Введение 3
Глава I. Теоретический анализ категории осмысленности жизни
1.1. Понятие смысла жизни в психологии. Анализ онтологических
оснований смысла жизни 7
1.2. Роль осмысленности жизни в функционировании личности 12
1.3. Актуальные проблемы в изучении смысла жизни 22
1.4. Описание пятифакторной модели личности 33
Глава II. Изучение связи характеристик личности с показателями осмысленности жизни (по шкале экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер)
2.1. Описание процедуры и методов исследования 48
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 53
Выводы 71
Заключение 74
Список используемых источников 75
Приложение 79
Тема экзистенциальной исполненное™ - осмысленности жизни - имеет важнейшее значение для каждого человека, поскольку является интегральным показателем удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия. Осмысленность жизни влияет практически на все сферы нашей жизни, и сама формируется под влиянием степени продуктивности нашего функционирования в разных жизненных сферах. Этот интегральный показатель личности образуется под воздействием самых различных факторов, как внешних, так и внутренних. В нем отражаются убеждения, взгляды, ценностные ориентиры человека, уровень его личностной зрелости, общий уровень и проблемы развития.
В современной психологии, благодаря работам В. Франкла, прочно укоренилось представление о том, что осмысленная жизнь является залогом душевного равновесия благополучия, а отсутствие смысла жизни приводит к формированию такого типа заболевания, как ноогенный невроз. В этой связи изучение наличия или отсутствия смысла жизни проводились преимущественно с людьми с различными формами психопатологии - поведенческими девиациями и психическими заболеваниями. Анализ особенностей переживания смысла жизни здоровыми людьми отошел в такого рода исследованиях на второй план.
На наш взгляд, остается актуальной проблема изучения связи осмысленности жизни с различными позитивными аспектами функционирования личности, такими как ответственность, обязательность и настойчивость в деятельности; самодостаточность и уверенность в своих силах; интерес к различным сторонам жизни, способность к экспрессивности и эмоциональному выражению, самопринятие, способность устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремление к самоактуализации и т.д...
Осмысленность жизни или экзистенциальная исполненность - понятие, которое появилось в психологии, благодаря работам В. Франкла по описанию качества жизни человека.
Показатель экзистенциальной исполненности отражает, много ли осмысленного в жизни человека, живет ли он с внутренним согласием, соответствуют ли его сущности принимаемые им решения и совершаемые поступки. Это понятие отображает субъективную оценку человеком своей жизни.
Экзистенциальная психология исходит из того, что человек находится в тесных и осмысленных отношениях с миром, его жизнь наполнена смыслом и характеризуется свободой и ответственностью. Осмысленность жизни является интегральным показателем удовлетворенности жизнью, ее принятия и осмысленности.
Проведенное нами исследование было посвящено изучению связи осмысленности жизни с различными позитивными аспектами функционирования личности. Недостаток исследований связи смысла жизни и позитивных аспектов функционирования личности обусловлен существованием большого числа подходов, выделяющих различные параметры такого функционирования.
На наш взгляд, изучение связи характеристик личности с показателями осмысленности жизни может способствовать углублению понимания человеком механизмов его психики, что позволит ему повысить уровень осмысленности своей жизни. Полученные диагностические данные по изучению связи характеристик личности с показателями осмысленности жизни могут стать основой для новых исследований в этом направлении, а также могут быть использованы в консультативной и коррекционной деятельности педагога-психолога.
1. Адлер А. Понять природу человека. 2007. - 214 с.
2. Аркаева Н.И. Модель формирования смысла жизни будущих педагоговпсихологов // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2010, №6. - С. 15-24.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 336 с.
4. Ассанович М.А., Крюк Н.В. Метод оценки личности с использованием опросников в рамках пятифакторной модели в клинической практике: инструкция по применению / М.А. Ассанович, Н.В. Крюк - Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2013. - 15 с.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988. - 181 с.
6. Ведин И. Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. - Зинатне, 1987. - 76 с.
7. Голдберг Л.Р., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт Большая Пятерка факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. 1993. № 4 (14). - C. 32-39.
8. Дмитриева М.В. Мотивационные установки личности в ситуации потери работы: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 16 с.
9. Карпинский К. В. Феноменальный и функциональный подход в психологии смысла жизни //Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума // под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. - С. 35.
10. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - Мысль, 1984., Немировский В.Г. Смысл жизни: поиски и проблемы - Киев: Политиздат Украины. - 1990. - 65 с.
11. Кон И.С. Психология юношеского возраста: уч. пособие. - М.: Просвещение, 1987. - 90 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004. - 532 с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 1999. - 560 с.
14. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке: Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). - М., 2005. - 43 с.
15. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журн. 2000. № 1. Т. 21. - С. 15-25...52