ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВАХ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ .. 9
1.1. Проблема мышления в психологии 9
1.2. Развитие мышления в младшем школьном возрасте 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы мышления детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 22
Вывод по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции мышления детей с
задержкой психического развития 47
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 63
Выводы по третьей главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Актуальность исследования. В настоящее время в образовании всё больше требуется от учащихся умение решать логические задачи и находить ответы на поставленные вопросы самостоятельно, что требует больших усилий от ребёнка и соответствующего уровня развития мыслительных и речевых процессов.
Благодаря мыслительным процессам учащийся познает предметы, а также отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, осуществляет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Проблема неуспеваемости учащихся, начальных классов является первоочередной и требует повышенного внимания. Многократные наблюдения педагогов и психологов показали, что если учащийся испытывает трудности в овладении мыслительными операциями в младшем школьном возрасте, то в дальнейшем обучении он будет переходить в группу неуспевающих (Н.И. Озерецкий, 1938; И. Борисов, 1925; П.И. Растегаев, 1920).
Специальные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились психологами (В.И. Зыкова, 1995; З.И. Калмыкова, 1982; И.А. Коробейников, 1996; Н.А. Менчинская, 1971; Н.И. Мурачковский, 1967;
A. М. Орлова, 2003; Н.П. Слободяник, 2003; педагогами (Ю.К. Бабанский, 1989; А.А. Бударный, 2016; Б.П. Есипов, 1967; Л.В. Занков, 1975), дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (Т.А. Власова, 1973; Т.В. Егорова, 1975; К.С. Лебединская, 1982;
B. И. Лубовский, 2005; Н.А. Никашина, 1965; С.Г. Шевченко, 2003).
Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.
В исследованиях В.И. Лубовского (1984), С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенковой (1994), Н.А. Цимбалюк (1974), В.Ф. Мачихиной (1992), Г.А. Стрекаловой (1987) и др. показано, что познавательная сфера школьников с ЗПР характеризуется недоразвитием, бедностью сведений об окружающем мире, трудностями в установлении причинно-следственных связей, осуществлении мыслительных операций синтеза, анализа, классификации, обобщения, систематизации, сравнение объектов окружающего мира для его познания. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории детей, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.
Мышление, как наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, становилось предметом исследования многих авторов, которые по-разному подходили к объяснению формирования, становления, феноменологические особенности, взаимодействия с другими функциями (Р.Декарт, 1637; А.Бине, 1903; С.Л.Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1968; О.К. Тихомиров, 1984; Б.М. Теплов, 1990; Ж. Пиаже, 1994; Л.С. Выготский, 1999; А.Р Лурия, 1962 и др.)
Изучением мышления младших школьников с задержкой психического развития занимались В.И. Лубовский (1989), Т.В.Егорова (1973), Г.М. Капустина (2009),С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенкова (1994). Исследования авторов показали, что для этой категории школьников характерны такие особенности познавательной деятельности: учащиеся предпочитают избегать деятельность, связанную с поиском информации, не ставят перед собой вопрос, затрудняются в принятии и удержании словесной инструкции, в планировании предстоящих действий по выполнению задания, сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью, в задании дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.
Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала необходимость своевременного изучения и коррекции такого психического процесса, как мышление, для дальнейшего успешного усвоения учебной деятельности.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение и коррекция мышления у данного контингента школьников. Исследования подтверждают необходимость подробного изучения и последующей разработки технологий изучения и коррекции мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования: психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по их своевременной коррекции у изучаемого контингента школьников и выявить её эффективность.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: низкий уровень развития
целенаправленности и критичности мышления; не сформированность операций обобщения, анализа и синтеза; трудности понимания скрытого смысла; выделения существенных, смыслообразующих признаков; несформированность логического и понятийного мышления.
Эффективность коррекции имеющихся недостатков мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение; тестирование, опрос.
- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент
В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
В процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28];
2. Методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28];
3. Методика «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2].
