ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕКСИКЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 5
1.1. Личность спортсмена-игровика в спортивной деятельности 5
1.1.1. Психологический анализ спортивной деятельности 5
1.1.2. Психологические аспекты спортивной деятельности 9
1.1.3. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности 11
1.1.4. Организационная структура игры в баскетболе 16
1.2. Межличностные отношения и сплоченность в спортивной команде 17
1.3. Игровой метод в психологической подготовке юных спортсменов 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
2.1. Методы исследований 30
2.2. Организация исследований 31
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕКОЙ ГОТОВНОСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 33
3.1. Методика по формированию психологической готовности
команды 33
3.2. Оценка эффективности разработки методики групповой
сплоченности в коллективе спортивной команды по баскетболу 51
ВЫВОДЫ 55
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Актуальность. Отличительной особенностью, которая определяет любую группу, является взаимодействие между ее членами, они зависят друг от друга, имеют общую цель и должны общаться между собою. Группам также присуща взаимозависимость относительно задачи - они должны взаимодействовать, чтобы выполнить работу [36].
В спорте общей целью, или общей задачей является достижение победы, которая, отчасти, зависит от координированных усилий всех членов спортивной группы или команды, их совместимости и сплоченности. Литературный анализ позволил установить, что объективно групповая сплоченность выражается в сыгранности команды, а субъективно - в чувстве общности членов команды, которое обозначается в языке словом «Мы» и противопоставлением себя сопернику словом «Они». Спортивные группы или команды, которым присуще стремление к групповому успеху, тоже демонстрируют высокие уровни групповой сплоченности [34] и как мы назвали, демонстрируют коллективный стиль игры.
Проблема групповой сплоченности в социальной психологии рассматривается как одна из важнейших проблем формирования группы и по отношению к ее характеристикам существуют разнообразные мнения. Согласно мнениям, в частности в социальной психологии, сплоченность трактуется как ценностно-ориентационное единство группы. Имеется в виду, что в любой группе есть какие-то факторы, объекты, которые считаются наиболее значимыми и ценными для группы вообще. При этом каждый член группы ориентируется на указанные ценности, использует их в своем поведении.
Нет единого мнения в определении факторов, оказывающих влияние на конфликты и сплоченность в спортивной практике. Одни авторы выделяют психофизиологическую и социальную несовместимость, спортивное мастерство, формы коммуникации и общения, психическое состояние и еще ряд особенностей спортсменов [20]. Другие - возникновение конфликтов в спортивной команде склонны объяснять объективными причинами, обусловленными тем, что спортивный коллектив как постоянно меняющийся живой организм развивается благодаря активной деятельности его членов [17]. Поэтому проблема поиска средств для сплочения спортивной команды и подготовки их к коллективному стилю игры является актуальной.
Цель исследования состоит в обосновании и разработки методики совершенствования особенностей психологической готовности спортсменов в баскетболе.
Задачами исследования стали:
1. Изучить литературу по данной проблеме и изучить факторы, влияющие на формирование психологической готовности.
2. Провести диагностику психологической готовности в коллективе спортивной команды по баскетболу.
3. Разработать и экспериментально проверить методику по формированию психологической готовности команды .
Объект исследования: процесс психологической подготовки баскетболистов.
Предмет исследования: методика совершенствования психологической подготовки в спортивной команде по баскетболу.
Гипотеза: предполагается, что процесс психологической подготовки для создания условий у баскетболистов будет более эффективным, если в тренировочный процесс, включить сформированную нами методику психотренинга, состоящую из психотехнических игр, культурно-массовых мероприятий, бесед.
1. Психологическая совместимость взаимодействующих партнеров в совместно выполняемой спортивной деятельности выступает важным фактором, обусловливающим срабатываемость спортсменов, и проявляется в быстроте овладения новыми упражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия, повышении результативности соревновательной деятельности команды. В различных видах спорта, в силу их специфичности, критериями совместимости выступают те или иные индивидуально - психологические и личностные особенности спортсменов. Комплектование спортивных групп, игровых составов на основе учета психологической совместимости взаимодействующих спортсменов позволяет существенно повысить эффективность их совместной деятельности. Эти факторы определяют развитие психологической готовности.
2. Исследована групповая сплоченность в коллективе, подобранная методика позволила установить, что причиной нерезультативного выступления команды в городских соревнованиях была низкая сплоченность в коллективе.
