ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДИДАКТОГЕННЫХ СТРАХОВ У ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая коррекция дидактогенных страхов у детей подросткового возраста как теоретическая и практическая проблема 9
1.1 Психолого-педагогические особенности подростков 9
1.2 Характеристика дидактогенных страхов в подростковом возрасте 19
1.3 Средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков 25
Выводы по первой главе: 38
Глава II. Организация психолого-педагогического эксперимента по изучению и психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростов 41
2.1. Психолого-педагогическая диагностика наличия дидактогенных
страхов у подростков 41
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по
психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков 51
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по
психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов
у детей подросткового возраста 54
Выводы по второй главе: 75
Заключение 79
Библиографический список 81
Приложение
Глава I. Психолого-педагогическая коррекция дидактогенных страхов у детей подросткового возраста как теоретическая и практическая проблема 9
1.1 Психолого-педагогические особенности подростков 9
1.2 Характеристика дидактогенных страхов в подростковом возрасте 19
1.3 Средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков 25
Выводы по первой главе: 38
Глава II. Организация психолого-педагогического эксперимента по изучению и психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростов 41
2.1. Психолого-педагогическая диагностика наличия дидактогенных
страхов у подростков 41
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по
психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков 51
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по
психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов
у детей подросткового возраста 54
Выводы по второй главе: 75
Заключение 79
Библиографический список 81
Приложение
Подростковый возраст- один из наиболее значимых и сложных периодов развития человека, он имеет очень важное значение в становлении личности человека: расширяется объём деятельности, меняется характер,
закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и т.д.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, неадекватная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Необходимость контроля над ходом развития ребенка и коррекции возникших нарушений крайне важна в подростковом возрасте.
Проблема неблагополучия в эмоциональной сфере детей и, в особенности, проблема подростковых страхов достаточно хорошо изучены в психолого-педагогической литературе такими исследователями, как Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, А. Фрейд и др. Однако она не перестает быть актуальной, поскольку обостряется в связи с масштабными изменениями в общественно-политической и экономической жизни общества, которое не может не влиять на подрастающее поколение.
Не выявленные детские страхи могут серьезно мешать учебному процессу, в особенности это относится к учебным страхам; страхи могут нарушать детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываться на его социальной активности и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Дидактогенные страхи, представляющие особый интерес в данной выпускной квалификационной работе, могут нанести серьезный ущерб в развитии ребенка, снизить продуктивность учебной деятельности и помешать его дальнейшей успешной социализации в обществе.
Степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе.
В последние десятилетия интерес российских психологов к изучению страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги.
Теме страхов посвящены теоретические исследования известных отечественных и зарубежных психологов: В.В. Столина, Дж. Ман, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой.Проблем страхов у детей подросткового возраста находит отражение в работах: А.И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», A.M. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». Проблемой дидактогенных страхов в разное время занимались такие психологи, как П.М. Якобсон, Л.К. Хохлов, А.Л. Хохлов, А.А. Шипов и др., но данная проблема в настоящее время остается малоизученной.
Воспитание ребенка осуществляется главным образом родителями и учителями. Важнейшая задача воспитания - гармоничное развитие личности ребенка, однако в современной педагогике не редки педагогические ошибки, как родителей, так и учителей, которые провоцируют дидактогении.
Дидактогения - это, с одной стороны, - «психическая травма, источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание)». С другой стороны, дидактогениями именуют «психическое расстройство, возникающее под влиянием названной разновидности психоэмоционального дистресса: неврозы и другие психогенные заболевания». [5]
Последствия дидактогенных страхов очень серьезны и могут вызывать психическую травму: детям свойственны социофобии, болезненная застенчивость, чувство несостоятельности, бурной эмоционально-вегетативной реакцией в ответственный неподходящий момент. В подростковом возрасте в результате дидактогении могут возникнуть дисморфофобии (навязчивый страх наличия уродства, какого-то мнимого физического дефекта). Неделикатные высказывания педагога приводят к развитию родственного дисмофофобии состояния - к нервной анорексии. Этим расстройствам, вызванным дидактогенией подвержены главным образом тревожно-мнительные, зависимые учащиеся. Это дети, которые могут пострадать от несправедливого, неуважительного, предвзятого отношения педагога в силу особенностей своей психики.
