ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения особенностей младших школьников, подверженных виртуальному общению 6
1.1. Понятие общения. Особенности виртуального общения 6
1.2. Психологические особенности виртуального общения в младшем
школьном возрасте 24
1.3. Психолого-педагогические способы включения ребенка в реальное общение 36
Выводы по Главе 1 45
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению психологического портрета младших школьников, подверженных виртуальному общению 47
2.1. Методическая организация исследования 47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 53
2.3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогической работы с младшими школьниками, подверженными виртуальному общению 71
Выводы по Главе 2 81
Заключение 84
Список используемых источников 86
Приложения
Актуальность темы исследования. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Но, к сожалению, на смену живому общению приходит общение виртуальное.
В наше время Интернет стал частью повседневной жизни. Практически каждый современный человек знает о возможностях персональных компьютеров или виртуальных сетевых сообществ. Количество активных пользователей Интернет постоянно растет и на сегодняшний день ими являются школьники, студенты, профессионалы любой области.
Социальная сеть - «это веб-сайт, предназначенный, в первую очередь, для общения интернет-пользователей».
Социальная сеть «позволяет, разместив информацию о себе, составить портрет личности, найти необходимые контакты, выступает в качестве хранилища мультимедийной информации, и может выполнять множество других функций».
Получается, что социальная сеть определяется как некоторое место в сети Интернет, где человек может свободно общаться с другими людьми, даже мало знакомыми, размещать информацию о себе, следить за новостями в жизни своих друзей, слушать музыку и просматривать видео и многое другое, функциональные возможности таких сетей безграничны.
Взаимодействия с социальными сетями рассматривали в своих трудах многие российские и зарубежные исследователи: С. Бок (S. Bok), Д. Кантор (J. Cantor), Е.А. Бондаренко, М.И. Жабского, К. Керделлан, Л. Найденовой, В.С. Собкина, А. Сидельникова, К.А. Тарасова, Г.В. Солдатовой, Е.Ю. Зотовой, А.И. Чекалиной, О.С. Гостимской, А.В. Федорова, И.В. Челышевой, А.В. Шарикова, Л. Мастермана и др.
Проблема общения всегда находится в центре внимания психологов, так как она значима во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Однако общение в социальных сетях все чаще замещает живое общение. Сегодня отмечается ухудшение отношения детей к непосредственному общению. Теперь дети после школы бегут домой, к компьютеру, чтобы поскорее добраться до сети, а не во двор к друзьям. И даже во дворах, мы можем наблюдать, как дети, уткнувшись в современные гаджеты, проводят время в Интернете, а не играют в игры друг с другом. Это делает актуальной тему нашего исследования: «Психологический портрет младших школьников, подверженных виртуальному общению».
Цель исследования: изучить влияние социальных сетей на младших школьников и составить психологический портрет детей, подверженных виртуальному общению.
Объект исследования: младшие школьники, подверженные виртуальному общению.
Предмет исследования: психологические особенности младших школьников, подверженных виртуальному общению.
В соответствии с целью и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения психологических особенностей младших школьников, подверженных виртуальному общению.
3. Провести констатирующий эксперимент по изучению психологических особенностей младших школьников, подверженных виртуальному общению.
4. Проанализировать младших школьников, подверженных виртуальному общению, в том числе, в гендерном аспекте, и описать их психологический портрет.
5. Составить методические рекомендации по предупреждению подверженности виртуальному общению у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что младшие школьники, подверженные виртуальному общению, характеризуются:
1) заниженной самооценкой;
2) низким уровнем коммуникативных навыков;
3) низким социальным статусом в классе;
4) высоким уровнем интернет-аддикции;
5) имеются гендерные особенности (мальчики в большей степени подвержены общению в социальных сетях, чем девочки).
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Анкетирование;
3. Тестирование;
4. Социометрия;
5. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №10 имени академика Ю.А. Овчинникова г. Красноярска. В нем приняли участие 53 школьника в возрасте 9 - 10 лет, из них 34 мальчика и 19 девочек.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «общения», психологические особенности виртуального общения в младшем школьном возрасте. Так же были рассмотрены психолого-педагогические способы включения ребенка в реальное общение.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс методик, позволяющий определить степень подверженности виртуальному общению, выявить уровень развития самооценки ребенка, уровень его интернет-аддикции, изучить уровень коммуникативных и организаторских способностей, определить положение ребенка в системе межличностных отношений.
В ходе исследования было выявлено, что малообщительные и замкнутые дети больше всего подвержены виртуальному общению. Так же из-за плохой успеваемости повышается риск попасть под влияние интернет- зависимости. Дети, таким образом, пытаются повысить свою значимость в лице окружающих их людей, чаще всего своих одноклассников или сверстников.
