Психологическое консультирование как средство адаптации в период кризиса среднего возраста женщин 30-35 лет
|
Реферат 3
Abstract 5
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА 11
СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
1.1 Сущность понятия возрастных кризисов 11
1.2 Психологические особенности кризиса середины жизни 26
1.3 Особенности психологического консультирования женщин 42
Выводы по главе I 48
II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕНЩИН
ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 50
2.1 Организация и методы исследования 50
2.2 Анализ результатов исследования 54
2.3 Рекомендации к консультированию женщин, переживающих
кризис среднего возраста по результатам исследования 62
2.4. Проверка эффективности программы консультирования 85
Выводы по главе II 91
Заключение 93
Список использованной литературы 96
Abstract 5
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА 11
СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
1.1 Сущность понятия возрастных кризисов 11
1.2 Психологические особенности кризиса середины жизни 26
1.3 Особенности психологического консультирования женщин 42
Выводы по главе I 48
II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕНЩИН
ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 50
2.1 Организация и методы исследования 50
2.2 Анализ результатов исследования 54
2.3 Рекомендации к консультированию женщин, переживающих
кризис среднего возраста по результатам исследования 62
2.4. Проверка эффективности программы консультирования 85
Выводы по главе II 91
Заключение 93
Список использованной литературы 96
Актуальность. Середина жизни является кризисным в жизни каждого человека, так как в этот период человек пытается полностью осмыслить и переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. Каким будет переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию - будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека, и, конечно же, от психологической поддержки и психологической помощи, которую будут оказывать ему психологи-консультанты.
Возрастные кризисы, по мнению психологов, - необходимый этап развития каждого человека. И то, как они проходят и разрешаются, во многом определяет последующие этапы жизни.
В психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития личности. В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет, и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие - недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализовывает идеалы. При этом может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что- то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе. Так осуществляется процесс развития. Одним из важнейших кризисов периода взрослости является кризис середины жизни или кризис 40-летия. В этот период происходит изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным, или напротив, отталкивающим.
Проявления кризиса середины жизни разнообразны, и, как правило, заметны окружающим. Это психологический дискомфорт - беспокойство, неудовлетворенность, депрессия, раздражительность. Это могут быть изменения состояния здоровья и соматические заболевания. Данный период занимает особое место в структуре жизненного пути человека, так как именно в это время происходит переосмысление и переоценка жизни (Д. Левинсон, Г. Крайг, Г. Шихи,), изменяется система отношений и образ-Я (B.C.Братусь, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), появляется новое чувство времени (Г.С. Абрамова, B.C. Братусь), происходят серьезные изменения в семейной, социальной и профессиональной сферах (Г.С. Абрамова, Г. Крайг) Понимание психологического кризиса, в том числе и кризиса середины жизни, как органичной части процесса становления личности отчетливо прослеживается в работах выдающихся психиатров и психотерапевтов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления: К. Ясперса, Р Ассаджиоли, К.Г. Юнга, В. Франкла, А. Маслоу, Э. Эриксона и др.
Цель исследования: разработать программу для психологического консультирования женщин в период кризиса середины жизни.
Объект исследования: женщины в период кризиса середины жизни.
Предмет исследования: особенности психологического консультирования женщин в период кризиса середины жизни.
Гипотеза исследования:
Мы полагаем, что кризис середины жизни проявляется в повышенной тревожности, рассогласованности жизненных ценностей, снижении осмысленности жизни, рассогласованности самоотношения.
Мы предполагаем, что психологическое консультирование женщин, находящихся в кризисном периоде, будет эффективным, если будут учтены следующие условия:
1. модель консультирования строится на нескольких теоретических концепциях преодоления возрастного кризиса;
2. используются различные методы и техники, сочетающие различные направления в психотерапии.
3. проводится работа с Я-концепцией, возрастными новообразованиями, поведенческими и когнитивными стратегиями, бессознательным.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие возрастного кризиса;
2) рассмотреть особенности кризиса середины жизни;
3) изучить особенности консультации женщин в период кризиса;
3) провести эмпирическое исследование особенностей осмысленности жизни, ценностей и самоотношения у женщин 30-35 лет, выявить признаки кризиса;
5) разработать и апробировать программу по психологическому консультированию женщин среднего возраста, переживающих кризис.
Основным содержанием кризиса середины жизни женщины является переживание профессионального кризиса. Уровень выраженности и качественные особенности кризиса середины жизни зависят от состояния профессиональной самореализации личности в этот период.
