ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Эмоциональная регуляция поведения как проблема исследования в
психологии 9
1.2. Становление эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоциональной регуляции поведения
школьников с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 33
2.1. Организация, методы и методики исследования 33
2.2. Особенности эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой
психического развития 41
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональной регуляции поведения
младших школьников с задержкой психического развития 55
3.2. Основные направления, формы, методы психической коррекции эмоциональной
регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития 59
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
Актуальность исследования. Эмоции всегда сопровождают человека и имеют влияние на качество жизни, работы и учебы. Сейчас эта проблема очень актуальна. Это связано с тем, что характеристики эмоциональной сферы влияют на все аспекты существования человека. От эмоций зависит наше собственное положение, наше отношение к людям и поступкам, оценка собственной деятельности. Проблема эмоциональных состояний продолжает изучаться в отечественной и зарубежной психологии. Не говоря уже о том, какую роль эмоции играют в развитие детей, поэтому, современные психологи рассматривают проблему изучения особенностей эмоциональных состояний и их коррекции у младших школьников с задержкой психического развития как одну из ведущих и особо актуальных.
Изучение эмоций является одним из наиболее актуальных проблем исследования в психологии. Данная тема представлена в работах отечественных ученных: П.Я. Гальперина (1999), Б. И. Додонова (1987), П. К. Анохина (1964), А.Н Леонтьева (2000), С.Л Рубинштейна (1984). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: К. Е. Изард (2000), Н.Ф Гербарт (1895), В.К Вилюнас (1984).
Не менее важное значение имеет развитие эмоций в детском возрасте, это направление представлено в исследованиях: Л. С. Выготского (1984), Г.С. Абрамовой (1998), Л.М. Милтиной (2014), П.М. Якобсона (1998).
Эмоциональное развитие определяет специфику поведения человека, его личностные качества. На современном этапе часто встречаются дети с повышенным беспокойством, нерешительностью, эмоциональной изменчивостью. Поэтому можно сказать, что проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция на сегодняшний день является весьма актуальной. Содержание нашей работы дает возможность увидеть, как теоретический, так и прикладной аспект проблемы эмоциональных нарушений младших школьников.
В младшем школьном возрасте, очень важно, чтобы развитие эмоциональной сферы соответствовало нормам развития ребенка. Это связано с тем, что в этот период происходит установление непринужденности поведения ребенка, расширяется круг социальных связей, устраивается система общения со сверстниками и взрослыми [11, с. 105].
Проблемы изучения эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития представлены в трудах таких ученых, как Е.В. Шамарина (2019) [23], Н.В. Бабкина (2018) [1], Е.В. Кобозева (2021) [13], Л.С. Выготский(2019) [4] и др., которые считают, что для планирования коррекционных и психотерапевтических процедур необходимо уделять внимание на ведущую в данном возрасте деятельность.
В отличие от развития эмоциональной сферы детей с нормой, у детей с задержкой психического развития эмоциональная сфера развивается немного в других условиях, с отставанием в среднем на год, полтора. Типичными являются нарушения, характеризующиеся быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью, высокой импульсивностью, непонимание своих собственных и чужих эмоций, а также сложностью в их дифференциации.
Гораздо меньше исследований посвящено изучению и коррекции особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, эта проблема рассмотрена в работах современников: У.В. Ульенковой (1980), Л.В. Кузнецовой (2002), В.Б. Никишиной (2003), Л.С. Марковой (1973), Н.В. Бабкиной (2006), О.В .Защиринской (2007), С.А. Дмитриевой (2013).
Несмотря на значительный вклад в исследовании эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, многие вопросы по коррекции и изучению особенностей эмоциональных состояний остаются малоизученными и требуют последующей доработки. Учет данных особенностей эмоциональной сферы необходим для создания оптимальных условий обучения и воспитания, а также социализации младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема исследования: изучение особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младших школьников с задержкой психического развития имеет важное значение, поскольку влияет на становление их личности, межличностное общение, учебную деятельность и социализацию ребенка в целом. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, психологические программы своевременного изучения и коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения изучаемого контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития; разработать психологическую программу по коррекции имеющихся недостатков у данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с целью были определены и осуществлены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития за счет эксперимента.