3. Разработана и доказана эффективность методики по формированию психологической готовности команды. Выявлено, что необходим комплексный подход к подготовке спортсменов к соревнованиям, центральным фактором, обеспечивающим в большой степени надежность спортсмена в отношении эффективного выступления в соревновании, является специальная подготовленность к предстоящей деятельности и вытекающая из нее субъективная уверенность спортсмена в своих силах. Результаты исследования подтверждают эффективность использования психотренинга, состоящий из психотехнических игр, которые могут выступать как фактор формирования эмоционального компонента психической готовности спортсменов на соревнованиях. Так как степень сплоченности увеличилась с 6,25 до 11,42 баллов, что соответствует среднему уровню, но не является идеальным результатом. Причиной не достижения высокого уровня групповой сплоченности стала недостаточная длительность экспериментальной работы.
1. Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности/ Б.А. Вяткин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер,2002. - С. 115-127.
2. Гошек В. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения/В.Гошек, Е.А. Калинин // Вопросы спортивной психогигиены. - М.: ВНИИФК, 1977. - С. 29-40.
3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии / Л.Б. Ительсон. - М.: Харвест, 2002. - 896 с.
4. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ /
B. А. Крутецкий- М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. - 584 с.
6. Леевик Г.Е. Черты характера спортсменов разного уровня мастерства / Г.Е. Леевик//Спортивная психология в трудах отечественных специалистов -СПб.: Питер, 2002. - С. 136-151.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психология, клин. психология: доп. М-вом образования РФ / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия: Смысл, 2004. - 346 с.
8. Онищенко И.М. Опыт психологического изучения основных качеств личности спортсмена / И.М. Онищенко // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 115-127.
9. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А.Ц. Пуни // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- С. 136-150
10. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян.- М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.
11. Ро дионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
12. Ру дик П.А. Личность и деятельность спортсмена/ П.А. Рудик // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -
C. 101-109.
13. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Уэйнберг Р.С, Гоулд Д. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 215 с.
14. Хуцински Т. Социально-психологические характеристики
разыгрывающего игрока в баскетболе / Хуцински Т. // Теория и практика
физической культуры. - 2002. -№7. - С. 21.
15. Гудков В.Н. Некоторые социально-психологические характеристики студенческих спортивных команд Заполярья / Гудков В.Н. // Теория и практика физической культуры. - 1978. -№12. - С. 62-64.
16. Гуменюк Н.П. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры при изучении курса «Психология спорта» : рек. ком. по физ культуре и спорту при сов. Мин. УССР / Н.П. Гуменюк, В.В. Клименко. - Киев: Вища школа, Головное изд-во, 1985. - 311 с.
17. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности:автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.А. Коломейцев.- Тарту, 1974. - 28с.
18. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.
19. Кричевский Р.Л. Межличностная совместимость в игровом спортивном коллективе / Р.Л. Кричевский // Теория и практика физической культуры.
- 1980. -№3. - С. 5-8.
20. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. - М.: 2002. - C.179-180.
21. Лебедев А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений/ А.Н. Лебедев // Психол. журн. - 1992. -№5. -С. 71-79.
22. Мальчиков А.В. Психологическая однородность и разнородность спортивных команд как фактор и как результат сыгранности: автореф. дис.... канд. психол. наук/ А.В. Мальчиков. - Л., 1983. - 27 с.
23. Маржиня А.В. Психологические факторы эффективности руководства юношеским спортивным коллективом: автореф. дис. ... канд. психол. наук/ А.В. Маржиня. - М., 1986. - 21с.
24. Мартенс Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартенс; пер. с англ. Ю.Л.Ханина; послесл. В.И. Столярова. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 176 с.
25. Новиков М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях/ М.А. Новиков // Проблема общения в психологии.- М.: Наука, 1981. - С. 178-217.
26. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов; Лениград. ордена Ленина и ордена трудового Красного знамени гос. ун-т им. А.А. Жданова.
- Л.: Изд-во Ленинград.гос. ун-та, 1979. - 151 с.
27. Обозов Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности/ Н.Н. Обозов // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - С. 24-45.
28. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания: практикум по
гештальттерапии / Перлз Ф.; Хефферлин Р., Гудмэн П. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 240 с.
29. Ро бер М.А. Психология индивида и группы / пер. с фр. Е.В. Машковой, Е.А. Соколова; предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1988. - 255 с.
30. Сулейманов И.И. Конфликт в спорте: теория, методология и управление / И.И. Сулейманов // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №9. - С. 11-14.
31. Тр авина А.П. Игровое взаимопонимание в спортивных командах:
автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.П.Травина; ВНИИФК. - М., 1983. - 24 с.
32. Шарова Е.М. Психологические характеристики мастера
производственного обучения как фактор эффективности руководства учебной группой ПТУ: автореф. дис. ... канд. психол. наук/ Е.М. Шарова.
- М., 1986. - 29 с.
33. Гагаева Г.М. Психологический анализ трудностей в футболе / Г.М. Гагаева // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов.
