Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа сопровождения адаптации первокурсников педагогического вуза

Работа №150074

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2024
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСТНИКОВ К ВУЗУ 14
1.1. Проблема изучения адаптации в психолого-педагогической литературе 14
1.2. Факторы влияющие на психолого- педагогическую адаптацию первокурсников к вузу ..20
1.3 Возможности психолого-педагогического обеспечения адаптации студентов- первокурсников в условиях вузовского образования 23
Вывод по первой главе 28
ГЛАВА 11.ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСТНИКОВ ВУЗА 29
2.1. Подбор и обоснование методов исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования адаптации первокурсников 31
Вывод по второй главе 40
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА 41
3.1. Научно-методологические подходы к сопровождению адаптации первокурсников к вузу 41
3.2. Содержание психологической программы адаптации первокурсников к вузу 43
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 49
Вывод по третье главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 73

Актуальность. При поступлении в высшее учебное заведение, одной из основных проблем новоприбывших студентов первокурсников становится необходимость в адаптации: молодые люди вступают в пору иного восприятия нового для них мира, образа жизни. В этот период возникают трудности в установлении информации, коммуникации со сверстниками и педагогами, отрыв от семьи, слабая профориентационная подготовка в образовательных учреждениях (школа), недостаточная мотивации на продолжение учебы. Современная ситуация сильно меняет положение дел: раньше не было необходимости в развитии собственных способностей, профессиональные знания предоставлял университет и программа обучения, чего вполне хватало для предоставляемой государством работы. Сейчас только этих факторов может хватить лишь успешно социализированным студентам и адаптированным к новому виду обучающего процесса, который сильно отличается от предыдущей ступени образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблематике исследования в полной мере отображает одну из основных проблем адаптации: современное школьное образование не ставит в приоритет подготовку выпускников к изменениям требований, с которыми они обязательно столкнутся, поступив в высшее учебное заведение. Приоритетом, зачастую, к сожалению, является только лишь успешная подготовка к единому государственному экзамену, который и без того пагубно влияет на психоэмоциональное состояние подростков. На фоне кризиса возрастного периода такой стресс вводит ребенка в состояние опустошения, тревоги и стресса. А сразу следом неподготовленный подросток вступает в иную, усложненную для него среду обучения. Поэтому остро встает вопрос выстраивания грамотной работы педагогов школьного учреждения по осторожному и последовательному внедрению выпускников в их будущую среду обучения.
В настоящий момент на первый план выходит проблема адаптации студентов, которое невозможно без психолого-педагогической социальной адаптации. Данные виды адаптации дают студентам первого курса раскрыть свои возможность сформировать мотивацию на расширения своих навыков и умений в получение новой информации именно в комфортной учебной среде.
На основании исследований российских и зарубежных ученых можно сделать вывод, что успешное обучение: желание активно участвовать в научно-практической деятельности, получать удовольствие от изучаемой профессии, получение высоких оценок - по большей части зависит от того, насколько успешно прошел адаптационный процесс новоприбывшего студента в незнакомую ему образовательную среду.
Актуальность темы исследования состоит в том, что не только рассматриваем проблему адаптации, но и проводим адаптационные мероприятия для студентов первого курса КГПУ им В.П. Асафьева. «Вместе - к цели!»
И для достижения поставленных нами целей, создается необходимость в том, чтобы научить студентов проявлять неординарность мышления, демонстрировать подвижность и гибкость знаний, развивать свои собственные адаптационные механизмы.
Среди ученых-исследователей области психолого-педагогических знаний, проблема адаптации студентов к новой образовательной среде в условиях высшего учебного заведения, несомненно, является актуальной. Приоритет изучения данного направления определяется его обязующим значением в современных условиях высшего учебного заведения.
Период получения высшего образования характеризуется новой самобытной ступенью жизни, когда молодой человек получает автономию от родителей, принимая на себя ответственность за свою жизнь. За этим важным решением следует возложение на себя бытовых и материальных обязанностей. А на фоне этой стрессовой ситуации все еще существует
необходимость в налаживании межличностных связей в стенах высшего учебного заведения. Создание эффективной системы сопровождения поступивших студентов следует считать необходимостью в условиях современного образования. Такая комплексная и включенная работа университета в адаптации студентов является стойкой опорой для создания условий саморазвития личностей и их роста как будущих специалистов.
