ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема конфликтной компетентности в психологии 6
1.2. Характеристика подросткового возраста 14
1.3. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения 22
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 32
2.1. Организация исследования и результаты констатирующего
эксперимента 32
2.2. Краткое описание программы психолого-педагогического сопровождения
конфликтной компетентности подростков 42
2.3. Результаты контрольного эксперимента 50
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Конфликты являются процессом развития и разрешения противоречий во всех сферах взаимодействия людей. Они же являются проявлением наличия межличностных, межгрупповых и внутриличностных отношений [40].
Постоянное развитие смежных с психологией научных дисциплин освещает все новые аспекты, требующие более точного описания. Одним из таких аспектов является определение «конфликтной компетентности». Этот термин все чаще используется в психологии, социологии, философии, менеджменте и других науках, соприкасающихся с вопросами взаимодействия людей. С каждым годом интерес к этому термину только возрастает.
Исследование конфликтной компетентности личности в разные возрастные периоды несет в себе гипотезу о том, что уровень конфликтности людей и их способы разрешения конфликтов зависит также и от их возраста. Особенный интерес вызывает конфликтная компетентность подростков: в этом возрасте происходит быстрое формирование личностных качеств, на что оказывает влияние любое межличностное взаимодействие, в том числе и конфликты. Большую часть времени подростки проводят в образовательной среде, что позволяет нам содействовать их развитию через включение в образовательный процесс различных психологических технологий.
На сегодня актуальным направлением работы практического психолога в образовании является психолого-педагогическое сопровождение. Это направление представляет собой всю систему профессиональной деятельности педагога-психолога и позволяет комплексно подходить к решению образовательных задач.
Цель исследования: психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему конфликтной компетентности в психологии.
2. Дать характеристику подростковому возрасту.
3. Изучить теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения.
4. Провести констатирующую диагностику конфликтной компетентности подростков.
5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
6. Провести контрольную диагностику конфликтной компетентности подростков и сравнить результаты констатирующей и контрольной диагностик.
Гипотеза исследования: у подростков слабо сформирована конфликтная компетентность, что выражается в повышенной конфликтности и использовании узкого диапазона стратегий поведения в конфликтах. Представленная программа психолого-педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков будет эффективна для снижения конфликтности и расширения репертуара стратегий поведения в конфликте.
Объект исследования: конфликтная компетентность подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение конфликтной компетентности подростков.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, обобщение психологической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: опросники: методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика «Как вы действуете в условиях конфликта», (метафорический вариант, В.П. Пугачев); эксперимент;
- методы обработки и интерпретации: соотношение процентных долей;
- методы психолого-педагогического сопровождения по модели Р.В. Овчаровой: методы развивающей работы (тренинговые методы, групповая дискуссия, работа в малых группах, метод круга, упражнения- энергизаторы, рефлексия, самостоятельная оценка), психологического консультирования подростков, родителей и педагогов, психологического просвещения родителей и педагогов.
База исследования: общеобразовательная школа Красноярского края, в которой проводилось исследование на выборке обучающихся пятого класса в количестве 30 детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования и методическая разработка программы психолого-педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков могут быть использованы в деятельности психолога как в конкретной общеобразовательной организации, так и в других образовательных организациях.
Структура работы состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 41 источника, приложений.
Повышенная конфликтность и агрессивность подростков - одна из типичных проблем, которые тревожат как родителей, так и учителей. Подростковый возраст - это один из кризисов, с которыми сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. На этом этапе взросления в поведении ребенка могут проявиться протесты по отношению к окружающим, агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. Из -за этого не исключено возникновение сложных ситуаций, нарушающих нормальное личностное становление и развитие, а также появление предпосылок для проявления и усугубления конфликтности.
В подростковом возрасте конфликтные ситуации, стратегии и способы поведения приобретают специфические особенности, которые проявляются в следующем: жизненные ситуации воспринимаются через субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
На данный момент существуют различные теории конфликта. Само понятие «конфликт» не имеет принадлежности только к одной области науки или практики. Множество дисциплин дают различное определение, дополняя его специфическими характеристиками.
