ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 10
1.1. Проблема изучения самооценки в отечественной и зарубежной
психологии 10
1.2. Становление самооценки в детском возрасте 21
1.3. Современное состояние изучения проблемы самооценки младших
школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 32
Выводы по первой главе 46
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 48
2.1. Организация, модель и методы исследования 48
2.2. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в
условиях детского дома 55
Выводы по второй главе 78
Глава III. Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 82
3.1. Научно-методологические подходы к развитию самооценки
школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 82
3.2. Основные направления, формы и методы психологической программы
развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 94
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 110
Выводы по третьей главе 119
Заключение 122
Список использованной литературы 12
Приложение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 10
1.1. Проблема изучения самооценки в отечественной и зарубежной
психологии 10
1.2. Становление самооценки в детском возрасте 21
1.3. Современное состояние изучения проблемы самооценки младших
школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 32
Выводы по первой главе 46
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 48
2.1. Организация, модель и методы исследования 48
2.2. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в
условиях детского дома 55
Выводы по второй главе 78
Глава III. Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 82
3.1. Научно-методологические подходы к развитию самооценки
школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 82
3.2. Основные направления, формы и методы психологической программы
развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 94
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 110
Выводы по третьей главе 119
Заключение 122
Список использованной литературы 12
Приложение
Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей - в домах ребёнка, приютах, детских домах, школах- интернатах в настоящее время является очень острой и актуальной проблемой.
Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением его нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей. Несмотря на ориентацию государственной политики на семейные формы воспитания, по-прежнему наблюдается ежегодное увеличение числа осиротевших и лишенных родительского попечения детей и подростков.
Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1997; А.Н. Леонтьев, 2003; А.И. Липкина, 1975; А.Р. Лурия, 2001; Д.Б. Эльконин, 2000).
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Многие отечественные психологи считают, что самооценка влияет на познавательную деятельность человека - восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - преобразование путем воспитательного воздействия на личность.
При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, основными по-прежнему остаются задачи их обучения и воспитания, а также контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования, проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. На первый план стала выступать ориентация личности подрастающего поколения в собственных умениях и способностях и их направленность на сасовершенствование и саморазвитие.
Период младшего школьного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
В современной психологической литературе значительное количество работ, чаще всего экспериментальных, посвящено изучению самооценки младшего школьника (Б.Г. Ананьев, 1980; Т.Ю. Андрющенко, 1982; А.В. Захарова, 1993; А.И. Липкина, 1975 и др.). Что же касается проблемы изучения самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, то можно с большей долей уверенности констатировать, что количество специальных исследований недостаточно. Мы можем назвать очень небольшое количество работ. Среди них исследования Н.Л. Белопольской (1999), И.Ю. Кулагиной (1998), И.М. Никольской (2007).
Изучению специфики психического развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящены исследования ряда авторов: Л.И. Авдеевой (2006), Л.Н. Галигузовой (2004), С.Ю. Мещеряковой (2003) и др. Анализ психических и личностных деформаций, приобретаемых сиротами на различных стадиях развития, сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками дан в работах В.С. Мухиной (1999, 2002), А.М. Прихожан (2004), Н.Н.Толстых (2004) И.В. Дубровиной (1990) и др.
Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, отсутствие психологической защищенности, жесткие режимные требования) описаны (2005), Т.И. Шульгой (2005, 2006), Г.В. Семьей (2005), Л.М. Шипицыной (1997) и др.
В то же время многие аспекты психической жизни воспитанников учреждений еще остаются почти не исследованными. Одним из таких аспектов является развитие самооценки у детей младшего школьного и подросткового возраста. Самооценка считается одной из наиболее сложных областей психического развития личности в условиях внесемейного воспитания.
В трудах отечественных ученых (И.В. Дубровиной, 2007; М.И. Лисиной, 1996; А.М. Прихожан, 2005; Н.Н.Толстых, 2005 и др.) показано, что у воспитанников сиротских учреждений развитие всех аспектов самосознания и его важнейшего компонента - самооценки, качественно отличается от развития этих психических образований у сверстников, воспитывающихся в семье.
Особую актуальность проблема формирования самооценки приобретает у школьников, воспитывающихся в условиях детских домов, поскольку вне системы детско-родительских отношений все трудности, определяемые возрастными особенностями усугубляются и интенсифицируются. Содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме у воспитанников со взрослыми и друг другом, во многом определяют особенности формирования образа «Я», его отношение и представление о себе.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости своевременного изучения особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома; теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику образовательного процесса психологической программы развития самооценки изучаемого контингента школьников с целью их наилучшей социализации и интеграции в условиях современного общества.
