Реферат 3
Abstract 7
Введение 11
Глава1. Теоретические основы исследования проблемы оптимизации отношений в диаде «подросток-родитель» 17
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологической науке ... 17
1.2. Особенности отношений в диаде «подросток - родитель» 34
1.3. Возможности психологического консультирования для оптимизации
отношений в диаде «подросток - родитель» 44
Выводы по Главе 1 44
Глава II. Исследование психологических особенностей отношений в диаде
«подросток - родитель» 54
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 56
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 74
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 97
Выводы по Главе II 107
Заключение 109
Список используемых источников 111
Приложения
Актуальность работы обусловлена рядом факторов. Семья является одним из главных институтов социализации личности, а последние социальные и экономические изменения серьёзно затронули семейные взаимоотношения, ценности и традиции.
В условиях быстро изменяющегося общества мы все чаще отмечаем дисгармонию человеческих отношений. Есть в жизни любого человека период, когда происходит формирование новых потребностей личности. В подростковом возрасте актуальными становятся автономия, принадлежность к референтной группе сверстников, совершенствуется способность к обособлению и идентификации. Эти процессы позволяют подростку трансформировать мировоззрение, отстаивать, защищать собственное Я.
Как свидетельствуют результаты психологических исследований подростков, влияющие на формирование детской психики факторы достаточно противоречивы, поскольку в одних случаях они содействуют процессу личностного развития, тогда как в других - препятствуют ему. Например, позитивный взгляд на мир и эффективная потребностно- мотивационная система могут сформироваться у ребёнка на основе нормальных взаимоотношений в семье; но те же взаимоотношения при противоположном их содержании способны привести к искажению мотивов и потребностей, коммуникативной недостаточности из -за дефицита доверия и самоуважения, что, в конечном итоге, сводится к невозможности полноценной самореализации у подростка.
В литературных источниках можно найти множество описаний стилей воспитания и типов детско-родительских отношений, а также результатов их применения, т.е. индивидуальных личностных особенностей и черт характера ребёнка, проявляемых как в нормальном, так и в девиантном поведении.
Степень научной разработанности темы настоящего исследования достаточно высока - она освещалась отечественными специалистами, такими, как Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Л.С. Выготский, Е.М. Дубовская, Т.В. Драгунова, В.И. Журавлев, Б.Т. Лихачев, О.Н. Лукашенок, Р.Л. Кричевский, Л.А. Петровская, А.И. Шипилов и др.; среди западных авторов следует выделить, прежде всего, таких, как: Д. Коулмен, М. Мид, З. Фрейд, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.
Таким образом, проблема исследования формулируется так: на текущем этапе развития социологической науки зачастую отмечаются дисгармоничные межличностные отношения между младшими и старшими подростками (соответственно, 11-12 и 15-16 лет) и их родителями, что обусловлено множеством факторов физиологического, социального и психологического характера. К первым относятся присущие подростковому возрасту особенности развития организма; ко вторым - негативное влияние социального окружения; к третьим - наличие у подростков нарушений развития умственной и эмоциональной сфер, неправильная самооценка и пр.
При этом по-прежнему недостаточно исследованы подходы к совершенствованию детско-родительских отношений; как теоретические, так и практические аспекты консультирования в диаде «подросток -родитель» всё ещё недостаточно разработаны.
Объект исследования - межличностные отношения в диаде «подросток - родитель».
Предмет исследования - средства оптимизации отношений в диаде «подросток-родитель».
В связи с этим цель исследования - теоретически обосновать, разработать и практически апробировать программу консультирования в диаде «подросток - родитель» как средство оптимизации отношений.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа психолога-консультанта по оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель» будет эффективна, если в процессе консультирования:
1) будет учтено своеобразие семейной ситуации;
2) в процессе консультирования будет обеспечиваться безопасная, комфортная атмосфера;
3) в содержание индивидуального и группового консультирования будут включены лекции, дискуссии, групповое принятие решений, практические психотехники и упражнения.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию психологических особенностей отношений в диаде «подросток - родитель».
2. Исследовать психологические особенности отношений «подросток - родитель».
3. Разработать рекомендации для проведения консультирования в диаде «подросток - родитель» как средства оптимизации отношений.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
5. Проверить исходную гипотезу на основе полученных результатов.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение практического опыта по работе по оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель».
Эмпирические - наблюдение; тестирование; опрос; эксперимент (групповое консультирование).
Статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
В качестве конкретных психодиагностических методик были использованы:
1) методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская);
2) тест «Подростки о родителях» ADOR (Шафер);
3) опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой;
4) методика «Моя семья» (модификация методики М.Егоровой);
5) с целью оценки достоверности сдвига в значениях развития уровня родительского отношения до и после формирующего эксперимента нами был применен Т-критерий Вилкоксона.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Чуноярская средняя школа № 13», в нем принимали участие 40 подростков в возрасте 11-13 лет и их родители. Консультирование проводилось с 8 подростками и их родителями. Всего было проведено 20 консультаций (10 индивидуальных и 10 групповых).