Теоретической и методологической основной исследования мышления детей младшего школьного возраста являются:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934);
- ранняя концепция о развитии мышления ребёнка Ж. Пиаже (1935);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1967; В.В. Ковалев, 1975; К.С. Лебединская, 1975; М.С. Певзнер, 1967; Г.Е. Сухарева, 1965 и др.);
- психологические концепции о природе мышления: Деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, 1975; О.К. Тихомиров, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1965; В.В. Давыдов, 1996; Л.С. Выготский, 1934), Ассоциативная теория (Т. Гоббс, 2019; Б. Спиноза, 2019; Д. Локк, 2003; Д. Гартли, 2009; Т.Цигин, 2011), Психоаналитическая теория З.Фрейд, 1905), Операционная теория Ж. Пиаже, 2005).
-теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 1981);
- особенности формирования мышления у школьников младшего школьного возраста с задержкой психического развития (И.Н. Брокане, 1981; В.И. Лубовский, 1979; С.Г. Шевченко, 1975; Л.Н. Блинова, 2001; Л.И. Переслени, 2014; Т.А. Фотекова, 2003; Л.В. Кузнецова, 2003; Т.В. Егорова, 1984).
- о мышлении, как высшей психической функции: Н.Ю. Дмитриев (2015), И.В. Реверчук (2016),Д.Дьюи (1906), А.В. Петровского (1996), М.Г. Ярошевского (1977), М. Вертхаймер (1987), В. Келер (1952), К. Коффка (1910), К. Дункер (1998);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития Т.А. Власова (1967); В.В. Ковалёв (1975); К.С. Лебединская (1975); М.С. Певзнер (1967); Г.Е. Сухарева (1965) и др.
Организация исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального образовательного бюджетного учреждения МОБУ «Благовещенская СОШ». В эксперименте приняли участие 31 обучающийся начальных классов: 20 обучающихся 3 «Б» класса в возрасте 9-10 лет, 11 обучающихся 4 «Б» класса в возрасте 10 - 11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в три этапа с ноября 2022 года по март2023учебного года.
Первый этап - подготовительный (ноябрь 2021 г. - февраль 2022 г.) направлен на подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования и определение ее современного состояния.
Второй этап (март 2022 г. - апрель 2022 г.) подразумевал знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнеза обучающихся, подбор диагностического инструментария; проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению особенностей мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап (февраль 2023 г. - март2023 г.) был направлен на теоретическое обоснование и разработку методических рекомендаций по коррекции мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их коррекция.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный в работе теоретический и практический материал, раскрывающий особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть использован в работе педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией учащихся.
Структура и объём выпускной квалификационной работы работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 102 источников). Включает 19 приложений. Работа проиллюстрирована работа 6 таблицами, 6 гистограммами.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции развитию мышления у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мыслительной деятельности человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества. Мышление позволяет человеку систематизировать, анализировать, группировать и синтезировать информацию, оно также позволяет нам выходить за пределы получаемой информации, формировать ее, добытую из книг и учебников.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Норма - это своевременное развитие всех психических процессов. Нормальные дети играют в детском саду. Они любознательны, в школе их привлекает сам процесс учения. Они знают, что в школу они пришли не играть, а учиться. Отличие детей с задержкой психического развития от нормальных детей в том, что дети с задержкой психического развития не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Для учителя важно знать особенности характера и эмоциональных реакций детей возрастной нормы, детей с задержкой психического развития. Это позволяет выбирать правильную тактику при решении сложных и сравнительно простых вопросов воспитания.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, 1994; Б. Инельдер, 1963; Р. Гайсон, 2005; Ф. Тайсон, 1989 и др.) и отечественные (П. П. Блонский, 2001; Л. С. Выготский, 2005; С. Л. Рубинштейн, 1958; П. Я. Гальперин, 1998; А. Н. Леонтьев, 1975; А. Р. Лурия, 1979; П. И. Зинченко, 2002; А. А. Смирнов, 2009; Б. М. Величковский, 2013; Г. Г. Вучетич, 1970; З. М. Истомина, 2011; Г. С. Овчинников, 1987 и др.) исследователи.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию мышления данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики: 1. Методика «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28]; Методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28];Методика «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2].