Объект исследования. Самооценка младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
Предмет исследования. Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в детском доме.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, являются неадекватность восприятия себя, нереалистичность по отношению к своим возможностям; низкий уровень самоуважения, трудности рефлексивного анализа, заниженная потребность в самосовершенствовании. Разработанная нами психологическая программа окажет положительное влияние на формирование самооценки изучаемого контингента школьников и позволит предотвратить личностные нарушения в более старшем возрасте.
Цель исследования. Изучить особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы развития самооценки данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
3. Разработать психологическую программу развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома и определить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составили следующие теоретические подходы:
- учение о формировании и развитии самосознания и самооценки Б. Г. Ананьева, АЛ. И. Божович (1995) [9], Л. С. Выготского (1983) [13], И. С. Кона (1984) [29], А. Н. Леонтьева (2005) [36], В. Н. Мясищева (1998) [46], С. Л. Рубинштейна (2000) [59];
- теория психического развития ребенка и деятельностный подход к формированию основных психических структур сознания и личности Б. Г. Ананьева (1948) [1], Л. И. Божович (1995) [9], Л. С. Выготского (1993) [13], В. В. Давыдова (1992) [16], А. Н. Леонтьева (2005) [36], Д. Б. Эльконина (1989) [81];
- учение У. Джемса (1991) о двойственной природе единого и целостного «Я»;
- психоаналитическая теория о структуре самооценки (З. Фрейд, 1991; А. Адлер, 1995; К. Хорни, 1997);
- интеракционистский подход о социальной природе человеческого поведения (Ч. Кули, 1922);
- гуманистический подход о проблемах самоактуализации, Я- концепции, самореализации (А. Маслоу, 1999; К. Роджерс, 1994);
- Опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературных источников), так и эмпирические методы. Среди эмпирических методов исследования использовались метод наблюдения, беседа, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных и интерпретации результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: карта наблюдения для учителей за проявлением факторов личностной самооценки учащихся О.И. Моткова (2016) [44]; методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна. (2006) [3]; методика «Какой Я?» М. Куна (2006.) [3]; методика «Изучение системы детских самохарактеристик» В. Г. Щур, в модификации О. А. Белобрыкиной (2006) [3].
Организация исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе детского дома №1 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 30 школьников: 15 учащихся из 4 «А» класса, 15 учащихся из 4 «Б» класса в возрасте 10-11 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2018 года по ноябрь 2020 года и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (сентябрь 2018 - декабрь 2018). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели, задач, гипотезы и проблемы исследования.
Констатирующий этап (январь 2019 - май 2019). Разработка модели исследования. Определение компонентов, параметров и индикаторов психодиагностического исследования самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Отбор психодиагностического инструментария. Реализация констатирующего этапа исследования. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Формирующий этап (июнь 2019 - апрель 2020) - Определение путей и направлений в коррекции самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Разработка и реализация программы психологической коррекции самооценки изучаемого контингента школьников.
Контрольный этап (май 2020 - октябрь 2020) - Реализация контрольного эксперимента. Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Оценка эффективности разработанной нами психологической программы коррекции самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях становления самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Разработана психологическая программа развития самооценки, которая позволит улучшить процессы социализации и социальной адаптации изучаемого контингента школьников в условиях современного общества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в диссертационном исследовании материалы, раскрывающие особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, а также разработанная нами психологическая программа по их своевременной коррекции, могут быть полезны психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 102 источника, включает 9 таблицы и 10 рисунков, а также 3 приложений.
Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением его нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей. Несмотря на ориентацию государственной политики на семейные формы воспитания, по-прежнему наблюдается ежегодное увеличение числа осиротевших и лишенных родительского попечения детей и подростков.
Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1997; А.Н. Леонтьев, 2003; А.И. Липкина, 1975; А.Р. Лурия, 2001; Д.Б. Эльконин, 2000).
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Многие отечественные психологи считают, что самооценка влияет на познавательную деятельность человека - восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - преобразование путем воспитательного воздействия на личность.
При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, основными по-прежнему остаются задачи их обучения и воспитания, а также контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования, проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. На первый план стала выступать ориентация личности подрастающего поколения в собственных умениях и способностях и их направленность на сасовершенствование и саморазвитие.