В общем смысле, конфликт - это характеристика взаимодействия. Каждый конфликт представляет собой противоречие, иными словами столкновение противоположных ценностей, раскрывающихся в межличностном взаимодействии.
Обобщение научных подходов дает возможность понимать под конфликтной компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное участие в конфликте. По мнению О.В. Пашковой структурными компонентами конфликтной компетентности являются личностные качества индивида, когнитивный и поведенческие блоки [40].
Для обеспечения психологического компонента образования практический психолог руководствуется направлениями психологической работы. На сегодня актуальным направлением работы практического психолога в образовании является психолого-педагогическое сопровождение. По мнению Р.В. Овчаровой, психологическое сопровождение - вся система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения. При этом ребенок является активным участником взаимодействия [26].
В рамках исследования была достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза через выполнение задач исследования и следования выделенным этапам. Так, с помощью анализа и обобщения психологической литературы была изучена проблема конфликтной компетентности в психологии, дана характеристика подростковому возрасту, изучены теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения. С использованием эмпирических методов диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика «Как вы действуете в условиях конфликта», (метафорический вариант, В.П. Пугачев); эксперимент были решены задачи проведения констатирующей и контрольной диагностики конфликтной компетентности и сравнения их результатов. Представлена психолого-педагогическая программа сопровождения конфликтной компетентности подростков по модели Р.В. Овчаровой.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. По результатам констатирующего эксперимента можно судить о слабо сформированной конфликтной компетентности подростков, что выражается в повышенной конфликтности и использовании 1-2 стратегий поведения в конфликтах. Констатирующий эксперимент показал эффективность программы психолого - педагогического сопровождения конфликтной компетентности подростков для снижения конфликтности и расширения предпочитаемых стратегий поведения в конфликте при использовании модели сопровождения Р.В. Овчаровой и включении в программу тренинговых методов.
Развитие конфликтной компетентности в подростковом возрасте помогает снизить уровень агрессии и подготовить подростков к следующей жизненной ступени. Развитые коммуникативные навыки позволят упростить межличностное взаимодействие и понизить уровень стресса при появившихся противоречиях. Так как подросток заранее будет знать цель конфликта, и различные стратегии поведения.
Представленную программу психолого-педагогического сопровождения развития конфликтной компетентности рекомендуем использовать, когда у подростков наблюдается повышенная конфликтность и агрессивность. Диагностические методики позволяют выявить уровень конфликтности и стратегий поведения в конфликтах, что даст обоснование к использованию представленной программы. При ее реализации важно следить за включенностью детей в процесс занятия, а также максимально мотивировать родителей и педагогов к использованию техник бесконфликтного общения для комплексного подхода.
1. Адушкина К.В., Лозгачёва О.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учеб. пособие. Екатеринбург: УГПУ, 2017. 163 с.
2. Барканова О.В. Конфликтология в образовании: учеб.
пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. 117 с.
3. Барканова О.В. Социально-психологический тренинг для подростков и старшеклассников: учеб. пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. 255 с.
4. Башкин М.В. Конфликтная компетентность: методич. указания. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 72 с.
5. Береснева А. Г. Междисциплинарный подход к формированию
конфликтологической компетенции подростков // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3-2(59) С. 48-52. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-k-formirovaniyu- konfliktologicheskoy-kompetentsii-podrostkov/viewer (дата обращения:
15.02.2024)
6. Власова Т.И. Педагогическая конфликтология: содержание конфликтов и технологии их разрешения: учебник. М.: Директ-Медиа, 2022. 232 с.
7. Волков В.Н. Обновление практик психолого-педагогического сопровождения как условие инновационной деятельности в образовании // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2019. № 1 (9). С. 5-10.
8. Донцов Д.А., Донцова М.В. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2019. 308 с.
9. Дормидонтов Р.А. Педагогическая конфликтология: учеб.
пособие. Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. 91 с.
10. Ефремова О.И., Кобышева Л.И. Психология развития: учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М.: Директ-Медиа, 2018. 195 с.
11. Жучкова Е.Б. Роль коммуникативной компетентности в
формировании личности обучающихся в современных условиях // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции “Психологически безопасная образовательная среды: проблемы
проектирования и перспективы развития” (г. Тула, 18-19 октября 2023 г.) Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2023. С. 152-154.
