 12.02.2021).
2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации от 14.03.2020 №2 397 «Об организации образовательной
деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные
профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668(дата обращения 12.02.2021).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в
организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348249(дата обращения 12.02.2021).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 12.02.2021).
5. Абакарова Э.Г. Игровая терапия как модифицированный
психокоррекционный метод, направленный на восстановление механизмов конституциональной компенсации и адаптации // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». 2009. №11 С. 313-319.
URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/igrovaya-terapiya-kak-modifitsirovannyy- psihokorrektsionnyy-metod-napravlennyy-na-vosstanovlenie-mehanizmov- konstitutsionalnoy (дата обращения 12.02.2021).
6. Аналитический обзор удовлетворенности организацией
дистанционного образования, изменения уровня учебной нагрузки и возможных последствий для качества образования из-за перехода на удаленный формат обучения // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10304 (дата обращения
12.02.2021).
7. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие /
М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2015. С. 198-227.
8. Битрейника - Тренировка мозга, развивающие игры онлайн. Официальный сайт. URL: https://b-trainika.com(дата обращения 12.02.2021).
9. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012.
10. Брызгалов В.С. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2010. № 6. С. 49¬50.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Л.М. Маловой, Л.М. Штутиной. М.: АСТ, 2010. С. 336-354.
12. Гульчевская Н.Е. Особенности профессиональной тревожности учителя в условиях образовательных инноваций: дисс. ... канд. психол. Наук // Электронная библиотека диссертаций DSLIB.Net. 2004. 232 c. URL: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/osobennosti-professionalnoj-
trevozhnosti-uchitelj a-v-uslovij ah-obrazovatelnyh.html (дата обращения
12.02.2021).
13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш. М.: КДУ, 2013. С. 128-132
14. Диссертации по дистанционному обучению // ФДО МГ1П1У. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: https://fdomgppu.ru/node/21639
15. Жигинас Н.В., Зверева Н.А., Гребенникова Е.В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания // Вестник ТомГПУ 2014. № 1 (142). С. 39-45.
16. Закирьянова М.В. Психолого-педагогическая поддержка в период дистанционного обучения // ЭБС «ЗНАНИО». Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: https://znanio.ru/media/psihologo- pedagogicheskaya-podderzhka-v-period-distantsionnogo-obucheniya-2623153(дата обращения 12.12.2021).
17. Звенигородская М.А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей // Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 256-258.
18. Зернов В.А. Образовательное пространство России после
пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности / В.А. Зернов,
А.Ю. Манюшис, А.Ю. Валявский, М.В. Учеваткина // Научные труды ВЭО России. 2020. Т. 223. С. 304-322.
19. Карпов А.В. Психология менеджмента. 2-е изд., исправл. и доп. // ЭБС Юрайт. М., 2019. 481 с. [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/bcode/429145 (дата обращения 12.02.2021).
20. Коньшина Т.М. Детско-родительские отношения как условие развития личной профессиональной перспективы в старшем подростковом возрасте: дисс. ... канд. психол. Наук. М., 2018. 237 с.
21. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2017. 196 с.
Т1. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Академический проект, 2015. С. 315-317.
23. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
24. Лупанова Н.А. Самоопределение личности как научная категория // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». 2010. №3 С. 302-306. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/samoopredelenie-lichnosti-kak-nauchnaya- kategoriya (дата обращения 10.12.2020).
25. Макарычева Т.Ф. Эффективность современных методов в коррекционной работе с подростками // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 315-317.
26. Маркова А.К. Психология профессионализма // Электронная библиотека ELIBRARY. М., 1996. 312 с. [Электронный ресурс] URL: https://w ww.elibrary.ru/item.asp?id=32500684 (дата обращения 10.12.2020).
27. Медведева Н.И. Дистанционное обучение в период
самоизоляции: психологический анализ / Н.И. Медведева, В.В. Енин,
С.В. Офицерова // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 88¬90.
28. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные
психологические труды // Электронная библиотека МГНПУ. М. 2005. 544 с. [Электронный ресурс] URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index. php?url=/notices/index/IdNotice:49930/Source:default (дата обращения
10.12.2020).
29. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Министерство просвещения Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199 507ffaa15f77c58 (дата обращения 10.12.2020).
30. Моисеева М.В., Лысенко О.Ю., Кретов К.П., Елагина О.Б. Концепция психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 6. С. 51-55.
31. Наумова М.Л. Развитие личности ребёнка методами арт-терапии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 20. С.74-93.
32. Никитин В.Н. Арт-терапия: учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2014. 336 c.
33. Никитин В.Н., Бойкова О.А. Клиент-центрированная терапия экспрессивными искусствами в рамках гуманистической психологии // Сборник трудов Московского социально-педагогического института. М.: Белый ветер, 2017. С.172-184.
34. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 01. URL: http://e-koncept.ru/2015/75048.html(дата обращения 10.12.2020).
35. Овчинников А.В. Педагогические условия организации дистанционного обучения учащихся в сельской школе: Дисс. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2019. 192 с.
36. Овчинников А.В. Педагогические условия организации дистанционного обучения учащихся в сельской школе: автореф. Дисс. . канд. пед. наук. Воронеж, 2019. 24 c.
37. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 107-110.
38. Радулевич Д.А. Личностная тревожность обучающихся в условиях компьютеризированного обучения как педагогическая проблема / Д.А. Радулевич, И.А. Рудакова // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». 2011. №1. С. 28-35.
URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/lichno stnaya-trevozhnost- obuchayuschihsya-v-usloviyah-kompyuterizirovannogo-obucheniya-kak- pedagogicheskaya-problema (дата обращения 10.12.2020).
39. Рахманкулова Е.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». 2012. №2(20). С. 44-45.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe- soprovozhdenie-distantsionnogo-obucheniya(дата обращения 10.12.2020).
40. Рогозин Д.М. Угрозы и возможности дистанционного
образования: опрос преподавателей вузов // Официальный сайт российской научно-популярной газеты «Троицкий вариант - Наука». [Электронный ресурс] URL: https://trv-science.ru/2020/06/ugrozy-i-
vozmozhnosti-distancionnogo-obrazovaniya (дата обращения 10.12.2020).
41. Санинский В.И. Возможности библиотерапии в диагностической
и коррекционной работе // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два
комсомольца, 2014. С. 87-92.
42. Сапогова Е.Е. Психология развития человека // Электронная библиотека ELIBRARY. М. 2005. 460 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=20081650 (дата обращения 10.12.2020).
43. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен
//Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». 2013. №2. С.42-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen
(дата обращения 10.12.2020).
44. Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоёмкой образовательной среде: дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015. 240 с.
45. Смогоржевский Д.А. Основные проблемы дистанционного обучения // Сетевой журнал «StudNet». 2020. № 12. С. 347-358.
46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002. С. 26-65.
47. Шпет М.С. Психологическая природа и причины личностной тревожности // Научный альманах. 2015. № 11-5. 13 с.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Электронная библиотека МГППУ. М.: Педагогика, 1989 560 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1 (дата обращения 10.12.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