Период младшего школьного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
В современной психологической литературе значительное количество работ, чаще всего экспериментальных, посвящено изучению самооценки младшего школьника (Б.Г. Ананьев, 1980; Т.Ю. Андрющенко, 1982; А.В. Захарова, 1993; А.И. Липкина, 1975 и др.). Что же касается проблемы изучения самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, то можно с большей долей уверенности констатировать, что количество специальных исследований недостаточно. Мы можем назвать очень небольшое количество работ. Среди них исследования Н.Л. Белопольской (1999), И.Ю. Кулагиной (1998), И.М. Никольской (2007).
Изучению специфики психического развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящены исследования ряда авторов: Л.И. Авдеевой (2006), Л.Н. Галигузовой (2004), С.Ю. Мещеряковой (2003) и др. Анализ психических и личностных деформаций, приобретаемых сиротами на различных стадиях развития, сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками дан в работах В.С. Мухиной (1999, 2002), А.М. Прихожан (2004), Н.Н.Толстых (2004) И.В. Дубровиной (1990) и др.
Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, отсутствие психологической защищенности, жесткие режимные требования) описаны (2005), Т.И. Шульгой (2005, 2006), Г.В. Семьей (2005), Л.М. Шипицыной (1997) и др.
В то же время многие аспекты психической жизни воспитанников учреждений еще остаются почти не исследованными. Одним из таких аспектов является развитие самооценки у детей младшего школьного и подросткового возраста. Самооценка считается одной из наиболее сложных областей психического развития личности в условиях внесемейного воспитания.
В трудах отечественных ученых (И.В. Дубровиной, 2007; М.И. Лисиной, 1996; А.М. Прихожан, 2005; Н.Н.Толстых, 2005 и др.) показано, что у воспитанников сиротских учреждений развитие всех аспектов самосознания и его важнейшего компонента - самооценки, качественно отличается от развития этих психических образований у сверстников, воспитывающихся в семье.
Особую актуальность проблема формирования самооценки приобретает у школьников, воспитывающихся в условиях детских домов, поскольку вне системы детско-родительских отношений все трудности, определяемые возрастными особенностями усугубляются и интенсифицируются. Содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме у воспитанников со взрослыми и друг другом, во многом определяют особенности формирования образа «Я», его отношение и представление о себе.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости своевременного изучения особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома; теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику образовательного процесса психологической программы развития самооценки изучаемого контингента школьников с целью их наилучшей социализации и интеграции в условиях современного общества.
Объект исследования. Самооценка младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
Предмет исследования. Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в детском доме.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, являются неадекватность восприятия себя, нереалистичность по отношению к своим возможностям; низкий уровень самоуважения, трудности рефлексивного анализа, заниженная потребность в самосовершенствовании. Разработанная нами психологическая программа окажет положительное влияние на формирование самооценки изучаемого контингента школьников и позволит предотвратить личностные нарушения в более старшем возрасте.
Цель исследования. Изучить особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы развития самооценки данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
3. Разработать психологическую программу развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома и определить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составили следующие теоретические подходы:
- учение о формировании и развитии самосознания и самооценки Б. Г. Ананьева, АЛ. И. Божович (1995) [9], Л. С. Выготского (1983) [13], И. С. Кона (1984) [29], А. Н. Леонтьева (2005) [36], В. Н. Мясищева (1998) [46], С. Л. Рубинштейна (2000) [59];
- теория психического развития ребенка и деятельностный подход к формированию основных психических структур сознания и личности Б. Г. Ананьева (1948) [1], Л. И. Божович (1995) [9], Л. С. Выготского (1993) [13], В. В. Давыдова (1992) [16], А. Н. Леонтьева (2005) [36], Д. Б. Эльконина (1989) [81];
- учение У. Джемса (1991) о двойственной природе единого и целостного «Я»;
- психоаналитическая теория о структуре самооценки (З. Фрейд, 1991; А. Адлер, 1995; К. Хорни, 1997);
- интеракционистский подход о социальной природе человеческого поведения (Ч. Кули, 1922);
- гуманистический подход о проблемах самоактуализации, Я- концепции, самореализации (А. Маслоу, 1999; К. Роджерс, 1994);
- Опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературных источников), так и эмпирические методы. Среди эмпирических методов исследования использовались метод наблюдения, беседа, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных и интерпретации результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: карта наблюдения для учителей за проявлением факторов личностной самооценки учащихся О.И. Моткова (2016) [44]; методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна. (2006) [3]; методика «Какой Я?» М. Куна (2006.) [3]; методика «Изучение системы детских самохарактеристик» В. Г. Щур, в модификации О. А. Белобрыкиной (2006) [3].
