Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания виртуальной экскурсии 5
Характеристика виртуальной экскурсии 5
Классификация экскурсий 6
Требования к проведению виртуальной экскурсии по биологии 12
Биологические особенности лекарственных растений 13
Глава 2. Методические основы организации и проведения виртуальной экскурсии 24
Методические основы создания виртуальной экскурсии 24
Проверка результативности использования виртуальной экскурсии 48
Выводы 53
Список литературы 54
Приложение 57
С принятием новых образовательных стандартов возникает
необходимость к формированию у обучающихся «основ экологической грамотности: выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных» (ФГОС ООО п. 11.7). Реализовать данные предметные результаты можно используя виртуальные экскурсии. Однако в настоящее время при обучении биологии виртуальные видео-экскурсии используются редко или не используются вообще, и отсутствуют четкие методические рекомендации по их созданию.
Экскурсия позволяет применить дифференцированный подход, тем самым осуществляя индивидуализацию в обучения. Возможность учесть разносторонний интерес обучающихся, повысить мотивацию к обучению, углубить и расширить знания в нужном направлении. (Смирнова Н.З., 2007).
Не всегда есть возможность проведения экскурсии в природу, в зоопарк, в заказник, чтобы познакомиться с биоразнообразием животных. Причин множественное количество - это скрытный образ жизни животных, неблагоприятные климатические условия, дальнее расположение от образовательного учреждения и другие. Возможность провести виртуальную экскурсию есть всегда.
В наше время становится очень актуальным использование информационных технологий на занятиях, поэтому целью нашей работы будет являться: выявление дидактического потенциала виртуальной
экскурсии при изучении темы «Лекарственные растения при заболеваниях сердечно сосудистой системы». В связи с поставленной целью мы выделили несколько задач:
Изучить литературу по проблеме использования виртуальных экскурсий в процессе обучения биологии.
Изучить лекарственные растения при заболеваниях сердечно сосудистой системы, дать им научную классификацию и описать их значение в фармацевтике и народной медицине.
Разработать и апробировать в школе виртуальную экскурсию по теме: «Лекарственные растения при заболеваниях сердечно сосудистой системы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий использование виртуальных экскурсий.
Предмет исследования: разработка и внедрение виртуальных экскурсий в образовательный процесс биологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и внедрена в учебный процесс методика организации и проведения виртуальной экскурсии, разработана виртуальная видеоэкскурсия для обучающихся средней школы на примере виртуальной экскурсии «Лекарственные растения при заболеваниях сердечно сосудистой системы».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов и приложения.
На основании литературных данных выделены особенности организации, составления и проведения виртуальной экскурсии по теме лекарственные растения при заболеваниях сердечно сосудистой системы.
Выявлены виды лекарственных растений, используемые при заболеваниях сердечно сосудистой системы, относящихся к отделам, классам, порядкам, семействам, родам, используемых в фармацевтике и народной медицине.
Разработана виртуальная экскурсия, которая позволит расширить и углубить знания обучающихся по теме лекарственные растения при заболеваниях сердечно сосудистой системы. Выдвинутые положения были проверены в условиях педагогического эксперимента и подтверждены результатами тестирования, представлена динамика увеличения количества правильных ответов, что обеспечивает достижение более высоких образовательных результатов.