Методологической и теоретической основой работы являются ведущие принципы психологии: системного подхода к изучению личности; развития личности в деятельности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.); положение о личности как активном субъекте деятельности и отношения с миром (К.А. Абульханова- Славская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков); гуманистические теории самореализации и самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др).
Обработка собранных данных проводилась методами описательной статистики. Были обобщены первичные результаты; данные сгруппированы по их значениям; применен метод расчета достоверности показателей.
Этапы исследования
1) осуществлен теоретический анализ проблемы переживаемого личностью кризиса середины жизни в соотнесении с проблемой ее самоактуализации в данный период.
2) разработана и осуществлена программа эмпирического исследования.
3) проведена обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.
4) Разработаны рекомендации для психологов консультантов.
Выборка и база исследования: 60 женщин в возрасте 30-35 лет.
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, биографический метод, методы качественной и количественной обработки, методы математической статистики, моделирование.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Возрастные кризисы, по мнению психологов, - необходимый этап развития каждого человека. И то, как они проходят и разрешаются, во многом определяет последующие этапы жизни.
В психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития личности. В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет, и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие - недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализовывает идеалы. При этом может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что- то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе. Так осуществляется процесс развития. Одним из важнейших кризисов периода взрослости является кризис середины жизни или кризис 40-летия. В этот период происходит изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным, или напротив, отталкивающим.
Проявления кризиса середины жизни разнообразны, и, как правило, заметны окружающим. Это психологический дискомфорт - беспокойство, неудовлетворенность, депрессия, раздражительность. Это могут быть изменения состояния здоровья и соматические заболевания. Данный период занимает особое место в структуре жизненного пути человека, так как именно в это время происходит переосмысление и переоценка жизни (Д. Левинсон, Г. Крайг, Г. Шихи,), изменяется система отношений и образ-Я (B.C.Братусь, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), появляется новое чувство времени (Г.С. Абрамова, B.C. Братусь), происходят серьезные изменения в семейной, социальной и профессиональной сферах (Г.С. Абрамова, Г. Крайг) Понимание психологического кризиса, в том числе и кризиса середины жизни, как органичной части процесса становления личности отчетливо прослеживается в работах выдающихся психиатров и психотерапевтов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления: К. Ясперса, Р Ассаджиоли, К.Г. Юнга, В. Франкла, А. Маслоу, Э. Эриксона и др.
Цель исследования: разработать программу для психологического консультирования женщин в период кризиса середины жизни.
Объект исследования: женщины в период кризиса середины жизни.
Предмет исследования: особенности психологического консультирования женщин в период кризиса середины жизни.
Гипотеза исследования:
Мы полагаем, что кризис середины жизни проявляется в повышенной тревожности, рассогласованности жизненных ценностей, снижении осмысленности жизни, рассогласованности самоотношения.
Мы предполагаем, что психологическое консультирование женщин, находящихся в кризисном периоде, будет эффективным, если будут учтены следующие условия:
1. модель консультирования строится на нескольких теоретических концепциях преодоления возрастного кризиса;
2. используются различные методы и техники, сочетающие различные направления в психотерапии.
3. проводится работа с Я-концепцией, возрастными новообразованиями, поведенческими и когнитивными стратегиями, бессознательным.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие возрастного кризиса;
2) рассмотреть особенности кризиса середины жизни;
3) изучить особенности консультации женщин в период кризиса;
3) провести эмпирическое исследование особенностей осмысленности жизни, ценностей и самоотношения у женщин 30-35 лет, выявить признаки кризиса;
5) разработать и апробировать программу по психологическому консультированию женщин среднего возраста, переживающих кризис.
Основным содержанием кризиса середины жизни женщины является переживание профессионального кризиса. Уровень выраженности и качественные особенности кризиса середины жизни зависят от состояния профессиональной самореализации личности в этот период.
Методологической и теоретической основой работы являются ведущие принципы психологии: системного подхода к изучению личности; развития личности в деятельности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.); положение о личности как активном субъекте деятельности и отношения с миром (К.А. Абульханова- Славская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков); гуманистические теории самореализации и самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др).
Обработка собранных данных проводилась методами описательной статистики. Были обобщены первичные результаты; данные сгруппированы по их значениям; применен метод расчета достоверности показателей.
Этапы исследования
1) осуществлен теоретический анализ проблемы переживаемого личностью кризиса середины жизни в соотнесении с проблемой ее самоактуализации в данный период.
2) разработана и осуществлена программа эмпирического исследования.
3) проведена обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.
4) Разработаны рекомендации для психологов консультантов.