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 9-11 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80- «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: имеют трудности с такими операциями как обобщение, классификация, анализ и синтез, проведение аналогии между понятиями, выделение главной мысли, понимание скрытого смысла, не могут сформулировать словесно логически построенный вывод.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 3 и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 11 учащихся 3 «Б» класса и 20 учащихся 4 «Б» класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
1. Развивать умения обобщения;
2. Формировать умение вычленять существенные смыслообразующие признаки;
3. Формировать умение сопоставлять объекты, и, выявлять общности и различия между ними;
4. Развивать умение нахождения скрытого смысла;
5. Развивать умение устанавливать последовательность событий и выстраивание логических связей.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие операций словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 3 и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 11 учащихся 3 «Б» класса и 20 учащихся 4 «Б» класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
1. Развивать умение обобщения;
2. Формировать умение вычленять существенные смыслообразующие признаки;
3. Формировать умение сопоставлять объекты, и, выявлять общности и различия между ними;
4. Развивать умение нахождения скрытого смысла;
5. Развивать умение устанавливать последовательность событий и выстраивание логических связей.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Согласно результатам исследования по методике «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова (2001) [28], в 3 классе после реализации коррекционной программы, в экспериментальной группе очень низкий уровень развития наглядно-образного мышления до коррекционных мероприятий составлял 80%.
Испытуемые, имеющие очень низкий уровень развития наглядно-образного мышления, не понимали инструкцию к заданию, не могли пройти лабиринт в целом. У 40% испытуемых уровень развития наглядно-образного мышления на низком уровне, данный показатель вырос на 20% после коррекционных мероприятий. Испытуемые в данном случае с большим трудом понимали инструкцию к заданию, затруднялись пройти лабиринт, почти всегда касались границ лабиринта, и не завершали задание выходом из лабиринта.
Перед коррекционной работой средний уровень развития наглядно-образного мышления был равен 0%. После реализации коррекционной программы данный показатель составил 60%, это говорит о том, что развитие мышления имеет положительную динамику у испытуемых. В 4 классе очень низкие показатели наглядно-образного мышления не наблюдаются. Положительная динамика выявлена в том, что до проведения коррекционных мероприятий, количество учащихся с очень низким уровнем наглядно-образного мышления составляло 30% (3 участника). Можно отметить снижение количества детей, которые имеют уровень развития наглядно-образного мышления ниже среднего на 30% и увеличение количества детей со средним уровнем на 60% (6 испытуемых). Можно констатировать тот факт, что у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития качественно и количественно увеличилось значение параметра наглядно-образного мышления разделить
По проведённой методика «Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок» М.М. Семаго, Н.Я. Семаго (1993) [28] . В 3 классе до реализации программы низкий уровень наблюдался у 80% (8 школьников). После коррекционно-развивающих мероприятий низкий уровень развития мышления наблюдается уже у 30% (3 школьников). Ученики, имеющие низкий уровень развития мышления не понимали смысла воспроизведенных им пословиц и метафор. Средний уровень выявлен у 5 школьников, то есть на 50% увеличились показатели, указывающие на положительную динамику. Дети, у которых уровень развития мышления на среднем уровне были способны понять смысл пословиц и метафор, но не всех и не всегда.
В 4 классе до эксперимента у 40% (4 человек) был выявлен низкий уровень, у 60% (6 человек) - средний уровень. После проведения коррекционных мероприятий в классе снизился низкий уровень на 30% и увеличилось количество школьников с положительным развитием мышления (9 человек - 90%).
По проведённой методике «Исключение предметов» Н.Л. Белопольской (2009) [2]. При первичной диагностике у младших школьников 3 класса преобладал низкий уровень образно-логического мышления (8 человек - 80%). После коррекционно-развивающих мероприятий в 3 классе ведущим стал средний уровень развития данного свойства мышления. Он диагностирован у 70% (7 человек). В 4 классе до коррекции у детей преобладал средний уровень развития образно-логического мышления (7 человек - 70%). После проведения формирующего эксперимента ведущим остался средний уровень развития образно-логического мышления с увеличением количества школьников на 2 человека (20%) и составил 90 %.
