Источники конституционного права в правовой системе РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 6
1.1 Понятие и виды источников конституционного права 6
1.2 Конституционные нормы, их особенности 11
2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Международные правовые акты в системе источников 18
2.2 Конституция как основной источник 22
2.3 Место договорных источников в системе 30
2.4 Законы и иные источники конституционного права России 39
3 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ 44
3.1 Источники конституционного права субъектов РФ 44
3.2 Муниципальные источники конституционного права 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 6
1.1 Понятие и виды источников конституционного права 6
1.2 Конституционные нормы, их особенности 11
2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Международные правовые акты в системе источников 18
2.2 Конституция как основной источник 22
2.3 Место договорных источников в системе 30
2.4 Законы и иные источники конституционного права России 39
3 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ 44
3.1 Источники конституционного права субъектов РФ 44
3.2 Муниципальные источники конституционного права 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Источники права представляют собой совокупность различных факторов, которые оказывают влияние на возникновение, развитие и функционирование правовой системы. Эти факторы могут быть как объективными, так и субъективными. К объективным относятся социально-экономические, политические, исторические и культурные условия общества, в котором формируется право. Субъективные факторы связаны с деятельностью государственных органов, общественных институтов и отдельных лиц, участвующих в процессе правотворчества.
Конституционное право является фундаментальной отраслью правовой системы, так как оно закладывает основополагающие принципы организации государства и общества. Оно определяет базовые аспекты управления различными сферами социальной жизни и задает ориентиры для регулирования других отраслей права. Актуальность данной темы обусловлена не только ключевой ролью конституционных норм, зафиксированных в основном законе страны и других нормативных актах, но и недостаточной изученностью ученых. Многие вопросы конституционного права остаются предметом активных дискуссий и научных споров, что свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в этой области.
В контексте теории права, под источниками права понимаются те определяющие факторы, которые способствуют формированию и функционированию правовых норм. Это могут быть как письменные документы, закрепляющие содержание отдельных правовых институтов и отраслей, принятые от имени государства, так и соответствующие государственные органы, такие как глава государства, правительство, органы местного самоуправления и другие. Эти государственные структуры являются ключевыми субъектами правотворческой деятельности, которая в результате формирует источники права в его традиционном понимании. Таким образом, источники права отражают многогранный правовой ландшафт, включающий как нормативно-правовые акты, так и управомоченные государственные институты, выступающие в качестве основных генераторов правовых предписаний.
Конституционное право играет первостепенную роль в российской правовой системе, что во многом обусловлено его основным источником – Конституцией Российской Федерации. Данный документ является ключевым, поскольку он регулирует широкий спектр фундаментальных, базовых общественных взаимоотношений. Кроме того, Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы, которые характерны для всех отраслей российского права. Таким образом, Конституция выступает в качестве основы, на которой строится вся правовая система государства, определяя ее ключевые ориентиры и направления развития. Ее главенствующая роль объясняется тем, что она представляет собой основополагающий, фундаментальный документ, регулирующий наиболее значимые общественные отношения в различных сферах жизни общества.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Исследуемые вопросы затрагивались в трудах Лепешкина А.И., Основина В.С. Уманского Я.Н., С.С. Кравчука и др.
Объектом исследования выступают источники конституционного права.
Предмет исследования – совокупность источников конституционного права в правовой системе РФ.
Цель работы – рассмотреть состояние и выявить проблемы построения источников конституционного права.
Задачи работы:
– представить общую характеристику источников конституционного права;
– рассмотреть систему источников конституционного права Российской Федерации;
– определить актуальные вопросы построения системы источников конституционного права России.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе представлено комплексное теоретическое исследование актуальных проблем, связанных с построением источников конституционного права в правовой системе РФ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Сформулированные в выпускной квалификационной работе предложения и выводы направлены на совершенствование построения источников конституционного права в правовой системе РФ.