12. Зубко И.П. Тренинг эмпатии для подростков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. № 4 (71). С. 73-84.
13. Исаева А.А. Тренинговые технологии как современный метод обучения // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92-1. С. 145¬147.
14. Истомина С.В. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся при переходе на уровень основного общего образования // Вестник костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. № 2 (28). С. 113-121.
15. Капустина В.А., Мартынов Д.И. Конфликтная компетентность подростков в контексте коммуникативных характеристик личности // Развитие человека в современном мире. 2021. № 2. С. 42-47.
16. Коваленко С.В., Давыдова А.А. Проблема сущности психологического тренинга в практической психологии // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2 (8) С. 80.
17. Кохановская И.А. Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии // СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2021. № 2 (54). С. 237-240.
18. Магомедова П.К., Алиева Р.Р., Булуева Ш.И. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Директ-Медиа, 2019. 381 с.
19. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2020. 167 с.
20. Мандель Б.Р. Инновационные технологии педагогической
деятельности: учеб. пособие. М.: Директ-Медиа, 2019. 262 с.
21. Мандель Б.Р. Практическая психология воспитательной
деятельности: учеб. пособие. М.: Директ-Медиа, 2019. 228 с.
22. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Возрастная психология: учебники и учеб. пособия для вузов. М.: Директ-Медиа, 2020. 268 с.
23. Немов Р.С. Психология: учебник: В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Владос, 2020. 632 с.
24. Немов Р.С., Романова Е.С. Общая психология: учебник для педагогических вузов: В 2 ч. Ч.2. М.: Владос, 2021. 560 с.
25. Обухова Ю.В. Практическая психология личности: тренинговые технологии в работе педагога-психолога: учеб. пособие. Ростов н/Д: ЮФУ, 2020. 124 с.
26. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учебник для вузов [Электронный ресурс]. М.: Юрайт, 2024. 465 с. // Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/543653(дата обращения: 12.05.2024).
27. Парчайкина О.В, Самосадова Е.В. Особенности агрессивности и тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» (г. Москва, 12-13 апреля 2016 г.). М.: Директ-Медиа, 2019. С. 358-362.
28. Пирлик Г. П., Федосеева А.М. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности: учеб. пособие для магистратуры. М.: МИГУ, 2022. 384 с.
29. Прудникова А.В. Исследование конфликтной компетентности подростков // Материалы 69-ой научно-практической конференции «Чтения 63
Ушинского» (г. Ярославль, 04-05 марта 2014 г.). Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. С. 351-355.
30. Пырьев Е.А. Психология малых групп: учеб. пособие. М.: Директ- Медиа, 2019. 420 с.
31. Рыжова Б.Н., Донцова Д.А. Общая психология: введение в общую психологию, психология познавательных процессов: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2021. 400 с.
32. Сальникова О.А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя: конспекты лекций. М.: ФЛИНТА, 2021. 86 с.
33. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: учебник. М.: Дашков и К°, 2021. 518 с.
34. Суворова А.В., Нищитенко С.В. Психология конфликта: учеб. пособие. Ставрополь: СКФУ, 2018. 105 с.
35. Сухов А.Н. Социальная конфликтология: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2021. 256 с.
36. Умнова Т.А., Ножкина Т. В. Возрастная психология: курс лекций. Саратов: Научная книга, 2020. 271 с.
37. Чаткина С.Н., Беленкова Л.Ю., Окунева А.А. Тренинг общения как средство профилактики агрессивного поведения подростков // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Саранск, 15-16 апреля 2021 г.). Саранск: МГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2021. С. 12-17.
38. Шамовская Т.В. Психология подростка: учеб. пособие. Кемерово: КГУ, 2019. 123 с.
39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
40. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология: учебник. М.: Дашков и К°, 2021. 238 с.
41. Явбатырова Б.Г., Асильдерова М.М. Индивидуально - психологические особенности конфликтного поведения подростков //
Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции “Современные педагогические технологии профессионального образования” (г. Москва, 17-18 мая 2019 г.). М.: Директ-Медиа, 2019. С. 306-312.