Проведенное мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало, что в контрольных группах (КГ) наблюдается положительная динамика, а также диагностируется снижение средних показателей.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции особенностей мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии мышления.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции имеющихся недостатков мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
1. Акимова М. К., Козлова В. Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.21.
2. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: «КСП», 1997.
3. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст] Пособие для школьного психолога. М.: Школьная Пресса, 2006. 80 с.
4. Балдина, Н.П. Усвоение логических приемов при разных типах обучения: автореф. дис. канд. психол. наук/Н.П. Балдина. М., 1987. 24 с.
3. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): М модифицированная психодиагностическая методика — М: Когито-Центр, 2002.
4. Беспалов Б.И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. -- М., 1984. (Наглядно-образное, визуальное мышление: 73--182.)
5. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. -- М., 1983. (Мышление. Определение и виды: 6--34. Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34-- 44, 52--70. Прогнозирование: 44--52.)
6. Бондаренко А.. Выготский Л. С. В 92 Психология развития ребенка. — М.: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
7. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. И. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
8. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагентство, 1994.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова.- М., 1999.- С.68.
10. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М., 1977.
11. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной
информации. -- М., 1977. (Мышление. Образование понятий: 131--210.
Восприятие и мышление: 211--241.)
12. Бруне Д. О действенном и наглядно-образном мышлении : 87--96.
13. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983 С.6-78. (избр. отрывки)
14. Величковский Б.М. Функциональная организация познавательных процессов. - 1987.
15. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. -- Т. 2. Мышление и
интеллект. -- Л., 1976. (Мышление как проблема психологии: 14--28.
Свойства процессов мышления: 28--109. Закономерности мышления: 109-¬191. Уровни организации мыслительных процессов: 192--275. Интеллект: 276--340.)
16. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - М., 1983.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М., 1996.
18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2, 4, 5 / Под ред. Т. А Власовой — М ' Педагогика 1982, 1983, 1984
20. Гоеоркова А. Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений//Вопросы психологии 1962 №2.
21. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. -272с.
22. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей
психологии.
23. Психология мышления. М., 1981. 401с.
24. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.,1981, 272 с.
25. Гуревич П.С. Психологический словарь [Текст]/ под общей науч. ред.. М: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. 800 с.
26. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР С Э.,2015 - 135 с.
27. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. - М., 1972.(Проблема обобщения в обучении: 10--27. Критический анализ эмпирической теории мышления: 79--111, 186--247. Диалектико-материалистическая теория мышления: 248--331.)
28. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.--М.,
1986. (Диалектикоматериалистическая теория мышления: 96--102, 104-111.)
29. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. - М., 2001. - 267 с.
30. Дети с задержкой психологического развития. Монография / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М.- 1984.- С.122.
31. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е переработанное / Т.И. Бабаева и др. — СПб.: Детство — Пресс, 2017. — С.87.
32. Доброхотова Т. А., Брагина И. N. Левши. — М.: Книга ЛТД, 1994.
33. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. -- М.,
1985. (Абстрактное мышление у детей: 90--102.)
34. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. П/Пер.санг.
Никольской Н.М. - М.: Лабиринт, 1999. - 189 с.
35. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. - М., 2002., 67с.
36. Дмитриева Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций.
Издательство: Эксмо, 2007. 128 с.
37. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
38. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии — М„ 1973
39.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. Изд-е 2-е, перераб. - М.: Просвещение: Владос, 2019
41.Замский Х.С. История олигофренопедагогики -- 2 изд. - М.:
Просвещение, 1980. - 398 с.
42.Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьников. --М., 1982. (Особенности эмпирического и теоретического мышления: 8--33.)
43.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -- М., 1984. (Общая характеристика теоретического мышления: 7--30.)
44. Зейгарник Б.В. Патология мышления. - М., 1962.
45. Интеллект человека и программы ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. - М., 1979
46. Капитанец Е. Г., Хохлова И. С. Исследование особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - Т. 44. - С. 9-14. - URL.
