ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Теоретические исследования психологического климата в организации .. 8
1.2. Факторы формирования психологического климата в организации 16
1.3. Психологическое сопровождение управления психологическим
климатом молодежной организации 26
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Паспорт проекта 35
2.2. Содержание проекта 37
2.3. Оценка эффективности психологического сопровождения управления
психологическим климатом образовательной организации 67
Выводы по главе 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Теоретические исследования психологического климата в организации .. 8
1.2. Факторы формирования психологического климата в организации 16
1.3. Психологическое сопровождение управления психологическим
климатом молодежной организации 26
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Паспорт проекта 35
2.2. Содержание проекта 37
2.3. Оценка эффективности психологического сопровождения управления
психологическим климатом образовательной организации 67
Выводы по главе 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Одной из значимых тенденций начала XXI века, бесспорно, являются процессы глобализации. Наблюдается значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, происходит всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция и унификация. Указанные процессы способствовали усилению коллективного характера человеческой деятельности. Подчёркивается важность создания в коллективах атмосферы трудового поиска, взаимного уважения и требовательности. Отношения работника с сослуживцами неизбежно проецируется на отношения с клиентами (потребителями, пациентами).
Актуальность исследования психологического климата коллективов и путей его регулирования обусловливается: реальной потребностью дальнейшего развертывания социального и психологического потенциалов трудовых коллективов, повышения эффективности их деятельности; необходимостью формирования здорового социально-психологического климата трудовых коллективов в целях создания в них благоприятных условий для реализации сотрудниками своих потенциальных возможностей, многогранного развития личности.
Для исследования управления социально-психологическим климатом большое значение имели работы следующих авторов, посвященные изучению особенностей взаимоотношений, складывающихся в коллективе: B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Я.Л. Коломинский, В.Г. Крысько, A.C. Морозов, Р.И. Мокшанцев, H.H. Обозов, В.И. Паниотто, Л.А. Петровская, E.H. Резников, Е.В. Руденский, В.А. Соснин, И.Р. Сушков.
Значительную роль в исследовании поставленной проблемы сыграли работы В.В. Бойко, А.И. Донцова, Ю.М. Жукова, О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, P.C. Немова, Б.Д. Парыгина, В.Е. Панферова, A.B. Петровского, А.Н. Сухова, Е.В. Шороховой, В.В. Шпалинского и других авторов, посвященные исследованию сущности и структуры психологического климата в коллективе, факторов, влияющих на его состояние, характеристик благоприятного и неблагоприятного психологического климата, подходов к его формированию и регулированию.
Рассматривая подходы к исследованию психологического климата в коллективе, мы опирались на исследования Т.М. Авхимовича, Н.К. Акимова, С.А. Багрецова, A.C. Горбатенко, K.M. Гуревича, А.Н. Доценко, A. Л. Журавлева, Е.В. Журавлевой, В.М. Львова, Г.М. Мануйлова, B. В. Наумова, Н.П. Фетискина, A.C. Чернышева, В.В. Щербиной, которые позволили определить совокупность критериев и показателей, характеризующих различные проявления социально-психологического климата.
Следует отметить, что определения психологического климата могут быть объединены тем, что в совокупности все они содержат четыре взаимосвязанные характеристики группы: настрой, настроение, характерное для данной группы; сферу проявления этого настроя, настроения, в качестве каковой выделяются либо межличностные отношения внутри группы, либо процесс объединяющей их деятельности; факторы, обуславливающие этот настрой; факторы и условия, меняющиеся под влиянием этого настроя. Данное обстоятельство не является свидетельством того, что каждое из имеющихся в научной практике определений психологического климата содержит все четыре стороны данного социального феномена.
В литературе, наряду с термином «психологический климат», используется и ряд других (понимаемых порой как синонимы): «социально-психологическая климат», «социально-психологическая атмосфера», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «морально-психологическая обстановка», «морально-психологические условия, товарищеская обстановка» и др. Нравственное, этическое содержание явления оттеняет термин «морально-психологический климат».
В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариантности в конкретных определениях.
Совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача психологической службы и руководителя организации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы, понимания психологических особенностей сотрудников, их эмоционального состояния, настроения, переживаний, отношений друг с другом.
Психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с коллективом организации, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи сотрудников в их взаимодействии.
Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения достаточно полно отражены в работах М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Н.А. Мозжеровой, О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай, Т.В. Фуряевой, И.Г. Каблуковой.
