Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВАХ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ .. 9
1.1. Проблема мышления в психологии 9
1.2. Развитие мышления в младшем школьном возрасте 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы мышления детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 22
Вывод по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции мышления детей с
задержкой психического развития 47
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 63
Выводы по третьей главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
ГЛАВАХ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ .. 9
1.1. Проблема мышления в психологии 9
1.2. Развитие мышления в младшем школьном возрасте 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы мышления детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 22
Вывод по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции мышления детей с
задержкой психического развития 47
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 63
Выводы по третьей главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Актуальность исследования. В настоящее время в образовании всё больше требуется от учащихся умение решать логические задачи и находить ответы на поставленные вопросы самостоятельно, что требует больших усилий от ребёнка и соответствующего уровня развития мыслительных и речевых процессов.
Благодаря мыслительным процессам учащийся познает предметы, а также отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, осуществляет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Проблема неуспеваемости учащихся, начальных классов является первоочередной и требует повышенного внимания. Многократные наблюдения педагогов и психологов показали, что если учащийся испытывает трудности в овладении мыслительными операциями в младшем школьном возрасте, то в дальнейшем обучении он будет переходить в группу неуспевающих (Н.И. Озерецкий, 1938; И. Борисов, 1925; П.И. Растегаев, 1920).
Специальные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились психологами (В.И. Зыкова, 1995; З.И. Калмыкова, 1982; И.А. Коробейников, 1996; Н.А. Менчинская, 1971; Н.И. Мурачковский, 1967;
A. М. Орлова, 2003; Н.П. Слободяник, 2003; педагогами (Ю.К. Бабанский, 1989; А.А. Бударный, 2016; Б.П. Есипов, 1967; Л.В. Занков, 1975), дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (Т.А. Власова, 1973; Т.В. Егорова, 1975; К.С. Лебединская, 1982;
B. И. Лубовский, 2005; Н.А. Никашина, 1965; С.Г. Шевченко, 2003).
Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.
В исследованиях В.И. Лубовского (1984), С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенковой (1994), Н.А. Цимбалюк (1974), В.Ф. Мачихиной (1992), Г.А. Стрекаловой (1987) и др. показано, что познавательная сфера школьников с ЗПР характеризуется недоразвитием, бедностью сведений об окружающем мире, трудностями в установлении причинно-следственных связей, осуществлении мыслительных операций синтеза, анализа, классификации, обобщения, систематизации, сравнение объектов окружающего мира для его познания. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории детей, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.
Мышление, как наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, становилось предметом исследования многих авторов, которые по-разному подходили к объяснению формирования, становления, феноменологические особенности, взаимодействия с другими функциями (Р.Декарт, 1637; А.Бине, 1903; С.Л.Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1968; О.К. Тихомиров, 1984; Б.М. Теплов, 1990; Ж. Пиаже, 1994; Л.С. Выготский, 1999; А.Р Лурия, 1962 и др.)
Изучением мышления младших школьников с задержкой психического развития занимались В.И. Лубовский (1989), Т.В.Егорова (1973), Г.М. Капустина (2009),С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенкова (1994). Исследования авторов показали, что для этой категории школьников характерны такие особенности познавательной деятельности: учащиеся предпочитают избегать деятельность, связанную с поиском информации, не ставят перед собой вопрос, затрудняются в принятии и удержании словесной инструкции, в планировании предстоящих действий по выполнению задания, сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью, в задании дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.
Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала необходимость своевременного изучения и коррекции такого психического процесса, как мышление, для дальнейшего успешного усвоения учебной деятельности.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение и коррекция мышления у данного контингента школьников. Исследования подтверждают необходимость подробного изучения и последующей разработки технологий изучения и коррекции мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования: психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по их своевременной коррекции у изучаемого контингента школьников и выявить её эффективность.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: низкий уровень развития
целенаправленности и критичности мышления; не сформированность операций обобщения, анализа и синтеза; трудности понимания скрытого смысла; выделения существенных, смыслообразующих признаков; несформированность логического и понятийного мышления.
