Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Эмоциональная регуляция поведения как проблема исследования в
психологии 9
1.2. Становление эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоциональной регуляции поведения
школьников с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 33
2.1. Организация, методы и методики исследования 33
2.2. Особенности эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой
психического развития 41
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональной регуляции поведения
младших школьников с задержкой психического развития 55
3.2. Основные направления, формы, методы психической коррекции эмоциональной
регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития 59
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Эмоциональная регуляция поведения как проблема исследования в
психологии 9
1.2. Становление эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоциональной регуляции поведения
школьников с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 33
2.1. Организация, методы и методики исследования 33
2.2. Особенности эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой
психического развития 41
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональной регуляции поведения
младших школьников с задержкой психического развития 55
3.2. Основные направления, формы, методы психической коррекции эмоциональной
регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития 59
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
Актуальность исследования. Эмоции всегда сопровождают человека и имеют влияние на качество жизни, работы и учебы. Сейчас эта проблема очень актуальна. Это связано с тем, что характеристики эмоциональной сферы влияют на все аспекты существования человека. От эмоций зависит наше собственное положение, наше отношение к людям и поступкам, оценка собственной деятельности. Проблема эмоциональных состояний продолжает изучаться в отечественной и зарубежной психологии. Не говоря уже о том, какую роль эмоции играют в развитие детей, поэтому, современные психологи рассматривают проблему изучения особенностей эмоциональных состояний и их коррекции у младших школьников с задержкой психического развития как одну из ведущих и особо актуальных.
Изучение эмоций является одним из наиболее актуальных проблем исследования в психологии. Данная тема представлена в работах отечественных ученных: П.Я. Гальперина (1999), Б. И. Додонова (1987), П. К. Анохина (1964), А.Н Леонтьева (2000), С.Л Рубинштейна (1984). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: К. Е. Изард (2000), Н.Ф Гербарт (1895), В.К Вилюнас (1984).
Не менее важное значение имеет развитие эмоций в детском возрасте, это направление представлено в исследованиях: Л. С. Выготского (1984), Г.С. Абрамовой (1998), Л.М. Милтиной (2014), П.М. Якобсона (1998).
Эмоциональное развитие определяет специфику поведения человека, его личностные качества. На современном этапе часто встречаются дети с повышенным беспокойством, нерешительностью, эмоциональной изменчивостью. Поэтому можно сказать, что проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция на сегодняшний день является весьма актуальной. Содержание нашей работы дает возможность увидеть, как теоретический, так и прикладной аспект проблемы эмоциональных нарушений младших школьников.
В младшем школьном возрасте, очень важно, чтобы развитие эмоциональной сферы соответствовало нормам развития ребенка. Это связано с тем, что в этот период происходит установление непринужденности поведения ребенка, расширяется круг социальных связей, устраивается система общения со сверстниками и взрослыми [11, с. 105].
Проблемы изучения эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития представлены в трудах таких ученых, как Е.В. Шамарина (2019) [23], Н.В. Бабкина (2018) [1], Е.В. Кобозева (2021) [13], Л.С. Выготский(2019) [4] и др., которые считают, что для планирования коррекционных и психотерапевтических процедур необходимо уделять внимание на ведущую в данном возрасте деятельность.
В отличие от развития эмоциональной сферы детей с нормой, у детей с задержкой психического развития эмоциональная сфера развивается немного в других условиях, с отставанием в среднем на год, полтора. Типичными являются нарушения, характеризующиеся быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью, высокой импульсивностью, непонимание своих собственных и чужих эмоций, а также сложностью в их дифференциации.
Гораздо меньше исследований посвящено изучению и коррекции особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, эта проблема рассмотрена в работах современников: У.В. Ульенковой (1980), Л.В. Кузнецовой (2002), В.Б. Никишиной (2003), Л.С. Марковой (1973), Н.В. Бабкиной (2006), О.В .Защиринской (2007), С.А. Дмитриевой (2013).