Наиболее важными аспектами психологического сопровождения формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе образовательной организации являются: учет интересов педагога; добровольность инициатив; индивидуальный подход к каждому; учет психологических особенностей.
Цель работы - выявить условия психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации.
Объект исследования - психологический климат молодежной организации.
Предмет исследования - условия психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации.
Проектная идея: управление психологическим климатом молодежной организации обеспечивается организацией психологического сопровождения при условии удовлетворенности членов коллектива внутригрупповыми взаимоотношениями, преобладанием конструктивного типа поведения в конфликтных ситуациях; демократического стиля руководства и организации психологического консультирования, социально-психологических тренингов, деловых и ролевых игр.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ проблемы психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
2. Эмпирическим путем выявить характеристики психологического климата молодежной организации.
3. Разработать проект психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Бехтерев, В.А. Ганзен, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже, В.Д. Шадриков и др.);
- субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- теории коллектива, концепции психологического климата коллектива (В.В. Бойко, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, О.И. Зотова, Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.Н. Сухов и др.);
- теоретические подходы к пониманию межличностного конфликта (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Н.И. Леонов, М.С. Мириманова, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, К. Томас, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов);
- теоретические подходы к пониманию стиля руководства или стиля управления (К. Левин, Ф. Фидлер, А.Л. Журавлев, Р.Х. Шакуров, А.Л. Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.).
В работе использовались следующие методы исследования.
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические: психологическое тестирование, метод опроса.
3. Методы математической обработки полученных данных.
Методики исследования:
- методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру);
- методика диагностики психологического климата в малой группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест);
- методика «Определение индекса групповой сплоченности» (К.Э. Сишор);
- методика по выявлению стиля конфликтного поведения (К.Н. Томас в адаптации Н.В. Гришиной);
- методика диагностики деятельностных особенностей руководства и лидерства (А.Л Журавлев, В.П.Захаров).
База исследования. Исследование проводилось на базе молодежного центра «Дивный» г. Дивногорска.
В исследовании принимали участие 30 сотрудников молодежной организации.
Теоретическая значимость: расширены представления об управлении психологическим климатом в молодежной организации.
Практическая значимость: разработанная программа психологического сопровождения управления психологическим климатом коллектива образовательной организации определяется возможностью ее применения при формировании системы управления психологическим климатом в молодежных организациях.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка, содержит таблицы и гистограммы.
Актуальность исследования психологического климата коллективов и путей его регулирования обусловливается: реальной потребностью дальнейшего развертывания социального и психологического потенциалов трудовых коллективов, повышения эффективности их деятельности; необходимостью формирования здорового социально-психологического климата трудовых коллективов в целях создания в них благоприятных условий для реализации сотрудниками своих потенциальных возможностей, многогранного развития личности.
Для исследования управления социально-психологическим климатом большое значение имели работы следующих авторов, посвященные изучению особенностей взаимоотношений, складывающихся в коллективе: B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Я.Л. Коломинский, В.Г. Крысько, A.C. Морозов, Р.И. Мокшанцев, H.H. Обозов, В.И. Паниотто, Л.А. Петровская, E.H. Резников, Е.В. Руденский, В.А. Соснин, И.Р. Сушков.
Значительную роль в исследовании поставленной проблемы сыграли работы В.В. Бойко, А.И. Донцова, Ю.М. Жукова, О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, P.C. Немова, Б.Д. Парыгина, В.Е. Панферова, A.B. Петровского, А.Н. Сухова, Е.В. Шороховой, В.В. Шпалинского и других авторов, посвященные исследованию сущности и структуры психологического климата в коллективе, факторов, влияющих на его состояние, характеристик благоприятного и неблагоприятного психологического климата, подходов к его формированию и регулированию.
Рассматривая подходы к исследованию психологического климата в коллективе, мы опирались на исследования Т.М. Авхимовича, Н.К. Акимова, С.А. Багрецова, A.C. Горбатенко, K.M. Гуревича, А.Н. Доценко, A. Л. Журавлева, Е.В. Журавлевой, В.М. Львова, Г.М. Мануйлова, B. В. Наумова, Н.П. Фетискина, A.C. Чернышева, В.В. Щербиной, которые позволили определить совокупность критериев и показателей, характеризующих различные проявления социально-психологического климата.