Таким образом, дидактогения как психическая травма, вызванная педагогом, опасна тем, что у «пострадавших» учеников может развиться:
неадекватная самооценка (деформация Я-концепции);
трудности в контактах со сверстниками;
конфликтность в общении со взрослыми и сверстниками;
потеря интереса к учебе;
внушаемость;
подчиняемость (развитие конформности);
догматичность мышления (не развивается творческое мышление);
- агрессивное поведение (возможны: девиантное поведение и
суицидальные попытки). [6,с.51]
Анализ сложившейся ситуации позволил выделить следующее противоречие:
- между наличием в образовательном процессе сильных стрессогенных
факторов, вызывающих развитие дидактогений, и недостаточной разработанностью средств психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков.
Отмеченное противоречие актуализирует исследовательскую проблему: каковы эффективные средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков.
Проблема исследования и актуальность ее решения обусловили выбор темы: «Психолого-педагогическая коррекция дидактогенных страхов у подростков».
Объект исследования: психолого-педагогическая коррекция дидактогенных страхов, переживаемых подростками.
Предмет исследования: фототерапия как средство психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность фототерапии как средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: фототерапия выступает эффективным средством психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов, если в процессе ее реализации у детей подросткового возраста обеспечивается:
- формирование позитивного образа «Я»;
- снижение/ликвидация эмоционального напряжения;
- повышение уверенности в себе;
- снижение школьной тревожности;
- освоение навыков преодоления страхов и саморегуляции.
Цель, предмет и гипотеза исследования предусматривают решение следующих задач:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
2. Выявить характеристики дидактогенных страхов у подростков.
3. Определить средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов в подростковом возрасте.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность фототерапии как средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов в подростковом возрасте.
Теоретическая основа исследования. В работе мы основывались на закономерностях возрастного психического развития, выявленных в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна и др.; на воспитательном и терапевтическом потенциале игры (В. Голутвина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов, С. Капранова, В. Оклендер, Г.П. Хомина и др.);на возможности педагогической коррекции дидактогенных страхов (Л.С. Акопян, Я.А. Александрова, Д. Байярд, Л.Л. Блонский, О.А. Богданова, Дж. Боулби, А.Я. Варга, А.В. Гитман, А.И. Захаров, Н.М. Иовчук, А.А. Северный, А.А. Ковалевская, А.С. Колпакова, Ю.А. Кочетова, К.И. Платонов, И.П. Подласый, А. Прихожан, Л.К. Хохлов, А.А. Шипов, B.C. Шевелева, Т.Л. Шишова).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
- теоретические - анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта;
-эмпирические - опрос, формирующий эксперимент; методы психологической диагностики (проективная методика «незаконченных предложений» В.П.Петренко(приложение 3); Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса(приложение 2); методика определения школьной тревожности Филлипса(приложение 1);
- математические - процентный анализ, сравнение выборок с помощью критерия: Манна-Уитни, U.
База исследования. Исследование проводилось в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 65 города Красноярска, в нем приняли участие 38 школьников. В качестве экспериментальной группы представлена группа обучающихся 8 «А» класса, в качестве контрольной группы - обучающиеся 8 «Б» класса (по 19 детей в каждой группе). Исследование проводилось в течение февраля - мая 2015 года.
Практическая значимость исследования: материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы учителей и педагогов-психологов общеобразовательных школ, работающих с детьми подросткового возраста.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 49 источников и 10 приложений. Текст дипломной работы изложен на 117 страницах, проиллюстрирован 18 графиками и 29 таблицами
закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и т.д.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, неадекватная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Необходимость контроля над ходом развития ребенка и коррекции возникших нарушений крайне важна в подростковом возрасте.
Проблема неблагополучия в эмоциональной сфере детей и, в особенности, проблема подростковых страхов достаточно хорошо изучены в психолого-педагогической литературе такими исследователями, как Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, А. Фрейд и др. Однако она не перестает быть актуальной, поскольку обостряется в связи с масштабными изменениями в общественно-политической и экономической жизни общества, которое не может не влиять на подрастающее поколение.
Не выявленные детские страхи могут серьезно мешать учебному процессу, в особенности это относится к учебным страхам; страхи могут нарушать детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываться на его социальной активности и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Дидактогенные страхи, представляющие особый интерес в данной выпускной квалификационной работе, могут нанести серьезный ущерб в развитии ребенка, снизить продуктивность учебной деятельности и помешать его дальнейшей успешной социализации в обществе.
Степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе.
В последние десятилетия интерес российских психологов к изучению страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги.
Теме страхов посвящены теоретические исследования известных отечественных и зарубежных психологов: В.В. Столина, Дж. Ман, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой.Проблем страхов у детей подросткового возраста находит отражение в работах: А.И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», A.M. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». Проблемой дидактогенных страхов в разное время занимались такие психологи, как П.М. Якобсон, Л.К. Хохлов, А.Л. Хохлов, А.А. Шипов и др., но данная проблема в настоящее время остается малоизученной.
Воспитание ребенка осуществляется главным образом родителями и учителями. Важнейшая задача воспитания - гармоничное развитие личности ребенка, однако в современной педагогике не редки педагогические ошибки, как родителей, так и учителей, которые провоцируют дидактогении.
Дидактогения - это, с одной стороны, - «психическая травма, источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание)». С другой стороны, дидактогениями именуют «психическое расстройство, возникающее под влиянием названной разновидности психоэмоционального дистресса: неврозы и другие психогенные заболевания». [5]
Последствия дидактогенных страхов очень серьезны и могут вызывать психическую травму: детям свойственны социофобии, болезненная застенчивость, чувство несостоятельности, бурной эмоционально-вегетативной реакцией в ответственный неподходящий момент. В подростковом возрасте в результате дидактогении могут возникнуть дисморфофобии (навязчивый страх наличия уродства, какого-то мнимого физического дефекта). Неделикатные высказывания педагога приводят к развитию родственного дисмофофобии состояния - к нервной анорексии. Этим расстройствам, вызванным дидактогенией подвержены главным образом тревожно-мнительные, зависимые учащиеся. Это дети, которые могут пострадать от несправедливого, неуважительного, предвзятого отношения педагога в силу особенностей своей психики.
Таким образом, дидактогения как психическая травма, вызванная педагогом, опасна тем, что у «пострадавших» учеников может развиться:
неадекватная самооценка (деформация Я-концепции);
трудности в контактах со сверстниками;
конфликтность в общении со взрослыми и сверстниками;
потеря интереса к учебе;
внушаемость;
подчиняемость (развитие конформности);
догматичность мышления (не развивается творческое мышление);
- агрессивное поведение (возможны: девиантное поведение и
суицидальные попытки). [6,с.51]
Анализ сложившейся ситуации позволил выделить следующее противоречие:
- между наличием в образовательном процессе сильных стрессогенных
факторов, вызывающих развитие дидактогений, и недостаточной разработанностью средств психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков.
Отмеченное противоречие актуализирует исследовательскую проблему: каковы эффективные средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков.
Проблема исследования и актуальность ее решения обусловили выбор темы: «Психолого-педагогическая коррекция дидактогенных страхов у подростков».
Объект исследования: психолого-педагогическая коррекция дидактогенных страхов, переживаемых подростками.
Предмет исследования: фототерапия как средство психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность фототерапии как средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: фототерапия выступает эффективным средством психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов, если в процессе ее реализации у детей подросткового возраста обеспечивается:
- формирование позитивного образа «Я»;
- снижение/ликвидация эмоционального напряжения;
- повышение уверенности в себе;
- снижение школьной тревожности;
- освоение навыков преодоления страхов и саморегуляции.
Цель, предмет и гипотеза исследования предусматривают решение следующих задач:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
2. Выявить характеристики дидактогенных страхов у подростков.
3. Определить средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов в подростковом возрасте.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность фототерапии как средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов в подростковом возрасте.
Теоретическая основа исследования. В работе мы основывались на закономерностях возрастного психического развития, выявленных в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна и др.; на воспитательном и терапевтическом потенциале игры (В. Голутвина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов, С. Капранова, В. Оклендер, Г.П. Хомина и др.);на возможности педагогической коррекции дидактогенных страхов (Л.С. Акопян, Я.А. Александрова, Д. Байярд, Л.Л. Блонский, О.А. Богданова, Дж. Боулби, А.Я. Варга, А.В. Гитман, А.И. Захаров, Н.М. Иовчук, А.А. Северный, А.А. Ковалевская, А.С. Колпакова, Ю.А. Кочетова, К.И. Платонов, И.П. Подласый, А. Прихожан, Л.К. Хохлов, А.А. Шипов, B.C. Шевелева, Т.Л. Шишова).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
- теоретические - анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта;
-эмпирические - опрос, формирующий эксперимент; методы психологической диагностики (проективная методика «незаконченных предложений» В.П.Петренко(приложение 3); Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса(приложение 2); методика определения школьной тревожности Филлипса(приложение 1);
- математические - процентный анализ, сравнение выборок с помощью критерия: Манна-Уитни, U.
