Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 10
1.1. Проблема изучения самооценки в отечественной и зарубежной
психологии 10
1.2. Становление самооценки в детском возрасте 21
1.3. Современное состояние изучения проблемы самооценки младших
школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 32
Выводы по первой главе 46
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 48
2.1. Организация, модель и методы исследования 48
2.2. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в
условиях детского дома 55
Выводы по второй главе 78
Глава III. Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 82
3.1. Научно-методологические подходы к развитию самооценки
школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 82
3.2. Основные направления, формы и методы психологической программы
развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома 94
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 110
Выводы по третьей главе 119
Заключение 122
Список использованной литературы 12
Приложение
Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей - в домах ребёнка, приютах, детских домах, школах- интернатах в настоящее время является очень острой и актуальной проблемой.
Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением его нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей. Несмотря на ориентацию государственной политики на семейные формы воспитания, по-прежнему наблюдается ежегодное увеличение числа осиротевших и лишенных родительского попечения детей и подростков.
Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1997; А.Н. Леонтьев, 2003; А.И. Липкина, 1975; А.Р. Лурия, 2001; Д.Б. Эльконин, 2000).
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Многие отечественные психологи считают, что самооценка влияет на познавательную деятельность человека - восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - преобразование путем воспитательного воздействия на личность.
При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, основными по-прежнему остаются задачи их обучения и воспитания, а также контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования, проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. На первый план стала выступать ориентация личности подрастающего поколения в собственных умениях и способностях и их направленность на сасовершенствование и саморазвитие.
Период младшего школьного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
В современной психологической литературе значительное количество работ, чаще всего экспериментальных, посвящено изучению самооценки младшего школьника (Б.Г. Ананьев, 1980; Т.Ю. Андрющенко, 1982; А.В. Захарова, 1993; А.И. Липкина, 1975 и др.). Что же касается проблемы изучения самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, то можно с большей долей уверенности констатировать, что количество специальных исследований недостаточно. Мы можем назвать очень небольшое количество работ. Среди них исследования Н.Л. Белопольской (1999), И.Ю. Кулагиной (1998), И.М. Никольской (2007).
Изучению специфики психического развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящены исследования ряда авторов: Л.И. Авдеевой (2006), Л.Н. Галигузовой (2004), С.Ю. Мещеряковой (2003) и др. Анализ психических и личностных деформаций, приобретаемых сиротами на различных стадиях развития, сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками дан в работах В.С. Мухиной (1999, 2002), А.М. Прихожан (2004), Н.Н.Толстых (2004) И.В. Дубровиной (1990) и др.
Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, отсутствие психологической защищенности, жесткие режимные требования) описаны (2005), Т.И. Шульгой (2005, 2006), Г.В. Семьей (2005), Л.М. Шипицыной (1997) и др.
В то же время многие аспекты психической жизни воспитанников учреждений еще остаются почти не исследованными. Одним из таких аспектов является развитие самооценки у детей младшего школьного и подросткового возраста. Самооценка считается одной из наиболее сложных областей психического развития личности в условиях внесемейного воспитания.
В трудах отечественных ученых (И.В. Дубровиной, 2007; М.И. Лисиной, 1996; А.М. Прихожан, 2005; Н.Н.Толстых, 2005 и др.) показано, что у воспитанников сиротских учреждений развитие всех аспектов самосознания и его важнейшего компонента - самооценки, качественно отличается от развития этих психических образований у сверстников, воспитывающихся в семье.
Особую актуальность проблема формирования самооценки приобретает у школьников, воспитывающихся в условиях детских домов, поскольку вне системы детско-родительских отношений все трудности, определяемые возрастными особенностями усугубляются и интенсифицируются. Содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме у воспитанников со взрослыми и друг другом, во многом определяют особенности формирования образа «Я», его отношение и представление о себе.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости своевременного изучения особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома; теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику образовательного процесса психологической программы развития самооценки изучаемого контингента школьников с целью их наилучшей социализации и интеграции в условиях современного общества.