Следует отметить, что определения психологического климата могут быть объединены тем, что в совокупности все они содержат четыре взаимосвязанные характеристики группы: настрой, настроение, характерное для данной группы; сферу проявления этого настроя, настроения, в качестве каковой выделяются либо межличностные отношения внутри группы, либо процесс объединяющей их деятельности; факторы, обуславливающие этот настрой; факторы и условия, меняющиеся под влиянием этого настроя. Данное обстоятельство не является свидетельством того, что каждое из имеющихся в научной практике определений психологического климата содержит все четыре стороны данного социального феномена.
В литературе, наряду с термином «психологический климат», используется и ряд других (понимаемых порой как синонимы): «социально-психологическая климат», «социально-психологическая атмосфера», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «морально-психологическая обстановка», «морально-психологические условия, товарищеская обстановка» и др. Нравственное, этическое содержание явления оттеняет термин «морально-психологический климат».
В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариантности в конкретных определениях.
Совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача психологической службы и руководителя организации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы, понимания психологических особенностей сотрудников, их эмоционального состояния, настроения, переживаний, отношений друг с другом.
Психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с коллективом организации, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи сотрудников в их взаимодействии.
Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения достаточно полно отражены в работах М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Н.А. Мозжеровой, О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай, Т.В. Фуряевой, И.Г. Каблуковой.
Наиболее важными аспектами психологического сопровождения формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе образовательной организации являются: учет интересов педагога; добровольность инициатив; индивидуальный подход к каждому; учет психологических особенностей.
Цель работы - выявить условия психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации.
Объект исследования - психологический климат молодежной организации.
Предмет исследования - условия психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации.
Проектная идея: управление психологическим климатом молодежной организации обеспечивается организацией психологического сопровождения при условии удовлетворенности членов коллектива внутригрупповыми взаимоотношениями, преобладанием конструктивного типа поведения в конфликтных ситуациях; демократического стиля руководства и организации психологического консультирования, социально-психологических тренингов, деловых и ролевых игр.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ проблемы психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
2. Эмпирическим путем выявить характеристики психологического климата молодежной организации.
3. Разработать проект психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Бехтерев, В.А. Ганзен, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже, В.Д. Шадриков и др.);
- субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- теории коллектива, концепции психологического климата коллектива (В.В. Бойко, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, О.И. Зотова, Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.Н. Сухов и др.);
- теоретические подходы к пониманию межличностного конфликта (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Н.И. Леонов, М.С. Мириманова, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, К. Томас, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов);
- теоретические подходы к пониманию стиля руководства или стиля управления (К. Левин, Ф. Фидлер, А.Л. Журавлев, Р.Х. Шакуров, А.Л. Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.).
В работе использовались следующие методы исследования.
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические: психологическое тестирование, метод опроса.
3. Методы математической обработки полученных данных.
Методики исследования:
- методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру);
- методика диагностики психологического климата в малой группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест);
- методика «Определение индекса групповой сплоченности» (К.Э. Сишор);
- методика по выявлению стиля конфликтного поведения (К.Н. Томас в адаптации Н.В. Гришиной);
- методика диагностики деятельностных особенностей руководства и лидерства (А.Л Журавлев, В.П.Захаров).
База исследования. Исследование проводилось на базе молодежного центра «Дивный» г. Дивногорска.
В исследовании принимали участие 30 сотрудников молодежной организации.
Теоретическая значимость: расширены представления об управлении психологическим климатом в молодежной организации.
Практическая значимость: разработанная программа психологического сопровождения управления психологическим климатом коллектива образовательной организации определяется возможностью ее применения при формировании системы управления психологическим климатом в молодежных организациях.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка, содержит таблицы и гистограммы.
Определения психологического климата могут быть объединены тем, что в совокупности все они содержат четыре взаимосвязанные характеристики малой группы: настрой, настроение, характерное для данной группы; сферу проявления этого настроя, настроения, в качестве каковой выделяются либо межличностные отношения внутри группы, либо процесс объединяющей их деятельности; факторы, обуславливающие этот настрой; факторы и условия, меняющиеся под влиянием этого настроя.
Основными параметрами содержательной характеристики психологического климата группы является индивидуальное самочувствие его членов и их оценка взаимоотношений, условий жизни и работы в коллективе.
В большей степени эффективным управления психологическим климатом организации является психологическое сопровождение.
Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая развивающая работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.
Был реализован проект психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
На подготовительном этапе проекта были получены следующие показатели психологического климата молодежной организации:
Уровень благоприятности психологической атмосферы ниже среднего, сотрудники в большинстве характеризуют ее как менее благополучную. Преобладает средняя степень благоприятности психологического климата в коллективе молодежной организации (с тенденцией к незначительной благоприятности). В коллективе молодежной организации отсутствует единство коллектива, присутствуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д.