- СПб.: Питер, 2002. - С.293-303.
34. Джус О. Индивидуальная тренировка футболистов. / Джус О. - К., 2000. - 34 с.
35. Евтушенко В.А. Исследования межличностных конфликтов
взаимоотношений спортсменов / В.А. Евтушенко // Материалы VIII Всесоюзной конференции по психологии спорта. -Ереван, 1976. - С. 139-141.
36. Мальчиков А.В. Сыгранность и сплоченность спортивных команд /
А.В. Мальчиков // Тезисы Всесоюзного симпозиума. - Л., 1970. - С. 37.
37. Обозов H.H. Психологическая совместимость и срабатываемость как факторы эффективности труда / H.H. Обозов // Промышленная социальная психология. - Л.: ЛГУ, 1982. - С.102-108.
38. Айрапетьянц Л.Р. Спортивные игры техника, тактика, тренировка / Л.Р. Айрапетьянц, М.А. Годик. - Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991. - 160 с.
39. БалвачевН.В.Особенности высшего спортивного мастерства в баскетболе / Н.В.Балвачев, В.А.Гомельский, В.Г.Луничкин, Т.Туретаев // Теория и практика физической культуры. - 1985. -№5. - С. 13-14.
40. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта :автореф. дис. ... д-ра пед. наук /
Ю.Д. Железняк; ГЦОЛИФК. - М., 1981. - 48 с.
41. Тхорев В.И. Основы баскетбола: учеб.-метод. пособие / В.И.Тхорев,
В.И. Родионов, В.В.Костюков; КГАФК. - Краснодар, 1996. - 33 с.
42. Фейн И. Арвидас Сабонис / Фейн И. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 224 с.
43. Андрушишин И.Ф. Методика совершенствования тактической подготовки высококвалифицированных волейболистов на основе межличностно-функционального взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ф.Андрушишин; ГЦОЛИФК. - М., 1993. - 20 с.
44. Бабушкин Г.Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности / Г.Д. Бабушкин, Е.В.Кулагина. - Омск: СибГАФК, 2001. - 110 с.
45. Девяткина Е.Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Девяткин. - Омск, 2005. - 140 с.
46. Ершов А.А.Психологическаясоактивность людей/ А.А. Ершов. - М.: Знание, 1992. - 31 с.
47. Казьмин В.И. Методы повышения эффективности группового взаимодействия волейболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Казьмин; ВНИИФК. - М., 1983. - 24 с.
48. Корнеева Т.В. Комплектование и особенности подготовки спортивных пар в теннисе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Корнеева; ГЦОЛИФК. - М., 1985. - 24 с.
49. Маслякова О.С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток: дис. . канд.пед. наук / О.С. Маслякова. - Тобольск, 2005. - 166 с.
50. Ратушина Е.В. Комплектование парно-групповых составов спортивной
акробатики на основе учета совместимости индивидуально -
психологических особенностей партнеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В.Ратушина; СибГАФК, СПбГАФК. - Омск, 1998. - 20 с.
51. Травина А.П. Особенности комплектования спортивных команд с различной формой организации совместной деятельности/ А.П. Травина // Тез. докл. 10-й Всесоюзной науч.-практ. конф. психологов спорта. - М., 1988. -С. 54-55.
52. Столяренко Л.Д.Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. □ Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 576 с.
53. Практикум по спортивной психологии / ред. Волков И.П. - СПБ.: Питер, 2002. - 285 с.
54. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг; пер. с англ. Г. Гончаренко - Киев: Олимп. лит., 2001. - 335 с.
55. Смоляр ГОсобливосыформуваннякоманди в спорт! / I. Смоляр // Теорхя iметодика ф!зичноговиховання i спорту. - 2007. - №4. - С.137-140.
56. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. ред. И.П. Волков - СПБ.: Питер, 2002. - 380 с.
57. БринзакС.ПсихолоПчнасумщшсть та усшшшстьспортивножоманди /
С.Бринзак // Теор!я i методика ф!зичноговиховання i спорту. - 2006. - №3. - С. 71-73.
58. Абалян А.Г. Игровое взаимопонимание в гандболе/ А.Г. Абалян // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С.3-4
59. Андреева В.В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов / В.В.Андреева, Ю.В. Всеволодова // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. - 1999. -№10. - С. 31¬33.
60. Корх А.Я. Основные направления совершенствования культуры спортсмена/ А.Я. Корох // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С.73-76
61. Тихомиров М.Ю. Я и Мы: открытие себя и команды // Журнал практического психолога. - 2000. - № 5-6. - с. 32-36
62. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 272 с.
63. Цзен Н.В. Психотехнические игры в спорте / Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 160 с.