Новая образовательная среда оказывает непосредственное влияние на самочувствие молодых людей, так как напрямую влияет на их самооценку, внутренние ресурсы и именно того, что мы называем адаптацией.
Перед преподавателями стоит важная и серьезная миссия, которую можно считать за одну из своих главных задач - выстроить процесс образование таким образом, чтобы студент мог обратиться за помощью и получить ее не только в контексте занятий, но и адаптации к новой социальной среде университета.
Адаптацию студента совершенно точно нельзя назвать легким и скоротечным процессом, так как тот, в свою очередь, содержит в себе необходимость трудной и продолжительной работы над с собой и с социальной средой.
Дело в том, что адаптационный процесс в высшем учебном заведении тесно связан с изменениями окружающей среды, собственных привычек, паттерном поведения и взаимодействия. Меняется окружение, которое состоит из новых людей.
В первую очередь важную роль играет окружение, в которое попадает поступивший студент. Группы обучения обычно формируются из людей с разными социально-демографическими факторами: пол, возраст (в более редких случаях), социальный статус, уровень материального достатка, предыдущее место проживания (город, село), поэтому стоит учитывать, что адаптационный процесс каждого студента будет протекать в соответствии с Разношерстность нового окружения предполагает выбор новой адаптационной модели взаимодействия.
Адаптационные процессы первокурсников к новой образовательной среде университета затронуты в многочисленных работах зарубежных и отечественных исследователей (В.Н. Дружинина, А.В. Карпова, В.И. Ковалева, И.Н. Лычагиной, В.И. Медведева, Е. И. Муратовой, Е.А. Осипова, Ю.П. Поваренкова, А.А. Виноградовой, Э.О. Леонтьевой, Л. Фестингера, А.Маслоу).
Вопросами адаптации учащихся в современном обществе и личностным самоопределением занималось большое количество исследователей: (А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, М.П. Гурьянова, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Т. Лисовский).
В теоретическом аспекте, не менее важна проблема адаптации первокурсников к новым условиям обучения в университете (П.С. Герулев, Н.Г. Ершова). Насколько будет успешен этот процесс, настолько эффективным будет погружение студентов - первокурсников в новую учебную и социальную среду, что повлечет за собой личностное и профессиональное развитие первокурсника и определит, как его будущее, так и будущее страны.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки и апробации психологической программы сопровождения адаптации первокурсников педагогического вуза с целью помочь им адаптироваться к новой учебной среде в вузе.
Объект исследования: процесс адаптации студентов первого курса в вузе.
Предмет исследования: Психологическая программа сопровождения адаптации первокурсников педагогического вуза.
Цель исследования: Обосновать, разработать и проверить эффективность психологической программы сопровождения адаптации первокурсников педагогического вуза.
Гипотеза исследования: адаптация студентов первого курса будет более успешной, если разработать комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективности процесса адаптации студентов к образовательной среде университета.
Для достижения поставленной цели и исследовательской гипотезы есть необходимость в постановке следующих задач:
1. Провести анализ психолого -педагогической литературы по проблемам адаптации студентов в вузе, выявить сущность и характеристику понятия «адаптация», современное состояние проблемы адаптации первокурсников к образовательной среде университета.
2. Провести диагностическое исследование и выявить уровень адаптации студентов первого курса педагогического вуза.
3. Разработать и апробировать психологическую программу адаптации первокурсников в вузе, оценить ее эффективность.
Теоретико-методологические основы исследования
- теоретические разработки в области адаптации личности (Б.Г. Ананьев, В.И. Медведев, Д.В. Колесов, С.М. Вишнякова, Т.Ю. Дорохова, О.С. Пономарева, Т.В. Майорова).
- личностно-ориентированные технологии (Г.К. Селевко, В.В. Сериков, К. Роджерс, Р. Даймонд и др.)