Эффективность коррекции имеющихся недостатков мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение; тестирование, опрос.
- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент
В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
В процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28];
2. Методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28];
3. Методика «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2].
Теоретической и методологической основной исследования мышления детей младшего школьного возраста являются:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934);
- ранняя концепция о развитии мышления ребёнка Ж. Пиаже (1935);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1967; В.В. Ковалев, 1975; К.С. Лебединская, 1975; М.С. Певзнер, 1967; Г.Е. Сухарева, 1965 и др.);
- психологические концепции о природе мышления: Деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, 1975; О.К. Тихомиров, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1965; В.В. Давыдов, 1996; Л.С. Выготский, 1934), Ассоциативная теория (Т. Гоббс, 2019; Б. Спиноза, 2019; Д. Локк, 2003; Д. Гартли, 2009; Т.Цигин, 2011), Психоаналитическая теория З.Фрейд, 1905), Операционная теория Ж. Пиаже, 2005).
-теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 1981);
- особенности формирования мышления у школьников младшего школьного возраста с задержкой психического развития (И.Н. Брокане, 1981; В.И. Лубовский, 1979; С.Г. Шевченко, 1975; Л.Н. Блинова, 2001; Л.И. Переслени, 2014; Т.А. Фотекова, 2003; Л.В. Кузнецова, 2003; Т.В. Егорова, 1984).
- о мышлении, как высшей психической функции: Н.Ю. Дмитриев (2015), И.В. Реверчук (2016),Д.Дьюи (1906), А.В. Петровского (1996), М.Г. Ярошевского (1977), М. Вертхаймер (1987), В. Келер (1952), К. Коффка (1910), К. Дункер (1998);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития Т.А. Власова (1967); В.В. Ковалёв (1975); К.С. Лебединская (1975); М.С. Певзнер (1967); Г.Е. Сухарева (1965) и др.
Организация исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального образовательного бюджетного учреждения МОБУ «Благовещенская СОШ». В эксперименте приняли участие 31 обучающийся начальных классов: 20 обучающихся 3 «Б» класса в возрасте 9-10 лет, 11 обучающихся 4 «Б» класса в возрасте 10 - 11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в три этапа с ноября 2022 года по март2023учебного года.
Первый этап - подготовительный (ноябрь 2021 г. - февраль 2022 г.) направлен на подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования и определение ее современного состояния.
Второй этап (март 2022 г. - апрель 2022 г.) подразумевал знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнеза обучающихся, подбор диагностического инструментария; проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению особенностей мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап (февраль 2023 г. - март2023 г.) был направлен на теоретическое обоснование и разработку методических рекомендаций по коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их коррекция.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный в работе теоретический и практический материал, раскрывающий особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть использован в работе педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией учащихся.
Структура и объём выпускной квалификационной работы работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 102 источников). Включает 19 приложений. Работа проиллюстрирована работа 6 таблицами, 6 гистограммами.
Благодаря мыслительным процессам учащийся познает предметы, а также отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, осуществляет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Проблема неуспеваемости учащихся, начальных классов является первоочередной и требует повышенного внимания. Многократные наблюдения педагогов и психологов показали, что если учащийся испытывает трудности в овладении мыслительными операциями в младшем школьном возрасте, то в дальнейшем обучении он будет переходить в группу неуспевающих (Н.И. Озерецкий, 1938; И. Борисов, 1925; П.И. Растегаев, 1920).
Специальные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились психологами (В.И. Зыкова, 1995; З.И. Калмыкова, 1982; И.А. Коробейников, 1996; Н.А. Менчинская, 1971; Н.И. Мурачковский, 1967;
A. М. Орлова, 2003; Н.П. Слободяник, 2003; педагогами (Ю.К. Бабанский, 1989; А.А. Бударный, 2016; Б.П. Есипов, 1967; Л.В. Занков, 1975), дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (Т.А. Власова, 1973; Т.В. Егорова, 1975; К.С. Лебединская, 1982;
B. И. Лубовский, 2005; Н.А. Никашина, 1965; С.Г. Шевченко, 2003).
Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.
