Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение роди гелей в преодолении кризиса, связанного с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Работа №150057

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические критерии психологического сопровождения родителей в преодолении кризиса связанного с рождением ребенка с ОВЗ 6
1.1. Психологические особенности родителей в преодолении кризиса
связанного с рождением ребенка с ОВЗ 6
1.2. Особенности психологического сопровождения родителей в преодолении кризиса связанного с рождением ребенка с ОВЗ 10
1.3. Критерии сопровождения родителей на каждом этапе прохождения психологического кризиса связанного с рождением ребенка с
ОВЗ 16
Глава 2. Практическая организация исследования 35
2.3. Программа занятий по психологическому сопровождению родителей
имеющих ребенка с ОВЗ 53
2.4. Результативность психологического сопровождения родителей,
имеющих ребенка с ОВЗ 56
Выводы по главе 2 65
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения

Прожить кризис - значит принять его как полноправную часть своего опыта. Об этом болезненном переходе к жизни «После» можно услышать от родителей (и людей, которые столкнулись с «разрушающей» жизненные устои, ситуацией), которые прошли все этапы проживания кризиса. Анализ психолого - литературы проблем, что, воспитывающие с отклонениями в , рассматриваются в случаев призму развития ребенка, его, но ведь в этом процессе есть и вторая сторона - это родитель. Комплексное - педагогическое таких - относительно сфера специалистов. Для раскрытия психолого - сопровождение в основных единиц такие как, сотрудничество, создание условий, помощь, деятельностная направленность, работа с объектом.
О необходимости активного изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, свидетельствуют и многочисленные работы, появившиеся в разных областях науки в последние годы. Можно назвать работы И.С. Багдасарьян (2000), Н.В. Мазуровой (1997), ГА. Мишиной (2001), М.М. Семаго (1992), В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2003, 2004).
В этой связи актуальность темы исследования заключается в разработке и апробации программы занятий по психологическому сопровождению родителей, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, позволил выявить и сформулировать противоречие, таким образом, как «противоречие между значимостью работы по психологическому сопровождению родителей и детей с ОВЗ и несформулированностью критериев психологического сопровождения самих родителей находящиеся в кризисе связанного с рождением ребенка с ОВЗ».
Проблема исследования сформулирована следующим образом - каково содержание и организация психологического сопровождения родителей, находящихся в процессе кризиса связанного с рождением ребенка с ОВЗ.
Цель исследования - Разработать программу занятий по критериям психологического сопровождения родителей, находящихся в процессе кризиса связанного с рождением ребенка с ОВЗ
Объект исследования - психологическое сопровождение, родителей находящихся в процессе кризиса, связанного с рождением ребенка с ОВЗ.
Предмет исследования - критерии психологического сопровождения родителей, находящихся в процессе кризиса, связанного с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Выявление критериев психологического сопровождения родителей, находящихся в кризисе связанного с рождением ребенка с ОВЗ
3) Разработка и проведение программы занятий по психологическому сопровождению родителей находящихся в кризисе связанного с рождением ребенка с ОВЗ
4) Разработка психологических рекомендаций для родителей находящихся в кризисе связанного с рождением ребенка с ОВЗ.
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ литературы по теме выпускной работы; эмпирические - беседа с родителями; тестирование родителей; методы качественной обработки информации.
Методологическая основа исследования. Анализ отдельных проблем семьи ребенка с ограниченными возможностями изложен в трудах С.Д. Забрамной, (1993); А.И. Захарова (1976, 1978, 1982); И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой (1999); И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой (1989), Е.М. Мастюковой (1989), Г.А. Мишиной (1998), А.И. Раку (1977, 1981, 1982), М.М. Семаго (1992), А.С. Спиваковской (1981, 1986, 1999) и др.
