Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №150080

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Теоретические исследования психологического климата в организации .. 8
1.2. Факторы формирования психологического климата в организации 16
1.3. Психологическое сопровождение управления психологическим
климатом молодежной организации 26
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Паспорт проекта 35
2.2. Содержание проекта 37
2.3. Оценка эффективности психологического сопровождения управления
психологическим климатом образовательной организации 67
Выводы по главе 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88

Одной из значимых тенденций начала XXI века, бесспорно, являются процессы глобализации. Наблюдается значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, происходит всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция и унификация. Указанные процессы способствовали усилению коллективного характера человеческой деятельности. Подчёркивается важность создания в коллективах атмосферы трудового поиска, взаимного уважения и требовательности. Отношения работника с сослуживцами неизбежно проецируется на отношения с клиентами (потребителями, пациентами).
Актуальность исследования психологического климата коллективов и путей его регулирования обусловливается: реальной потребностью дальнейшего развертывания социального и психологического потенциалов трудовых коллективов, повышения эффективности их деятельности; необходимостью формирования здорового социально-психологического климата трудовых коллективов в целях создания в них благоприятных условий для реализации сотрудниками своих потенциальных возможностей, многогранного развития личности.
Для исследования управления социально-психологическим климатом большое значение имели работы следующих авторов, посвященные изучению особенностей взаимоотношений, складывающихся в коллективе: B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Я.Л. Коломинский, В.Г. Крысько, A.C. Морозов, Р.И. Мокшанцев, H.H. Обозов, В.И. Паниотто, Л.А. Петровская, E.H. Резников, Е.В. Руденский, В.А. Соснин, И.Р. Сушков.
Значительную роль в исследовании поставленной проблемы сыграли работы В.В. Бойко, А.И. Донцова, Ю.М. Жукова, О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, P.C. Немова, Б.Д. Парыгина, В.Е. Панферова, A.B. Петровского, А.Н. Сухова, Е.В. Шороховой, В.В. Шпалинского и других авторов, посвященные исследованию сущности и структуры психологического климата в коллективе, факторов, влияющих на его состояние, характеристик благоприятного и неблагоприятного психологического климата, подходов к его формированию и регулированию.
Рассматривая подходы к исследованию психологического климата в коллективе, мы опирались на исследования Т.М. Авхимовича, Н.К. Акимова, С.А. Багрецова, A.C. Горбатенко, K.M. Гуревича, А.Н. Доценко, A. Л. Журавлева, Е.В. Журавлевой, В.М. Львова, Г.М. Мануйлова, B. В. Наумова, Н.П. Фетискина, A.C. Чернышева, В.В. Щербиной, которые позволили определить совокупность критериев и показателей, характеризующих различные проявления социально-психологического климата.
Следует отметить, что определения психологического климата могут быть объединены тем, что в совокупности все они содержат четыре взаимосвязанные характеристики группы: настрой, настроение, характерное для данной группы; сферу проявления этого настроя, настроения, в качестве каковой выделяются либо межличностные отношения внутри группы, либо процесс объединяющей их деятельности; факторы, обуславливающие этот настрой; факторы и условия, меняющиеся под влиянием этого настроя. Данное обстоятельство не является свидетельством того, что каждое из имеющихся в научной практике определений психологического климата содержит все четыре стороны данного социального феномена.
В литературе, наряду с термином «психологический климат», используется и ряд других (понимаемых порой как синонимы): «социально-психологическая климат», «социально-психологическая атмосфера», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «морально-психологическая обстановка», «морально-психологические условия, товарищеская обстановка» и др. Нравственное, этическое содержание явления оттеняет термин «морально-психологический климат».
В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариантности в конкретных определениях.
Совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача психологической службы и руководителя организации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы, понимания психологических особенностей сотрудников, их эмоционального состояния, настроения, переживаний, отношений друг с другом.
Психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с коллективом организации, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи сотрудников в их взаимодействии.
Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения достаточно полно отражены в работах М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Н.А. Мозжеровой, О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай, Т.В. Фуряевой, И.Г. Каблуковой.
