Рассмотрена деятельность Центральной энергетической таможни.
Проведен анализ данных за 2019-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРЕМЕННОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ 6
1.1. Сущность и нормативное правовое регулирование временного периодического таможенного декларирования товаров 6
1.2.Особенности применения временного периодического таможенного декларирования товаров 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ 23
2.1. Роль Центральной Энергетической таможни в контроле перемещения энергоносителей 23
2.2. Анализ осуществления временного периодического таможенного декларирования товаров 28
2.3. Особенности заполнения таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании товаров 39
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ 47
3.1. Проблемные вопросы временного периодического таможенного декларирования товаров 47
3.2. Направления совершенствования деятельности Центральной энергетической таможни в рамках применения временного периодического таможенного декларирования товаров 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования темы «Особенности применения временного периодического таможенного декларирования товаров» обусловлена тем, что временное периодическое декларирование упрощает проведение таможенных процедур в отношении отдельных категорий товаров.
Данная тема является очень нужной и значимой. Временное периодиче-ское декларирование – это неотделимая часть таможенного декларирования и таможенной деятельности в совокупности. Так как иногда бывает, что декларант не имеет точных сведений для заполнения декларации и тогда применяется временное периодическое декларирование товаров. И это является одной из главных его отличительных черт, но более подробно это будет рассмотрено далее.
Упрощение таможенных операций при временном периодическом таможенном декларировании товаров для декларантов характеризует актуальность исследования темы выпускной квалификационной работы и определяет значимость решения проблем, появляющихся в теории и практике проведения таможенного декларирования.
Согласно ежегодному статистическому обзору мировой энергетики 2023 г. нефтегазовой компании British Petroleum, импорт российского природного и сжиженного природного газа по трубопроводам составляет почти 40 % от общего объема потребления природного газа в Европейском союзе (ЕС) в 2021 г., а импорт российской нефти составляет 25 % от общего объема импорта нефти в ЕС. Кроме того, экспорт энергоносителей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона из России также возрастает, важным стратегическим партнером в данном направлении в 2023 г. выступает Китай. В настоящее время нефтегазовый комплекс России обеспечивает не только собственные нужды, но и нужды Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Поэтому необходимо осуществлять детальный контроль за декларированием и перемещением через таможенную границу ЕАЭС рассматриваемой группы товаров.
Временное периодическое таможенное декларирование применяется при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС , Союз) товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и таможенной стоимости на момент перемещения, а также при ввозе и вывозе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (ст. 102, 204 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ), к которым относятся такие энергоресурсы, как природный газ, нефть и нефтепродукты. Также установлены случаи, когда данная особенность декларирования не применяется (ст. 102 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ). Информация ФТС России от 02.08.2023 разъясняет новые случаи, когда временное периодическое декларирование не применяется, в частности: «к товарам, в отношении которых принято решение о применении количественных ограничений, других запретов и ограничений экономического характера по их вывозу из Российской Федерации, в том числе за пределы таможенной территории ЕАЭС, а также в отношении которых принято решение о введении вывозных таможенных пошлин или об увеличении их ставок, в течение двенадцати месяцев с первого числа месяца вступления в силу такого решения, если Правительством Российской Федерации не предусмотрено иное».
Целью выпускной квалификационной работы является анализ специфики правовых, организационных и технологических основ применения временного периодического таможенного декларирования товаров в РФ в условиях функ¬ционирования ЕАЭС и определение перспектив такого декларирования.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
− раскрыть сущность временного периодического декларирования товаров;
− исследовать особенности нормативно-правового регулирования временного периодического декларирования товаров;
− рассмотреть порядок проведения таможенного контроля при применении временного периодического декларирования товаров;
− проанализировать специфику правовых, организационных
и технологических основ применения временного периодического декларирования товаров;
− выявить проблемы, возникающие при применении временного периодического декларирования товаров;
− определить перспективы развития в области применения временного периодического декларирования товаров.
Объектом работы является временное периодическое декларирование товаров.
Предметом исследования являются организационно-правовые формы взаимодействия декларанта и таможенных органов при осуществлении временного периодического декларирования товаров.
Правовую основу исследования составили право Евразийского экономического союза и законодательство Российской Федерации (далее – РФ) о таможенном деле, а также Постановления Правительства РФ, нормативные акты Федеральной таможенной службы.