3. Разработать психологическую программу по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Объект исследования: эмоциональная регуляция поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональной регуляции поведения учащихся младших школьников с задержкой психического развития являются: неумение контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием; трудности в понимании, вербализации и экспрессивном выражении эмоций. Разработанная нами психологическая программа поможет оказать положительное влияние на формирование умений эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития .
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизация научных представление по проблеме исследования. Также использовались эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, тестирование. И экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Цветовой тест» Люшера-Дорофеевой (1970)[101, с. 354]
2. «Методика изучения мимической моторики» Г.А.Волковой (1985) [101, с. 389]
3. Графическая методика «Кактус», в модификации М.А.Панфиловой(2006) [101, с.243]
Организация исследования экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «Ирбейская средняя общеобразовательная школа №1». В обследовании принимали участие 40 учащихся
(коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8-9 лет и 20 учащихся в возрасте 10-11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Процесс исследования эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития осуществлялся в несколько этапов в период с 2022 года по 2023 год.
• Первый этап - подготовительный (сентябрь 2022 - октябрь 2022).
Сентябрь 2022 - анализ общей, специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования.
Октябрь 2022 - формулирование проблемы и гипотезы, а также определение теоретических основ, целей и задач экспериментального исследования.
• Второй этап - констатирующий (ноябрь 2022-декабрь 2022).
Ноябрь 2022 - знакомство с деятельностью учреждения, изучение особенностей и данных учащихся. Подбор психодиагностического инструментария. Выявление особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий .
Декабрь 2021 - анализ результатов исследования.
• Третий этап - формирующий (январь 2023-февраль 2023)
Январь 2023 - теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Февраль 2022 - реализация психологической программы.
• Четвертый этап - контрольный (февраль 2023 - март 2023).
Февраль 2023 - обработка результатов формирующего эксперимента и анализ полученных результатов.
Март 2023 - проверка эффективности психологической программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят обобщить, систематизировать, углубить знания по проблеме исследования. Разработана и научно обоснована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования представленных в работе материалов по коррекции эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития в практической деятельности. Данные рекомендации могут быть использованы в коррекционной и диагностической работе психолога, педагога-психолога, социального работника. Разработана и реализована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 101 источника) и пяти приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 7 гистограммами.
Проблема эмоциональной регуляции поведения является наименее изученной проблемой в современной психологии и педагогике. Большинство трудов по данной проблематике основаны на концепциях наших отечественных психологов - Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина- и исследованиях зарубежных авторов.
Эмоциональная регуляция поведения - это сложный и многоуровневый процесс, который включает в себя в первую очередь реализацию навыков саморегуляции. Становление эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте включает в себя развитие тех необходимых навыков, которые позволяют самостоятельно регулировать свои эмоции и поведении, адаптируя их под актуальные ситуации.
Эмоциональная регуляция как феномен возникает уже во младенческом возрасте, но она включает в себя множество навыков, каждый из которых приобретается и проявляется в конкретных ситуациях. Развитие эмоциональной регуляции поведения тесно связано с когнитивным развитием, что также указывает на необходимость развития соответствующих навыков и работы с детьми.
Опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов, в данной работе были составлены рекомендации по диагностическому инструментарию и созданию коррекционной программы, направленной на развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции у младших школьников, в частности.
Коррекционная программа должна основываться как на комплексном обследовании детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, так и конкретно на углубленной диагностике, в основе которой лежат следующие принципы: принцип индивидуализированного подхода, принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип опоры на сохранные формы деятельности, принцип опоры на предметную деятельность, принцип программированного обучения, принцип эмоционального вовлечения ребенка в процесс взаимодействия «взрослый - ребенок», принцип использования игровой деятельности.