База исследования. Исследование проводилось в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 65 города Красноярска, в нем приняли участие 38 школьников. В качестве экспериментальной группы представлена группа обучающихся 8 «А» класса, в качестве контрольной группы - обучающиеся 8 «Б» класса (по 19 детей в каждой группе). Исследование проводилось в течение февраля - мая 2015 года.
Практическая значимость исследования: материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы учителей и педагогов-психологов общеобразовательных школ, работающих с детьми подросткового возраста.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 49 источников и 10 приложений. Текст дипломной работы изложен на 117 страницах, проиллюстрирован 18 графиками и 29 таблицами
На основе анализа теоретических источников установлено, что подростковый возраст - очень важный этап развития личности. Основная среда, где подросток проводит больше времени это образовательные учреждения. Однако этот значимый жизненный этап может сопровождаться негативными феноменами, одним из которых являются дидактогении.
Исходя из современных научных представлений выявлены характеристики дидактогенных страхов в подростковом возрасте. Дидактогенным страхом обозначают психическую травму, источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание).
Дидактогенный страх, как правило, проявляется в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т.е. отклоняющемся, дезадаптивном поведении. Однако чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Говоря о дидактогенных страхах, обычно подчеркивают, что психотравмирующей является в первую очередь сама система обучения. В современной школе, как правило, деятельность учителя и деятельность ученика имеют очень мало точек соприкосновения, в то время как именно совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний.
Дидактогенный страх можно охарактеризовать как нервно-психическое расстройство личности ребенка, основной причинной которого является нарушение значимых для него отношений учитель - ученик, а патогенным фактором могут быть неправильное поведение педагога, например, какие- либо неосторожные слова в адрес ученика.
Определено, что эффективными средствами психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов в подростковом возрасте являются:
- фото-терапия;
- арт-терапия.
Теоретически обоснована и разработана программа психолого¬педагогической коррекции дидактогенных страхов подростков реализация, которой обеспечило формирование позитивного образа «Я»; снижение/ликвидация эмоционального напряжения; повышение уверенности в себе; освоение индивидуальных навыков преодоления страхов и саморегуляции, снижение уровня школьной тревожности.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтвердилась, его задачи решены, цель достигнута.
Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов освещаемой нами проблемы. Выполненная работа обозначила возможные направления для дальнейших исследований. Подтвержденная эффективность фото-терапии как средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков открывает перспективы дальнейших исследований.
Исходя из современных научных представлений выявлены характеристики дидактогенных страхов в подростковом возрасте. Дидактогенным страхом обозначают психическую травму, источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание).
Дидактогенный страх, как правило, проявляется в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т.е. отклоняющемся, дезадаптивном поведении. Однако чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Говоря о дидактогенных страхах, обычно подчеркивают, что психотравмирующей является в первую очередь сама система обучения. В современной школе, как правило, деятельность учителя и деятельность ученика имеют очень мало точек соприкосновения, в то время как именно совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний.
Дидактогенный страх можно охарактеризовать как нервно-психическое расстройство личности ребенка, основной причинной которого является нарушение значимых для него отношений учитель - ученик, а патогенным фактором могут быть неправильное поведение педагога, например, какие- либо неосторожные слова в адрес ученика.
Определено, что эффективными средствами психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов в подростковом возрасте являются:
- фото-терапия;
- арт-терапия.
Теоретически обоснована и разработана программа психолого¬педагогической коррекции дидактогенных страхов подростков реализация, которой обеспечило формирование позитивного образа «Я»; снижение/ликвидация эмоционального напряжения; повышение уверенности в себе; освоение индивидуальных навыков преодоления страхов и саморегуляции, снижение уровня школьной тревожности.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтвердилась, его задачи решены, цель достигнута.
Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов освещаемой нами проблемы. Выполненная работа обозначила возможные направления для дальнейших исследований. Подтвержденная эффективность фото-терапии как средства психолого-педагогической коррекции дидактогенных страхов у подростков открывает перспективы дальнейших исследований.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015



