Введение стр.3
Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС в школе.
1.1. Особенности психического и социального поведения детей с РАС стр.6
1.2. Особенности учебной деятельности ребенка с РАС, принципы ее
психолого-педагогического сопровождения стр.10
Глава 2. Организация психолого- педагогического сопровождения обучаемого младшего школьного возраста с РАС при изучении английского языка.
2.1 Педагогическая диагностика сформированности языковых умений учащегося третьего класса, имеющего расстройства аутистического спектра стр.17
2.2. Разработка рекомендаций по формированию лексических навыков по
английскому языку у ребенка с РАС стр.21
Заключение стр.31
Список использованных источников стр.33
Приложение
Исследования последних лет свидетельствуют о возрастании и распространенности расстройств аутистического спектра и сходных с ним расстройств, которые составляют в настоящий момент 15-20 детей на 10 000 детского населения (Д. Вольф, Э. Мэш, 2003). Многие годы продолжаются исследования по выявлению причин развития синдрома и уточнению его психологической структуры (L.Kanner, 1943; N.Asperger, 1944; L. Wing, 1976; M. Rutter, 1978; B.M. Башина, 1980, 1999; К.С. Лебединская, 1987, 1988; О.С.Никольская, 1985, 1987,1999; И.И. Мамайчук , 2007; А .С.Захаренко и А.Ю. Рокицкая, 2016;).
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. Расстройство аутистического спектра связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость.
Объект исследования: сопровождение младшего школьника с РАС при обучении английскому языку.
Предмет исследования: условия сопровождения ребенка с РАС на уроках английского языка.
Гипотеза: обучение детей с РАС на уроках английского языка будет осуществляться эффективно при наличии правильно разработанных упражнений для детей данной группы.
Цель исследования: на основе теоретического и практического анализа проблемы обучения детей с РАС разработать и апробировать комплекс упражнений по английскому языку для ребенка данной группы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить результаты психолого-педагогических исследований по проблеме обучения детей с РАС.
2. Проанализировать имеющиеся методики по изучению особенностей развития детей с РАС.
3. Использовать методики И.И. Мамайчук карта наблюдения и диагностику Г.Ш. Шарафутдиновой.
4. Разработать рекомендации по обучению детей с РАС для учителей предметников.
5. Разработать упражнения по английскому языку для детей с РАС.
6. Использовать упражнения на уроках английского языка.
Основными методами являются: наблюдение по карте И.И. Мамайчук «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка», диагностика Г.Ш.Шарафутдиновой, направленная на определение сформированности знаний, умений и навыков по предмету английский язык, изучение личной документации и теоретический анализ исследований по проблеме обучения детей с РАС.
Структура работы состоит из введения, двух глав и 4 параграфов, заключения, 30 источников литературы и 3 приложений.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели психолого¬педагогическое сопровождение ребенка с РАС в школе. Данная глава включала в себя исследование особенности психического и социального поведения детей с РАС, а также особенности учебной деятельности ребенка с РАС и принципы ее психолого-педагогического сопровождения. Эти понятия являются неотъемлемой частью педагогической работы со всеми детьми, имеющими нарушения развития. Но ни с одной категорией детей педагогу не приходится работать так продолжительно над решением этой проблемы, как с детьми, страдающими аутизмом. Нарушение формирования эмоциональной сферы при аутизме, которое проявляется в нарушении контакта, стереотипности поведения, особой ранимости и страхах, иногда - в агрессивности и негативизме, приводит к особым трудностям произвольного сосредоточения такого ребенка, особой сложности организации его поведения.
Во второй главе мы провели наблюдение за особенностями поведения ребенка с РАС в школе и педагогическую диагностику сформированности языковых умений учащегося третьего класса, имеющего расстройства аутистического спектра. Проанализировали результаты исследования по И.И. Мамайчук [8] (карта « параметры наблюдения за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценке»). Данная карта наблюдений помогает дифференцировано оценивать степень тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС. Анализ результатов проведенной диагностики Г.Ш.Шарафутдиновой показал, что у ребенка с расстройством аутического спектра низкий уровень знаний. Используя данные методы и сделав выводы, мы смогли дать рекомендации по работе с ученицей третьего класса общеобразовательного учреждения и разработать упражнения на формирование лексического запаса у детей с расстройством аутистического спектра.
Поставленная цель в начале исследовательской работы была достигнута.
1. Агаева И.Б., Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие/ Краснояр. Гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2-е изд., испр.- Красноярск, 2017.- 192с.
2. Агафонова Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. 2016. - 312 с.
3. Артемова Е.С., Исаев Е.В. Технологии работы с детьми имеющие расстройтсва аутистического спектра. М.: ФГБОУ ВО МГППУ. 2016.¬449 с.
4. Башина В.М. Аутизм в детстве. 1990.- 240с.
5. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенева Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы : Красноярск КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016г.
6. Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение [Текст]. -- М.: Педагогика, 2000. -144с.
7. Горланова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие.-М.:МГПУ,2010.- 248 с.
8. Доздина О.Б. Психологические характеристики развития детей с аутизмом. 2004. 173с.
9. Захаренко А.С., Рокицкая Ю.А., Шепель Т.А, И.П. Гагина И.П., Платонова А.В., Полякова Г.С.,Тряскина И.П. , Шкилонцева О.В.. Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся ограниченными возможностями здоровья - Ч: ЧГПУ, 2016.- 130 с.
10. Каган В.Е. Аутизм. М.: ЭКСМО. 1981.- 185 с.
11. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. М.: Просвещение, 1988.- 96 с.
12. Лаврентьева Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. - 2008. - № 4 - С. 52-63.
13. Лебединская К.С. Дефектология . 1987г. - 213с.
14. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления/ К. С. Лебединская, О. С. Никольская.- М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
15. Либлинг М. М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология.- 1998. - № 1.- С. 69-80.
16. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом/ И. И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
17. Методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова (материалы к спец. курсу). М., 2003.
18. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М, Костин И.А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. -М.: Полиграф сервис, 2003. - 232 с.
19. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода// Альманах института коррекционной педагогики № 19/2014.
20. Никольская О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии: Диссерт. на соискание ученой степени доктора психол. наук. — М.,
1999. — 389 с.
21. Никольская, О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме// Альманах института коррекционной педагогики №18/2014.
22. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С.,Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
23. Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам .-Х.: Изд. группа «Основа», 2009 .-128с.
24. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей/ Е.Н. Соловова - М.: Просвещение. 2002. -239с
25. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика- пресс, 1993.
26. Черенева Е.А. Модернизация и сопровождение лиц с РАС в России. 2016г.