Введение 3
Глава 1. Применение наглядности в образовательном процессе: теоретический аспект 8
Подходы к определению понятий «наглядность», «принцип
наглядности», «средства наглядности» в науке 8
Виды наглядных средств обучения 12
Условия применения наглядных средств обучения 15
Современная психолого-педагогическая парадигма применения
наглядности в обучении 17
Возрастные особенности учащихся 9 класса 25
Глава 2. Актуальные проблемы подготовки к ОГЭ по обществознанию и перспективы их разрешения 32
Анализ результатов ОГЭ по учебному предмету «Обществознание»
за 2022 г. по Красноярскому краю 32
Анализ УМК по учебному предмету «Обществознание» 33
Заключение 59
Библиографический список 62
Как известно, большую часть информации - по разным данным, от 60% до 85% - человек получает посредством визуальной коммуникации, в связи с чем компетентное обращение педагога к наглядным средствам в образовательном процессе будет способствовать насыщению материала, увеличению скорости его восприятия учащимися.
Внедрение новых ТСО упрощает применение принципа наглядности в процессе обучения. Кроме того, учитывая неуклонный рост влияния информационных технологий на различные стороны жизнедеятельности, нужно признать, что информатизация сегодня является объективной тенденцией общественного развития. Данный процесс находит отражение во многих государственных доктринах, в том числе, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Среди прочих предметных результатов по учебному предмету «Обществознание» имеется такой: «Овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации ... с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете».1
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью создания педагогических условий применения наглядности при подготовке к ОГЭ по обществознанию с учетом объективных изменений современности - расширения возможности использования информационных ресурсов, повышения роли компьютеров и техники.
Степень изученности проблемы
В разработку теоретико-методологических основ применения в учебном процессе средств наглядности внесли огромный вклад работы классиков мировой и отечественной научной педагогики: Я.А. Коменского2, И.Г. Песталоцци3, А. Дистервега4, Ж.Ж. Руссо5, К.Д. Ушинского6.
3
Большое значение в развитии теоретических положений и условий использования наглядных средств в учебно-воспитательном процессе имеют труды в сфере общей дидактики Б.П. Есипова7, А.А. Гиля8, П.И. Пидкасистого9, А.Н. Леонтьева10, Ю.К. Бабанского11, Г.М. Коджаспировой12.
Во второй половине XX в. наблюдается всплеск интереса к вопросам практического применения наглядности в научно-методической литературе и активное создание комплектов наглядности для средней школы - в первую очередь, по истории: Н.И. Аппарович13, П.В. Гора14, Ф.П. Коровкин15, B.C. Мурзаев16 и др.).
Д.Н. Никифоров и С.Ф. Скляренко в работе «Наглядность в преподавании истории и обществознания»17 подробно описывают возможности использовании на уроках различных видов наглядности. Особое внимание авторы уделяют работе со схемами на уроках обществознания в старших классах.
В 2000 г. было опубликовано практическое пособие М.В. Коротковой18, в котором представлен широкий обзор педагогического опыта работы с меловыми рисунками, карикатурами, политической картой, схемами, репродукциями художественных произведений и таблицами.
...
В выпускной квалификационной работе, с целью теоретического обоснования применения художественной и условно-графической наглядности на уроках обществознания в 9 классе при подготовке к ОГЭ, были проанализированы сложившиеся в науке подходы к определению терминов «наглядность», «принцип наглядности», «средства наглядности»; рассмотрены существующие классификации средств наглядности; был проведен анализ современных подходов к использованию средств наглядности в обучении с учетом последних достижений в областях педагогики и психологии; были определены и описаны возрастные особенности учащихся 9-го класса; проанализированы результаты ОГЭ по обществознанию, полученные в 2022 году в Красноярском крае, и определены актуальные проблемы выполнения экзаменационных заданий, непосредственно связанных с наглядностью; был проведен структурно-содержательный анализ учебнометодических комплексов по учебному предмету «Обществознание», входящих в актуальный федеральный перечень учебников.
Общим результатом разностороннего теоретического анализа проблемы и комплекса произведенных действий, описанных выше, стало однозначное подтверждение выдвинутой гипотезы: действительно, работа с различными видами зрительной наглядности при учете познавательной цели урока, возрастных особенностей учащихся и соблюдении основных принципов обучения может способствовать более эффективной подготовке к ОГЭ по учебному предмету «Обществознание».
Практическая значимость исследования заключается в получении конкретных результатов анализа, совокупность которых может стать прикладным руководством по применению наглядности в процессе обучения для учителей обществознания:
Были даны наиболее исчерпывающие определения понятий «наглядность», «принцип наглядности», «средства наглядности»; было установлено, что наглядность не является признаком или качеством 59
объектов, и данный термин следует понимать в четырех значениях: 1) как психический процесс, в результате которого в сознании обучающихся образуются определенные образы исследуемого объекта; 2) как дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися; 3) как применение на занятиях специальных наглядных средств обучения и/или их совокупности - наглядных методов; 4) как показатель понятности для данного обучающегося того образа, который формируется в его сознании в результате познавательных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, представления и воображения.
Под принципом наглядности предлагается понимать один из основных принципов дидактики, в соответствии с которым обучение базируется на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками.
Средства наглядности истолковываются как способы, посредством которых педагог демонстрирует учащимся объект познания.
Было выявлено, что, в связи с предельной обобщенностью содержания курса обществознания, основным видом наглядности, применяемой в обучении, должна быть условная наглядность, прежде всего, схематическая и символическая - таблицы и схемы. Включение их в процесс обучения обществознанию способствует усвоению учащимися трудного, зачастую крайне абстрактного материала, поскольку схематичное изложение позволяет выделить наиболее существенные черты изучаемого объекта или явления и сознательно отвлечься от второстепенных.
Были определены конкретные условия, которые необходимо соблюдать при обращении к наглядным методам обучения:
демонстрируемая наглядность должна отвечать возрастным потребностям учащихся;
наглядность необходимо использовать в меру (т.е. сообразно познавательным целям) и только на соответствующем этапе урока;
...
Агафонов С.В. Обществознание. 9: рабочая тетрадь к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, С.В. Агафонова / С.В. Агафонов. М.: Просвещение, 2021. 96 с.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории. М.: Просвещение, 1983. 95 с.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Кириленко Н.П. Петрова Л.Ю. Черняева Т.Н., Шуралева З.В. Социально -педагогический словарь. Саратов: ИЦ «Наука», 2007. 116 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
Гиль А.А. Исследование эффективности применения средств наглядности в преподавании военной педагогики и психологии в вузах: Автореф. дис.канд. пед. наук. 13.00.01. М., 1970. 20 с.
Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1971. 239 с.
Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕРСЭ, 2005. 136 с.
Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
Денисов А.Е., Казанский В.М. Дидактические принципы применения средств обучения. Киев, «Вища школа», 1982. 52 с.
Дистервег А. Руководство для немецких учителей. Обработка и предисловие Б. Ваккера. Перевод с нем. А. Ф. Гретман, предисловие Д. Н. Королькова. М., 1913. 321 с.
Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществознания. М.: Просвещение, 2009. 177 с.
Дрижун И.Л. Технические средства обучения химии. М.: Высш. шк., 1989. 174 с.
Дружкова А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. М.: Просвещение, 2010. 207 с.
... всего 56 источников