В исследованиях В.И. Лубовского (1984), С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенковой (1994), Н.А. Цимбалюк (1974), В.Ф. Мачихиной (1992), Г.А. Стрекаловой (1987) и др. показано, что познавательная сфера школьников с ЗПР характеризуется недоразвитием, бедностью сведений об окружающем мире, трудностями в установлении причинно-следственных связей, осуществлении мыслительных операций синтеза, анализа, классификации, обобщения, систематизации, сравнение объектов окружающего мира для его познания. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории детей, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.
Мышление, как наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, становилось предметом исследования многих авторов, которые по-разному подходили к объяснению формирования, становления, феноменологические особенности, взаимодействия с другими функциями (Р.Декарт, 1637; А.Бине, 1903; С.Л.Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1968; О.К. Тихомиров, 1984; Б.М. Теплов, 1990; Ж. Пиаже, 1994; Л.С. Выготский, 1999; А.Р Лурия, 1962 и др.)
Изучением мышления младших школьников с задержкой психического развития занимались В.И. Лубовский (1989), Т.В.Егорова (1973), Г.М. Капустина (2009),С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенкова (1994). Исследования авторов показали, что для этой категории школьников характерны такие особенности познавательной деятельности: учащиеся предпочитают избегать деятельность, связанную с поиском информации, не ставят перед собой вопрос, затрудняются в принятии и удержании словесной инструкции, в планировании предстоящих действий по выполнению задания, сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью, в задании дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.
Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала необходимость своевременного изучения и коррекции такого психического процесса, как мышление, для дальнейшего успешного усвоения учебной деятельности.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение и коррекция мышления у данного контингента школьников. Исследования подтверждают необходимость подробного изучения и последующей разработки технологий изучения и коррекции мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования: психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по их своевременной коррекции у изучаемого контингента школьников и выявить её эффективность.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: низкий уровень развития
целенаправленности и критичности мышления; не сформированность операций обобщения, анализа и синтеза; трудности понимания скрытого смысла; выделения существенных, смыслообразующих признаков; несформированность логического и понятийного мышления.
Эффективность коррекции имеющихся недостатков мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение; тестирование, опрос.
- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент
В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
В процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28];
2. Методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28];
3. Методика «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2].
Теоретической и методологической основной исследования мышления детей младшего школьного возраста являются:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934);
- ранняя концепция о развитии мышления ребёнка Ж. Пиаже (1935);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1967; В.В. Ковалев, 1975; К.С. Лебединская, 1975; М.С. Певзнер, 1967; Г.Е. Сухарева, 1965 и др.);
- психологические концепции о природе мышления: Деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, 1975; О.К. Тихомиров, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1965; В.В. Давыдов, 1996; Л.С. Выготский, 1934), Ассоциативная теория (Т. Гоббс, 2019; Б. Спиноза, 2019; Д. Локк, 2003; Д. Гартли, 2009; Т.Цигин, 2011), Психоаналитическая теория З.Фрейд, 1905), Операционная теория Ж. Пиаже, 2005).
-теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 1981);
- особенности формирования мышления у школьников младшего школьного возраста с задержкой психического развития (И.Н. Брокане, 1981; В.И. Лубовский, 1979; С.Г. Шевченко, 1975; Л.Н. Блинова, 2001; Л.И. Переслени, 2014; Т.А. Фотекова, 2003; Л.В. Кузнецова, 2003; Т.В. Егорова, 1984).
- о мышлении, как высшей психической функции: Н.Ю. Дмитриев (2015), И.В. Реверчук (2016),Д.Дьюи (1906), А.В. Петровского (1996), М.Г. Ярошевского (1977), М. Вертхаймер (1987), В. Келер (1952), К. Коффка (1910), К. Дункер (1998);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития Т.А. Власова (1967); В.В. Ковалёв (1975); К.С. Лебединская (1975); М.С. Певзнер (1967); Г.Е. Сухарева (1965) и др.