Выборка и база исследования: 60 женщин в возрасте 30-35 лет.
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, биографический метод, методы качественной и количественной обработки, методы математической статистики, моделирование.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Кризис - это психологическое состояние, характеризующееся негативной оценкой сложившейся ситуации в жизни: объектом могут выступать эмоционально-волевые качества личности, достигнутые профессиональные позиции, имеющийся семейный статус. Может быть, как комплексная негативная оценка жизненной ситуации, так и непринятие как- либо отдельных аспектов своей жизни.
Возрастной кризис является нормативным кризисом и характеризует переход с одной жизненной стадии на другую. Конструктивное разрешение возрастного кризиса обеспечивает формирование возрастных новообразований и дальнейшее развитие личности.
У взрослых людей большинство исследователей8 выделяют три основных кризиса: кризис молодости (или кризис 30 лет), кризис середины жизни и кризис старости. Мы остановили свое внимание на кризисе 30 лет, как кризисе, связанном с вступлением человека в активную профессиональную и личную жизнь, осмыслением своего места в профессиональной и общественной деятельности, приоритетно влияющем на принятие решений о продолжении или смене профессиональной деятельности, личных выборов. Наиболее полно кризис 30 лет описан в исследованиях зарубежных авторов. Здесь раскрыто его психологическое содержание.
К концу периода молодости (приблизительно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, о деятельности, о положении, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами не удовлетворяют его. Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости что-то предпринять и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень.
Исследователи указывают, что «кризис тридцати» - условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее. Период 30 лет связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего «Я», которые ранее игнорировались.
Психологическое консультирование как способ преодоления кризиса середины жизни имеет свои особенности, в том числе и гендерные. При консультировании женщин необходимо обращать внимание на то, что они переживают возрастной кризис иначе, нежели мужчины, на первый план могут выходить такие переживания как нереализованность в семейной сфере, утрата семьи, проблемы в отношениях с противоположным полом, страх старости и физических изменений. Задача психолога-консультанта - оптимально помочь справиться с негативными переживаниями и выбрать стратегию дальнейшей жизненной ориентации на новом этапе.
Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей тревожности, согласованности ценностей-достижений и самоотношения у женщин 30-35 лет. Было выявлено, что для группы испытуемых женщин характерен средний уровень личностной и ситуативной тревожности, высокий уровень рассогласованности значимости и достижимости в наиболее важных жизненных сферах, таких как семья, отношения, материальный достаток, свобода, что указывает на неудовлетворенность жизнью в целом. Часть респондентов испытывают потерю жизненных ориентиров, снижение интереса к жизни, чувство неуверенности, это проявляется и в самоотношении женщин - выявлено, что некоторые из них испытывают внутриличностный кризис, выражающийся в самообвинении, неприятии себя, низкой самооценке.
В реализации программы консультирования нами было отобрано 17 женщин, у которых наиболее остро проявились признаки личностного кризиса по результатам трех методик: это женщины с высоким уровнемличностной тревожности, испытывающие рассогласованность между ценностями и достижения в основных жизненных сферах, а так же с высокими показателями самообвинения, низкими показателями аутосимпатии, самооценки.
Цикл консультирования состоял из 7 этапов, на каждом из которых консультирование проводилось в соответствии с выбранной теоретической концепцией: первый этап - концепция кризиса Л.С. Выготского, второй - концепция К.Н Поливановой, третий - концепция А.Н. Леонтьева, четвертый - теория Э. Эриксона, пятый - Г. Крайга, шестой - Д. Левинсона и последний этап - юнгинианский психоанализ.
Для того, чтобы проверить гипотезу, на контрольном этапе под влияние психологического консультирования произошли изменения уровня тревожности, рассогласованности ценностно-смысловой сферы, а также изменилось самоотношение, нами был использован критерий Вилкоксона для связных выборок, а также была проведена повторная диагностика.
В экспериментальной группе достоверно изменились следующие показатели: реактивная и личностная тревожность, рассогласованность ценностей в сферах «красота», «любовь», «дружба», «уверенность в себе», «познание», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество»; цели в жизни, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, локус контроля, управляемость жизни, общий уровень СЖО; глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес.
Таким образом, реализованная интегративная 7-этапная модель консультирования, примененная в группе женщин, остро испытывающих кризис середины жизни, дала положительные результаты, что подтверждено статистически. У женщин снизился показатель тревожности, снизилась рассогласованность в важнейших жизненных сферах, были намечены новые жизненные цели, произошли положительные изменения в самоотношении.
