ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНTНОСТИ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема конфликтной компетентности в психологии 6
1.2. Характеристика подросткового возраста 14
1.3. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения 22
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 32
2.1. Организация исследования и результаты констатирующего
эксперимента 32
2.2. Краткое описание программы психолого-педагогического сопровождения
конфликтной компетентности подростков 42
2.3. Результаты контрольного эксперимента 50
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема конфликтной компетентности в психологии 6
1.2. Характеристика подросткового возраста 14
1.3. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения 22
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 32
2.1. Организация исследования и результаты констатирующего
эксперимента 32
2.2. Краткое описание программы психолого-педагогического сопровождения
конфликтной компетентности подростков 42
2.3. Результаты контрольного эксперимента 50
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Конфликты являются процессом развития и разрешения противоречий во всех сферах взаимодействия людей. Они же являются проявлением наличия межличностных, межгрупповых и внутриличностных отношений [40].
Постоянное развитие смежных с психологией научных дисциплин освещает все новые аспекты, требующие более точного описания. Одним из таких аспектов является определение «конфликтной компетентности». Этот термин все чаще используется в психологии, социологии, философии, менеджменте и других науках, соприкасающихся с вопросами взаимодействия людей. С каждым годом интерес к этому термину только возрастает.
Исследование конфликтной компетентности личности в разные возрастные периоды несет в себе гипотезу о том, что уровень конфликтности людей и их способы разрешения конфликтов зависит также и от их возраста. Особенный интерес вызывает конфликтная компетентность подростков: в этом возрасте происходит быстрое формирование личностных качеств, на что оказывает влияние любое межличностное взаимодействие, в том числе и конфликты. Большую часть времени подростки проводят в образовательной среде, что позволяет нам содействовать их развитию через включение в образовательный процесс различных психологических технологий.
На сегодня актуальным направлением работы практического психолога в образовании является психолого-педагогическое сопровождение. Это направление представляет собой всю систему профессиональной деятельности педагога-психолога и позволяет комплексно подходить к решению образовательных задач.
Цель исследования: психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему конфликтной компетентности в психологии.
2. Дать характеристику подростковому возрасту.
3. Изучить теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения.
4. Провести констатирующую диагностику конфликтной компетентности подростков.
5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
6. Провести контрольную диагностику конфликтной компетентности подростков и сравнить результаты констатирующей и контрольной диагностик.
Гипотеза исследования: у подростков слабо сформирована конфликтная компетентность, что выражается в повышенной конфликтности и использовании узкого диапазона стратегий поведения в конфликтах. Представленная программа психолого-педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков будет эффективна для снижения конфликтности и расширения репертуара стратегий поведения в конфликте.
Объект исследования: конфликтная компетентность подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, обобщение психологической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: опросники: методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика «Как вы действуете в условиях конфликта», (метафорический вариант, В.П. Пугачев); эксперимент;
- методы обработки и интерпретации: соотношение процентных долей;
- методы психолого-педагогического сопровождения по модели Р.В. Овчаровой: методы развивающей работы (тренинговые методы, групповая дискуссия, работа в малых группах, метод круга, упражнения- энергизаторы, рефлексия, самостоятельная оценка), психологического консультирования подростков, родителей и педагогов, психологического просвещения родителей и педагогов.
База исследования: общеобразовательная школа Красноярского края, в которой проводилось исследование на выборке обучающихся пятого класса в количестве 30 детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования и методическая разработка программы психолого-педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков могут быть использованы в деятельности психолога как в конкретной общеобразовательной организации, так и в других образовательных организациях.
Структура работы состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 41 источника, приложений.
Постоянное развитие смежных с психологией научных дисциплин освещает все новые аспекты, требующие более точного описания. Одним из таких аспектов является определение «конфликтной компетентности». Этот термин все чаще используется в психологии, социологии, философии, менеджменте и других науках, соприкасающихся с вопросами взаимодействия людей. С каждым годом интерес к этому термину только возрастает.
Исследование конфликтной компетентности личности в разные возрастные периоды несет в себе гипотезу о том, что уровень конфликтности людей и их способы разрешения конфликтов зависит также и от их возраста. Особенный интерес вызывает конфликтная компетентность подростков: в этом возрасте происходит быстрое формирование личностных качеств, на что оказывает влияние любое межличностное взаимодействие, в том числе и конфликты. Большую часть времени подростки проводят в образовательной среде, что позволяет нам содействовать их развитию через включение в образовательный процесс различных психологических технологий.