Организация исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального образовательного бюджетного учреждения МОБУ «Благовещенская СОШ». В эксперименте приняли участие 31 обучающийся начальных классов: 20 обучающихся 3 «Б» класса в возрасте 9-10 лет, 11 обучающихся 4 «Б» класса в возрасте 10 - 11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в три этапа с ноября 2022 года по март2023учебного года.
Первый этап - подготовительный (ноябрь 2021 г. - февраль 2022 г.) направлен на подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования и определение ее современного состояния.
Второй этап (март 2022 г. - апрель 2022 г.) подразумевал знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнеза обучающихся, подбор диагностического инструментария; проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению особенностей мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап (февраль 2023 г. - март2023 г.) был направлен на теоретическое обоснование и разработку методических рекомендаций по коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их коррекция.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный в работе теоретический и практический материал, раскрывающий особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть использован в работе педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией учащихся.
Структура и объём выпускной квалификационной работы работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 102 источников). Включает 19 приложений. Работа проиллюстрирована работа 6 таблицами, 6 гистограммами.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции развитию мышления у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мыслительной деятельности человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества. Мышление позволяет человеку систематизировать, анализировать, группировать и синтезировать информацию, оно также позволяет нам выходить за пределы получаемой информации, формировать ее, добытую из книг и учебников.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Норма - это своевременное развитие всех психических процессов. Нормальные дети играют в детском саду. Они любознательны, в школе их привлекает сам процесс учения. Они знают, что в школу они пришли не играть, а учиться. Отличие детей с задержкой психического развития от нормальных детей в том, что дети с задержкой психического развития не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Для учителя важно знать особенности характера и эмоциональных реакций детей возрастной нормы, детей с задержкой психического развития. Это позволяет выбирать правильную тактику при решении сложных и сравнительно простых вопросов воспитания.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, 1994; Б. Инельдер, 1963; Р. Гайсон, 2005; Ф. Тайсон, 1989 и др.) и отечественные (П. П. Блонский, 2001; Л. С. Выготский, 2005; С. Л. Рубинштейн, 1958; П. Я. Гальперин, 1998; А. Н. Леонтьев, 1975; А. Р. Лурия, 1979; П. И. Зинченко, 2002; А. А. Смирнов, 2009; Б. М. Величковский, 2013; Г. Г. Вучетич, 1970; З. М. Истомина, 2011; Г. С. Овчинников, 1987 и др.) исследователи.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию мышления данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики: 1. Методика «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28]; Методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28];Методика «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2].
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 9-11 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80- «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: имеют трудности с такими операциями как обобщение, классификация, анализ и синтез, проведение аналогии между понятиями, выделение главной мысли, понимание скрытого смысла, не могут сформулировать словесно логически построенный вывод.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 3 и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 11 учащихся 3 «Б» класса и 20 учащихся 4 «Б» класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
1. Развивать умения обобщения;
2. Формировать умение вычленять существенные смыслообразующие признаки;
3. Формировать умение сопоставлять объекты, и, выявлять общности и различия между ними;
4. Развивать умение нахождения скрытого смысла;
5. Развивать умение устанавливать последовательность событий и выстраивание логических связей.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие операций словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 3 и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 11 учащихся 3 «Б» класса и 20 учащихся 4 «Б» класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
1. Развивать умение обобщения;
2. Формировать умение вычленять существенные смыслообразующие признаки;
3. Формировать умение сопоставлять объекты, и, выявлять общности и различия между ними;
4. Развивать умение нахождения скрытого смысла;
5. Развивать умение устанавливать последовательность событий и выстраивание логических связей.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Согласно результатам исследования по методике «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28], в 3 классе после реализации коррекционной программы, в экспериментальной группе очень низкий уровень развития наглядно-образного мышления до коррекционных мероприятий составлял 80%.
Испытуемые, имеющие очень низкий уровень развития наглядно-образного мышления, не понимали инструкцию к заданию, не могли пройти лабиринт в целом. У 40% испытуемых уровень развития наглядно-образного мышления на низком уровне, данный показатель вырос на 20% после коррекционных мероприятий. Испытуемые в данном случае с большим трудом понимали инструкцию к заданию, затруднялись пройти лабиринт, почти всегда касались границ лабиринта, и не завершали задание выходом из лабиринта.