Итак, мы можем сделать вывод, что у детей, находящихся на высоком уровне подверженности виртуальному общению, снижается школьная успеваемость и интерес к познавательной деятельности. Виртуальное общение становится предпочтительней реального. Такие дети нуждаются в эмоциональной поддержке и переживанию положительных эмоций во взаимоотношениях с окружающими людьми. Межличностное общение младших школьников необходимо для нормальной социализации.
В ходе проведенного исследования была подтверждена актуальность темы. Детям, подверженным виртуальному общению, необходима помощь со стороны взрослых и психологов, чтоб изменить их жизненные приоритеты или хотя бы направить в нужное русло их взгляды на общение как таковое.
Полученные результаты легли в основу методических рекомендаций по организации психолого-педагогической работы с младшими школьниками, подверженными виртуальному общению. Составленная программа занятий направлена на коррекцию самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие позитивного восприятия себя и других, а так же на профилактику интернет-аддикции с помощью привлечения родителей и педагогов.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1990, 2006. 384 с.
2. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я. Обучаем по системе Л.В. Занков. Первый год обучения. М.: Просвещение, 1993. 425 с.
3. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. - М., 1974. 199 с.
4. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. № 1. 2010. 22 с.
5. Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования. 1976. № 4. 76 с.
6. Барабанщиков В.А., Самойленко Е.С. Общение и познание / В.А. Барабанщиков, Е.С. Самойленко. - М., 2007. 275 с.
7. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1995. № 3. 165 с.
8. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. 376 с.
9. Войскунский А.Е. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский. - М., 2009. 288 с.
10. Волкова А. И. Психология общения. - Ростов-на-Дону, 2007. 227 с.
11. Гордеева, А.В. Персонификация компьютера у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://cyberpsy.ru/2011/05/gordeevaavpersonifikaciyakompyuteraudetejjstarshegodoshkolnogovozrasta/
12. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пос. для студ. вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб. : Питер , 2009. 592 с.
13. Дубровский Д. И. Проблема идеального. - М., 1983. 435 с.
14. Ильин Е. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 329 с.
15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2011. 378 с.
16. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. 2005. 416 с.
17. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно- метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.
18. Компьютерная зависимость у детей [Электронный ресурс]. - URL: http://webcache.googleusercontent.com
19. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для бакалавров / В.Г.
Крысько. - 4-е изд. - М., 2014. 351 с.
20. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета / Ю.М.
Кузнецова, Н.В. Чудова. - М., 2011. 249 с.
21. Кулагина И . Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения
до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999. 360 с.
22. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование. - Л., 1985. 245 с.
23. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное
общение: Учебник для вузов.— СПб., 2001. 267 с.
24. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979. 499 с.
25. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974. 449 с.
26. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
- М., 1984. 201 с.
27. Лотман Ю.М. Психология поведения человека в Интернете / Ю.М.
Лотман. - М., 2011. 358 с.
28. Макогон Е.В. Интернет-зависимость у младших школьников
[Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru
29. Марисова Л.И. О мотивационно-потребностной основе общения. -
Берлин, 1978. 476 с.
30. Милова Е.А. Журнал ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ Выпуск№ -6 / том
1 / 2012. 95 с.
31. Мудрик А.В. Общение как объект педагогического исследования //
Проблемы общения и воспитания.Ч. 1. - Тарту, 1974. 278 с.
32. Мустакас К. Игровая терапия. М.: 2006. - 282 с.
33. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2000., с. 516
34.Обжорин А.М. Журнал Научное обеспечение системы повышения
квалификации кадров Выпуск№ 1 (6) / 2011. 75 с.
35. Панова А. В. Психологические особенности общения в
Рунете/Теоретический и научно-методический журнал.№4/2014. 60 с.
36. Погорский Э. К. Журнал Знание. Понимание. Умение Выпуск№
3 / 2012. 47 с.
37. Психологический портрет. [Электронный ресурс]. - URL:
http://studopedia.org/13-42060.html
38. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребёнка:проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. Пособие. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
39. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с., с.323.
40. Семечкин Н. И. Социальная психология. - М., СПб.: Питер, 2004. 278 с.
41. Тагинцева Т. Е. Журнал Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения Выпуск№ 10 / 2014. 46 с.
42. Туревская Е. И. Возрастная психология. Тула, 2002. 381 с.
43. Фефелова В. И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. 2007.№ 1. 67 с.
44. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития, 2002. 643 с.
45. Фролов, В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников : дис. ... канд. пед. наук / В.А. Фролов.
- М., 2010. 148 с.
46. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения. - М., 2007. 407 с.
47.Челышева И. В. «Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников»/ Издательство Таганрогского института имени А. П. Чехова. 189 с.
48. Шахмартова О . М., Недошивина И . В . - Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. 1348 с.
49. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск : Пороги, 2006. 260 с.
50. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Пер. Т.С. Драбкиной. — М.: Класс, 1999.-565с.