На сегодня актуальным направлением работы практического психолога в образовании является психолого-педагогическое сопровождение. Это направление представляет собой всю систему профессиональной деятельности педагога-психолога и позволяет комплексно подходить к решению образовательных задач.
Цель исследования: психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему конфликтной компетентности в психологии.
2. Дать характеристику подростковому возрасту.
3. Изучить теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения.
4. Провести констатирующую диагностику конфликтной компетентности подростков.
5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
6. Провести контрольную диагностику конфликтной компетентности подростков и сравнить результаты констатирующей и контрольной диагностик.
Гипотеза исследования: у подростков слабо сформирована конфликтная компетентность, что выражается в повышенной конфликтности и использовании узкого диапазона стратегий поведения в конфликтах. Представленная программа психолого-педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков будет эффективна для снижения конфликтности и расширения репертуара стратегий поведения в конфликте.
Объект исследования: конфликтная компетентность подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, обобщение психологической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: опросники: методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика «Как вы действуете в условиях конфликта», (метафорический вариант, В.П. Пугачев); эксперимент;
- методы обработки и интерпретации: соотношение процентных долей;
- методы психолого-педагогического сопровождения по модели Р.В. Овчаровой: методы развивающей работы (тренинговые методы, групповая дискуссия, работа в малых группах, метод круга, упражнения- энергизаторы, рефлексия, самостоятельная оценка), психологического консультирования подростков, родителей и педагогов, психологического просвещения родителей и педагогов.
База исследования: общеобразовательная школа Красноярского края, в которой проводилось исследование на выборке обучающихся пятого класса в количестве 30 детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования и методическая разработка программы психолого-педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков могут быть использованы в деятельности психолога как в конкретной общеобразовательной организации, так и в других образовательных организациях.
Структура работы состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 41 источника, приложений.
Повышенная конфликтность и агрессивность подростков - одна из типичных проблем, которые тревожат как родителей, так и учителей. Подростковый возраст - это один из кризисов, с которыми сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. На этом этапе взросления в поведении ребенка могут проявиться протесты по отношению к окружающим, агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. Из -за этого не исключено возникновение сложных ситуаций, нарушающих нормальное личностное становление и развитие, а также появление предпосылок для проявления и усугубления конфликтности.
В подростковом возрасте конфликтные ситуации, стратегии и способы поведения приобретают специфические особенности, которые проявляются в следующем: жизненные ситуации воспринимаются через субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
На данный момент существуют различные теории конфликта. Само понятие «конфликт» не имеет принадлежности только к одной области науки или практики. Множество дисциплин дают различное определение, дополняя его специфическими характеристиками.
В общем смысле, конфликт - это характеристика взаимодействия. Каждый конфликт представляет собой противоречие, иными словами столкновение противоположных ценностей, раскрывающихся в межличностном взаимодействии.
Обобщение научных подходов дает возможность понимать под конфликтной компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное участие в конфликте. По мнению О.В. Пашковой структурными компонентами конфликтной компетентности являются личностные качества индивида, когнитивный и поведенческие блоки [40].
Для обеспечения психологического компонента образования практический психолог руководствуется направлениями психологической работы. На сегодня актуальным направлением работы практического психолога в образовании является психолого-педагогическое сопровождение. По мнению Р.В. Овчаровой, психологическое сопровождение - вся система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения. При этом ребенок является активным участником взаимодействия [26].
В рамках исследования была достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза через выполнение задач исследования и следования выделенным этапам. Так, с помощью анализа и обобщения психологической литературы была изучена проблема конфликтной компетентности в психологии, дана характеристика подростковому возрасту, изучены теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения. С использованием эмпирических методов диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика «Как вы действуете в условиях конфликта», (метафорический вариант, В.П. Пугачев); эксперимент были решены задачи проведения констатирующей и контрольной диагностики конфликтной компетентности и сравнения их результатов. Представлена психолого-педагогическая программа сопровождения конфликтной компетентности подростков по модели Р.В. Овчаровой.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. По результатам констатирующего эксперимента можно судить о слабо сформированной конфликтной компетентности подростков, что выражается в повышенной конфликтности и использовании 1-2 стратегий поведения в конфликтах. Констатирующий эксперимент показал эффективность программы психолого - педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков для снижения конфликтности и расширения предпочитаемых стратегий поведения в конфликте при использовании модели сопровождения Р.В. Овчаровой и включении в программу тренинговых методов.
