ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ЖАНРЕ TED ЛЕКЦИИ 8
1.1. История развития TED как всемирно известной организации 8
1.2. TED лекция как особый речевой жанр 11
1.2.1. Понятие жанра в современной лингвистике 11
1.2.2. Жанрообразующие признаки TED лекции 15
1.2.3. Языковые особенности TED лекции 20
1.3. Самопрезентация лектора TED как коммуникативное явление 23
1.3.1. Подходы к изучению самопрезентации в гуманитарных
науках 23
1.3.2. Самопрезентация личности как коммуникативная стратегия 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
ЛЕКТОРА TED 41
2.1. Тактика солидаризации с адресатом 41
2.1.1. Реализация тактики солидаризации с адресатом англоязычными
лекторами TED 42
2.1.2. Реализация тактики солидаризации с адресатом
немецкоязычными лекторами TED 47
2.2. Тактика демонстрации экспертности 56
2.2.1. Реализация тактики демонстрации экспертности англоязычными
лекторами TED 57
2.2.2. Реализация тактики демонстрации экспертности
немецкоязычными лекторами TED 65
2.3. Тактика предъявления объективной информации о себе 76
2.3.1. Реализация тактики предъявления объективной информации
англоязычными лекторами TED 77
2.3.2. Реализация тактики предъявления объективной информации о
себе немецкоязычными лекторами TED 82
2.4. Тактика предъявления субъективной информации о себе 88
2.4.1. Реализация тактики предъявления субъективной информации
англоязычными лекторами TED 88
2.4.2. Реализация тактики предъявления субъективной информации
немецкоязычными лекторами TED 97
2.5. Сравнительный анализ реализации стратегии самопрезентации англо- и
немецкоязычными лекторами TED 106
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 129
В эпоху цифровизации массовая коммуникация становится все более и более распространенным явлением. Однако в условиях обилия и доступности информации привлечь и удержать внимание адресата к своему сообщению становится все сложней. Одним из факторов, влияющих на эффективность массовой коммуникации, является самопрезентационная грамотность. Она помогает не только сформировать нужное впечатление о себе, но и выстроить доверительные отношения с адресатом и, следовательно, достичь поставленных коммуникативных целей.
Имея более миллиарда просмотров в год, лекции TED считаются образцом эффективной массовой коммуникации. Такой результат является следствием успешной реализации различных коммуникативных стратегий, в том числе стратегии самопрезентации, которая позволяет лекторам TED выделить свое сообщение из всех, сделать его живым и запоминающимся.
Актуальность исследования стратегии самопрезентации лектора TED обусловлена ее малоизученностью. Существующие лингвистические исследования рассматривают лекцию TED с точки зрения перевода и методики преподавания иностранного языка, однако работ прагматической направленности, посвященных стратегии самопрезентации лектора TED, крайне мало.
Объектом исследования выступает стратегия самопрезентации англо- и немецкоязычных лекторов TED.
Предметом исследования являются языковые средства реализации стратегии самопрезентации англо- и немецкоязычных лекторов TED, а также составляющих ее тактик в лекции TED.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении, анализе и описании языковых средств реализации стратегии и входящих в нее тактик самопрезентации англо- и немецкоязычных лекторов TED.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Изучить историю развития конференции TED, рассмотреть структуру организации, ценности, миссию.
2. Изучить терминологическое поле «самопрезентации» на основе анализа зарубежных и отечественных источников, определить её цели;
3. Изучить терминологическое соотношение понятий «коммуникативная стратегия», «коммуникативная тактика» и «коммуникативный ход».
4. Изучить и описать понятие «речевой жанр», выделить жанрообразующие признаки лекции TED, дать ее определение.
5. Выявить, проанализировать и описать языковые средства реализации стратегии самопрезентации англоязычного лектора TED, а также составляющих ее тактик в лекции TED.
6. Выявить, проанализировать и описать языковые средства реализации стратегии самопрезентации немецкоязычного лектора TED, а также составляющих ее тактик в лекции TED.
7. Провести сравнительный анализ языковых средств реализации стратегии самопрезентации англо- и немецкоязычных лекторов TED.
Основной теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях, как прагмалингвистика (Кашкина О.В., 2005; Иссерс О.С., 2008; Картелёва Л.И., 2008; Норман, Б.Ю., 2009 и др.), генеристика (Бахтин М.М., 1986; Шмелева Т.В., 1997; Вежбицкая А., 1997; Дементьев В.В., 2010;
Лазеева Н.В., Прохорова Л.П., 2013 и др.), социолингвистика
(Апраксина М.В., 2002; Клипикова А.А., 2017; Goffman E., 1956 и др.).
Основными методами исследования в работе являются метод анализа и синтеза теоретического материала, метод сплошной выборки текстового материала, метод сравнительного анализа, описательно-аналитический и контекстуальный методы.
...
Наше исследование было направлено на выявление и описание языковых средств реализации стратегии самопрезентации англоязычных и немецкоязычных лекторов TED.
В первой главе мы рассмотрели историю развития конференции TED, выяснили, что основными ценностями данной конференции являются искренность и польза для слушателей, а также определили главную миссию TED, которая заключается в распространении знаний в широких массах и коррекции картины мира адресата по поводу глобальных проблем.
