Реферат 3
Abstract 5
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА 11
СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
1.1 Сущность понятия возрастных кризисов 11
1.2 Психологические особенности кризиса середины жизни 26
1.3 Особенности психологического консультирования женщин 42
Выводы по главе I 48
II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕНЩИН
ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 50
2.1 Организация и методы исследования 50
2.2 Анализ результатов исследования 54
2.3 Рекомендации к консультированию женщин, переживающих
кризис среднего возраста по результатам исследования 62
2.4. Проверка эффективности программы консультирования 85
Выводы по главе II 91
Заключение 93
Список использованной литературы 96
Актуальность. Середина жизни является кризисным в жизни каждого человека, так как в этот период человек пытается полностью осмыслить и переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. Каким будет переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию - будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека, и, конечно же, от психологической поддержки и психологической помощи, которую будут оказывать ему психологи-консультанты.
Возрастные кризисы, по мнению психологов, - необходимый этап развития каждого человека. И то, как они проходят и разрешаются, во многом определяет последующие этапы жизни.
В психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития личности. В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет, и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие - недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализовывает идеалы. При этом может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что- то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе. Так осуществляется процесс развития. Одним из важнейших кризисов периода взрослости является кризис середины жизни или кризис 40-летия. В этот период происходит изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным, или напротив, отталкивающим.
Проявления кризиса середины жизни разнообразны, и, как правило, заметны окружающим. Это психологический дискомфорт - беспокойство, неудовлетворенность, депрессия, раздражительность. Это могут быть изменения состояния здоровья и соматические заболевания. Данный период занимает особое место в структуре жизненного пути человека, так как именно в это время происходит переосмысление и переоценка жизни (Д. Левинсон, Г. Крайг, Г. Шихи,), изменяется система отношений и образ-Я (B.C.Братусь, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), появляется новое чувство времени (Г.С. Абрамова, B.C. Братусь), происходят серьезные изменения в семейной, социальной и профессиональной сферах (Г.С. Абрамова, Г. Крайг) Понимание психологического кризиса, в том числе и кризиса середины жизни, как органичной части процесса становления личности отчетливо прослеживается в работах выдающихся психиатров и психотерапевтов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления: К. Ясперса, Р Ассаджиоли, К.Г. Юнга, В. Франкла, А. Маслоу, Э. Эриксона и др.
Цель исследования: разработать программу для психологического консультирования женщин в период кризиса середины жизни.
Объект исследования: женщины в период кризиса середины жизни.
Предмет исследования: особенности психологического консультирования женщин в период кризиса середины жизни.
Гипотеза исследования:
Мы полагаем, что кризис середины жизни проявляется в повышенной тревожности, рассогласованности жизненных ценностей, снижении осмысленности жизни, рассогласованности самоотношения.
Мы предполагаем, что психологическое консультирование женщин, находящихся в кризисном периоде, будет эффективным, если будут учтены следующие условия:
1. модель консультирования строится на нескольких теоретических концепциях преодоления возрастного кризиса;
2. используются различные методы и техники, сочетающие различные направления в психотерапии.
3. проводится работа с Я-концепцией, возрастными новообразованиями, поведенческими и когнитивными стратегиями, бессознательным.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие возрастного кризиса;
2) рассмотреть особенности кризиса середины жизни;
3) изучить особенности консультации женщин в период кризиса;
3) провести эмпирическое исследование особенностей осмысленности жизни, ценностей и самоотношения у женщин 30-35 лет, выявить признаки кризиса;
5) разработать и апробировать программу по психологическому консультированию женщин среднего возраста, переживающих кризис.
Основным содержанием кризиса середины жизни женщины является переживание профессионального кризиса. Уровень выраженности и качественные особенности кризиса середины жизни зависят от состояния профессиональной самореализации личности в этот период.
Методологической и теоретической основой работы являются ведущие принципы психологии: системного подхода к изучению личности; развития личности в деятельности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.); положение о личности как активном субъекте деятельности и отношения с миром (К.А. Абульханова- Славская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков); гуманистические теории самореализации и самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др).
Обработка собранных данных проводилась методами описательной статистики. Были обобщены первичные результаты; данные сгруппированы по их значениям; применен метод расчета достоверности показателей.