Эксперимент по изучению эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ «Ирбейская средняя общеобразовательная школа №1». В обследовании принимали участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 7-9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 10-11 лет (4 класс) с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Изучение особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проходило через ряд последовательно смеющихся этапов: подготовительный; экспериментальный; заключительный.
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Схожесть показателей возраста (возраст испытуемых принимавших участие в исследовании охватывал периоды 8-9 и 10-11 лет);
2. Схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
3. Все испытуемые обучаются в коррекционных классах по адаптивной программе.
Одинаковые условия обучения (дети посещают одну школу и ходят в коррекционные классы).Для изучения эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами были использованы следующие методики: методика «Цветовой тест» Люшера-Дорофеевой (1970) [101, с. 354]; «Методика изучения мимической моторики» Г.А.Волковой (1985) [101, с. 389]; графическая методика «Кактус», в модификации М.А.Панфиловой (2006) [101, с. 243].
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают мнения ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста имеют высокий уровень тревоги, низкий уровень понимания, вербализации и дифференциации своих и чужих эмоциональных состояний. Также, таким детям присуща замкнутость, импульсивность и агрессивность. Об этом в своих трудах и исследованиях говорили: У.В Ульенкова (1980), С.А. Дмитриева (2013), Р.Д. Тригер (2008), О.В. Защиринская (2007), Л.С. Маркова (1973), В.А. Степанов (2003), Г.Е. Сухарева (1965), Н.В. Бабкина (2005).
На основе анализа литературных данных и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана и реализована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональных состояний у изучаемого контингента школьников.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, беседа, арт-терапия.
Программа рассчитана на 24 занятия, длительностью по 30 минут, 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете дефектолога.
Структура занятий: каждое занятие коррекционно-развивающей программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции состоит из 3 частей:
1. Вводная часть. Включает в себя церемонию приветствия и подготовку к продуктивной работе. Создание атмосферы комфорта, доверия и расслабления.
2. Основная часть - работа с психологом по коррекции особенностей эмоциональной регуляции детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью психологических средств.
3. Заключительная часть. Ритуал прощания - рефлексия, подведение итогов занятия.
Оценка эффективности коррекционных воздействий осуществлялась посредством организации и проведения повторной психодиагностики, обработки данных диагностического обследования, заключения о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития достаточно выровнялся эмоциональный фон, улучшился уровень вербализации и дифференциации, понимания эмоциональных состояний, повысился уровень саморегуляции.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции младших школьников с задержкой психического развития.
1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995
2. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефектология. - 1988.- №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982
4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С.Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.
5. Альтхауз Д., Дум Э. Подбери отгадку. Цвет, форма. Количество. - М.: Просвещение, 1984
6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1997
7. Башаева "Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития". Санкт-Петербург. 2001
8. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2001
9. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль, Академия развития, 1997
10. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М., Вента-Граф, 2001
11. Безруких М.М. Леворукий ребенок. - М., Вента-Граф, 2001
12. Безруких М.М. Ребенок-непоседа. - М., Вента-Граф, 2001
13. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Комплект "Ступеньки к школе": Тренируем пальчики. Учимся рисовать. Учимся находить одинаковые фигуры. Учимся рассказывать по картинкам. Азбука письма. Азбука счета. Учимся узнавать геометрические фигуры. Цвет. Мир вокруг меня. Учимся находить противоположности. Развиваем логическое мышление и память. Учимся учиться. -М.: Дрова, 2000
14. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.-М.,1972.
15. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М. 1999
16. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 1985
17. Боряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-П., Союз, 2001
18. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1983 -№3. - с.9 -15
19. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития. - М., 1999
20. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003
21. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика, № 2 2003
22. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития //Дефектоло-гия.- 1986. - №4.
23. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. - М., Генезис, 1998
24. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. -Ярославль, Академия развития, 1996
25. Венгер А.Л. "Психологическое консультирование и диагностика". Практическое руководство. - М., "Генезис", 2001
26. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6лет. - М.: Просвещение, 1998
27. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989
28. Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития. Дефектология. 1999 № 1 С 18-24.