- практико-ориентированный подход в образовании (Ю.П. Ветров, А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, Е.Б. Плотникова и др.)
Для решения поставленных задач и достижения поставленной цели были использованы методы:
- теоретические методы исследования: анализ и изучение научной, научно-методической и психолого-педагогической литературы,
- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, собеседование;
База исследования: Исследование проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» в течении учебного года. В исследовании приняли участие 20 студентов направление Специальное (дефектологическое) образование, профиль Специальная психология в образовательной и медицинской практике.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в пять этапов с сентября 2023 года по май 2024 года.
I этап (сентябрь 2022 г. - май 2023) - было осуществлено изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Осуществлялось планирование программы экспериментального исследования, подбор диагностического инструментария.
II этап (октябрь 2023 г. - ноябрь 2023) - был проведен констатирующий эксперимент - диагностическое исследование адаптации первоклассников, с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов.
III этап (ноябрь 2023 г. - февраль 2024 г.) - теоретическое обоснование, разработка и реализация психологической программы сопровождения адаптации первокурсников вузе.
IV этап (март 2024 г. - апрель 2024 г.) - проведение контрольного этапа эксперимента с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов. Определение эффективности психологической программы сопровождения адаптации первокурсников вузе.
V этап (май 2024 г.) - формулирование выводов, оформление текста работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской программы сопровождения студентов первого курса. Результаты, представленные в эмпирической части исследования, раскрывают особенности адаптации первокурсников педагогического вуза, данная программа сопровождения может быть использована психологами, педагогом-психологом и другими специалистами, работающими с данной категорией субъектов образовательного процесса с целью сопровождения адаптации студентов вузе.
Апробация работы:
1. Ступа В.С. «Теоретический обзор изучения проблемы адаптации в психологии» // Научный сборник «Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований - 2024» - Нижний Тагил, 2024 (в печати)
2. Выступление с докладом на Всероссийской научно-практической конференции Педагогика и психология развития личностного потенциала: современные практики проводимая в рамках XXV Международном научно - практического форума студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», Особенности адаптации первокурсников ИСГТ, 17 апреля 2024г. (сертификат участника)
Структура диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем 88 страницы текса, проиллюстрировано 8 рисунков, 9 таблиц, 2 приложения, 90 использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема психолого-педагогической адаптации первокурсников рассмотрена нами многоаспектно.
Решая первую задачу исследования, нами были изучены отечественные и зарубежные подходы к изучению понятия «адаптация», на основе мнения которых, в нашей работе мы понимали адаптацию как способность организма приспосабливаться к изменившимся условиям внешней среды.
Решая вторую задачу исследования, мы использовали диагностики О.Л.Гончарова («Методика экспресс-диагностика уровня адаптации первокурсников»), Н.П. Фетискин, В.В.Козлов и Г.М. Мануйлов («Методика самооценка психологической адаптивности»), Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой («Адаптированность студентов в ВУЗе») и с помощью данных диагностик мы рассмотрели:
- Уровень адаптации студентов;
- Уровень социально-психологической адаптивности личности;
- Уровень адаптации к группе и к учебной деятельности.
И после описали результаты исследования которые, показали, что адаптация первокурсников к университетской жизни является сложным и многогранным процессом, включающим в себя психологические и педагогические аспекты. Диагностика уровня адаптации студентов первого курса выявила, что большинство (60%) из них имеют средний уровень адаптации, сталкиваясь с определенными трудностями в новой учебной и социальной среде.
Решая третью задачу исследования, мы разработали и апробировали психологическую программу сопровождения адаптации первокурсников педагогического вуза, основанная на научно-методологических подходах и включающая в себя различные формы работы: семинары и тренинги. Программа была направлена на формирование навыков эффективного общения, управления стрессом, а также обсуждение ожиданий и реалий университетской жизни.
Результаты повторной диагностики по методике экспресс - диагностики уровня адаптации первокурсников (О.Л. Гончаровой) продемонстрировали положительную динамику. 60% студентов достигли высокого уровня адаптации, что на 40% выше, чем на начальном этапе. Студенты научились справляться с учебной нагрузкой, строить позитивные отношения с окружающими и чувствовать себя уверенно в новой среде.