Этапы исследования
1) осуществлен теоретический анализ проблемы переживаемого личностью кризиса середины жизни в соотнесении с проблемой ее самоактуализации в данный период.
2) разработана и осуществлена программа эмпирического исследования.
3) проведена обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.
4) Разработаны рекомендации для психологов консультантов.
Выборка и база исследования: 60 женщин в возрасте 30-35 лет.
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, биографический метод, методы качественной и количественной обработки, методы математической статистики, моделирование.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Кризис - это психологическое состояние, характеризующееся негативной оценкой сложившейся ситуации в жизни: объектом могут выступать эмоционально-волевые качества личности, достигнутые профессиональные позиции, имеющийся семейный статус. Может быть, как комплексная негативная оценка жизненной ситуации, так и непринятие как- либо отдельных аспектов своей жизни.
Возрастной кризис является нормативным кризисом и характеризует переход с одной жизненной стадии на другую. Конструктивное разрешение возрастного кризиса обеспечивает формирование возрастных новообразований и дальнейшее развитие личности.
У взрослых людей большинство исследователей8 выделяют три основных кризиса: кризис молодости (или кризис 30 лет), кризис середины жизни и кризис старости. Мы остановили свое внимание на кризисе 30 лет, как кризисе, связанном с вступлением человека в активную профессиональную и личную жизнь, осмыслением своего места в профессиональной и общественной деятельности, приоритетно влияющем на принятие решений о продолжении или смене профессиональной деятельности, личных выборов. Наиболее полно кризис 30 лет описан в исследованиях зарубежных авторов. Здесь раскрыто его психологическое содержание.
К концу периода молодости (приблизительно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, о деятельности, о положении, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами не удовлетворяют его. Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости что-то предпринять и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень.
Исследователи указывают, что «кризис тридцати» - условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее. Период 30 лет связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего «Я», которые ранее игнорировались.
Психологическое консультирование как способ преодоления кризиса середины жизни имеет свои особенности, в том числе и гендерные. При консультировании женщин необходимо обращать внимание на то, что они переживают возрастной кризис иначе, нежели мужчины, на первый план могут выходить такие переживания как нереализованность в семейной сфере, утрата семьи, проблемы в отношениях с противоположным полом, страх старости и физических изменений. Задача психолога-консультанта - оптимально помочь справиться с негативными переживаниями и выбрать стратегию дальнейшей жизненной ориентации на новом этапе.
Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей тревожности, согласованности ценностей-достижений и самоотношения у женщин 30-35 лет. Было выявлено, что для группы испытуемых женщин характерен средний уровень личностной и ситуативной тревожности, высокий уровень рассогласованности значимости и достижимости в наиболее важных жизненных сферах, таких как семья, отношения, материальный достаток, свобода, что указывает на неудовлетворенность жизнью в целом. Часть респондентов испытывают потерю жизненных ориентиров, снижение интереса к жизни, чувство неуверенности, это проявляется и в самоотношении женщин - выявлено, что некоторые из них испытывают внутриличностный кризис, выражающийся в самообвинении, неприятии себя, низкой самооценке.
В реализации программы консультирования нами было отобрано 17 женщин, у которых наиболее остро проявились признаки личностного кризиса по результатам трех методик: это женщины с высоким уровнемличностной тревожности, испытывающие рассогласованность между ценностями и достижения в основных жизненных сферах, а так же с высокими показателями самообвинения, низкими показателями аутосимпатии, самооценки.
Цикл консультирования состоял из 7 этапов, на каждом из которых консультирование проводилось в соответствии с выбранной теоретической концепцией: первый этап - концепция кризиса Л.С. Выготского, второй - концепция К.Н Поливановой, третий - концепция А.Н. Леонтьева, четвертый - теория Э. Эриксона, пятый - Г. Крайга, шестой - Д. Левинсона и последний этап - юнгинианский психоанализ.
Для того, чтобы проверить гипотезу, на контрольном этапе под влияние психологического консультирования произошли изменения уровня тревожности, рассогласованности ценностно-смысловой сферы, а также изменилось самоотношение, нами был использован критерий Вилкоксона для связных выборок, а также была проведена повторная диагностика.