Возрастной кризис является нормативным кризисом и характеризует переход с одной жизненной стадии на другую. Конструктивное разрешение возрастного кризиса обеспечивает формирование возрастных новообразований и дальнейшее развитие личности.
У взрослых людей большинство исследователей8 выделяют три основных кризиса: кризис молодости (или кризис 30 лет), кризис середины жизни и кризис старости. Мы остановили свое внимание на кризисе 30 лет, как кризисе, связанном с вступлением человека в активную профессиональную и личную жизнь, осмыслением своего места в профессиональной и общественной деятельности, приоритетно влияющем на принятие решений о продолжении или смене профессиональной деятельности, личных выборов. Наиболее полно кризис 30 лет описан в исследованиях зарубежных авторов. Здесь раскрыто его психологическое содержание.
К концу периода молодости (приблизительно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, о деятельности, о положении, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами не удовлетворяют его. Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости что-то предпринять и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень.
Исследователи указывают, что «кризис тридцати» - условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее. Период 30 лет связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего «Я», которые ранее игнорировались.
Психологическое консультирование как способ преодоления кризиса середины жизни имеет свои особенности, в том числе и гендерные. При консультировании женщин необходимо обращать внимание на то, что они переживают возрастной кризис иначе, нежели мужчины, на первый план могут выходить такие переживания как нереализованность в семейной сфере, утрата семьи, проблемы в отношениях с противоположным полом, страх старости и физических изменений. Задача психолога-консультанта - оптимально помочь справиться с негативными переживаниями и выбрать стратегию дальнейшей жизненной ориентации на новом этапе.
Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей тревожности, согласованности ценностей-достижений и самоотношения у женщин 30-35 лет. Было выявлено, что для группы испытуемых женщин характерен средний уровень личностной и ситуативной тревожности, высокий уровень рассогласованности значимости и достижимости в наиболее важных жизненных сферах, таких как семья, отношения, материальный достаток, свобода, что указывает на неудовлетворенность жизнью в целом. Часть респондентов испытывают потерю жизненных ориентиров, снижение интереса к жизни, чувство неуверенности, это проявляется и в самоотношении женщин - выявлено, что некоторые из них испытывают внутриличностный кризис, выражающийся в самообвинении, неприятии себя, низкой самооценке.
В реализации программы консультирования нами было отобрано 17 женщин, у которых наиболее остро проявились признаки личностного кризиса по результатам трех методик: это женщины с высоким уровнемличностной тревожности, испытывающие рассогласованность между ценностями и достижения в основных жизненных сферах, а так же с высокими показателями самообвинения, низкими показателями аутосимпатии, самооценки.
Цикл консультирования состоял из 7 этапов, на каждом из которых консультирование проводилось в соответствии с выбранной теоретической концепцией: первый этап - концепция кризиса Л.С. Выготского, второй - концепция К.Н Поливановой, третий - концепция А.Н. Леонтьева, четвертый - теория Э. Эриксона, пятый - Г. Крайга, шестой - Д. Левинсона и последний этап - юнгинианский психоанализ.
Для того, чтобы проверить гипотезу, на контрольном этапе под влияние психологического консультирования произошли изменения уровня тревожности, рассогласованности ценностно-смысловой сферы, а также изменилось самоотношение, нами был использован критерий Вилкоксона для связных выборок, а также была проведена повторная диагностика.
В экспериментальной группе достоверно изменились следующие показатели: реактивная и личностная тревожность, рассогласованность ценностей в сферах «красота», «любовь», «дружба», «уверенность в себе», «познание», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество»; цели в жизни, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, локус контроля, управляемость жизни, общий уровень СЖО; глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес.
Таким образом, реализованная интегративная 7-этапная модель консультирования, примененная в группе женщин, остро испытывающих кризис середины жизни, дала положительные результаты, что подтверждено статистически. У женщин снизился показатель тревожности, снизилась рассогласованность в важнейших жизненных сферах, были намечены новые жизненные цели, произошли положительные изменения в самоотношении.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2023 - Индивидуальное консультирование как средство повышения психологического благополучия людей в период ранней взрослости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2021 - Индивидуальное консультирование как способ психологической помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - «Жизненные перспективы спортсмена в период кризиса спортивной карьеры»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Групповое психологическое консультирование с элементами сказкотерапии как средство развития смысложизненной сферы у студентов первокурсников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа развития самооценки женщин зрелого возраста в процессе фототерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщины к состоянию беременности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОСТИ ЖЕНЩИН К
СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Особенности переживания одиночества в пожилом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022