Несмотря на значительный вклад в исследовании эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, многие вопросы по коррекции и изучению особенностей эмоциональных состояний остаются малоизученными и требуют последующей доработки. Учет данных особенностей эмоциональной сферы необходим для создания оптимальных условий обучения и воспитания, а также социализации младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема исследования: изучение особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младших школьников с задержкой психического развития имеет важное значение, поскольку влияет на становление их личности, межличностное общение, учебную деятельность и социализацию ребенка в целом. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, психологические программы своевременного изучения и коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения изучаемого контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития; разработать психологическую программу по коррекции имеющихся недостатков у данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с целью были определены и осуществлены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития за счет эксперимента.
3. Разработать психологическую программу по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Объект исследования: эмоциональная регуляция поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональной регуляции поведения учащихся младших школьников с задержкой психического развития являются: неумение контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием; трудности в понимании, вербализации и экспрессивном выражении эмоций. Разработанная нами психологическая программа поможет оказать положительное влияние на формирование умений эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития .
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизация научных представление по проблеме исследования. Также использовались эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, тестирование. И экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Цветовой тест» Люшера-Дорофеевой (1970)[101, с. 354]
2. «Методика изучения мимической моторики» Г.А.Волковой (1985) [101, с. 389]
3. Графическая методика «Кактус», в модификации М.А.Панфиловой(2006) [101, с.243]
Организация исследования экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «Ирбейская средняя общеобразовательная школа №1». В обследовании принимали участие 40 учащихся
(коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8-9 лет и 20 учащихся в возрасте 10-11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Процесс исследования эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития осуществлялся в несколько этапов в период с 2022 года по 2023 год.
• Первый этап - подготовительный (сентябрь 2022 - октябрь 2022).
Сентябрь 2022 - анализ общей, специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования.
Октябрь 2022 - формулирование проблемы и гипотезы, а также определение теоретических основ, целей и задач экспериментального исследования.
• Второй этап - констатирующий (ноябрь 2022-декабрь 2022).
Ноябрь 2022 - знакомство с деятельностью учреждения, изучение особенностей и данных учащихся. Подбор психодиагностического инструментария. Выявление особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий .
Декабрь 2021 - анализ результатов исследования.
• Третий этап - формирующий (январь 2023-февраль 2023)
Январь 2023 - теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Февраль 2022 - реализация психологической программы.
• Четвертый этап - контрольный (февраль 2023 - март 2023).
Февраль 2023 - обработка результатов формирующего эксперимента и анализ полученных результатов.
Март 2023 - проверка эффективности психологической программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят обобщить, систематизировать, углубить знания по проблеме исследования. Разработана и научно обоснована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования представленных в работе материалов по коррекции эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития в практической деятельности. Данные рекомендации могут быть использованы в коррекционной и диагностической работе психолога, педагога-психолога, социального работника. Разработана и реализована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 101 источника) и пяти приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 7 гистограммами.
Изучение эмоций является одним из наиболее актуальных проблем исследования в психологии. Данная тема представлена в работах отечественных ученных: П.Я. Гальперина (1999), Б. И. Додонова (1987), П. К. Анохина (1964), А.Н Леонтьева (2000), С.Л Рубинштейна (1984). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: К. Е. Изард (2000), Н.Ф Гербарт (1895), В.К Вилюнас (1984).
Не менее важное значение имеет развитие эмоций в детском возрасте, это направление представлено в исследованиях: Л. С. Выготского (1984), Г.С. Абрамовой (1998), Л.М. Милтиной (2014), П.М. Якобсона (1998).
Эмоциональное развитие определяет специфику поведения человека, его личностные качества. На современном этапе часто встречаются дети с повышенным беспокойством, нерешительностью, эмоциональной изменчивостью. Поэтому можно сказать, что проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция на сегодняшний день является весьма актуальной. Содержание нашей работы дает возможность увидеть, как теоретический, так и прикладной аспект проблемы эмоциональных нарушений младших школьников.