В экспериментальной группе достоверно изменились следующие показатели: реактивная и личностная тревожность, рассогласованность ценностей в сферах «красота», «любовь», «дружба», «уверенность в себе», «познание», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество»; цели в жизни, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, локус контроля, управляемость жизни, общий уровень СЖО; глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес.
Таким образом, реализованная интегративная 7-этапная модель консультирования, примененная в группе женщин, остро испытывающих кризис середины жизни, дала положительные результаты, что подтверждено статистически. У женщин снизился показатель тревожности, снизилась рассогласованность в важнейших жизненных сферах, были намечены новые жизненные цели, произошли положительные изменения в самоотношении.
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.:Сотис, 2001.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Адлер А. Наука жить. / Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. / Под ред. А.А. Реана. СПб: Питер, 2000. С. 52-65.
4. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972.-32 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
6. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. / Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Под ред. Л.В. Куликова. СПб: Питер, 2001. С. 48-54.
7. Андреев А. Игра и игрецы: Мифы и магия индоевропейцев. - М., 1997. - Вып. 2.-С. 96-135.
8. Анциферова Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психол. журн. № 3 (2001).
9. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. - № 4. - С. 61-73.
10. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 367 с.
11. Асмолов А.Г. Психология личности:
Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.-416 с.
12. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Синапс, 1994, № 4, с. 35-42
13. БернсР. Что такое Я-концепция. / Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - с. 30-66.
14. Брутман В.И. и др. «Раннее социальное сиротство (медико- социально-психологические проблемы). Учебно-методическое пособие. М., 1994
15. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. // Психологический журнал, 2000. № 2. C. 79-99
16. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия
как психотехническая система: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 2007. 14 с.
17. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. 200 с.
18. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998
19. Виткин Д. Женщина и стресс. СПб.: Питер Пресс, 1995. - 320 с.
20. Возрастная и педагогическая психология: Тесты/ Сост. и коммент. Шуаре М.О.-М., 1992.-272 с.
21. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабано-ва и др. - 2002. - 416 с.
22. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет): Сб. науч. Трудов / Акадпед.наук СССР, Науч.-исслед. инт общего образования взрослых. М., 1984. - 88 с.
23. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Собр. соч., т. 1.-М., 1982
24. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т / Л.С. Выготский. - М., 1984. -Т. 4.
25. Гаврилица O.A. Чувство вины у работающей женщины// Вопросы психологии. 1998. - № 4. - С. 65-70.
26. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
27. Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого¬социальный институт, 2003, 112 с.
28. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. - 208 с.
29. Групповая психотерапия/ Под ред. Б.Д.Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. 384 с.
30. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Пермь, 2005. 23 с.
31. Джемс У Психология. / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика. 1991. 368 с.
32. Духовный кризис: Когда преображение личности становится кризисом / Под ред. С. Гроф, К. Гроф. - М., 2000.
33. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.
34. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.
35. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // «Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2002 С.54-60
36. К.Г. Юнг. Проблемы души нашего времени.
37. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Изд-во Наука, 1983. - 368 с.
38. Козлов В.В. Кризис как предмет психологической работы. / Седьмая волна психологии. Вып.1. / Сб. под ред. Козлова В.В., Качаповой Н.А.- Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2006. С. 5-14.
39. Козлов В.В. Личностный кризис структурные и тендерные особенности. WWW document. URL http:// www.mapn.info/ - сайт Международной академии психологических наук.
40. Колошпна Т.Ю. Арт-терапия кризисных состояний. // Московский психотерапевтический журнал. 2005, № 4. С. 154-169.
41. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
42. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования. / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2001. -С. 269-279.
43. Кочюнас Р Основы психологического консультирования. М., 1999.
44. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - С. 747.
45. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000.
46. Кузнецов И.Ю., Кузнецова С.А. Самоопределение личности на жизненном пути. Магадан: Кордис, 2003. 216 с.
47. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференциии«Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26-28 мая 1999г., СПб-
48. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. - СПб.: Ювента, 1999.
49. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: «Омега-Л», 2003. - С. 38.
50. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т /
А.Н. Леонтьев. - М , 1983.
51. Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. № А (1998).
52. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ найти согласие с жизнью. // Московский психотерапевтический журнал. 2001, №1 (28). - С. 5-23.