Эмпирическую основу исследования составили опубликованные материалы судебной практики.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Конституционное право является фундаментальной отраслью правовой системы, так как оно закладывает основополагающие принципы организации государства и общества. Оно определяет базовые аспекты управления различными сферами социальной жизни и задает ориентиры для регулирования других отраслей права. Актуальность данной темы обусловлена не только ключевой ролью конституционных норм, зафиксированных в основном законе страны и других нормативных актах, но и недостаточной изученностью ученых. Многие вопросы конституционного права остаются предметом активных дискуссий и научных споров, что свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в этой области.
В контексте теории права, под источниками права понимаются те определяющие факторы, которые способствуют формированию и функционированию правовых норм. Это могут быть как письменные документы, закрепляющие содержание отдельных правовых институтов и отраслей, принятые от имени государства, так и соответствующие государственные органы, такие как глава государства, правительство, органы местного самоуправления и другие. Эти государственные структуры являются ключевыми субъектами правотворческой деятельности, которая в результате формирует источники права в его традиционном понимании. Таким образом, источники права отражают многогранный правовой ландшафт, включающий как нормативно-правовые акты, так и управомоченные государственные институты, выступающие в качестве основных генераторов правовых предписаний.
Конституционное право играет первостепенную роль в российской правовой системе, что во многом обусловлено его основным источником – Конституцией Российской Федерации. Данный документ является ключевым, поскольку он регулирует широкий спектр фундаментальных, базовых общественных взаимоотношений. Кроме того, Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы, которые характерны для всех отраслей российского права. Таким образом, Конституция выступает в качестве основы, на которой строится вся правовая система государства, определяя ее ключевые ориентиры и направления развития. Ее главенствующая роль объясняется тем, что она представляет собой основополагающий, фундаментальный документ, регулирующий наиболее значимые общественные отношения в различных сферах жизни общества.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Исследуемые вопросы затрагивались в трудах Лепешкина А.И., Основина В.С. Уманского Я.Н., С.С. Кравчука и др.
Объектом исследования выступают источники конституционного права.
Предмет исследования – совокупность источников конституционного права в правовой системе РФ.
Цель работы – рассмотреть состояние и выявить проблемы построения источников конституционного права.
Задачи работы:
– представить общую характеристику источников конституционного права;
– рассмотреть систему источников конституционного права Российской Федерации;
– определить актуальные вопросы построения системы источников конституционного права России.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе представлено комплексное теоретическое исследование актуальных проблем, связанных с построением источников конституционного права в правовой системе РФ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Сформулированные в выпускной квалификационной работе предложения и выводы направлены на совершенствование построения источников конституционного права в правовой системе РФ.
Эмпирическую основу исследования составили опубликованные материалы судебной практики.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Источники права представляют собой совокупность различных факторов, которые оказывают влияние на возникновение, развитие и функционирование правовой системы. Эти факторы могут быть как объективными, так и субъективными. К объективным относятся социально-экономические, политические, исторические и культурные условия общества, в котором формируется право. Субъективные факторы связаны с деятельностью государственных органов, общественных институтов и отдельных лиц, участвующих в процессе правотворчества.
Конституционное право играет первостепенную роль в российской правовой системе, что во многом обусловлено его основным источником – Конституцией Российской Федерации. Данный документ является ключевым, поскольку он регулирует широкий спектр фундаментальных, базовых общественных взаимоотношений. Кроме того, Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы, которые характерны для всех отраслей российского права.
В работе предложено предложить авторское определение «источника права» в юридическом смысле, как исходящий от уполномоченных государством субъектов и признанный им способ выражения и официального закрепления воли законодателя с целью регулирования значимых общественных отношений.
Источниками конституционного права являются различные нормативные правовые акты, которые определяют юридическую силу и статус конституционных норм.
Конституционно-правовые источники представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную систему, в которой каждый элемент занимает определенное место в соответствии со своей юридической значимостью. Данная система имеет четкую иерархическую структуру, где более высокие по юридической силе источники определяют содержание и границы действия источников более низкого уровня.