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых и индивидуальных консультаций на базе кабинета психологической разгрузки «Чуноярской средней школы № 13». Была разработана и реализована программа психологического консультирования.
Результаты диссертационного исследования были выставлены на обсуждение в виде доклада на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика, психология, общество: от теории к практике» Личность в изменяющихся социальных условиях», г. Чебоксары, 22 июля 2022 г.
По теме исследования имеются три публикации: «Методы изучения психологических особенностей отношений в диаде «подросток - родитель», опубликована в журнале «Ваш психолог» в 2021 году; «Психологические характеристики подросткового возраста», опубликована в журнале «Просвещение и познание» в 2022 году №2 (9), «Инновационные технологии как основа современного школьного образования», опубликована в журнале «Вестник науки и образования» в 2020 году №22-3 (100).
Научная новизна исследования заключается во введении в научный оборот данных, отражающих специфику развития межличностных отношений в системе «подросток - родитель».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для развития представлений о специфике работы по консультированию в диаде «подросток - родитель» как средства оптимизации отношений.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы консультирования в диаде «подросток - родитель», а также описанию специфики индивидуальной консультационной работы, способствующей оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель». Результаты исследования могут быть использованы в групповом, индивидуальном, организационном консультировании. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьного психолога, частных психологов, психологов консультативных центров.
Структура диссертации: цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень изученности проблемы, определены цели, задачи и гипотезы, выделены объект и предмет, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлена теоретическая и методологическая база исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель» определено понятие детско-родительских отношений в психологической науке, выявлены особенности отношений в диаде «подросток - родитель», рассмотрены возможности психологического консультирования для оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель».
Во второй главе «Исследование психологических особенностей отношений «подросток - родитель» описана методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента, описаны организация и проведение формирующего эксперимента, проанализированы результаты формирующего эксперимента и проведено их обсуждение, предложены рекомендации по организации консультирования межличностных отношений в диаде «подросток - родитель».
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты обработки данных и протоколы проведения консультаций.
Объем - 152 страницы, включая 10рисунков, 10 таблиц, 9 приложений. Количество использованных источников - 90.
Проблема взаимоотношений между родителями и детьми всегда рассматривалась психологической наукой как чрезвычайно важная. Семейное воспитание и детско-родительские отношения - не тождественные понятия. Но на поведенческом уровне характер отношений определяет стиль воспитательных воздействия. Отношения между родителями и детьми, будучи одной из форм межчеловеческих взаимоотношений, представляют собой совокупность взаимных эмоций родителя и ребёнка, а также особенностей их взаимного восприятия, комплекс личностных оценок, систему целей и ценностей каждого участника отношений, а также связанных с ними поведенческих стереотипов и реакций.
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности отношений в диаде подросток-родитель»: описание различных подходов к изучению детско-родительских отношений, как зарубежных, так и отечественных ученых; особенности семейных условий, в которых развивается подросток, особенности подросткового возраста и связанных с ним изменений в поведении и отношении к взрослым.
В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: низкие показатели по представленным критериям говорят о том, что у испытуемых низкая эмоциональная дистанция (66%), а также выражена конфликтность в действиях индивидов, направленных друг к другу (59,1%), а также выявлена непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя) у 67,2% испытуемых; средние показатели варьируются от 18,4% до 27,8%. Понимание родителем чувств и состояний подростка выявлено у 23%, тогда как совместное принятие решений наблюдается только у 27,8% испытуемых, а сомнения родителя в верности его воспитательных усилий определены у 18,4%; высокие показатели выявлены у наименьшего количества испытуемых и варьируются от 11% до 14,4%, так: полное взаимопонимание (демонстрация родителем любви и внимания) выявлено только у 11% испытуемых; совместное и равноправное выполнение заданий при действиях, направленных друг к другу выявлено у 13,1%, а полное отсутствие противоречий либо их незначительные проявления были обнаружены у 14,4% респондентов.
На основании полученных данных была создана программа групповых и индивидуальных консультаций для родителей и подростков по улучшению их взаимоотношений в диаде «родитель-подросток». Положительное влияние данной программы было оценено участниками эксперимента.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое и индивидуальное консультирование с использованием различных техник и упражнений будет результативно в целях преодоления трудностей в межличностных отношениях в диаде «родитель -подросток».
Программа является легко подстраиваемой под разные задачи, поэтому может быть использована в работе практикующими психологами, педагогами-психологами и социальными педагогами учитывая особенности той или иной группы и подстраиваясь под конкретные условия.