Практическая значимость исследования - материал может быть использован в работе педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов в сфере социального обслуживания и образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы над исследованием, мы реализовали следующую цель: разработали программу занятий по критериям психологического сопровождения родителей, находящихся в процессе кризиса связанного с рождением ребенка с ОВЗ
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы реализовали следующие задачи:
1) Изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; Реализация семейных функций осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. При рождении в семье ребенка, имеющего ограниченные возможности, на каждом из уровней реализации семейных функций происходят изменения, что создает специфические психолого-педагогические условия его развития и воспитания. В семье ребенка с ограниченными возможностями выявлены следующие психолого-педагогические условия реализации воспитательной функции: а) низкий уровень родительской компетентности; б) наличие в семье противоречий при выборе средств и способов воспитания детей с ограниченными возможностями; в) отсутствие непосредственного эмоционального общения между членами семьи; г) отсутствие возможностей для самовыражения, самореализации; д) распределение домашних обязанностей без учета возможностей и сил каждого члена семьи; е) неорганизованный досуг детей и взрослых.
2) Выявили критерии психологического сопровождения родителей, находящихся в кризисе связанного с рождением ребенка с ОВЗ. Результаты определения индивидуального профиля кризиса по шкалам и сферам показал, что наиболее высокие проценты родители набрали по сферам функциональные проблемы, это нарушения функционирования вегетативной систем 56%, нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта- 67%,нарушения сна-89%. В сфере эмоционального реагирования мы выделили шкалы: тревоги-67%,эмоциональные реакции-89%,повышенная эмоциональность- 76% родителей. Анализ полученных данных показал высокую личностную (76%) и ситуативную (67%) тревожность родителей. 67% родителей в начале эксперимента чувствовали себя в значительной степени тревожно, 45% обладали средними показателями тревожности и всего 23 % родителей обладали спокойствием.
3) Разработали и провели программу занятий по психологическому сопровождению родителей находящихся в кризисе связанного с рождением ребенка с ОВЗ. Основная цель работы заключалась в оказании психологического помощи родителям, в преодолении личностного кризиса имеющим ребенка с ОВЗ. Основные формы работы: психологическое информирование, групповая дискуссия, элементы арт-терапии и терапии творческим самовыражением, элементы релаксационных методик.
При проведении первичной диагностики личностного профиля кризиса мы смогли выделить наиболее высокие показатели по определенным сферами шкалами. Рассмотрим в сравнении те же самые шкалы и сферы после проведенной программы занятий. Нарушения функционирования вегетативной систем - улучшение на 22%, нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта - на 11%,нарушения сна- 44 %. У родителей ушли часть проблем со сном, с функционированием вегетативной системы. Многие родители говорили о стабилизации давления. В сфере эмоционального реагирования мы выделили шкалы : тревоги- улучшения на 44 %,эмоциональные реакции-на 44%,повышенная эмоциональность-53 % родителей. Мы уже говорили о показателях депрессивного настроения - улучшение на 22%.
Сравнительный анализ полученных данных показал высокую личностную тревожность до проведения программы занятий -76% и мы констатируем снижение данного показателя на- 20 % после проведения занятий. Ситуативная тревожность до проведения программы занятий была - 67%,после проведения мы можем отметить снижение на 22%.
4) Разработали психологические рекомендации для родителей находящихся в кризисе связанного с рождением ребенка с ОВЗ.
Обратимся к разработанным нами рекомендациям:
1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.
2. Чаще хвалите ребенка. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.
3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена.
4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Запаситесь терпением на годы.
5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам.
7. Рассказывайте о них - пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.
8. Тесно сотрудничайте со специалистами. Активно участвуйте в совместном со специалистом предстоящем коррекционном процессе. Нельзя перекладывать ответственность за ребенка на специалиста, не будьте отстраненными от возникшей проблемы. Включайтесь в коррекционно-развивающий процесс. Вы несёте ответственность за дальнейшее развитие ребенка. Обращайте внимание на малейшие успехи развития, положительные качества и возможности ребенка.
9.Обращайте внимание на стиль воспитания и его последствия. Фиксируйте внимание на негативных чертах ребенка и избегайте возможности превращения их в стойкие личностные черты.