Определено, что конституционные нормы являются ключевыми, поскольку они формируют правовую систему государства. Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить положениям основного закона страны. Таким образом, конституционные нормы образуют фундамент правового регулирования общественных отношений, выступая ориентиром для всех субъектов права. Они задают вектор развития законодательства и правоприменительной практики. Нормы Основного Закона государства обладают высшей юридической силой и являются эталоном соответствия для иных правовых актов.
Современная система нормативных правовых актов Российской Федерации должна быть реструктурирована по сравнению с традиционной теорией государства и права. Она должна представлять собой пирамидальную структуру, основанием которой является Конституция – нормативный правовой акт высшей юридической силы. Далее следуют законы и подзаконные акты, которые в совокупности формируют правовой каркас государства. Конституция принимается, изменяется и охраняется в особом порядке, поскольку она регулирует наиболее важные вопросы организации взаимодействия государства и общества. Ее уникальный статус обусловлен тем, что она определяет основные права и свободы граждан, а также механизмы функционирования государственной власти.
Конституция Российской Федерации установила, что договоры являются одной из форм регулирования конституционно-правовых отношений в системе источников конституционного права. Договорно-правовые источники отличаются широким разнообразием видов, которые можно объединить в различные группы. Договоры как форма регулирования обладают большей гибкостью по сравнению с законами, что позволяет более оперативно и эффективно решать различные вопросы. При этом действующее законодательство, регулирующее вопросы заключения, выполнения и применения отдельных видов международных и внутригосударственных договоров, носит фрагментарный характер, что негативно сказывается на возможностях органов государственной власти по использованию договорно-правовой формы регулирования конституционных правоотношений.
В результате изучения и анализа современного конституционного права Российской Федерации, было установлено, что в связи с быстрыми темпами развития данной отрасли законодательства, а также с особенностями исторического развития нашего государства, к нетипичным источникам и формам конституционного права России следует отнести ряд правовых актов и институтов. В их число входят Поручения Президента Российской Федерации, которые, хотя и не обладают статусом нормативных правовых актов, фактически оказывают существенное влияние на правовое регулирование различных общественных отношений. Кроме того, к нетипичным источникам конституционного права можно отнести регламенты палат Федерального Собрания – Государственной Думы и Совета Федерации, которые, наряду с другими функциями, закрепляют порядок и процедуры реализации конституционных полномочий высших органов государственной власти. Также к особым формам конституционного права следует отнести сложившуюся в России практику использования текста Конституции при проведении церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации, которая приобрела характер устойчивого конституционного обычая.
Помимо Конституции Российской Федерации, существуют и другие нормативные правовые акты, которые регулируют конституционно-правовые отношения на территории отдельных субъектов Федерации. К таким источникам конституционного права можно отнести конституции и уставы регионов. Эти документы содержат положения, определяющие правовой статус конкретного субъекта Российской Федерации, основы его государственного устройства, компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих в пределах данной территории.
Для достижения равенства граждан, их беспрепятственного участия в государственном управлении на региональном уровне, а также воплощения принципа народовластия, предлагается внести поправки в часть 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации. Предлагаемые изменения заключаются в исключении из текста нормы фразы «..., принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации». Данная мера позволит расширить возможности граждан по прямому взаимодействию с органами государственной власти на местах, обеспечит большую открытость и подотчетность региональных властей перед населением.
Предлагается наделить граждан Российской Федерации, проживающих в каждом из субъектов РФ, правом участвовать в принятии конституций (уставов) и вносить в них изменения (дополнения). Для этого уже создан определенный правовой базис – действующее законодательство позволяет выносить на референдум субъекта РФ вопросы, находящиеся в его ведении. Данное предложение приобретает особую актуальность в контексте активно обсуждаемой в научных кругах темы о формах и способах обеспечения легитимности государственной власти.