Эмпирическую основу исследования составили официальные данные Федеральной таможенной службы, Министерства финансов РФ, а также Центральной энергетической таможни и другие.
Теоретической основой исследования являются статьи Д.А. Бородина, Р.Я. Шакира, К.А. Новиковой, Д.А. Воробьева, О.В. Шишкиной и многих других.
Структура и объем выпускной квалификационной работы обусловлены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Перемещение товаров с применением временного периодического таможенного декларирования предполагает подачу ВТД до начала поставки, а ПВД - после осуществления поставки. Вследствие чего отсутствует возможность применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, таких как таможенный осмотр, досмотр, таможенное наблюдение, взятие проб и образцов для проведения экспертизы. Поэтому необходимо внести изменения в механизм применения временного периодического декларирования, заключающиеся в осуществлении фактического контроля товаров и обеспечении мест перемещения энергоресурсов необходимым оборудованием для осуществления фактического контроля в случае срабатывания системы управления рисками.
Подводя итог проведенному исследованию, следует сформулировать следующие выводы:
– систематизация порядка и сроков подачи ВТД и ПВД позволяет сформировать полное представление о процессе временного периодического декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, и сформулировать выводы по дальнейшему совершенствованию и возможному упрощению порядка совершения таможенных операций в рамках рассмотренной особенности декларирования, в частности замене процесса подачи ПВД автоматизированной системой учета перемещаемых трубопроводным транспортом товаров;
– выявление противоречий в нормах разделов VI.1 и Х.4 решения КТС от 20.05.2010 № 257, регламентирующих порядок заполнения ДТ при перемещении трубопроводным транспортом и порядок заполнения ДТ при временном периодическом декларировании в случае совмещения двух данных условий возникают сложности выбора нужного раздела для заполнения конкретной графы ДТ, по нормам одного раздела она не должна заполняться, по нормам другого — должна. С целью преодоления данных противоречий необходимо: либо установить приоритетный раздел для временного периодического декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, либо в данных разделах в каждой графе ДТ установить порядок ее заполнения в подобной ситуации;
– необходимость проведения фактического контроля за перемещаемыми товарами, так как осуществление таможенного контроля в документальной форме, обусловленное спецификой декларирования (подача ВТД до осуществления поставки товара), а также спецификой транспортировки (трубопроводный транспорт) исключает возможность сопоставления заявленных сведений в таможенной декларации с качественными характеристиками экспортируемого товара. При предлагаемом переходе на автоматизированную систему учета перемещаемых трубопроводным транспортом товаров без подачи ПВД проведение фактического контроля позволит избежать рисков недостоверного декларирования товаров и неполной уплаты таможенных платежей.
Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод, что в настоящее время существует ряд проблем, связанных с временным периодическим декларированием товаров и таможенным контролем, например, нефти и нефтепродуктов, а также с временным периодическим декларированием товаров других товаров. Наиболее частой проблемой является недобросовестное декларирование и из-за этого часто появляются преступления в данной сфере. Важным источником доходов в бюджет РФ являются экспортные пошлины с энергоносителей, недостоверное декларирование нефти и нефтепродуктов часто приводит к тому, что большая часть таможенных платежей не поступает в бюджет страны.
Проведя анализ документов, применяемых при ВТД, мы увидели исключения, при которых временное периодическое декларирование товаров применяется по отношению к ним. Были отмечены сроки отправления ПТД на подвиды различных групп товаров.
При ВТД участник ВЭД может вывозить одну коммерческую партию товаров в течение 6–8 месяцев, предварительно разбив ее на несколько товарных партий.
При этом экспортеру требуется задекларировать только коммерческую партию, без необходимости подачи ДТ на каждую отдельную поставку.
Подача временной периодической таможенной декларации на товары возможна на всех таможенных постах и центрах электронного декларирования Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение сроков подачи ДТ или предоставления документов и сведений установлена статьей 16.12 Кодекса об административных правонарушения. В соответствии со статьей 16.12 КоАП РФ установлена ответственность за:
– несоблюдение установленных сроков подачи ПТД при временном периодическом декларировании товаров;
– подача ДТ с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров.
Во всех этих случаях, правонарушение может повлечь за собой наложение административного штрафа.