Перед коррекционной работой средний уровень развития наглядно-образного мышления был равен 0%. После реализации коррекционной программы данный показатель составил 60%, это говорит о том, что развитие мышления имеет положительную динамику у испытуемых. В 4 классе очень низкие показатели наглядно-образного мышления не наблюдаются. Положительная динамика выявлена в том, что до проведения коррекционных мероприятий, количество учащихся с очень низким уровнем наглядно-образного мышления составляло 30% (3 участника). Можно отметить снижение количества детей, которые имеют уровень развития наглядно-образного мышления ниже среднего на 30% и увеличение количества детей со средним уровнем на 60% (6 испытуемых). Можно констатировать тот факт, что у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития качественно и количественно увеличилось значение параметра наглядно-образного мышления разделить
По проведённой методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28] . В 3 классе до реализации программы низкий уровень наблюдался у 80% (8 школьников). После коррекционно-развивающих мероприятий низкий уровень развития мышления наблюдается уже у 30% (3 школьников). Ученики, имеющие низкий уровень развития мышления не понимали смысла воспроизведенных им пословиц и метафор. Средний уровень выявлен у 5 школьников, то есть на 50% увеличились показатели, указывающие на положительную динамику. Дети, у которых уровень развития мышления на среднем уровне были способны понять смысл пословиц и метафор, но не всех и не всегда.
В 4 классе до эксперимента у 40% (4 человек) был выявлен низкий уровень, у 60% (6 человек) - средний уровень. После проведения коррекционных мероприятий в классе снизился низкий уровень на 30% и увеличилось количество школьников с положительным развитием мышления (9 человек - 90%).
По проведённой методике «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2]. При первичной диагностике у младших школьников 3 класса преобладал низкий уровень образно-логического мышления (8 человек - 80%). После коррекционно-развивающих мероприятий в 3 классе ведущим стал средний уровень развития данного свойства мышления. Он диагностирован у 70% (7 человек). В 4 классе до коррекции у детей преобладал средний уровень развития образно-логического мышления (7 человек - 70%). После проведения формирующего эксперимента ведущим остался средний уровень развития образно-логического мышления с увеличением количества школьников на 2 человека (20%) и составил 90 %.
Проведенное мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало, что в контрольных группах (КГ) наблюдается положительная динамика, а также диагностируется снижение средних показателей.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции особенностей мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии мышления.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции имеющихся недостатков мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мыслительной деятельности человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества. Мышление позволяет человеку систематизировать, анализировать, группировать и синтезировать информацию, оно также позволяет нам выходить за пределы получаемой информации, формировать ее, добытую из книг и учебников.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Норма - это своевременное развитие всех психических процессов. Нормальные дети играют в детском саду. Они любознательны, в школе их привлекает сам процесс учения. Они знают, что в школу они пришли не играть, а учиться. Отличие детей с задержкой психического развития от нормальных детей в том, что дети с задержкой психического развития не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Для учителя важно знать особенности характера и эмоциональных реакций детей возрастной нормы, детей с задержкой психического развития. Это позволяет выбирать правильную тактику при решении сложных и сравнительно простых вопросов воспитания.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, 1994; Б. Инельдер, 1963; Р. Гайсон, 2005; Ф. Тайсон, 1989 и др.) и отечественные (П. П. Блонский, 2001; Л. С. Выготский, 2005; С. Л. Рубинштейн, 1958; П. Я. Гальперин, 1998; А. Н. Леонтьев, 1975; А. Р. Лурия, 1979; П. И. Зинченко, 2002; А. А. Смирнов, 2009; Б. М. Величковский, 2013; Г. Г. Вучетич, 1970; З. М. Истомина, 2011; Г. С. Овчинников, 1987 и др.) исследователи.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию мышления данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики: 1. Методика «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28]; Методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28];Методика «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2].