29. Винникова Е.А., Слепович Е. С. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития. // Психологическая наука и общественная практика Ч. 2 Минск. 1993
30. Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения.- В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971
31. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973
32. Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму. - М.: Ника-Пресс, 1998
33. Волкова И.Н. Подготовка к обучению чтению. М.: Ника-Пресс, 1998
34. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития
35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.Изд- во АПН РСФСР, 1960
36. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль, Академия развития, 1996
37. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., АРКТИ, 2002
38. Гоголева В.В. Логическая азбука для детей 4-6 лет. С-П.: Детство- Пресс, 1998
39. Голубина Т.С. Чему научит клетка ... - М., Мозайка-Синтез, 2001
40. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г.Шевченко. - М. 1998
41. Григорьева Л. П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001
42. Дети - сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М. 1998
43. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973
44. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984
45. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред.С. Г. Шевченко. М. 2001
46. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломенского. Минск, 1997
47. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М., 1999
48. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. //Дефектология. 1999 № 6
49. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002 N 2
50. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002 N 1
51. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). - Москва-Воронеж, МОДЭК, 2002
52. Ефименко Н. Н. " Организация коррекционного воспитания в массовых и специальных дошкольных учреждениях"
53. Ефименко Н. Н. " Планирование коррекционно-профилактического воспитания в массовых и специальных дошкольных учреждениях"
54. Ефименко Н.Н. " Методические "секреты" коррекционного физического воспитания дошкольников в норме и при патологии"
55. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991
56. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи. М.: Владос, 2001
57. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М., 1981
58. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1975.-№4.-с.29-35.
59. Жукова Н. С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973
60.Забрамная С. Д От диагностики к развитию. - М., 1998
61.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995
62.Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. - М. 2003
63.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М., Новая школа, 2000
64. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002
65. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.:
Просвещение, 1989
66. Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике. - М.: Ника- Пресс, 1998
67. Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. -М., Гном- Пресс, 1999
68. Касицына М.А. Дошкольная математика. 2-й год обучения. -М., Гном и Д, 2001
69. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., Просвещение, 1998
70. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984
71. Коненкова И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой развития. // Коррекционная педагогика, № 2 2003
72. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М.: Гном-Пресс, 2000
73. Корнев А.Н. Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. - С-П., Паритет, 1999
74. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.,2003
75. Кравцова Е.Е. Разбудим в ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 1996
76. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис. канд. псих.наук. -М., 1986
77. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. - М., 1985.- с.29-37
78. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2000
79. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972 -№4. - с. 10-16
80. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1995. N 1
81. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики
аномального развития детей. - М., 1989
82. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.: Педагогика, 1978
83. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975
84. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969
85. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М. 1973
86. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии
развития личности //Здоровье, развитие, личность. - М., 1990
87. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1991
88. Мамайчук И.И. Психо-коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб,. 2003
89. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002
90. Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М. 1993
91. Мастюкова Е.М. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР - 2002
92. Мастюкова Н.А. Использование графических моделей учебных текстов в обучении младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. - 1986 - № 4
93. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов "Лилия". Усанова О. Н., - М., 1994
94. Методические рекомендации. Психолого-педагогическое
обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. Российская Медицинская Академия Последипломного Образования Минздрава РФ. Кафедра Физиологии Развития и Нетрадиционных методов Оздоровления Детей. Лаборатория дошкольного воспитания МИПКРО. - М.,1996
95. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка // Под ред. Н.И. Непомнящей. - М., 1975
96. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990
97. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1977 -№12. - с. 1858-1862
98. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Книга 3 - М., 1995
99. Нижегородцева Н.В., Шадриков. Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе. В.Д. - М. 2001 г.
100. Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы //Обучение детей с задержкой психического развития. - М.,1981. - с.34-45
101. Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Самара: БАХРАХ, 2010. 672 с.