Наиболее важными аспектами психологического сопровождения формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе образовательной организации являются: учет интересов педагога; добровольность инициатив; индивидуальный подход к каждому; учет психологических особенностей.
Цель работы - выявить условия психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации.
Объект исследования - психологический климат молодежной организации.
Предмет исследования - условия психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации.
Проектная идея: управление психологическим климатом молодежной организации обеспечивается организацией психологического сопровождения при условии удовлетворенности членов коллектива внутригрупповыми взаимоотношениями, преобладанием конструктивного типа поведения в конфликтных ситуациях; демократического стиля руководства и организации психологического консультирования, социально-психологических тренингов, деловых и ролевых игр.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ проблемы психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
2. Эмпирическим путем выявить характеристики психологического климата молодежной организации.
3. Разработать проект психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Бехтерев, В.А. Ганзен, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже, В.Д. Шадриков и др.);
- субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- теории коллектива, концепции психологического климата коллектива (В.В. Бойко, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, О.И. Зотова, Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.Н. Сухов и др.);
- теоретические подходы к пониманию межличностного конфликта (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Н.И. Леонов, М.С. Мириманова, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, К. Томас, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов);
- теоретические подходы к пониманию стиля руководства или стиля управления (К. Левин, Ф. Фидлер, А.Л. Журавлев, Р.Х. Шакуров, А.Л. Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.).
В работе использовались следующие методы исследования.
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические: психологическое тестирование, метод опроса.
3. Методы математической обработки полученных данных.
Методики исследования:
- методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру);
- методика диагностики психологического климата в малой группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест);
- методика «Определение индекса групповой сплоченности» (К.Э. Сишор);
- методика по выявлению стиля конфликтного поведения (К.Н. Томас в адаптации Н.В. Гришиной);
- методика диагностики деятельностных особенностей руководства и лидерства (А.Л Журавлев, В.П.Захаров).
База исследования. Исследование проводилось на базе молодежного центра «Дивный» г. Дивногорска.
В исследовании принимали участие 30 сотрудников молодежной организации.
Теоретическая значимость: расширены представления об управлении психологическим климатом в молодежной организации.
Практическая значимость: разработанная программа психологического сопровождения управления психологическим климатом коллектива образовательной организации определяется возможностью ее применения при формировании системы управления психологическим климатом в молодежных организациях.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка, содержит таблицы и гистограммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Определения психологического климата могут быть объединены тем, что в совокупности все они содержат четыре взаимосвязанные характеристики малой группы: настрой, настроение, характерное для данной группы; сферу проявления этого настроя, настроения, в качестве каковой выделяются либо межличностные отношения внутри группы, либо процесс объединяющей их деятельности; факторы, обуславливающие этот настрой; факторы и условия, меняющиеся под влиянием этого настроя.
Основными параметрами содержательной характеристики психологического климата группы является индивидуальное самочувствие его членов и их оценка взаимоотношений, условий жизни и работы в коллективе.
В большей степени эффективным управления психологическим климатом организации является психологическое сопровождение.
Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая развивающая работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.
Был реализован проект психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
На подготовительном этапе проекта были получены следующие показатели психологического климата молодежной организации:
Уровень благоприятности психологической атмосферы ниже среднего, сотрудники в большинстве характеризуют ее как менее благополучную. Преобладает средняя степень благоприятности психологического климата в коллективе молодежной организации (с тенденцией к незначительной благоприятности). В коллективе молодежной организации отсутствует единство коллектива, присутствуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д.
Преобладающая конфликтность является выраженная и низкая степень ее проявления. В конфликте сотрудники молодежной организации ведут себя по-разному в каждой конфликтной ситуации и не имеют ярко выраженных стилей поведения.
Около трети руководителей молодежного центра ориентированы на собственное мнение и оценки, частично стремятся к власти, требуют соблюдения дисциплины, имеют дистанцию с подчиненными сотрудниками. Пренебрегают инициативой и творческой активностью подчиненных. Принимают единоличное принятие решений и осуществляют контроль за действиями подчиненных.
Основной этап направлен на реализацию условий психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации представлено тремя направлениями
Направление 1. Повышение благоприятности, удовлетворенности сотрудников молодежной организации внутригрупповыми взаимоотношениями и внутригрупповым взаимодействием, в том числе с руководителем.