Объект исследования. Самооценка младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
Предмет исследования. Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в детском доме.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, являются неадекватность восприятия себя, нереалистичность по отношению к своим возможностям; низкий уровень самоуважения, трудности рефлексивного анализа, заниженная потребность в самосовершенствовании. Разработанная нами психологическая программа окажет положительное влияние на формирование самооценки изучаемого контингента школьников и позволит предотвратить личностные нарушения в более старшем возрасте.
Цель исследования. Изучить особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы развития самооценки данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
3. Разработать психологическую программу развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома и определить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составили следующие теоретические подходы:
- учение о формировании и развитии самосознания и самооценки Б. Г. Ананьева, АЛ. И. Божович (1995) [9], Л. С. Выготского (1983) [13], И. С. Кона (1984) [29], А. Н. Леонтьева (2005) [36], В. Н. Мясищева (1998) [46], С. Л. Рубинштейна (2000) [59];
- теория психического развития ребенка и деятельностный подход к формированию основных психических структур сознания и личности Б. Г. Ананьева (1948) [1], Л. И. Божович (1995) [9], Л. С. Выготского (1993) [13], В. В. Давыдова (1992) [16], А. Н. Леонтьева (2005) [36], Д. Б. Эльконина (1989) [81];
- учение У. Джемса (1991) о двойственной природе единого и целостного «Я»;
- психоаналитическая теория о структуре самооценки (З. Фрейд, 1991; А. Адлер, 1995; К. Хорни, 1997);
- интеракционистский подход о социальной природе человеческого поведения (Ч. Кули, 1922);
- гуманистический подход о проблемах самоактуализации, Я- концепции, самореализации (А. Маслоу, 1999; К. Роджерс, 1994);
- Опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературных источников), так и эмпирические методы. Среди эмпирических методов исследования использовались метод наблюдения, беседа, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных и интерпретации результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: карта наблюдения для учителей за проявлением факторов личностной самооценки учащихся О.И. Моткова (2016) [44]; методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна. (2006) [3]; методика «Какой Я?» М. Куна (2006.) [3]; методика «Изучение системы детских самохарактеристик» В. Г. Щур, в модификации О. А. Белобрыкиной (2006) [3].
Организация исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе детского дома №1 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 30 школьников: 15 учащихся из 4 «А» класса, 15 учащихся из 4 «Б» класса в возрасте 10-11 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2018 года по ноябрь 2020 года и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (сентябрь 2018 - декабрь 2018). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели, задач, гипотезы и проблемы исследования.
Констатирующий этап (январь 2019 - май 2019). Разработка модели исследования. Определение компонентов, параметров и индикаторов психодиагностического исследования самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Отбор психодиагностического инструментария. Реализация констатирующего этапа исследования. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Формирующий этап (июнь 2019 - апрель 2020) - Определение путей и направлений в коррекции самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Разработка и реализация программы психологической коррекции самооценки изучаемого контингента школьников.
Контрольный этап (май 2020 - октябрь 2020) - Реализация контрольного эксперимента. Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Оценка эффективности разработанной нами психологической программы коррекции самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях становления самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Разработана психологическая программа развития самооценки, которая позволит улучшить процессы социализации и социальной адаптации изучаемого контингента школьников в условиях современного общества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в диссертационном исследовании материалы, раскрывающие особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, а также разработанная нами психологическая программа по их своевременной коррекции, могут быть полезны психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 102 источника, включает 9 таблицы и 10 рисунков, а также 3 приложений.
Представленное исследование посвящено изучению особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома; разработке и реализации психологической программы развития самооценки у изучаемого контингента школьников.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Многие отечественные психологи считают, что самооценка влияет на познавательную деятельность человека - восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - преобразование путем воспитательного воздействия на личность.
На формирование самооценки ребенка большую роль играет оценка окружающих, поскольку анализ собственной деятельности еще малодоступен ребенку. По мере взросления у ребенка большое влияние на формирование самооценки оказывает оценка результатов собственной деятельности.
Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, !!1[т/тоснованием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует неблагополучном развитии личности ребенка.
Влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет огромную значимость. По мнению ряда психологов, младший школьник начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние.
Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки школьников, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем школьном возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в подростковом возрасте.