Преобладающая конфликтность является выраженная и низкая степень ее проявления. В конфликте сотрудники молодежной организации ведут себя по-разному в каждой конфликтной ситуации и не имеют ярко выраженных стилей поведения.
Около трети руководителей молодежного центра ориентированы на собственное мнение и оценки, частично стремятся к власти, требуют соблюдения дисциплины, имеют дистанцию с подчиненными сотрудниками. Пренебрегают инициативой и творческой активностью подчиненных. Принимают единоличное принятие решений и осуществляют контроль за действиями подчиненных.
Основной этап направлен на реализацию условий психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации представлено тремя направлениями
Направление 1. Повышение благоприятности, удовлетворенности сотрудников молодежной организации внутригрупповыми взаимоотношениями и внутригрупповым взаимодействием, в том числе с руководителем.
- тренинг развития межличностных отношений и доверительных отношений сотрудников;
- тренинг развития сплоченности сотрудников.
Направление 2. Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликте
- деловая игра «Реформирование организации»;
- ролевая игра «Сглаживание конфликтов»;
- тренинг по развитию конфликтной компетентности сотрудников.
Направление 3. Формирование оптимального стиля руководства.
- семинар-тренинг: «Современный руководитель: технология
взаимодействия с сотрудниками»;
- психологическое консультирование руководителей.
После реализации психологического сопровождения управления психологическим климатом сотрудники характеризуют психологическую атмосферу как благополучную, сотрудники стали более дружелюбными, повысилось доверие друг к другу, отношения в коллективе стали более теплыми, в большей степени ориентированы на сотрудничество в деятельности, оказывают друг другу поддержку, и в большей степени удовлетворены взаимоотношениями с коллегами. Значимо повысилось количество сотрудников, которые считают благоприятным психологический климат, Появилось единство и устойчивость межличностных взаимодействий и взаимоотношений в коллективе молодежной организации, оценивается характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Сотрудники стали меньше вступать в конфликты. Появился преобладающий стиль в конфликте - стиль сотрудничества. Сотрудники в большинстве стремятся в конфликте к сотрудничеству, но не забывают о своих интересах, при этом учитывают и интересы другой стороны.
Большинство руководителей сочетают требовательность и контроль с инициативой и творческим подходом к выполнению обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремятся делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений
Выявленные корреляционные связи показателей и факторов психологического климата позволило сделать следующие выводы:
1. Сотрудники, высоко оценивающие благоприятность психологического климата в большей степени используют стиль сотрудничества и в меньшей - стиль соперничества в конфликте;
2. При демократической стиле руководства сотрудники в большей степени отмечают благоприятность климата, выражают доверие и согласие с коллегами, проявляют сотрудничество в решении вопросов и проблем, оказывают в профессиональной деятельности взаимную поддержку, в большей степени удовлетворены взаимоотношениями в коллективе
3. При авторитарном стиле руководства сотрудники меньше удовлетворены взаимоотношениями в коллективе и в меньшей степени доверяют другим коллегам, чаще вступают в конфликты.
4. Сотрудники, в конфликте использующие стиль поведения сотрудничество в большей степени оказывают доверие коллегам, ориентированы на сотрудничество в решении вопросов и проблем, возникающих в профессиональной деятельности, оказывают взаимную поддержку.
5. Сотрудники, в конфликте использующие стиль поведения компромисс, в большей степени дружелюбны и оказывают взаимную поддержку.
Таким образом, можно сделать вывод, что после реализации психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации повысилась сила и теснота корреляционной связи между параметрами психологического климата и факторами его формирования (стиля управления и поведения в конфликтных ситуациях).
Следовательно, психологическое сопровождение обеспечивает комплексное формирование психологического климата в совокупности с его факторами формирования.
Основными параметрами содержательной характеристики психологического климата группы является индивидуальное самочувствие его членов и их оценка взаимоотношений, условий жизни и работы в коллективе.
В большей степени эффективным управления психологическим климатом организации является психологическое сопровождение.
Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая развивающая работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.
Был реализован проект психологического сопровождения управления психологическим климатом организации.
На подготовительном этапе проекта были получены следующие показатели психологического климата молодежной организации:
Уровень благоприятности психологической атмосферы ниже среднего, сотрудники в большинстве характеризуют ее как менее благополучную. Преобладает средняя степень благоприятности психологического климата в коллективе молодежной организации (с тенденцией к незначительной благоприятности). В коллективе молодежной организации отсутствует единство коллектива, присутствуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д.