1. Абрамов Д.Е., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Особенности межличностных отношений у созависимых личностей // Научное мнение. 2013. №5. 33-37 с.
2. Авдеева Н.Н. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями // Современная зарубежная психология. 2019. № 1. 33 с.
3. Архиреева Т. В. Психология родительства и детско-родительских отношений. Великий Новгород: НовГУ, 2006. 16 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., Эксмо-Прес, 2000. 510 с.
5. Батунина-Гретчаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2010. № 1. 18¬22 с.
6. Беличева С. А. Технологии социально -психологических тренингов. М., 2001. 416 с.
7. Бодалева А. А., Столина В. В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 2006. 208 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И.Божович / Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2005. 320 с.
10. Боровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Педагогика и психология. 2018. № 2. 21 -23 с.
11. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 45 с.
12. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 128 с.
13. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. История возрастной психологии: детская психология. М.: Академия, 2008. 612 с.
14. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2013. 80 с.
15. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. М.: Класс, 2007. 172 с.
16. Возрастная и педагогическая психология / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. М.: Издательство Юрайт, 2021. 359 с.
17. Волков Б.С. Психология подросткового возраста / Б.С. Волков. М.: КноРус, 2018. 176 с.
18. Выготский Л. С. Психология детского возраста / Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-пресс, 2000. 614 с.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2004. 432 с.
20. Гасанова П.Г., Даудова Д.М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. 120-124 с.
21. Геронтопсихология: монография / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. 131 с.
22. Дронова Е.Н., Керат О.В. Диагностика детско-родительских отношений как направление социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми // Психология, социология и педагогика. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/04/416.
23. Дружинина Н.А., Назарова А.И., Муталов А.Г., Ширяев Г.Г.,Шагарова С.В., Воровски И.В. Психологические особенности подростков, родители которых страдают алкогольной зависимостью //Медицинский вестник Башкортостана. 2009. № 1. 50-54 с.
24. Дьячук А.А. Математические основы психологии // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 10. 64-65 с.; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=811
25. Евдокимова С.Л., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Особенности системы жизненных смыслов у старших школьников в контексте традиций семейного воспитания (на примере Республики Казахстан) // Современные исследования социальных процессов. 2012. №11.
26. Егорова В.Н., Матвеева Е.В. Детско-родительские отношения в материнской семье // RussianJournalofEducationandPsychology. 2018. № 2. 14¬17 с.
27. Ждакаева Е.И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010 № 4 (43). 56-59 с.
28. Жданова Н.Е. Отклоняющееся поведение человека в современном мире: Проблемы и решения. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Владимир, 12 мая 2010 г. 27 - 30 с.
29. Землянухин В.П. Влияние особенностей структуры самосознания на мотивацию самовоспитания [Текст]: автореферат дис.канд.психол.наук. М., 2001, 19 с.
30. Ильин Е. Н. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
31. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2005. 160 с.
32. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2008. 432 с.
33. Кляйн М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С.Дурас, И, Романов, Э.Джонс, П.Хайманн, С. Айзекс, Д. Райвери.М.:Академический проект, 2001. 512 с.
34. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 2007. 276 с.
35. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
36. Константинова С.С. Этнология: конспект лекций / С.С. Константинова. Ростов н/Д: «Феникс». 2005. 176 с.
37. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, 2018. 420 с.
38. Мандель Б.Р. Возрастная психология / Б.Р. Мандель. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. 350 с.
39. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005. 150 с.
40. Матушевская М. В. Теория привязанности: история и современное состояние исследований// Перинатальная психология и психология родительства. 2005. №2. 40 - 79 с.
41. Матяш Н. В. Возрастная психология // Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. 268 с.
42. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2008. 445 с.
43. Микулинцер М., Шейвер, Ф.Р. Взгляд на психопатологию с точки зрения теории привязанности // Всемирная психиатрия. 2012. №11. 13 - 17 с.
44. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 2. период подросткового и раннего юношеского возраста) / Л.В. Мищенко. М.: КноРус, 2018. 496 с.
45. Набойченко Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография. Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. 285 с.
46. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: Издательство Юрайт, 2021. 460 с.
47. Олесик А.М. Психологическая характеристика самосознания современного подростка: дисс.канд.психол.наук. М., 2002. 320 с.
48. Пирлик Г.П. Возрастная психология: развитие ребенка в
деятельности // Г.П. Пирлик, А.М. Федосеева. М.: Московский
педагогический государственный университет, 2020. 372 с.
49. Подольский А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: монография // А.И. Подольский, О.А. Идобаева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 124 с.
50. Психология дошкольного возраста / Е.И. Изотова [и др.]; под редакцией Е.И. Изотовой. М.: Издательство Юрайт, 2021. 222 с.
51. Психология молодежи /С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. М.: РУСАЙНС, 2020. 404 с.