В младшем школьном возрасте, очень важно, чтобы развитие эмоциональной сферы соответствовало нормам развития ребенка. Это связано с тем, что в этот период происходит установление непринужденности поведения ребенка, расширяется круг социальных связей, устраивается система общения со сверстниками и взрослыми [11, с. 105].
Проблемы изучения эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития представлены в трудах таких ученых, как Е.В. Шамарина (2019) [23], Н.В. Бабкина (2018) [1], Е.В. Кобозева (2021) [13], Л.С. Выготский(2019) [4] и др., которые считают, что для планирования коррекционных и психотерапевтических процедур необходимо уделять внимание на ведущую в данном возрасте деятельность.
В отличие от развития эмоциональной сферы детей с нормой, у детей с задержкой психического развития эмоциональная сфера развивается немного в других условиях, с отставанием в среднем на год, полтора. Типичными являются нарушения, характеризующиеся быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью, высокой импульсивностью, непонимание своих собственных и чужих эмоций, а также сложностью в их дифференциации.
Гораздо меньше исследований посвящено изучению и коррекции особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, эта проблема рассмотрена в работах современников: У.В. Ульенковой (1980), Л.В. Кузнецовой (2002), В.Б. Никишиной (2003), Л.С. Марковой (1973), Н.В. Бабкиной (2006), О.В .Защиринской (2007), С.А. Дмитриевой (2013).
Несмотря на значительный вклад в исследовании эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, многие вопросы по коррекции и изучению особенностей эмоциональных состояний остаются малоизученными и требуют последующей доработки. Учет данных особенностей эмоциональной сферы необходим для создания оптимальных условий обучения и воспитания, а также социализации младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема исследования: изучение особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младших школьников с задержкой психического развития имеет важное значение, поскольку влияет на становление их личности, межличностное общение, учебную деятельность и социализацию ребенка в целом. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, психологические программы своевременного изучения и коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения изучаемого контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития; разработать психологическую программу по коррекции имеющихся недостатков у данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с целью были определены и осуществлены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития за счет эксперимента.
3. Разработать психологическую программу по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Объект исследования: эмоциональная регуляция поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональной регуляции поведения учащихся младших школьников с задержкой психического развития являются: неумение контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием; трудности в понимании, вербализации и экспрессивном выражении эмоций. Разработанная нами психологическая программа поможет оказать положительное влияние на формирование умений эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития .
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизация научных представление по проблеме исследования. Также использовались эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, тестирование. И экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Цветовой тест» Люшера-Дорофеевой (1970)[101, с. 354]
2. «Методика изучения мимической моторики» Г.А.Волковой (1985) [101, с. 389]
3. Графическая методика «Кактус», в модификации М.А.Панфиловой(2006) [101, с.243]
Организация исследования экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «Ирбейская средняя общеобразовательная школа №1». В обследовании принимали участие 40 учащихся
(коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8-9 лет и 20 учащихся в возрасте 10-11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Процесс исследования эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития осуществлялся в несколько этапов в период с 2022 года по 2023 год.
• Первый этап - подготовительный (сентябрь 2022 - октябрь 2022).
Сентябрь 2022 - анализ общей, специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования.
Октябрь 2022 - формулирование проблемы и гипотезы, а также определение теоретических основ, целей и задач экспериментального исследования.
• Второй этап - констатирующий (ноябрь 2022-декабрь 2022).
Ноябрь 2022 - знакомство с деятельностью учреждения, изучение особенностей и данных учащихся. Подбор психодиагностического инструментария. Выявление особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий .
Декабрь 2021 - анализ результатов исследования.
• Третий этап - формирующий (январь 2023-февраль 2023)
Январь 2023 - теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Февраль 2022 - реализация психологической программы.
• Четвертый этап - контрольный (февраль 2023 - март 2023).
Февраль 2023 - обработка результатов формирующего эксперимента и анализ полученных результатов.
Март 2023 - проверка эффективности психологической программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят обобщить, систематизировать, углубить знания по проблеме исследования. Разработана и научно обоснована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования представленных в работе материалов по коррекции эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития в практической деятельности. Данные рекомендации могут быть использованы в коррекционной и диагностической работе психолога, педагога-психолога, социального работника. Разработана и реализована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 101 источника) и пяти приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 7 гистограммами.