Результаты диагностики психологической адаптивности по Н.П. Фетискина, В.В. Козловой и Г.М. Мануйловой, показали, что на констатирующем этапе эксперимента 45% студентов испытывали трудности с адаптацией, а после реализации программы их число значительно сократилось. Это указывает на то, что программа сопровождения помогла студентам эффективно преодолеть проблемы и повысить адаптированность к учебе в университете.
Результаты диагностики уровня адаптации по методике Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой также подтвердили эффективность программы. Студенты стали более уверенными и комфортно чувствующими себя в учебной среде. Они научились управлять своим временем, эффективно общаться и сотрудничать, что привело к успешной адаптации к новым условиям обучения.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод, что большинство студентов достигли высокого уровня адаптивности, смогли выстроить отношения с одногруппниками и преподавателями, и приспособились к учебной среде.
Таким образом, психологическая программа сопровождения адаптации первокурсников к учебе в университете, включающая в себя различные формы работы и направленная на создание благоприятной социальной среды, развитие коммуникативных навыков и обучение управлению стрессом, показала свою эффективность. Она может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях с целью оказания эффективной помощи студентам в процессе адаптации к новым условиям обучения.
Цель и задачи реализованы в полном объеме.



1. Абабков, В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. - С.166.
2. Авдиенко, Г.Ю. Адаптация обучающихся к образовательной среде вуза с точки зрения системного подхода / Г.Ю. Авдиенко // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: материалы XII международной научно-практической конференции. - 2017. С. 113 - 115.
3. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт: учебное пособие / Н.А. Агаджанян, Т.Е. Батоцыренова, Л.Т. Сушкова; Владим. гос. ун-т. Владимир: Редакционно-издательский комплекс ВлГУ, 2004. - 136 с.
4. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 281 с.
5. Акимбекова, В.Г. Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности / В.Г. Акимбекова // Молодой ученый. - 2020. - № 14 (304). - С. 137-139.
6. Акназаров, И.И., Аппасов А.Н. Аспекты адаптации личности и их развитие в философии и физиологии / И.И. Акназаров, А.Н. Аппасов //Научный медицинский вестник Югры. - 2019. - Т. 19. № 2. - С. 148 -150. 73
7. Алгаев // МНКО. - 2018. - №6 (73). - С. 377-378.
8. Алгаев, А.Н. Трудности адаптации студентов к обучению в вузе /
А.Н.
9. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: 1976.
10. Алпеева, Е.И. Чиркова // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы XIV международной научно - практической конференции. - 2018. - С. 35 - 42.
11. Алпеева, Л.С. Адаптация и мотивация к учебной деятельности иностранного обучающегося в условиях российского вуза на подготовительном курсе / Л.С.
12. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению специальности «Психология» / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М: Аспект Пресс, 2009. - 362 с. [Электронный ресурс]. - https://dvs.rsl.ru/. (Дата обращения 02.01.2020).
13. Анисимова, В.Д. Новые вызовы и инструменты подготовки рабочих кадров в системе СПО / В.Д. Анисимова // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №4 (25). - С. 28 -31.
14. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. - 271с.
15. Антипина, Е.А. Здоровьесберегающие технологии как фактор
влияния на социальную адаптацию студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.А. Антипина // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы VII
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Красноярск, 21 мая 2021 г.). - Красноярск. - 2021. - С. 14-16.
16. Антипина, Е.А. Особенности процесса адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.А. Антипина // Инициативы молодых - науке и производству: материалы II Всероссийской научно-практической конференции для молодых ученых и студентов (г. Пенза, октябрь 2021 г.). - Пенза. - 2021. - С. 11 - 14.
17. Бабакова, Т.А. Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе / Т.А. Бабакова //Непрерывное образование XXI век. - 2017. - № 2 (18). - С. 19 - 29. 74
18. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. № 1, 1989.
19. Беликова, Л.Ф. Проблемы профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей / Л.Ф. Беликова, А.И. Степанова // Образование и наука. - 2011. - №1. - С. 52 - 62.
20. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: 1988.
21. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
22. Большой психологический словарь.
23. Бородина, Л.Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л Н Бородина, Ю.Р.Вишневский, Я.В.Дидковская, С.ИМинеева // Университетское управление. - 2001. - № 4(19)
24. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.
25. Вахрушев, В. В., Короткевич, В. В. (2018). Психолого¬педагогическая адаптация студентов педагогических вузов. Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт.
26. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избр. произведения. М.:1990. - 643 С.
27. Виноградова, А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А. Виноградова // Образование и наука. - 2008. - № . 3. - С. 37
28. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб.: 1994. Вопросы психической адаптации человека. М.: 1974.
29. Волгина, Т.Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01.
30. Волковская, Т.Н. Современные теоретико - методологические подходы к пониманию феномена адаптации / Т.Н. Волковская, Т.М. Марченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61 - 4. - С. 269 - 272.
31. Воскрекасенко, О. А. Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся: монография. / О. А. Воскрекасенко // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Пензенский гос. ун.-т" (ПГУ). - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. - 174 с.
32. Глебов, В. В. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека / В. В. Глебов, Е. В. Аникина, М. А. Рязанцева // МНКО. - 2010.- №5. - С. 135-136.
33. Граур, М.В. Исследования академической адаптации как сложной открытой системы / М.В. Граур // Педагогика и психология образования. 2017. - №2. - С. 34-40.
34. Граур, М.В. Средства академической адаптации как предикторы самоэффективности обучающихся в среднем звене школы/ М.В. Граур // Вектор науки Тольяттинского гос. ун.-та. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 3(30). - С. 42-47.
35. Григорьева, М.В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Сборник тезисов по проблемам психологии личности. Изд.: Саратовский гос. ун.-т им. Н.Г. Чернышевского.
36. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: 1976.
37. Гурова, И. Г. Педагогическое сопровождение адаптации учащейся молодежи в образовательной системе «Школа вуз» / И. Г. Гурова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - №1. - 327-336 с.
38. Гущина Т. Н. Я и мои ценности...: Тренинговые занятия для
развития социальных навыков
39. Давыдова, Н.В. Этноцентричность сознания иностранных
военнослужащих, обучающихся в вузах МО РФ в процессе кросс-культурной адаптации // Психолого-педагогические проблемы военного образования. Сборник научно-педагогических трудов / под науч. ред. И.И. Соколовой,
В.А. Митраховича, А.Р. Моисеева. СПб, 2017. - С. 217-220.
40. Демина Л. Д. Некоторые аспекты психолого-педагогической адаптации студентов к вузовскому обучению // Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз. темат. сборник Барнаул: изд. Алт. ун -та, 1988. - С.5 - 9.
41. Диагностический инструментарий педагога-психолога
практические материалы по психодиагностике подростков : учебно-методическое пособие / О. Л. Гончарова. - Москва : 2015. - 156, [1] с.
42. Дубовицкая Т. Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности
студентов в вузе // Психолого-педагогические исследования. - 2010. - N°. 2. -
С. 1-12.
43. Жаренкова А. А. Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям вуза: Автореф. дис. канд психологич. наук:19. 00. 07./Академия повышения квалификации. — М.,2005. Казначеев В. П. Современные проблемы адаптации: Учебное пособие — М., 2000.
44. Зеер Э.Ф "Психолого-педагогическое обеспечение адаптации студентов-первокурсников в вузе" Монография, Москва: Изд-во "Академия", 2004. - 224 с.
45. Зинченко, В. П. (2019). Психология адаптации. Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт.
46. Золотарева, Т. А. (2007). Психолого-педагогическая адаптация студентов педагогических вузов. Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт.
47. Ивченко Е. И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: на примере студентов -мигрантов: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07; Ставрополь, 2007. - С. - 194.
48. Комплексная программа первичной профилактики девиантного поведения подростков и молодежи «Здоровое поколение нового века» Автор Овсиенко О.В., Мокроусова О.Ю. Красноярск 2009 - 128с.
49. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
50. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
51. Кон И.С. Социология личности. М.: 1967.
52. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: 1991.
53. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсников. НИИ проблем высшей школы. Содержание формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 3. М.,1991 - С. 49.
54. Левитан, И. Б. (2010). Психология адаптации. Учебное пособие. Москва: Институт психологии РАН.
55. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2008.- 192 с.
56. Мезенцев, В. П. (2019). Психология. Учебник для вузов. Москва: Институт психологии РАН.
57. Меренков, А.В. Система детерминации человеческой деятельности / А.В.Меренков. - Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. горно-геологической академии, изд-во Банк культурной информация, 2003. - 228с.
58. Миронова, Н. В. (2011). Психолого-педагогическая адаптация студентов педагогических вузов. Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт.
59. Монина Г.Б., Лютова-Робертс.Е.К. Коммуникативный тренинг. (педагоги, психологи, родители). - СПб.: «Речь», 2005. - 224с.
60. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» / А.В.Мудрик. — И., 1991. - 80
61. Нагоркина О. В. Социально-психологическая адаптация студентов в узе в условиях развития студенческого самоуправления: Автореф.дис.канд. психологич. наук:19.00.05. /Саратовский гос. университет имени Н. Г. Чернышевского. - Саратов.2006.
62. Наш проблемный подросток: понять и договориться. /Под ред. профессора Регуш Л.А. - Санкт-Петербург, 2011.
63. Никифорова, Н. М. (2016). Психолого-педагогическая адаптация студентов педагогических вузов. Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт.
64. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. - М.: Академический Проект, 2011. - 304с.
65. Переведенцев В. И. Молодая семья сегодня. - М.: Знание, 1987.
66. Посохова, С. Т. Справочник практического психолога / С. T .Посохова. - ACT: Сова, 2006.
67. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под редакцией И.В. Дубровиной. 5 - е издание. - Екатеринбург, 20005.
68. Психогимнастика в тренинге/ Под редакцией Хрящевой Н.Ю. - СПб.: «Речь», Ин-т Тренинга, 2001. - 256с.
69. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ Авт. -сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009. -207 с.
70. Психология. Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: 2000.
71. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
72. Репьева И.Г. "Психологические условия успешной адаптации первокурсников в вузе" Журнал "Психология в высшей школе", 2017, Том 14, № 2
73. Салманова, Д. А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе / Д. А. Салманова. - Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. - С. 76-79.
74. Свиридов Н. А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток: 1979.
75. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: 1960.
76. Скворцова, Л. П. (2014). Психолого-педагогическая адаптация студентов педагогических вузов. Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт.
77. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред.
И.И.Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.Н.Левко. Мн.2003.
Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: 1981.
78. Степанова, Е. В. (2015). Психолого-педагогическая адаптация студентов педагогических вузов. Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт.
79. Ткаченко, Н. В. (2012). Психолого-педагогическая адаптация студентов педагогических вузов. Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт.
80. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально -
психологическая диагностика развития личности и малых групп. - //
Института Психотерапии. 2002
81. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. - М: Генезис, 2003. - 160с.
82. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М: Генезис, 2003. - 336с.
83. Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге.- СПб.: Речь, 2007. -210 с.
84. Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М.: 1979.
85.Энциклопедия студента / Сост. И.Н. Кузнецов. - Мн.:Книжный Дом, 2004. - 576 с.
86. Oh, I. K., and Kim, T. A study on the development and effects of a freshman adaptation program for university students. «The Journal of Educational Research», 155-172, 2017.
87. Park, J. Y., & Kim, J. H. The effects of a freshman adaptation program on college life adjustment and academic achievement. «The Journal of Educational Research», 127-142, 2019.
88. Cho, S., and Kim, J.. A study on the development and effects of a freshman adaptation program for college of education students. «The Journal of Teacher Education», 347-358, 2018/
89. Kim, J. H., and Park, J. Y.. A comprehensive freshman adaptation program: Effects on social skills, self-efficacy, and academic performance. «The Journal of Applied Psychology», 287-300, 2019
90. Lee, K. Y., and Choi, J. S. The effects of a freshman adaptation program on college students' mental health and well-being. «The Journal of Counseling Psychology», 457-466, 2020.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