- тренинг развития межличностных отношений и доверительных отношений сотрудников;
- тренинг развития сплоченности сотрудников.
Направление 2. Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликте
- деловая игра «Реформирование организации»;
- ролевая игра «Сглаживание конфликтов»;
- тренинг по развитию конфликтной компетентности сотрудников.
Направление 3. Формирование оптимального стиля руководства.
- семинар-тренинг: «Современный руководитель: технология
взаимодействия с сотрудниками»;
- психологическое консультирование руководителей.
После реализации психологического сопровождения управления психологическим климатом сотрудники характеризуют психологическую атмосферу как благополучную, сотрудники стали более дружелюбными, повысилось доверие друг к другу, отношения в коллективе стали более теплыми, в большей степени ориентированы на сотрудничество в деятельности, оказывают друг другу поддержку, и в большей степени удовлетворены взаимоотношениями с коллегами. Значимо повысилось количество сотрудников, которые считают благоприятным психологический климат, Появилось единство и устойчивость межличностных взаимодействий и взаимоотношений в коллективе молодежной организации, оценивается характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Сотрудники стали меньше вступать в конфликты. Появился преобладающий стиль в конфликте - стиль сотрудничества. Сотрудники в большинстве стремятся в конфликте к сотрудничеству, но не забывают о своих интересах, при этом учитывают и интересы другой стороны.
Большинство руководителей сочетают требовательность и контроль с инициативой и творческим подходом к выполнению обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремятся делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений
Выявленные корреляционные связи показателей и факторов психологического климата позволило сделать следующие выводы:
1. Сотрудники, высоко оценивающие благоприятность психологического климата в большей степени используют стиль сотрудничества и в меньшей - стиль соперничества в конфликте;
2. При демократической стиле руководства сотрудники в большей степени отмечают благоприятность климата, выражают доверие и согласие с коллегами, проявляют сотрудничество в решении вопросов и проблем, оказывают в профессиональной деятельности взаимную поддержку, в большей степени удовлетворены взаимоотношениями в коллективе
3. При авторитарном стиле руководства сотрудники меньше удовлетворены взаимоотношениями в коллективе и в меньшей степени доверяют другим коллегам, чаще вступают в конфликты.
4. Сотрудники, в конфликте использующие стиль поведения сотрудничество в большей степени оказывают доверие коллегам, ориентированы на сотрудничество в решении вопросов и проблем, возникающих в профессиональной деятельности, оказывают взаимную поддержку.
5. Сотрудники, в конфликте использующие стиль поведения компромисс, в большей степени дружелюбны и оказывают взаимную поддержку.
Таким образом, можно сделать вывод, что после реализации психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации повысилась сила и теснота корреляционной связи между параметрами психологического климата и факторами его формирования (стиля управления и поведения в конфликтных ситуациях).
Следовательно, психологическое сопровождение обеспечивает комплексное формирование психологического климата в совокупности с его факторами формирования.



1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. 208 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2015. 223 с.
3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: «Вирт»; СПб.: «Дорваль», 1993. 96 с.
4. Бережнова Н.В. Влияние стиля руководства на психологический климат в подразделениях органов внутренних дел // Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 2. С. 44-53
5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1997. 298 с.
6. Бугаева В.А. Понятие социально-психологического климата в отечественной и зарубежной психологии // Вестник магистратуры. 2017. №11-2 (74). С. 40-41.
7. Гладкова Е.В. Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на морально-психологический климат в коллективе // Психологическое знание в научной картине мира Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2015. С. 321-327.
8. Глуханюк Н.С. Психологическое сопровождение: принципы и техники // Известия Академии педагогических и социальных наук. Часть II. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. С. 86-89.
9. Гордиенко Л.Е. Анализ психологических работ по проблеме управления социально-психологическим климатом // Вестник науки. 2018. Т. 1. № 8 (8). С. 23-27.
10. Долженко В.Ю. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в структурных подразделениях органов внутренних дел. Барнаул: ГОУ ВПО БЮИ МВД России, 2007. 124 с.
11. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: организация и управление // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. С. 56-63.