Преобладающая конфликтность является выраженная и низкая степень ее проявления. В конфликте сотрудники молодежной организации ведут себя по-разному в каждой конфликтной ситуации и не имеют ярко выраженных стилей поведения.
Около трети руководителей молодежного центра ориентированы на собственное мнение и оценки, частично стремятся к власти, требуют соблюдения дисциплины, имеют дистанцию с подчиненными сотрудниками. Пренебрегают инициативой и творческой активностью подчиненных. Принимают единоличное принятие решений и осуществляют контроль за действиями подчиненных.
Основной этап направлен на реализацию условий психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации представлено тремя направлениями
Направление 1. Повышение благоприятности, удовлетворенности сотрудников молодежной организации внутригрупповыми взаимоотношениями и внутригрупповым взаимодействием, в том числе с руководителем.
- тренинг развития межличностных отношений и доверительных отношений сотрудников;
- тренинг развития сплоченности сотрудников.
Направление 2. Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликте
- деловая игра «Реформирование организации»;
- ролевая игра «Сглаживание конфликтов»;
- тренинг по развитию конфликтной компетентности сотрудников.
Направление 3. Формирование оптимального стиля руководства.
- семинар-тренинг: «Современный руководитель: технология
взаимодействия с сотрудниками»;
- психологическое консультирование руководителей.
После реализации психологического сопровождения управления психологическим климатом сотрудники характеризуют психологическую атмосферу как благополучную, сотрудники стали более дружелюбными, повысилось доверие друг к другу, отношения в коллективе стали более теплыми, в большей степени ориентированы на сотрудничество в деятельности, оказывают друг другу поддержку, и в большей степени удовлетворены взаимоотношениями с коллегами. Значимо повысилось количество сотрудников, которые считают благоприятным психологический климат, Появилось единство и устойчивость межличностных взаимодействий и взаимоотношений в коллективе молодежной организации, оценивается характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Сотрудники стали меньше вступать в конфликты. Появился преобладающий стиль в конфликте - стиль сотрудничества. Сотрудники в большинстве стремятся в конфликте к сотрудничеству, но не забывают о своих интересах, при этом учитывают и интересы другой стороны.
Большинство руководителей сочетают требовательность и контроль с инициативой и творческим подходом к выполнению обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремятся делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений
Выявленные корреляционные связи показателей и факторов психологического климата позволило сделать следующие выводы:
1. Сотрудники, высоко оценивающие благоприятность психологического климата в большей степени используют стиль сотрудничества и в меньшей - стиль соперничества в конфликте;
2. При демократической стиле руководства сотрудники в большей степени отмечают благоприятность климата, выражают доверие и согласие с коллегами, проявляют сотрудничество в решении вопросов и проблем, оказывают в профессиональной деятельности взаимную поддержку, в большей степени удовлетворены взаимоотношениями в коллективе
3. При авторитарном стиле руководства сотрудники меньше удовлетворены взаимоотношениями в коллективе и в меньшей степени доверяют другим коллегам, чаще вступают в конфликты.
4. Сотрудники, в конфликте использующие стиль поведения сотрудничество в большей степени оказывают доверие коллегам, ориентированы на сотрудничество в решении вопросов и проблем, возникающих в профессиональной деятельности, оказывают взаимную поддержку.
5. Сотрудники, в конфликте использующие стиль поведения компромисс, в большей степени дружелюбны и оказывают взаимную поддержку.
Таким образом, можно сделать вывод, что после реализации психологического сопровождения управления психологическим климатом молодежной организации повысилась сила и теснота корреляционной связи между параметрами психологического климата и факторами его формирования (стиля управления и поведения в конфликтных ситуациях).
Следовательно, психологическое сопровождение обеспечивает комплексное формирование психологического климата в совокупности с его факторами формирования.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - ОПЕКУНСКАЯ СЕМЬЯ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Социально ориентированные некоммерческие организации как субъект социальной работы с молодежью, имеющей инвалидность (на примере СО НКО г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Особенности стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и её влияние на психологическое состояние педагога (Тольяттинский государственный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАН СНГ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Г. ШЕБЕКИНО
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Тимбилдинг как инструмент внутрикорпоративных коммуникаций (на
примере сети спортивных магазинов «Декатлон»)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Социально-психологическая адаптация
работников локомотивных бригад
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