Организация исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе детского дома №1 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 30 школьников: 15 учащихся из 4 «А» класса, 15 учащихся из 4 «Б» класса в возрасте 10-11 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2018 года по ноябрь 2020 года и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (сентябрь 2018 - декабрь 2018). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели, задач, гипотезы и проблемы исследования.
Констатирующий этап (январь 2019 - май 2019). Разработка модели исследования. Определение компонентов, параметров и индикаторов психодиагностического исследования самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Отбор психодиагностического инструментария. Реализация констатирующего этапа исследования. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Формирующий этап (июнь 2019 - апрель 2020) - Определение путей и направлений в коррекции самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Разработка и реализация программы психологической коррекции самооценки изучаемого контингента школьников.
Контрольный этап (май 2020 - октябрь 2020) - Реализация контрольного эксперимента. Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Оценка эффективности разработанной нами психологической программы коррекции самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях становления самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Разработана психологическая программа развития самооценки, которая позволит улучшить процессы социализации и социальной адаптации изучаемого контингента школьников в условиях современного общества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в диссертационном исследовании материалы, раскрывающие особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, а также разработанная нами психологическая программа по их своевременной коррекции, могут быть полезны психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 102 источника, включает 9 таблицы и 10 рисунков, а также 3 приложений.
Представленное исследование посвящено изучению особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома; разработке и реализации психологической программы развития самооценки у изучаемого контингента школьников.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Многие отечественные психологи считают, что самооценка влияет на познавательную деятельность человека - восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - преобразование путем воспитательного воздействия на личность.
На формирование самооценки ребенка большую роль играет оценка окружающих, поскольку анализ собственной деятельности еще малодоступен ребенку. По мере взросления у ребенка большое влияние на формирование самооценки оказывает оценка результатов собственной деятельности.
Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, !!1[т/тоснованием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует неблагополучном развитии личности ребенка.
Влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет огромную значимость. По мнению ряда психологов, младший школьник начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние.
Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки школьников, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем школьном возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в подростковом возрасте.
Самооценка детей из закрытых учреждений существенно отличается от самооценки детей, воспитывающихся в семье, под влиянием социальной ситуации развития у них формируется определенный тип личности. Согласно данным, имеющимся в отечественной психологической науке, младшим школьникам из детского дома присуща устойчивая заниженная самооценка, неуверенность в себе как устойчивое качество личности, когнитивная упрощенность образа Я, суженность спектра оцениваемых у себя личностных качеств, формирование негативного представления об их оценке окружающими.
На основе результатов теоретического анализа литературы по проблеме развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в детском доме, обоснована необходимость диагностики различных параметров самооценки в качестве важнейшего условия своевременного выявления и коррекции отклонений в ее развитии у воспитанников детского дома.
Период младшего школьного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей младшего школьного возраста.
В современной психологической литературе значительное количество работ, чаще всего экспериментальных, посвящено изучению самооценки младшего школьника (Б.Г. Ананьев, 1980; Т.Ю. Андрющенко, 1982; А.В. Захарова, 1993; А.И. Липкина, 1975 и др.). Что же касается проблемы изучения самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, то можно с большей долей уверенности констатировать, что количество специальных исследований недостаточно. Мы можем назвать очень небольшое количество работ. Среди них исследования Н.Л. Белопольской (1999), И.Ю. Кулагиной (1998), И.М. Никольской (2007), данные исследования не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой формирования адекватной самооценки учащихся младшего школьного возраста. Поэтому вопросы изучения особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, в настоящее время приобретают особую актуальность.
Самооценка по своей психологической природе является многоуровневым сложноструктурированным образованием, функционирующим в разнообразных формах и видах. Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Она охватывает мир нравственных ценностей личности, ее отношений, возможностей.
Младший школьный возраст является критическим для развития самооценки, так как в этот период происходит интенсивное развитие ее когнитивного компонента и связанных с ним рефлексивных новообразований. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе. Все это приводит к изменению способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения личности на разных этапах онтогенеза.