Самооценка детей из закрытых учреждений существенно отличается от самооценки детей, воспитывающихся в семье, под влиянием социальной ситуации развития у них формируется определенный тип личности. Согласно данным, имеющимся в отечественной психологической науке, младшим школьникам из детского дома присуща устойчивая заниженная самооценка, неуверенность в себе как устойчивое качество личности, когнитивная упрощенность образа Я, суженность спектра оцениваемых у себя личностных качеств, формирование негативного представления об их оценке окружающими.
На основе результатов теоретического анализа литературы по проблеме развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в детском доме, обоснована необходимость диагностики различных параметров самооценки в качестве важнейшего условия своевременного выявления и коррекции отклонений в ее развитии у воспитанников детского дома.
Период младшего школьного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей младшего школьного возраста.
В современной психологической литературе значительное количество работ, чаще всего экспериментальных, посвящено изучению самооценки младшего школьника (Б.Г. Ананьев, 1980; Т.Ю. Андрющенко, 1982; А.В. Захарова, 1993; А.И. Липкина, 1975 и др.). Что же касается проблемы изучения самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, то можно с большей долей уверенности констатировать, что количество специальных исследований недостаточно. Мы можем назвать очень небольшое количество работ. Среди них исследования Н.Л. Белопольской (1999), И.Ю. Кулагиной (1998), И.М. Никольской (2007), данные исследования не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой формирования адекватной самооценки учащихся младшего школьного возраста. Поэтому вопросы изучения особенностей самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, в настоящее время приобретают особую актуальность.
Самооценка по своей психологической природе является многоуровневым сложноструктурированным образованием, функционирующим в разнообразных формах и видах. Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Она охватывает мир нравственных ценностей личности, ее отношений, возможностей.
Младший школьный возраст является критическим для развития самооценки, так как в этот период происходит интенсивное развитие ее когнитивного компонента и связанных с ним рефлексивных новообразований. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе. Все это приводит к изменению способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения личности на разных этапах онтогенеза.
В процессе исследования мы выдвинули гипотезу о том, что самооценка младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет значимые различия с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семье; самооценка может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
С целью изучения самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, нами был проведён констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 10 школьников (4 мальчика и 6 девочек) - воспитанники детского дома №1 г. Красноярска (ЭГ), а также 10 учащихся (4 мальчика и 6 девочек), воспитывающихся в условиях семьи и обучающиеся в СОШ №149 г. Красноярска (КГ). Все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, являются учащимися 4-х классов. Возраст испытуемых составил 10-11 лет.
С целью изучения особенностей самооценки подростков, находящихся в условиях детского дома нами были отобраны следующие методики: тест- опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965); проективная рисуночная проба «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007), модифицированный вариант; «Методика Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000).
Результаты изучения особенностей по «Методике Дембо-Рубинштейн» (1970), в модификации А.М. Прихожан (2000) показали, что большинство школьников, воспитывающихся в условиях детского дома (51,7%) имели заниженный уровень самооценки. Наиболее низкие значения были выявлены по следующим шкала: «умелость», «ум», «уверенность в себе».
Анализ результатов экспериментально спровоцированной беседы, субъективной аргументированности самооценки школьников показал, что у большинства из них недостаточно развита способность к рефлексивному анализу, что является условием критического отношения к себе. Для самооценок испытуемых характерна ориентация на внешние ситуации и оценки; некритичное повторение оценок окружающих, преимущественно взрослых.
Анализ методики Тест-опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965) показал, что 60% школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, и всего 10%, воспитывающихся в семье, имеют низкий уровень самоуважения. Эти школьники склонны во всем плохом винить себя, видят только свои недостатки и акцентируют внимание только на своих слабых сторонах.
Данные, полученные при анализе Проективной рисуночной пробы «Мой мир» С. Т. Посоховой (2007) свидетельствуют о том, что 65% школьников испытывают стойкие признаки одиночества, неуверенности в себе, серьезных внутренних переживаниях.