1 Агулина С.В., Бурцева И.В. Технология разработки программ по подготовке родителей детей ОВЗ к тьюторскому сопровождению ребёнка // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1 (62). - С. 101-102.
2 Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М., 1997.
3 Выгодская И., Берковская Н. Релаксация как система расслабляющих упражнений: Комплекс социальной помощи семье и подросткам// Народное образование. - 1999. - №10. - с. 208-211.
4 Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. - М: Приор-шдат, 2005. - 240 с.
5 Голиков Н.А. Испытание школой: мед и горечь образования. Книга для учителя. / Под ред. поф. В.М.Чимарова. - М.: «Экшен», 2004. - 216с.
6 Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. - Тюмень: «Вектор к», 2003. - 224с.
7 Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М.: «Центр общественных ценностей», 1998. - 138с.
8 Гузева М.В. Работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы современной науки: материалы XXIII Международной научно-практической конференции (29 апреля, 2014 г.) / науч. ред. И.А. Рудакова. - М.: Спутник+, 2014.- С. 83-85.
9 Даринская В.М. Психологический тренинг детско-родительских отношений// Семейная психология и семейная терапия. - 2000. - №1. - с. 28¬44.
10 Дрожжина Е.С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2008.
11 Екжанова Е.А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия// Школа здоровья. - Т.5. - № 3-4. - 1898. - с. 199-203.
12 Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.
13 Зикратов В.В., Гордеева Л.Н. Педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в развитии родительских установок // Наука и образование: новое время. -2016. - № 2 (13). - С. 702-707.
14 Калинина Р.Р. «Психолого - педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146 с.
15 Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Образование и наука. -2017. - Т. 19, № 1. - С. 146-164.
16 Кича Д.И. Медико - социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов// Медицинская помощь. - 1994. - №3. - с.8-14.
17 Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом: Метод. рекомендации. - М., 1998. - 534 с
18 Конституция Российской Федерации. Дети-инвалиды. Сборник нормативных актов. - М.:1996. - 238с.
19 Куликова Е.А., Блинов Л.В. Внедрение технологии в практику родителей к взаимодействию с детьми с ОВЗ // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 2 (19). - С. 156-158.
20 Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.
21 Максимова Е.И. К вопросу о психологии отношения родителей детей с ОВЗ к причинам рождения такого ребёнка в семье // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXIII
международной научно-практической конференции. - М., 2015. - С. 303-305.
22 Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С- Петербург, «Речь», 2008, 286 с.
23 Мамайчук И.И «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - С-Петербург, «Речь»,2008, 236 с.
24 Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220 с.
25 Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми// Журнал практического психолога. - 1998. - №2. - с.67¬78.
26 Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). - СПб. : Питер, 1997. - 36с.
27 Нестерова Г.Ф, Безух С.М.,Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна»- С-Петербург, «Речь», 2007, 123 с.
28 Практикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.
29 Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух .С-Петербург, «Речь», 2007, 112с.
30 Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятные пути психологической помощи// Мир психологии. - 2003. - №3. - с.242-245.
31 Саратова Л. М. Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 77-78.
32 Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , 2008, №7.
33 Семенова Н.Б. Дети Якутии: реалии и будущее / Н.Б. Семенова - Красноярск, 2013. - 230 с.
34 Словарь практического психолога. Составитель С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800с.
35 Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь», 2006, 142 с.
36 Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007, 140 с.
37 Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. - 2005. - № 1. - С. 25-34.
38 Ткачева В.В. Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 155.
39 Ткачева. В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.
40 Тютюник Т.Н., Блохина Ю.А. Повышения уровня психологической компетенции родителей детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения // Научно- методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 ч. - М., 2017. - С. 154-156.
41 Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» - Москва, Книголюб, 2007, 167 с.
42 Фопель К. «Привет, ручки!» - Москва, «Генезис», 2005, 146 с.
43 Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002, 158 с.
44 Шведчикова Ю.С. Технологии поиска ресурсов для актуализации возможностей в работе с родителями, имеющими детей с ОВЗ // Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ). - Пермь: ПГГПУ, 2017. - С. 262-264.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