Осуществление временного периодического декларирования товаров является важным механизмом для достижения защиты экономически важных показателей страны.
Таким образом, временное периодическое таможенное декларирование, несмотря на сложный процесс совершения, состоящий из регламентированных порядка и сроков для каждого отдельного действия (подачи ВТД, ПВД, уплаты таможенных платежей), позволяет задекларировать товары, перемещаемые таким специфическим видом транспорта, как трубопровод, в рамках которого в отличие от обычных поставок, осуществляемых в определенный момент времени, данный момент может растянуться на несколько месяцев. Представленный порядок позволяет систематизировать и проконтролировать весь поток перемещаемого по трубопроводу товара. Имеющиеся проблемные аспекты во временном периодическом декларировании есть возможность решить в первую очередь благодаря совершенствованию нормативной правовой базы, а также с помощью внедряемых цифровых технологий и автоматизации процессов контроля.
Основными направлениями совершенствования являются:
1. Развитие межведомственного взаимодействия с Минэнерго.
2. Дальнейшая автоматизация процессов, связанных с контролем фактического объемов фактически вывезенных товаров.
3. Совершенствовать нормативное правовое обеспечение в части терминологического аппарата для товаров 27 группы ТНВЭД.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. Ст. 2
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.
3. Постановление Правительства РФ от 21.05.2020 № 721 «О случае, при котором временное периодическое таможенное декларирование товаров не применяется» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Постановление Правительства РФ от 01.07.2011 № 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казах-стан»» » [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информа-ции. URL: http://pravo.gov.ru.
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
7. Приказ ФТС России от 03.07.2014 № 1286 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14pr1286/
8. Приказ ФТС России от 18.12.2019 № 1907 «Об утверждении технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.03.2020 № 57897) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
9. Приказ ФТС России от 30.01.2012 № 162 «Об особенностях осуществления таможенного контроля нефти, перемещаемой через таможенную границу Таможенного союза трубопроводным транспортом» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/12pr0162/
10. Приказ ФТС России от 23.08.2011 № 1727 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с выдачей разрешений на переработку вне таможенной территории в отношении нефти и нефтепродуктов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/11pr1727/
11. Письмо ФТС России от 24 июня 2015 г. № 01-18/30319 «О таможенном декларировании сверхвязкой нефти» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru.
12. Информация ФТС России от 02.08.2023 «Разъяснения отдельных положений статей 102 и 102.1 Федерального закона от 03.08.2023 № 289-ФЗ» // Правовой портал «АльтаСофт» [Электронный ресурс]. // URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/23bn0095/.
13. Гатиятулин Ш.Н., Ефремова Е.Н. Влияние таможенного регулирования на внешнеэкономическую безопасность государства // В сборнике: Экономика: вчера,сегодня, завтра. Сборник статей по материалам II Всероссийской (с международным участием) конференции преподавателей и студентов. Москва, 2021. С. 569-573
14. Игнатов, М. Р. Влияниие санкций Европейского Союза на развитие экономики Российской Федерации и ее контрмеры / М. Р. Игнатов // Молодежная наука : труды XXVI Всероссийской студенческой научнопрактической конференции КрИЖТ ИрГУПС, Красноярск, 22 апреля 2022 года. Том 2. Красноярск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2022. С. 49-52.
15. Лысенко Е.А., Часова М.И. Временное периодическое таможенное декларирование товаров // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023. № 11. С. 30-37.
16. Официальный сайт Центральной энергетической таможни // Режим доступа: https://cet.customs.gov.ru/news/docum
17. От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне. // URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/85937/
18. Перспективы развития национального механизма «единого окна». // URL: http://customs-academy.net/?p=11223
19. Романова В.В. Правовой режим газа как объекта частноправовых отношений / В.В. Романова // Юрист. 2019. № 5. С. 13–17 ; Романова В.В. Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности правового регулирования / В.В. Романова // Международное публичное и частное право. 2020. № 3. С. 12–16.
20. Электронное декларирование товаров. Центр электронного декларирования [Электронный ресурс] // Информационный портал Fb.ru. // Режим доступа: http://fb.ru/article/186222/elektronnoe-deklarirovanie-tovarov-tsentr-elektronnogo- deklarirovaniya.