47. Карпова Г.А.,Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика
учащихся с ЗПР.//Екатеринбург,1995.С.89
48. Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. -- Л., 1984.
49. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. -- М., 1983. (Интеллект человека. История становления: 127--166. Творчество как феномен: 265--288. О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17-126.)
50. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. -¬М., 1989. (Воображение и мышление: 122-- 138.)
51. Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. -- М., 1977. (Культура и мышление: 124--152, 174--208.)
52. Краткий психологический словарь / Под общ.ред. Петровского А.В., Ярошевского М. Г. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212
53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975
54. Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. - М., 1964. - Т.
55. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -¬Т. И. -- М., 1983. (Опыт экспериментального исследования мышления: 72-¬
78. )
56. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека / Под ред. А.Р. Лурия. М.: Мир, 1974. С. 473-487, 489-492).
57. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия.- М.: Наука, 1974.
58. Лях Т. И., Лях М. В. Психология. Вып. 1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 - 40 Лях Т.
59. Лях М. В.Специальная психология /- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2017. - 218 с.
60. Маклаков А. Г. М.15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592
61. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. - М.: АРКТИ, 2016. - 72 стр.
62. Методы обследования речи у детей / Под общей ред. И. Т. Власенко. Г. В. Чиркиной. Ч. 1. — М., 1992.
63. Митрофанов К.Я. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи / К.Я. Митрофанов, С.В. Чебарыкова, А.А. Будницкий, Е.А. Левкова // Научные труды SWorld. — 2018. — Т. 14. — № 3. — С. 94-97.
64. Назарова О.Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 551-555.
65. НайссерУ. Познание и реальность. М., 1981. С. 27.
66. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2019. — С.15.
67.Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 480 стр.
68. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М., 1969.
69. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М., 1997
70. Психолингвистика. Сборник статей. -- М., 1984. (Генетический аспект языка и мышления (Ж. Пиаже): 325--335.)
71. Психология мышления (О. Кюльпе): 21—27
72. Продуктивное мышление (К. Дункер): 35--47.
73. Реверчук, И.В. Психофизиология и патопсихология мышления: уч. пособие/ И.В. Реверчук. - Ижевск, 2017 - 56 с.
74. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.
75. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2014., стр. 206.
76. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. — М., 1970.
77. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии, Ч. 1. — СПб.: Питер Ком, 2000
78. Райгородский Д. Я. Энциклопедия психодиагностики.
Психодиагностика детей/Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2014. 624
79. Резепов И. Ш. Общая психология. Ответы на вопросы /И. Ш. Резепов. Ай Пи Эр Медиа, 2010. 48 с.
80. Станиславская И.Г. Психология. Основные отрасли / И.Г.
Станиславская. М.: Человек, 2014. 323 с.
81. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / М.В. Душин, В.Н. Куров. Ярославль: "Академия развития", 1997. 192с.
82. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. [Текст] Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 320с.
83. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. [Текст]. М.: Владос, 2004. 184с.
84. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста /Г. Е. Сухарева. М.: Медицина, 2004. 320с.
85. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог. 1998. № 15-16.
86. Семаго И. Я. Диагностическая ценность методики Вы готского- Сахарова при работе с детьми дошкольного возраста // Материалы международной конференции: «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». РАО, Москва 21-24 октября 1996.
87. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. -- Т. 1. -- М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223--305.)
88. Тихомиров O.K. Психология мышления. -- М., 1984. (Виды мышления: 7--10. Развитие мышления: 211--231. Теории мышления: 232¬254.)
89. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. - Одесса, 1926.
90. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - М., 1925.
91. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. -- М., 1989. (Память в структуре речемыслительной деятельности: 61--98.)
92. Усанова, О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: учеб.пособие для студ. / О.Н. Усанова. М., 1990. 200 с.
93. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Спецкурс: пособие для студ. пед. ин-тов / А.В. Усова. Челябинск: ЧПИ, 1978. 20 с.
94. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М., 1997.
95. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. --Томск, 1983.