Учитывая значимость положений, отраженных в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, а также сложность формулировки вопросов, выносимых на референдум субъекта Российской Федерации, целесообразно предоставить органам государственной власти соответствующего субъекта право выдвигать инициативу проведения такого референдума. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в тексты региональных законов о референдуме.
Предлагаемые корректировки законодательства позволят закрепить публично-правовое признание высокой значимости конституций и уставов субъектов Российской Федерации в системе правового регулирования. Это подчеркнет особую роль этих документов в определении статуса и полномочий регионов, а также в обеспечении прав и свобод граждан на местном уровне. Такой шаг будет способствовать повышению эффективности и демократичности процесса принятия решений, затрагивающих интересы населения конкретных субъектов РФ.
Также определено, что вопросы, не затрагивающие основ муниципального образования, исключительно относятся к регулированию посредством устава, в то время как ключевые положения закрепляются на федеральном уровне законодательства. Тем не менее, данные вопросы ограничены жесткими требованиями, указанными в соответствующем Федеральном законе, что предполагает ограниченный выбор вариантов при разработке проекта устава. В результате, муниципалитетам предоставляется незначительное пространство для нормотворчества. Более того, вопросы, относящиеся исключительно к уставному регулированию, зачастую не находят должного отражения в содержании самого устава. Таким образом, устав муниципального образования в большей степени закрепляет основополагающие принципы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Конституционное право играет первостепенную роль в российской правовой системе, что во многом обусловлено его основным источником – Конституцией Российской Федерации. Данный документ является ключевым, поскольку он регулирует широкий спектр фундаментальных, базовых общественных взаимоотношений. Кроме того, Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы, которые характерны для всех отраслей российского права.
В работе предложено предложить авторское определение «источника права» в юридическом смысле, как исходящий от уполномоченных государством субъектов и признанный им способ выражения и официального закрепления воли законодателя с целью регулирования значимых общественных отношений.
Источниками конституционного права являются различные нормативные правовые акты, которые определяют юридическую силу и статус конституционных норм.
Конституционно-правовые источники представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную систему, в которой каждый элемент занимает определенное место в соответствии со своей юридической значимостью. Данная система имеет четкую иерархическую структуру, где более высокие по юридической силе источники определяют содержание и границы действия источников более низкого уровня.
Определено, что конституционные нормы являются ключевыми, поскольку они формируют правовую систему государства. Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить положениям основного закона страны. Таким образом, конституционные нормы образуют фундамент правового регулирования общественных отношений, выступая ориентиром для всех субъектов права. Они задают вектор развития законодательства и правоприменительной практики. Нормы Основного Закона государства обладают высшей юридической силой и являются эталоном соответствия для иных правовых актов.
Современная система нормативных правовых актов Российской Федерации должна быть реструктурирована по сравнению с традиционной теорией государства и права. Она должна представлять собой пирамидальную структуру, основанием которой является Конституция – нормативный правовой акт высшей юридической силы. Далее следуют законы и подзаконные акты, которые в совокупности формируют правовой каркас государства. Конституция принимается, изменяется и охраняется в особом порядке, поскольку она регулирует наиболее важные вопросы организации взаимодействия государства и общества. Ее уникальный статус обусловлен тем, что она определяет основные права и свободы граждан, а также механизмы функционирования государственной власти.
Конституция Российской Федерации установила, что договоры являются одной из форм регулирования конституционно-правовых отношений в системе источников конституционного права. Договорно-правовые источники отличаются широким разнообразием видов, которые можно объединить в различные группы. Договоры как форма регулирования обладают большей гибкостью по сравнению с законами, что позволяет более оперативно и эффективно решать различные вопросы. При этом действующее законодательство, регулирующее вопросы заключения, выполнения и применения отдельных видов международных и внутригосударственных договоров, носит фрагментарный характер, что негативно сказывается на возможностях органов государственной власти по использованию договорно-правовой формы регулирования конституционных правоотношений.