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 9-11 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80- «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: имеют трудности с такими операциями как обобщение, классификация, анализ и синтез, проведение аналогии между понятиями, выделение главной мысли, понимание скрытого смысла, не могут сформулировать словесно логически построенный вывод.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 3 и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 11 учащихся 3 «Б» класса и 20 учащихся 4 «Б» класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
1. Развивать умения обобщения;
2. Формировать умение вычленять существенные смыслообразующие признаки;
3. Формировать умение сопоставлять объекты, и, выявлять общности и различия между ними;
4. Развивать умение нахождения скрытого смысла;
5. Развивать умение устанавливать последовательность событий и выстраивание логических связей.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие операций словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 3 и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 11 учащихся 3 «Б» класса и 20 учащихся 4 «Б» класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
1. Развивать умение обобщения;
2. Формировать умение вычленять существенные смыслообразующие признаки;
3. Формировать умение сопоставлять объекты, и, выявлять общности и различия между ними;
4. Развивать умение нахождения скрытого смысла;
5. Развивать умение устанавливать последовательность событий и выстраивание логических связей.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Согласно результатам исследования по методике «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28], в 3 классе после реализации коррекционной программы, в экспериментальной группе очень низкий уровень развития наглядно-образного мышления до коррекционных мероприятий составлял 80%.
Испытуемые, имеющие очень низкий уровень развития наглядно-образного мышления, не понимали инструкцию к заданию, не могли пройти лабиринт в целом. У 40% испытуемых уровень развития наглядно-образного мышления на низком уровне, данный показатель вырос на 20% после коррекционных мероприятий. Испытуемые в данном случае с большим трудом понимали инструкцию к заданию, затруднялись пройти лабиринт, почти всегда касались границ лабиринта, и не завершали задание выходом из лабиринта.
Перед коррекционной работой средний уровень развития наглядно-образного мышления был равен 0%. После реализации коррекционной программы данный показатель составил 60%, это говорит о том, что развитие мышления имеет положительную динамику у испытуемых. В 4 классе очень низкие показатели наглядно-образного мышления не наблюдаются. Положительная динамика выявлена в том, что до проведения коррекционных мероприятий, количество учащихся с очень низким уровнем наглядно-образного мышления составляло 30% (3 участника). Можно отметить снижение количества детей, которые имеют уровень развития наглядно-образного мышления ниже среднего на 30% и увеличение количества детей со средним уровнем на 60% (6 испытуемых). Можно констатировать тот факт, что у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития качественно и количественно увеличилось значение параметра наглядно-образного мышления разделить
По проведённой методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28] . В 3 классе до реализации программы низкий уровень наблюдался у 80% (8 школьников). После коррекционно-развивающих мероприятий низкий уровень развития мышления наблюдается уже у 30% (3 школьников). Ученики, имеющие низкий уровень развития мышления не понимали смысла воспроизведенных им пословиц и метафор. Средний уровень выявлен у 5 школьников, то есть на 50% увеличились показатели, указывающие на положительную динамику. Дети, у которых уровень развития мышления на среднем уровне были способны понять смысл пословиц и метафор, но не всех и не всегда.
В 4 классе до эксперимента у 40% (4 человек) был выявлен низкий уровень, у 60% (6 человек) - средний уровень. После проведения коррекционных мероприятий в классе снизился низкий уровень на 30% и увеличилось количество школьников с положительным развитием мышления (9 человек - 90%).
По проведённой методике «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2]. При первичной диагностике у младших школьников 3 класса преобладал низкий уровень образно-логического мышления (8 человек - 80%). После коррекционно-развивающих мероприятий в 3 классе ведущим стал средний уровень развития данного свойства мышления. Он диагностирован у 70% (7 человек). В 4 классе до коррекции у детей преобладал средний уровень развития образно-логического мышления (7 человек - 70%). После проведения формирующего эксперимента ведущим остался средний уровень развития образно-логического мышления с увеличением количества школьников на 2 человека (20%) и составил 90 %.
Проведенное мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало, что в контрольных группах (КГ) наблюдается положительная динамика, а также диагностируется снижение средних показателей.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции особенностей мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии мышления.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции имеющихся недостатков мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Подобные работы
- Особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Изучение страхов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