Проблема эмоциональной регуляции поведения является наименее изученной проблемой в современной психологии и педагогике. Большинство трудов по данной проблематике основаны на концепциях наших отечественных психологов - Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина- и исследованиях зарубежных авторов.
Эмоциональная регуляция поведения - это сложный и многоуровневый процесс, который включает в себя в первую очередь реализацию навыков саморегуляции. Становление эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте включает в себя развитие тех необходимых навыков, которые позволяют самостоятельно регулировать свои эмоции и поведении, адаптируя их под актуальные ситуации.
Эмоциональная регуляция как феномен возникает уже во младенческом возрасте, но она включает в себя множество навыков, каждый из которых приобретается и проявляется в конкретных ситуациях. Развитие эмоциональной регуляции поведения тесно связано с когнитивным развитием, что также указывает на необходимость развития соответствующих навыков и работы с детьми.
Опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов, в данной работе были составлены рекомендации по диагностическому инструментарию и созданию коррекционной программы, направленной на развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции у младших школьников, в частности.
Коррекционная программа должна основываться как на комплексном обследовании детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, так и конкретно на углубленной диагностике, в основе которой лежат следующие принципы: принцип индивидуализированного подхода, принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип опоры на сохранные формы деятельности, принцип опоры на предметную деятельность, принцип программированного обучения, принцип эмоционального вовлечения ребенка в процесс взаимодействия «взрослый - ребенок», принцип использования игровой деятельности.
Эксперимент по изучению эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ «Ирбейская средняя общеобразовательная школа №1». В обследовании принимали участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 7-9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 10-11 лет (4 класс) с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Изучение особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проходило через ряд последовательно смеющихся этапов: подготовительный; экспериментальный; заключительный.
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Схожесть показателей возраста (возраст испытуемых принимавших участие в исследовании охватывал периоды 8-9 и 10-11 лет);
2. Схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
3. Все испытуемые обучаются в коррекционных классах по адаптивной программе.
Одинаковые условия обучения (дети посещают одну школу и ходят в коррекционные классы).Для изучения эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами были использованы следующие методики: методика «Цветовой тест» Люшера-Дорофеевой (1970) [101, с. 354]; «Методика изучения мимической моторики» Г.А.Волковой (1985) [101, с. 389]; графическая методика «Кактус», в модификации М.А.Панфиловой (2006) [101, с. 243].
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают мнения ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста имеют высокий уровень тревоги, низкий уровень понимания, вербализации и дифференциации своих и чужих эмоциональных состояний. Также, таким детям присуща замкнутость, импульсивность и агрессивность. Об этом в своих трудах и исследованиях говорили: У.В Ульенкова (1980), С.А. Дмитриева (2013), Р.Д. Тригер (2008), О.В. Защиринская (2007), Л.С. Маркова (1973), В.А. Степанов (2003), Г.Е. Сухарева (1965), Н.В. Бабкина (2005).
На основе анализа литературных данных и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана и реализована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональных состояний у изучаемого контингента школьников.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, беседа, арт-терапия.
Программа рассчитана на 24 занятия, длительностью по 30 минут, 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете дефектолога.
Структура занятий: каждое занятие коррекционно-развивающей программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции состоит из 3 частей:
1. Вводная часть. Включает в себя церемонию приветствия и подготовку к продуктивной работе. Создание атмосферы комфорта, доверия и расслабления.
2. Основная часть - работа с психологом по коррекции особенностей эмоциональной регуляции детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью психологических средств.
3. Заключительная часть. Ритуал прощания - рефлексия, подведение итогов занятия.
Оценка эффективности коррекционных воздействий осуществлялась посредством организации и проведения повторной психодиагностики, обработки данных диагностического обследования, заключения о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития достаточно выровнялся эмоциональный фон, улучшился уровень вербализации и дифференциации, понимания эмоциональных состояний, повысился уровень саморегуляции.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции младших школьников с задержкой психического развития.