В процессе исследования мы выдвинули гипотезу о том, что самооценка младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет значимые различия с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семье; самооценка может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
С целью изучения самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, нами был проведён констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 10 школьников (4 мальчика и 6 девочек) - воспитанники детского дома №1 г. Красноярска (ЭГ), а также 10 учащихся (4 мальчика и 6 девочек), воспитывающихся в условиях семьи и обучающиеся в СОШ №149 г. Красноярска (КГ). Все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, являются учащимися 4-х классов. Возраст испытуемых составил 10-11 лет.
С целью изучения особенностей самооценки подростков, находящихся в условиях детского дома нами были отобраны следующие методики: тест- опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965); проективная рисуночная проба «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007), модифицированный вариант; «Методика Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000).
Результаты изучения особенностей по «Методике Дембо-Рубинштейн» (1970), в модификации А.М. Прихожан (2000) показали, что большинство школьников, воспитывающихся в условиях детского дома (51,7%) имели заниженный уровень самооценки. Наиболее низкие значения были выявлены по следующим шкала: «умелость», «ум», «уверенность в себе».
Анализ результатов экспериментально спровоцированной беседы, субъективной аргументированности самооценки школьников показал, что у большинства из них недостаточно развита способность к рефлексивному анализу, что является условием критического отношения к себе. Для самооценок испытуемых характерна ориентация на внешние ситуации и оценки; некритичное повторение оценок окружающих, преимущественно взрослых.
Анализ методики Тест-опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965) показал, что 60% школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, и всего 10%, воспитывающихся в семье, имеют низкий уровень самоуважения. Эти школьники склонны во всем плохом винить себя, видят только свои недостатки и акцентируют внимание только на своих слабых сторонах.
Данные, полученные при анализе Проективной рисуночной пробы «Мой мир» С. Т. Посоховой (2007) свидетельствуют о том, что 65% школьников испытывают стойкие признаки одиночества, неуверенности в себе, серьезных внутренних переживаниях.
8. По результатам констатирующего эксперимента были выявлены отклонения в развитии изученных нами параметров самооценки в различном их сочетании и степени выраженности у всех школьников экспериментальной группы. Наиболее неблагоприятными из выявленных вариантов самооценок было сочетание заниженной общей самооценки с недифференцированными, чаще всего неадекватными частными самооценками; неадекватно заниженный уровень некоторых из частных самооценок; сочетание завышенного, в большинстве случаев нереалистичного уровня притязаний с низкой самооценкой, порождающее симптом «дефицита успеха».
Анализ полученных результатов свидетельствует, о необходимости разработки психологической программы развития самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, с целью их наилучшей социализации и интеграции в условиях современного общества.
Программа психологического сопровождения развития самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома была сфокусирована на трех составляющих самосознания: самопознание (когнитивный блок); отношение к себе (эмоциональный блок) и саморегуляция (поведенческий блок).
Структура психологической программы включала следующие направления психоразвивающей и психокоррекционной работы с младшими школьниками, воспитывающимися в условиях детского дома:
— повышение самооценки на основе своих положительных качеств, повышение уверенности в себе;
— развитие самоуважения, положительного, целостного образа «Я»;
— развитие рефлексии, умения анализировать свою деятельность, поступки, опираться при этом на свое мнение;
— развитие потребности в самосовершенствовании.
Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома реализовывалась нами на занятиях, где были использованы основные методы психотерапии: игротерапия, арт-терапия, метод группового обсуждения, психогимнастика, метод ролевой игры и др.
По завершению реализации программы нами был проведен контрольный эксперимент. Анализ полученных результатов исследования особенностей самооценки младших школьников проводился в виде соотнесения данных, полученных ходе констатирующего эксперимента. На этапе контрольного эксперимента нами использовалось те же методики, которые применялось на этапе констатирующего эксперимента.