8. По результатам констатирующего эксперимента были выявлены отклонения в развитии изученных нами параметров самооценки в различном их сочетании и степени выраженности у всех школьников экспериментальной группы. Наиболее неблагоприятными из выявленных вариантов самооценок было сочетание заниженной общей самооценки с недифференцированными, чаще всего неадекватными частными самооценками; неадекватно заниженный уровень некоторых из частных самооценок; сочетание завышенного, в большинстве случаев нереалистичного уровня притязаний с низкой самооценкой, порождающее симптом «дефицита успеха».
Анализ полученных результатов свидетельствует, о необходимости разработки психологической программы развития самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, с целью их наилучшей социализации и интеграции в условиях современного общества.
Программа психологического сопровождения развития самооценки школьников, воспитывающихся в условиях детского дома была сфокусирована на трех составляющих самосознания: самопознание (когнитивный блок); отношение к себе (эмоциональный блок) и саморегуляция (поведенческий блок).
Структура психологической программы включала следующие направления психоразвивающей и психокоррекционной работы с младшими школьниками, воспитывающимися в условиях детского дома:
— повышение самооценки на основе своих положительных качеств, повышение уверенности в себе;
— развитие самоуважения, положительного, целостного образа «Я»;
— развитие рефлексии, умения анализировать свою деятельность, поступки, опираться при этом на свое мнение;
— развитие потребности в самосовершенствовании.
Психологическая программа развития самооценки младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома реализовывалась нами на занятиях, где были использованы основные методы психотерапии: игротерапия, арт-терапия, метод группового обсуждения, психогимнастика, метод ролевой игры и др.
По завершению реализации программы нами был проведен контрольный эксперимент. Анализ полученных результатов исследования особенностей самооценки младших школьников проводился в виде соотнесения данных, полученных ходе констатирующего эксперимента. На этапе контрольного эксперимента нами использовалось те же методики, которые применялось на этапе констатирующего эксперимента.
По результатам Тест-опросника «Шкала самоуважения Розенберга» (1965) низкий уровень самоуважения выявлен у 30% воспитанников, а до эксперимента у 60%; в группе после эксперимента отсутствуют показатели самоуничижения; высокий уровень самоуважения, к которому стоит стремиться, выявлен у 40%, до эксперимента у 20% воспитанников. Данные, полученные при анализе проективной рисуночной пробы «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007) свидетельствуют о значительном снижении признаков одиночества, неуверенности в себе, внутренних переживаний с 80% - (до эксперимента) до 20% - (после эксперимента) у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.
Анализ результатов изучения особенностей самооценки по «Методике Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000) показал, что до эксперимента заниженную самооценку имели - 51,7% воспитанников, а после реализации программы - 45% младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Анализ результатов экспериментальной беседы, субъективной аргументированности самооценки школьников показал, что у большинства из них повысилась способность к рефлексивному анализу. Для самооценок испытуемых стала характерной ориентация на свое мнение, а не на оценки других людей. Повысился уровень самокритичности учащихся, позволяющий им признавать в себе отрицательные качества и осознавать необходимость от них избавиться.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что самооценка школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет значимые различия с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семье: низкий уровень самооценки и самоуважения, неспособность к рефлексивному анализу, низкая потребность в самосовершенствовании. Самооценка может быть повышена при условии использования разработанной нами программы психологического сопровождения по формированию адекватной самооценки у данного контингента школьников.
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. ... к. психол. н. - Казань, 2000. - 24 с.
2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Тренинг развития жизненных целей / Под. Ред. Е.Г. Тромихиной. - С Пб.: Речь, 2002
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: Педагогика, 1980¬Т. 1. - 232 с.
5. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. Вып. 18. М., 1948. С. 101-124.
6. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 17 с.
7. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. - М.; 1996. - 119 с.
8. Беличева С.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 138 с.
9. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
10. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. - М, 1993.
11. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М., 1986.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
13. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
14. Бобылева И.В., Аббасова А.А., Ракитина Н.Н., Дьячкова Г.В. Куратор выпускника интернатного учреждения: индивидуальное сопровождение: метод. пособие / Под ред. И.А. Бобылевой. - Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2011. - 133 с.
15. Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 13-17.
16. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 352 с.
17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение,1998. - 215
18. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006
19. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. -
1992. - Т.13, №4.- С. 99-101.
20. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки для детей-сирот и подростков. - М., 2001. - 98 с.
21. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., Издательский центр. «Академия», 2006 - 192 с.
22. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
23. Выготский Л.С. Педология подростка// Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4.
24. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М, 2007. - 464 с.
25. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопр. психол. 1967. № 2. С. 111-134.
26. Зайцев А.Б. Психологические особенности самосознания подростков-воспитанников детского дома. Тема диссертации и автореферата по ВАК кандидат психологических наук Зайцев А.Б. 2011
27. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. С. 11-14.
28. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психол. 1980. № 4.
C. 90-99.
29. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. - М., 1989.
30. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. - Таллин, 1980. - С. 11-14.
31. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск,
1993. - 100 с.
32. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.5-14.
33. Зимбардо Ф. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара, 2003.
34. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011. - 700 с.
35. Казаков, В.Г. Познай себя (самооценка и направленность личности): ме- тод. пособие / В.Г. Казаков. - М.: ИПК и ПРНО МО, 1993. - 32 с.
36. Карцева Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.; 1989. - 25 с.
37. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. - 2004. - №3
38. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". - СПб.: Речь, 2008.
39. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.25-29.
40. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". - СПб., 2002.
41. Колесникова, Т.И. Мир человеческих проблем: Психологическая концепция здоровья. / Т.И. Колесникова. - М.: Ихзд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
42. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335с.
43. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2, № 3. - С.25-37.
44. Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - 367 с.
45. Кон, И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон. - М.: Просвещеиие,1980.
46. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск, 1991.
47. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 355 с.
48. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. - М., 2002.
49. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 2000. 208 с.
50. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск.: Изд-во. "Народная асвета", 1976.
51. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". - СПб.: Речь, 2003.
52. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
53. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. - М., 1968. - 35 с.
54. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
55. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. - 141 с.
56. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. С. 134-155.
57. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
58. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста - Вопр. психологии, 1961, №3, с. 117-124.
59. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М., 1979.
60. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л. Медицина, 1983.
61. Мадорский, Л.Р. Глазами подростков. Кн. для учителя. / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. - М.: Просвещение,1991
62. Мандрикова Е.Ю. Динамика профессиональной самооценки студентов-психологов // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000.
63. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М, 2002. - 256 с.
64. Мищенко О.П., Латышева А.Т. Комплексное исследование самооценки подростков, воспитывающихся в детских домах // Интернет- журнал «Мир науки» 2015 №3
65. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. - 184 с.
66. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2002. - 436 с.
67. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с
68. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис. канд. психол. наук. - М., 1997. - 135с.
69. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. - М. Просвещение, 1987. - 224 с.
70. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.
71. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
72. Посохова С.Т. Особенности представлений школьников о мире, как индикатор недостатка музейной культуры//Экология визуальности и изобразительное искусство. Доклады и тезисы выступлений/Научный редактор Столяров Б.А. спб., 2007.- 96с.
73. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002. - С. 559.
74. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Байбородова Л.В., Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н., Роков М.И. - Ярославль, 1997. - 196 с.
75. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб: Питер, 2005. - 400 с.
76. Прихожан А.М., Гуткина Н.И. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
77. Психологический словарь / под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2009. - 648 с.
78. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2004.
79. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. - М, 2000.
80. Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002
81. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. СПб.: Питер, 2009.
82. Реан A.A. Психология и педагогика. СПб., 2000. - 194 с.
83. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
84. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб.пособие / С.Л. Рубинштейн. - Питер: СПб, 2002. - 702 с.
Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.
86. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.245.
87. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 62-72.
88. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: УРАО, 2001. - 142 с.
89. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - М, 2004 - 11 с. (методика)
90. Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1982. - № 3. - С.77-81.
91. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.
92. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284
93. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.А. Грицанова, Д.Д. Рунса. - М.: Академия, 2006. - 598 с.
94. Чепурных Е. Признание социального сиротства в России в современных условиях. - М., 2004. - С. 23-27
95. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 142 с.
96. Шибутани Т.Я - концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара, 2003
97. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1999. - № 2. - С. 34-45.
98. Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 37-42.