Эмоциональная регуляция поведения - это сложный и многоуровневый процесс, который включает в себя в первую очередь реализацию навыков саморегуляции. Становление эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте включает в себя развитие тех необходимых навыков, которые позволяют самостоятельно регулировать свои эмоции и поведении, адаптируя их под актуальные ситуации.
Эмоциональная регуляция как феномен возникает уже во младенческом возрасте, но она включает в себя множество навыков, каждый из которых приобретается и проявляется в конкретных ситуациях. Развитие эмоциональной регуляции поведения тесно связано с когнитивным развитием, что также указывает на необходимость развития соответствующих навыков и работы с детьми.
Опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов, в данной работе были составлены рекомендации по диагностическому инструментарию и созданию коррекционной программы, направленной на развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции у младших школьников, в частности.
Коррекционная программа должна основываться как на комплексном обследовании детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, так и конкретно на углубленной диагностике, в основе которой лежат следующие принципы: принцип индивидуализированного подхода, принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип опоры на сохранные формы деятельности, принцип опоры на предметную деятельность, принцип программированного обучения, принцип эмоционального вовлечения ребенка в процесс взаимодействия «взрослый - ребенок», принцип использования игровой деятельности.
Эксперимент по изучению эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ «Ирбейская средняя общеобразовательная школа №1». В обследовании принимали участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 7-9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 10-11 лет (4 класс) с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Изучение особенностей эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проходило через ряд последовательно смеющихся этапов: подготовительный; экспериментальный; заключительный.
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Схожесть показателей возраста (возраст испытуемых принимавших участие в исследовании охватывал периоды 8-9 и 10-11 лет);
2. Схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
3. Все испытуемые обучаются в коррекционных классах по адаптивной программе.
Одинаковые условия обучения (дети посещают одну школу и ходят в коррекционные классы).Для изучения эмоциональной регуляции учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами были использованы следующие методики: методика «Цветовой тест» Люшера-Дорофеевой (1970) [101, с. 354]; «Методика изучения мимической моторики» Г.А.Волковой (1985) [101, с. 389]; графическая методика «Кактус», в модификации М.А.Панфиловой (2006) [101, с. 243].
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают мнения ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста имеют высокий уровень тревоги, низкий уровень понимания, вербализации и дифференциации своих и чужих эмоциональных состояний. Также, таким детям присуща замкнутость, импульсивность и агрессивность. Об этом в своих трудах и исследованиях говорили: У.В Ульенкова (1980), С.А. Дмитриева (2013), Р.Д. Тригер (2008), О.В. Защиринская (2007), Л.С. Маркова (1973), В.А. Степанов (2003), Г.Е. Сухарева (1965), Н.В. Бабкина (2005).
На основе анализа литературных данных и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана и реализована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональных состояний у изучаемого контингента школьников.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, беседа, арт-терапия.
Программа рассчитана на 24 занятия, длительностью по 30 минут, 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете дефектолога.
Структура занятий: каждое занятие коррекционно-развивающей программы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции состоит из 3 частей:
1. Вводная часть. Включает в себя церемонию приветствия и подготовку к продуктивной работе. Создание атмосферы комфорта, доверия и расслабления.
2. Основная часть - работа с психологом по коррекции особенностей эмоциональной регуляции детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью психологических средств.
3. Заключительная часть. Ритуал прощания - рефлексия, подведение итогов занятия.
Оценка эффективности коррекционных воздействий осуществлялась посредством организации и проведения повторной психодиагностики, обработки данных диагностического обследования, заключения о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития достаточно выровнялся эмоциональный фон, улучшился уровень вербализации и дифференциации, понимания эмоциональных состояний, повысился уровень саморегуляции.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции особенностей эмоциональной регуляции младших школьников с задержкой психического развития.
Подобные работы
- Психологическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Эмоциональная регуляция поведения учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Развитие регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития (Орловский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