По результатам Тест-опросника «Шкала самоуважения Розенберга» (1965) низкий уровень самоуважения выявлен у 30% воспитанников, а до эксперимента у 60%; в группе после эксперимента отсутствуют показатели самоуничижения; высокий уровень самоуважения, к которому стоит стремиться, выявлен у 40%, до эксперимента у 20% воспитанников. Данные, полученные при анализе проективной рисуночной пробы «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007) свидетельствуют о значительном снижении признаков одиночества, неуверенности в себе, внутренних переживаний с 80% - (до эксперимента) до 20% - (после эксперимента) у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
Анализ результатов изучения особенностей самооценки по «Методике Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000) показал, что до эксперимента заниженную самооценку имели - 51,7% воспитанников, а после реализации программы - 45% младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Анализ результатов экспериментальной беседы, субъективной аргументированности самооценки школьников показал, что у большинства из них повысилась способность к рефлексивному анализу. Для самооценок испытуемых стала характерной ориентация на свое мнение, а не на оценки других людей. Повысился уровень самокритичности учащихся, позволяющий им признавать в себе отрицательные качества и осознавать необходимость от них избавиться.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что самооценка школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет значимые различия с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семье: низкий уровень самооценки и самоуважения, неспособность к рефлексивному анализу, низкая потребность в самосовершенствовании. Самооценка может быть повышена при условии использования разработанной нами программы психологического сопровождения по формированию адекватной самооценки у данного контингента школьников.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Многие отечественные психологи считают, что самооценка влияет на познавательную деятельность человека - восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - преобразование путем воспитательного воздействия на личность.
На формирование самооценки ребенка большую роль играет оценка окружающих, поскольку анализ собственной деятельности еще малодоступен ребенку. По мере взросления у ребенка большое влияние на формирование самооценки оказывает оценка результатов собственной деятельности.
Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, !!1[т/тоснованием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует неблагополучном развитии личности ребенка.
Влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет огромную значимость. По мнению ряда психологов, младший школьник начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние.
Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки школьников, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем школьном возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в подростковом возрасте.
Самооценка детей из закрытых учреждений существенно отличается от самооценки детей, воспитывающихся в семье, под влиянием социальной ситуации развития у них формируется определенный тип личности. Согласно данным, имеющимся в отечественной психологической науке, младшим школьникам из детского дома присуща устойчивая заниженная самооценка, неуверенность в себе как устойчивое качество личности, когнитивная упрощенность образа Я, суженность спектра оцениваемых у себя личностных качеств, формирование негативного представления об их оценке окружающими.
На основе результатов теоретического анализа литературы по проблеме развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в детском доме, обоснована необходимость диагностики различных параметров самооценки в качестве важнейшего условия своевременного выявления и коррекции отклонений в ее развитии у воспитанников детского дома.
Период младшего школьного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей младшего школьного возраста.
В современной психологической литературе значительное количество работ, чаще всего экспериментальных, посвящено изучению самооценки младшего школьника (Б.Г. Ананьев, 1980; Т.Ю. Андрющенко, 1982; А.В. Захарова, 1993; А.И. Липкина, 1975 и др.). Что же касается проблемы изучения самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, то можно с большей долей уверенности констатировать, что количество специальных исследований недостаточно. Мы можем назвать очень небольшое количество работ. Среди них исследования Н.Л. Белопольской (1999), И.Ю. Кулагиной (1998), И.М. Никольской (2007), данные исследования не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой формирования адекватной самооценки учащихся младшего школьного возраста. Поэтому вопросы изучения особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, в настоящее время приобретают особую актуальность.
Самооценка по своей психологической природе является многоуровневым сложноструктурированным образованием, функционирующим в разнообразных формах и видах. Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Она охватывает мир нравственных ценностей личности, ее отношений, возможностей.
Младший школьный возраст является критическим для развития самооценки, так как в этот период происходит интенсивное развитие ее когнитивного компонента и связанных с ним рефлексивных новообразований. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе. Все это приводит к изменению способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения личности на разных этапах онтогенеза.
В процессе исследования мы выдвинули гипотезу о том, что самооценка младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет значимые различия с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семье; самооценка может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
С целью изучения самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, нами был проведён констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 10 школьников (4 мальчика и 6 девочек) - воспитанники детского дома №1 г. Красноярска (ЭГ), а также 10 учащихся (4 мальчика и 6 девочек), воспитывающихся в условиях семьи и обучающиеся в СОШ №149 г. Красноярска (КГ). Все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, являются учащимися 4-х классов. Возраст испытуемых составил 10-11 лет.
С целью изучения особенностей самооценки подростков, находящихся в условиях детского дома нами были отобраны следующие методики: тест- опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965); проективная рисуночная проба «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007), модифицированный вариант; «Методика Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000).
Результаты изучения особенностей по «Методике Дембо-Рубинштейн» (1970), в модификации А.М. Прихожан (2000) показали, что большинство школьников, воспитывающихся в условиях детского дома (51,7%) имели заниженный уровень самооценки. Наиболее низкие значения были выявлены по следующим шкала: «умелость», «ум», «уверенность в себе».