В результате изучения и анализа современного конституционного права Российской Федерации, было установлено, что в связи с быстрыми темпами развития данной отрасли законодательства, а также с особенностями исторического развития нашего государства, к нетипичным источникам и формам конституционного права России следует отнести ряд правовых актов и институтов. В их число входят Поручения Президента Российской Федерации, которые, хотя и не обладают статусом нормативных правовых актов, фактически оказывают существенное влияние на правовое регулирование различных общественных отношений. Кроме того, к нетипичным источникам конституционного права можно отнести регламенты палат Федерального Собрания – Государственной Думы и Совета Федерации, которые, наряду с другими функциями, закрепляют порядок и процедуры реализации конституционных полномочий высших органов государственной власти. Также к особым формам конституционного права следует отнести сложившуюся в России практику использования текста Конституции при проведении церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации, которая приобрела характер устойчивого конституционного обычая.
Помимо Конституции Российской Федерации, существуют и другие нормативные правовые акты, которые регулируют конституционно-правовые отношения на территории отдельных субъектов Федерации. К таким источникам конституционного права можно отнести конституции и уставы регионов. Эти документы содержат положения, определяющие правовой статус конкретного субъекта Российской Федерации, основы его государственного устройства, компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих в пределах данной территории.
Для достижения равенства граждан, их беспрепятственного участия в государственном управлении на региональном уровне, а также воплощения принципа народовластия, предлагается внести поправки в часть 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации. Предлагаемые изменения заключаются в исключении из текста нормы фразы «..., принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации». Данная мера позволит расширить возможности граждан по прямому взаимодействию с органами государственной власти на местах, обеспечит большую открытость и подотчетность региональных властей перед населением.
Предлагается наделить граждан Российской Федерации, проживающих в каждом из субъектов РФ, правом участвовать в принятии конституций (уставов) и вносить в них изменения (дополнения). Для этого уже создан определенный правовой базис – действующее законодательство позволяет выносить на референдум субъекта РФ вопросы, находящиеся в его ведении. Данное предложение приобретает особую актуальность в контексте активно обсуждаемой в научных кругах темы о формах и способах обеспечения легитимности государственной власти.
Учитывая значимость положений, отраженных в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, а также сложность формулировки вопросов, выносимых на референдум субъекта Российской Федерации, целесообразно предоставить органам государственной власти соответствующего субъекта право выдвигать инициативу проведения такого референдума. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в тексты региональных законов о референдуме.
Предлагаемые корректировки законодательства позволят закрепить публично-правовое признание высокой значимости конституций и уставов субъектов Российской Федерации в системе правового регулирования. Это подчеркнет особую роль этих документов в определении статуса и полномочий регионов, а также в обеспечении прав и свобод граждан на местном уровне. Такой шаг будет способствовать повышению эффективности и демократичности процесса принятия решений, затрагивающих интересы населения конкретных субъектов РФ.
Также определено, что вопросы, не затрагивающие основ муниципального образования, исключительно относятся к регулированию посредством устава, в то время как ключевые положения закрепляются на федеральном уровне законодательства. Тем не менее, данные вопросы ограничены жесткими требованиями, указанными в соответствующем Федеральном законе, что предполагает ограниченный выбор вариантов при разработке проекта устава. В результате, муниципалитетам предоставляется незначительное пространство для нормотворчества. Более того, вопросы, относящиеся исключительно к уставному регулированию, зачастую не находят должного отражения в содержании самого устава. Таким образом, устав муниципального образования в большей степени закрепляет основополагающие принципы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Подобные работы
- Система и источники конституционного права России
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Источники конституционного права Российской Федерации
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Общепризнанные принципы международного права (Российский Университет Дружбы Народов)
Курсовые работы, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА (на примере ЕС и РФ)(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Классификация принципов права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Конституционное право Российской Федерации – наука и учебная дисциплина (Барнаульский кооперативный техникум)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Система конституционного права России (Конституционное право России, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019