Развитие конфликтной компетентности в подростковом возрасте помогает снизить уровень агрессии и подготовить подростков к следующей жизненной ступени. Развитые коммуникативные навыки позволят упростить межличностное взаимодействие и понизить уровень стресса при появившихся противоречиях. Так как подросток заранее будет знать цель конфликта, и различные стратегии поведения.
Представленную программу психолого-педагогического сопровождения развития конфликтной компетентности рекомендуем использовать, когда у подростков наблюдается повышенная конфликтность и агрессивность. Диагностические методики позволяют выявить уровень конфликтности и стратегий поведения в конфликтах, что даст обоснование к использованию представленной программы. При ее реализации важно следить за включенностью детей в процесс занятия, а также максимально мотивировать родителей и педагогов к использованию техник бесконфликтного общения для комплексного подхода.
В подростковом возрасте конфликтные ситуации, стратегии и способы поведения приобретают специфические особенности, которые проявляются в следующем: жизненные ситуации воспринимаются через субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
На данный момент существуют различные теории конфликта. Само понятие «конфликт» не имеет принадлежности только к одной области науки или практики. Множество дисциплин дают различное определение, дополняя его специфическими характеристиками.
В общем смысле, конфликт - это характеристика взаимодействия. Каждый конфликт представляет собой противоречие, иными словами столкновение противоположных ценностей, раскрывающихся в межличностном взаимодействии.
Обобщение научных подходов дает возможность понимать под конфликтной компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное участие в конфликте. По мнению О.В. Пашковой структурными компонентами конфликтной компетентности являются личностные качества индивида, когнитивный и поведенческие блоки [40].
Для обеспечения психологического компонента образования практический психолог руководствуется направлениями психологической работы. На сегодня актуальным направлением работы практического психолога в образовании является психолого-педагогическое сопровождение. По мнению Р.В. Овчаровой, психологическое сопровождение - вся система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения. При этом ребенок является активным участником взаимодействия [26].
В рамках исследования была достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза через выполнение задач исследования и следования выделенным этапам. Так, с помощью анализа и обобщения психологической литературы была изучена проблема конфликтной компетентности в психологии, дана характеристика подростковому возрасту, изучены теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения. С использованием эмпирических методов диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика «Как вы действуете в условиях конфликта», (метафорический вариант, В.П. Пугачев); эксперимент были решены задачи проведения констатирующей и контрольной диагностики конфликтной компетентности и сравнения их результатов. Представлена психолого-педагогическая программа сопровождения конфликтной компетентности подростков по модели Р.В. Овчаровой.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. По результатам констатирующего эксперимента можно судить о слабо сформированной конфликтной компетентности подростков, что выражается в повышенной конфликтности и использовании 1-2 стратегий поведения в конфликтах. Констатирующий эксперимент показал эффективность программы психолого - педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков для снижения конфликтности и расширения предпочитаемых стратегий поведения в конфликте при использовании модели сопровождения Р.В. Овчаровой и включении в программу тренинговых методов.
Развитие конфликтной компетентности в подростковом возрасте помогает снизить уровень агрессии и подготовить подростков к следующей жизненной ступени. Развитые коммуникативные навыки позволят упростить межличностное взаимодействие и понизить уровень стресса при появившихся противоречиях. Так как подросток заранее будет знать цель конфликта, и различные стратегии поведения.
Представленную программу психолого-педагогического сопровождения развития конфликтной компетентности рекомендуем использовать, когда у подростков наблюдается повышенная конфликтность и агрессивность. Диагностические методики позволяют выявить уровень конфликтности и стратегий поведения в конфликтах, что даст обоснование к использованию представленной программы. При ее реализации важно следить за включенностью детей в процесс занятия, а также максимально мотивировать родителей и педагогов к использованию техник бесконфликтного общения для комплексного подхода.