Анализ результатов экспериментально спровоцированной беседы, субъективной аргументированности самооценки школьников показал, что у большинства из них недостаточно развита способность к рефлексивному анализу, что является условием критического отношения к себе. Для самооценок испытуемых характерна ориентация на внешние ситуации и оценки; некритичное повторение оценок окружающих, преимущественно взрослых.
Анализ методики Тест-опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965) показал, что 60% школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, и всего 10%, воспитывающихся в семье, имеют низкий уровень самоуважения. Эти школьники склонны во всем плохом винить себя, видят только свои недостатки и акцентируют внимание только на своих слабых сторонах.
Данные, полученные при анализе Проективной рисуночной пробы «Мой мир» С. Т. Посоховой (2007) свидетельствуют о том, что 65% школьников испытывают стойкие признаки одиночества, неуверенности в себе, серьезных внутренних переживаниях.
8. По результатам констатирующего эксперимента были выявлены отклонения в развитии изученных нами параметров самооценки в различном их сочетании и степени выраженности у всех школьников экспериментальной группы. Наиболее неблагоприятными из выявленных вариантов самооценок было сочетание заниженной общей самооценки с недифференцированными, чаще всего неадекватными частными самооценками; неадекватно заниженный уровень некоторых из частных самооценок; сочетание завышенного, в большинстве случаев нереалистичного уровня притязаний с низкой самооценкой, порождающее симптом «дефицита успеха».
Анализ полученных результатов свидетельствует, о необходимости разработки психологической программы развития самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, с целью их наилучшей социализации и интеграции в условиях современного общества.
Программа психологического сопровождения развития самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома была сфокусирована на трех составляющих самосознания: самопознание (когнитивный блок); отношение к себе (эмоциональный блок) и саморегуляция (поведенческий блок).
Структура психологической программы включала следующие направления психоразвивающей и психокоррекционной работы с младшими школьниками, воспитывающимися в условиях детского дома:
— повышение самооценки на основе своих положительных качеств, повышение уверенности в себе;
— развитие самоуважения, положительного, целостного образа «Я»;
— развитие рефлексии, умения анализировать свою деятельность, поступки, опираться при этом на свое мнение;
— развитие потребности в самосовершенствовании.
Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома реализовывалась нами на занятиях, где были использованы основные методы психотерапии: игротерапия, арт-терапия, метод группового обсуждения, психогимнастика, метод ролевой игры и др.
По завершению реализации программы нами был проведен контрольный эксперимент. Анализ полученных результатов исследования особенностей самооценки младших школьников проводился в виде соотнесения данных, полученных ходе констатирующего эксперимента. На этапе контрольного эксперимента нами использовалось те же методики, которые применялось на этапе констатирующего эксперимента.
По результатам Тест-опросника «Шкала самоуважения Розенберга» (1965) низкий уровень самоуважения выявлен у 30% воспитанников, а до эксперимента у 60%; в группе после эксперимента отсутствуют показатели самоуничижения; высокий уровень самоуважения, к которому стоит стремиться, выявлен у 40%, до эксперимента у 20% воспитанников. Данные, полученные при анализе проективной рисуночной пробы «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007) свидетельствуют о значительном снижении признаков одиночества, неуверенности в себе, внутренних переживаний с 80% - (до эксперимента) до 20% - (после эксперимента) у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
Анализ результатов изучения особенностей самооценки по «Методике Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000) показал, что до эксперимента заниженную самооценку имели - 51,7% воспитанников, а после реализации программы - 45% младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Анализ результатов экспериментальной беседы, субъективной аргументированности самооценки школьников показал, что у большинства из них повысилась способность к рефлексивному анализу. Для самооценок испытуемых стала характерной ориентация на свое мнение, а не на оценки других людей. Повысился уровень самокритичности учащихся, позволяющий им признавать в себе отрицательные качества и осознавать необходимость от них избавиться.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что самооценка школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет значимые различия с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семье: низкий уровень самооценки и самоуважения, неспособность к рефлексивному анализу, низкая потребность в самосовершенствовании. Самооценка может быть повышена при условии использования разработанной нами программы психологического сопровождения по формированию адекватной самооценки у данного контингента школьников.
Подобные работы
- ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Эмоционально-личностная сфера младших школьников, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМООЦЕНКИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 5-ГО КЛАССА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социально-реабилитационного потенциала детей младшего школьного
возраста, воспитывающихся в детском доме
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