52. Психология развития и возрастная психология / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. 2-е изд., испр. М.: Издательство Юрайт, 2021. 413 с.
53. Психология развития и возрастная психология / С.И. Самыгин, И.Н. Алексеенко, В.И. Бондин [и др.]. Ростов н/Д: Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. 318 с.
54. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 2. 302 с.
55. Райс Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. СПб.: Питер, 2018. 380 с.
56. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. 4¬е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 412 с.
57. Рогов Е.И. Практикум школьного психолога / Е.И. Рогов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 435 с.
58. Родин В.Ф., Марьясис И.Б., Гончарова Е.М. Психолого-педагогическая помощь семье при деформации детско -родительских отношений // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1. 47-52 с.
59. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. М.: Когито-Центр, 2003. 230 с.
60. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие / И.В. Дубровина [и др.]; под редакцией И.В. Дубровиной. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 206 с.
61. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е.Сапогова. М., 2001. 279 с.
62. Сафонова М.В., Ковалевский В.А., Бочарова Ю.Ю., Новопашина Л.А.Современное родительство: психосемантический анализ //ВестникКрасноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. 2019. № 3 (49). 129-140 с.
63. Ситникова Л.Р., Антоновская К.А. Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20580.
64. Склярова Т.В. Общая, возрастная и педагогическая психология: монография / Т.В. Склярова, Н.В. Носкова; под общей редакцией Т.В. Скляровой. М.: Издательство Юрайт, 2021. 235 с.
65. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: монография / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 384 с.
66. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. 2¬е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 227 с.
67. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: монография /
Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. М.: Общество с ограниченной
ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. 406 с.
68. Тюменева Ю.А. Нормативная регуляция подростками социальных отношений // Вопросы психологии. 2006. №1. 23-32 с.
69. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого - педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Мир психологии. 2010. №2. С. 206-216.
70. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности [Текст]: Избранные труды: В 2 т. / Д.И.Фельдштейн. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. Т.1 568с.
71. Филатова А.Ф. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика: монография. / А.Ф.Филатова. Омск: ООО ИПЦ «Сфера», 2009. 484 с.
72. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). 704-707 с.
73. Харитонова Т.И. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 1. 19-24 с.
74. Хилько М.Е. Возрастная психология: монография / М.Е. Хилько, М. С. Ткачева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 201 с.
75. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: монография / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Базаева; под редакцией О.В. Хухлаевой. М.: ИздательствоЮрайт, 2020. 367 с.
76. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 160 с.
77. Шаад И.Н. Психологические характеристики подросткового
возраста как основа для консультирования в диаде «подросток — родитель» // Просвещение и познание. 2022. №2 (9). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskie-harakteristiki-podrostkovogo- vozrasta-kak-osnova-dlya-konsultirovaniya-v-diade-podrostok-roditel.
78. Шаад И.Н. Методы изучения психологических особенностей отношений в диаде «родитель - подросток» // Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край.
79. Шаад И.Н. Инновационные технологии как основа современного
школьного образования // Вестник науки и образования. 2020. №22-3 (100). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZinnovatsionnye-tehnologii-kak-osnova-
sovremennogo-shkolnogo-obrazovaniya.
80. Шадрина Ю.Е. Возрастная психология / Ю.Е. Шадрина. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. 159 с.
81. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 457 с.
82. Шейнов В.П. Управление конфликтами. / В.П. Шейнов. СПб.: Питер, 2014. 770 c.
83. Шульга Т.И. Возрастная психология/ Т.И.Шульга, К.И.Дьяченко. М., 2005. 479 с.
84. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи: монография / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2000. 656 с.
85. Эйнсворт М.Д. Развитие детско-материнских отношений. // Детск. Отнош. 2006. т. 11. 67 - 104 с.
86. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. М., 2009. 817 с.
87. Stey P.C., Hill P.L., Lapsley D. Factor structure and psychometric properties of a brief measure of dysfunctional individuation. Assessment, 2019 Vol. 21, no. 4, pp. 452—462.
88. Tanis M., van der Louw M., Buijzen M. From empty nest to Social Networking Site: What happens in cyberspace when children are launched from the parental home? Computers in Human Behavior, 2020 Vol. 68, pp. 56—63.
89. Tinajero A.T. Effective parental parenting among Hispanics: a
quantitative analysis of parenting styles: [Elektronnyiresurs]. Dissertation. Ann Arbor: Capella University, 2020 94 p. Available at:
http:// search.proquest.com/docview/1711754340.
90. Zupancic M., Komidar L., Levpuscek M.P. Individuation in Slovene emerging adults: Its associations with demographics, transitional markers, achieved criteria for adulthood, and life satisfaction. Journal of Adolescence, 2019 Vol. 37, pp. 1421-1433.