Изучив терминологическое поле понятия «самопрезентация» и рассмотрев различные подходы к его изучению, нами было выявлено, что до сих пор не было найдено единого определения, раскрывающего все аспекты данного феномена. В данной работе вслед за отечественными лингвистами мы рассматриваем самопрезентацию как одну из коммуникативных стратегий, служащей для достижения определенных прагматических целей говорящего.
Вслед за А.П. Сковородниковым, под коммуникативной стратегией мы понимаем общую линию речевого поведения, определяемые коммуникативной целью говорящего на основе осознания коммуникативной ситуации, под которой понимается совокупность факторов, влияющих на ход коммуникации (время и место коммуникации, интенции участников коммуникации, их профессиональные, возрастные и гендерные характеристики, социальные статусы и роли, особенности характера, тип межличностных отношений, эмоциональное состояние и другие факторы). Коммуникативная цель реализуется через определенный набор коммуникативных тактик, которые представляют собой совокупность коммуникативных ходов, способствующих реализации определенных коммуникативных задач на том ином этапе коммуникации, которые в результате приведут к осуществлению главной стратегической цели.
Также мы рассмотрели понятие речевого жанра, и вслед за М.М. Бахтиным, определили его как «относительно устойчивый тип высказывания», который благодаря своему тематическому содержанию, языковому стилю и композиционному построению отражает специфические условия и цели конкретной сферы общения. Лекцию TED мы рассматриваем как особый речевой жанр, подразумевающий под собой короткое (не более 18 минут) понятное широкой публике устное выступление специалиста на актуальную тему, основанное на его личном научном исследовании. Опираясь на модель речевого жанра, предложенной Т.В. Шмелевой, мы
выделили такие жанрообразующие признаки TED лекции, как
полиинтенциональность, гетерогенный характер коммуникации,
ограниченный временной характер, дискурсогенность.
Жанровая специфика лекции TED обусловливает использование лекторами определенного набора речевых стратегий и тактик для достижения коммуникативной цели. Одной из таких стратегий является стратегия самопрезентации, с помощью которой лектор TED может расположить к себе адресата и сформировать нужное впечатление о себе.
В практической части нашего исследования мы провели анализ англоязычных и немецкоязычных лекций TED различной тематики, выделили четыре тактики реализации стратегии самопрезентации англо- и немецкоязычных лекторов TED (тактика солидаризации, тактика демонстрации экспертности, тактика предъявления субъективной информации и тактика предъявления объективной информации), выделили коммуникативные ходы для реализации каждой из этих тактик, а также выявили и проанализировали языковые средства самопрезентации в рамках лекции TED.
Для реализации стратегии самопрезентации лекторы используют различные языковые средства. Чтобы выразить солидарность с адресатом используются инклюзивные местоимения первого лица множественного числа, лексические единицы с семантикой сплоченности, лексические 118
единицы, указывающие на одну временную эпоху, местоимения второго лица единственного и множественного числа с обобщенно-личным значением.
Для выражения экспертности характерно использование лексических единиц с семантикой профессии, должности и сферы деятельности, количественных и порядковых числительных, эксклюзивных местоимений первого лица множественного числа, антропонимов.
Для передачи объективной информации о себе лекторы включают в свою речь антропонимы, топонимы, количественные числительные, лексические единицы, принадлежащие к лексико-семантическому полю «семья».
...
1. Апраксина М.В. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002. 575 с.
2. Артемова О.А. Мир языков: ракурс и перспектива: материалы VII
Международной научно-практической конференции, Минск, 22 апреля 2016г. [Электронный ресурс] 2016.
URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/151638 (дата обращения:
24.04.2022).
3. Артемова Т.В., Катышев П.А. К вопросу об определении понятия "риторическая стратегия" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. Вып. 1. С. 11-13.
4. Атькова А.О., Сомикова Т.Ю. Лингвистические особенности жанра лекции TED talks // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики: сборник по материалам Международной научной конференции, Елец, 14-15 апреля 2021 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. С. 151-153.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986. 444 с.
6. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. Москва: Дом Славянской кн., 2008. 959 с.
7. Борис А.М. Речевая стратегия самопрезентации в немецкоязычном имиджевом интернет-дискурсе: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2018. 199 с.
8. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи сб. науч. статей. Вып. 1. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99-111.
9. Викторова Е.Ю. Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции ted talk (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов) // Жанры речи. Саратов: 2019. Вып. 4. С. 254-266.
10. Волошина С.В. Коммуникативная стратегия самопрезентации в автобиографическом дискурсе // Вестник ИрГТУ, 2014. Вып. 9 (92). 263 с.
11. Горяинова Н.Н. Стратегии и тактики говорящего в речевых актах похвалы // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. Вып. 3. С. 47-53.
12. Гудкова Я.А. Формальный и неформальный стиль в английском языке в академической среде // Символ науки. Ростов-на-Дону: 2020. С. 25-27.
13. Дайнеко П.М. Дискурсивные стратегии самопрезентации в институциональном интернет-общении: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Москва, 2011. 28 с.
14. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века: Монография. Калининград: 1999. С. 16-17.
15. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. Москва: Знак, 2010. 594 с.
... всего 76 источников