12. Дьячкова Н.М. Формирование эмоционального климата классного коллектива. М.: ЛКИ, 2008. 155 с.
13. Егоров К.А. Управление социально-психологическим климатом коллективов сотрудников органов внутренних дел. Москва, 2015. С. 120-134.
14. Звягинцева О.С. Психологические аспекты управления организационным климатом // Экономические исследования и разработки. 2019. № 10. С. 30-35.
15. Ильченко С.В., Дозорова И.О. К вопросу о создании
благоприятного социально-психологического климата
организации // Вестник экспериментального образования. 2019. № 4 (21). С. 10-18.
16. Казакова Е.И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения // Школьный психолог. 1998. № 48. С. 14.
17. Киселев А.Е. Социально-психологический климат в коллективе // Студенческий вестник. 2019. № 45-5 (95). С. 58-59.
18. Клименко С.С. Факторы формирования психологического климата в коллективе // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 451-453.
19. Коган Л.Н. Благоприятный социальный климат как фактор демократических начал в управлении производством / Социологические проблемы управления производством, вып.2., Свердловск,1991. С. 34-48.
20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск: Тетра-Системс, 2000. 431с.
21. Конев И.В., Закервашевич М.И. Социально-психологический климат коллектива как объект исследования // В сборнике: Социокультурные процессы в условиях глобализации: вызовы современности Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 193-199.
Т1. Королькова Е.И., Аршинова А.А. Связь стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе // Всероссийская конференция молодых исследователей «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальный инженер- 2018» сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей. 2018. С. 73-76.
23. Купина Н.В. Роль психологических тренингов в становлении
благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе // Единство и идентичность науки: проблемы и пути
решения: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 98-100.
24. Кухар М.А., Муравьева И.Ю. Анализ содержания понятия «социально-психологический климат» в конктексте научных исследований // Современное психолого-педагогическое образование: Международные психолого-педагогические чтения памяти Л.В. Яблоковой / Под ред. О.В. Груздевой; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019. С. 58-60.
25. Леонтьев В.Г. Стиль руководства и социально-психологический климат педагогического коллектива. - Новосибирск: НГПИ, 1998. 94 с.
26. Лутошкин А.Н. Психологический климат детского коллектива / Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. - М.: Academia, 2007. С. 57-58.
27. Лященко В.П Психологический климат педколлектива и молодой педагог // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 4. С. 79-81.
28. Магазанник В.Д. Психологический климат и конфликты в
коллективе // Новое в психолого-педагогических исследованиях.
2014. № 3 (35). С. 120-126.
29. Магомедов К.Д. Влияние конфликтов на социально¬психологический климат в коллективе // Вопросы науки и образования. 2018. № 2 (14). С. 142-145.
30. Маликов М.Ф., Старков А.М. Проблемы социально-психологического климата в коллектива. Башкир. гос. ун-т. Уфа, 2003. С. 96¬100.
31. Малимонов М.И., Гахраманова Д.И., Бакшеев А.И. Социально-психологические методы и средства, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2016. С. 148-152.
32. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издат. «Центр»; «Академия», 2004. 256 с.
33. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. С. 86-89.
34. Медведева М.А. О терминологической неопределенности термина «социально-психологический климат коллектива» // Инновации в образовании. 2008. №8. С. 21-37.
35. Незоренко Т.К. Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе. Москва,
2010. С. 72-76.
36. Нетребко Е.Э. Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на морально-психологический климат в коллективе // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 286-290.
37. Николаева Н.В. Социально-психологические аспекты управления
формированием благоприятного психологического климата в трудовом коллективе // Актуальные проблемы исследования массового
сознания Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В. В. Константинов. 2019. С. 162-164.
38. Ожегова С.Г., Шарипова Н.Ф. Формирование социально-психологического климата в организации // Актуальные проблемыэкономики и управления: сборник статей. Научный редактор Е.В. Зарубина. Екатеринбург, 2019. С. 122-126.
39. Ольшанский Д. В. Социальная психология. М.: АСТ, 2000. С. 180-240.
40. Остроухое В.М., Трухина Е.Д., Матвеева О.А. Управление социально-психологическим климатом в организации // Экономика ипредпринимательство. 2019. № 6 (107). С. 804-807.
41. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 134-141.
42. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. Москва, 2001. С. 88-91.
43. Пацакула И.И., Коваленко Л.Г. Стиль руководства как психологический фактор, обуславливающий доминирующий социально-психологический климат предприятия // Развитие управленческих иинформационных технологий, их роль в региональной экономике: материалы I Всероссийской открытой научно-практической конференции. Калужский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации. 2014. С. 98-102.
44. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 2009. 642 с.
45. Подгорнова Н.И. Психологическое сопровождение как вид
психологической помощи // Психологическое сопровождение: проблемы иперспективы: материалы научно-практической конференции с
международным участием. Составитель Т.Б. Беляева. 2015. С. 79-80.
46. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000. 248 с.
47. Пронюшкина Т.Г. Теоретическая модель социально-психологической работы по сопровождению процессов управления производственным коллективом // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 8. С. 176-184.
48. Халак М.Е. Социально-психологическое сопровождение
коллектива как инструмент развития персонала // В
сборнике: Психологическая наука и практика: проблемы и
перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; Оветственный редактор В. А. Кручинин. 2014. С. 300-304.
49. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М. : Академия, 2005. 480 с.
50. Раклова Е.М. Особенности социально-психологического климата
в трудовых коллективах // Инновационный менеджмент и технологии в эпоху глобализации материалы международной научно-практической
конференции. 2014. С. 217-223.
51. Романчук А.А. Конфликты и социально-психологический климат в трудовом коллективе // Современные исследования социальных проблем.
2011. Т. 6. № 2. С. 108-110.
52. Савельева М.В. Социально-психологические факторы формирования благоприятного психологического климата в коллективе // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 4. С. 64¬69.
53. Сафронова Е.В., Демидова Л.И. Теоретические аспекты социально-психологического климата в коллективе // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 4 (31). С. 447-451.
54. Севостьянова И.И., Абаева Д.А. Внутриорганизационные конфликты и их влияние на социально-психологический климат коллектива.
/ Управление экономическими и социальными системами региона Сборник научных трудов. Под ред. С.Ф. Дзагоева. Владикавказ, 2018. С. 343-350.
55. Семаго М. М. Сопровождение - это... // Школьный психолог «Первое сентября». 2003. № 35. С. 20-21.
56. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 1992. 16 с.
57. Станкин М. Психологический климат коллектива // Консультант директора. 2001. № 12. С. 13-16
58. Сушко Н.Г. Абашева А.А. Классификация факторов,
определяющих состояние социально-психологического климата в
коллективе // Ученые заметки ТОГУ. 2019. Т. 10. № 2. С. 445-450.
59. Чередниченко И.П. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 608 с.
60. Чернышев А.С. Социально-психологические основы
организованности коллектива. - Воронеж: Воронежский университет, 1991. 163 с.
61. Шелковая В.В. Теоретические аспекты изучения социально-психологического климата в коллективе // В сборнике: Социокультурныепроцессы в условиях глобализации: вызовы современности Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 379-383.
62. Шендель Т.В., Петрова Т.В. К вопросу об изучении социально-психологического климата на предприятии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 104-107.
63. Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Смысл, 1996. 246 с.
64. Geraldine Klaus, Andreas Ernst, Lisa Oswald Psychological factors influencing laypersons’ acceptance of climate engineering, climate change mitigation and business as usual scenarios // Technology in Society, In press, journal pre-proof, Available online 6 December 2019. Pages 13-19.
65. Hee Jung (Annette) Kang, James A. Busser Impact of service climate and psychological capital on employee engagement: The role of organizational hierarchy // International Journal of Hospitality Management, Volume 75, September 2018, Pages 1-9.
66. Promoting harmonious work passion among unmotivated employees: A two-nation investigation of the compensatory function of cooperative psychological climate // Journal of Vocational Behavior, Volume 106, June 2018, Pages 112-125.
67. Yuting Chen, Brenda McCabe, Douglas Hyatt Impact of individual resilience and safety climate on safety performance and psychological stress of construction workers: A case study of the Ontario construction industry. //ournal of Safety Research, Volume 61, June 2017, Pages 167-176.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