53. Малкина-Пых, И. Г. Психология возрастных кризисов / И.Г. Малкина-Пых. - М., 2005. - 416 с.
54. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 182-186.
55. Менегетти А. Психология жизни. - СПб., 1992.
56. Минченко Т.П. Возрастные кризисы: феноменология и пути разрешения// Межвузовская научно-теоретическая конференция преподавателей. - Петропавловск-Камчатский, 1990. с. 38 - 42.
57. Минченко Т.П. Проблема целостности личности в условиях кризиса: Дис. канд. филос. наук/ Том.гос. ун-т. Томск, 1994. - 151 л.
58. Мир Г. Опыт преодоления кризисов жизни: Духовное
самопрограммирование. М.: РОСАД. - 1996. - 240 с.
59. Мохов В.А. Статистическая обработка результатов психологических исследовании. М.: ВГНА, 2004.-96 с.
60. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 456 с.
61. Мэй Р Искусство психологического консультирования. - М., 1994.
62. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.
63. Ниемеля Э. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека// Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. - С. 133 - 139.
64. Пантелеев С.Р Методика исследования самоотношения. М.: Смысл,
1993. 32 с.
65. Пек М. С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. - М., 1996.
66. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Минск: Вышэйшая школа, 2004,239 с.
67. Петровский А.В.(ред.) Введение в психологию. М., 1996.
68. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2001. -496 с.
69. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога. // Психологическая наука и образование. 1997, № 2. С. 57-61.
70. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопросы психологии. 1994, №1. С.61-69.
71. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. / Вопросы психологии. 1996, №1. С. 20-33.
72. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.
73. Понятие судьбы в контексте разных культур. - М., 1994.
74. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/ Под ред.
В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1978. - 237 с.
75. Проблемы психологии личности. - М., 1982.
76. Психология среднего возраста, старения, смерти / под ред А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - С. 276-277.
77. Психология судьбы: Сборник. - Екатеринбург, 1994.
78. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыфе-ровой. - М., 1981.
79. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. - М., 1997.
80. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,
1994. 480 с.
81. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд- во Ленингр. ун-та, 1990. - 252 с.
82. Собчик Л.Н. «Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования»).
83. Солодников В. В. Кризис среднего возраста: теоретическая интерпретация переживаемого опыта / Солодников В. В., Солодникова И. В. // Мониторинг общественного мнения, 2009 - № 4 (92).
84. Стайн М. В середине жизни. Юнгианский подход / М.Стайн. - М.: «Когито-Центр», 2009 - 160 с.
85. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
86. Тополянский В. Д., Стпруковская М. В. Психосоматические расстройства. - М., 1986.
87. Франкл В. Психотерапия на практике. - СПб., 1999.
88. ХеллД. Ландшафт депрессии. - М., 1999.
89. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - № 2. - С. 61-90.
90. Шаров А.С. Рефлексивная природа жизненного кризиса. / Гуманитарные исследования: ежегодник. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 9. Омск: ОмГПУ, 2004. С. 52-60.
91. Шихи Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста. СПб: Ювента, 1999. - 436 с.
92. ЭллисА. Когнитивный компонент депрессии, которым несправедливо пренебрегают//Московский психотерапевтический журнал. - 1994. -№ 1.-
С.7-47.
93. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. - М., 1996. - 218 с.
94. Юнг К. Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. - СПб.:Питер, 2016 - 336 с.
95. Ют К. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.
96. Baltes P.B. Life-span developmental psychology / Baltes P.B., Reese H.W., Lipsitt L.P. // Annual Review of Psychology, - 2008, - No 1 - P 65-110.
97. Bee H. L. The journey of adulthood / H. L.Bee. - N.Y.: Macmillan Publ. Co., 1987 - 670 p.
98. Bee H. L. The journey of adulthood. - N.Y.: Macmillan Publ. Co., 1987. - 670 p.
99. Levinson D.J. The seasons of a man’s life. - N.Y.: Ballantine Books, 1979. - 363 p.;
100. Perun P, Bielby D. Structure and dynamics of the individual life course // in K. Back (ed.), Lifecourse: Integrative Theories and Exemplary Populations. - Boulder, CO: Westview Press 1980.