ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 8
1.1. Понятие «самостоятельная работа учащихся» в современной дидактике 8
1.2. Роль самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранного языка в условиях реализации ФГОС 13
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 29
2.1.Описание эксперимента по организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения иностранного языка 29
2.2. Предэкспериментальный этап 33
2.3. Экспериментальный этап 40
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Приложение 1 55
Приложение 2 58
Приложение 3 61
Приложение 4 62
Актуальность исследования: качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Однако анализ практики обучения в средней школе дает основание сделать вывод о том, что самостоятельная деятельность учащихся все еще недостаточно учитывается в образовательном процессе, а учебная деятельность в своем большинстве все еще опирается на репродуктивные формы и методы обучения. Сложилась ситуация, когда устоявшиеся способы и формы работы и осуществления самостоятельной работы требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, расширением поля самостоятельной деятельности школьников в условиях привлечения к процессу познания информационных и интерактивных педагогических технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения.
В школьном образовании на современном этапе происходят серьезные изменения, смысл и назначение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития общества. В основу реформирования школы положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образования.
Новые направления совершенствования образования базируются на статьях Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», Национальном проекте «Образование», Федеральной целевой программе развития образования до 2020 г.
В процессе совершенствования школьного образования встал целый ряд важных проблем, связанных не только с разработкой новых подходов к содержанию предмета, но и, что особенно важно, с кардинальным изменением самого процесса обучения. Укрепление демократических основ российского общества немыслимо без развития активной и самостоятельной личности. Школе предстоит подготовить молодых людей, обладающих не только сформированными знаниями, убеждениями, творческой активностью, но и способностями к самостоятельному поиску, определенными социальными компетенциями, помогающими ориентироваться в перипетиях современной жизни, применении имеющихся знаний на практике.
Актуальность проблемы поиска эффективных форм для активизации самостоятельной работы обусловлена также и тем, что в период обучения в школе формируются умения самостоятельной деятельности. В этой связи особенно важно, чтобы учащиеся, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, так как знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности.
Итак, необходимость исследовательского поиска новых подходов к активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении иностранного языка связывается с разрешением следующих противоречий:
- между признанием приоритета целостного формирования социально активной, творческой личностью учащегося и принижением роли самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- между динамичным развитием передовых педагогических технологий, средств дидактического сопровождения и сохранением традиционных моделей учебной деятельности на уроках по изучению иностранного языка.
Актуальность решения этих проблем обуславливает выбор темы исследования дипломной работы: «Организация самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка».
Объект исследования: процесс изучения иностранного языка в школе.
Предмет исследования: методика организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить эффективные формы активизации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения иностранного языка в школе....
Дипломное исследование было направлено на обоснование и выявление эффективных форм активизации самостоятельной работы учащихся по изучению иностранного языка в школе. Также в ходе исследования была предложена гипотеза о том, что организация целостной системы самостоятельной работы учащихся в процессе изучения иностранного языка будет более эффективной при использовании активных форм самостоятельной работы с опорой на личностный, деятельностный и системный подходы в обучении.
Для достижения цели работы, а также для подтверждения предложенной гипотезы, были сформулированы и успешно решены следующие задачи.
1. Проведение теоретического анализа дидактической литературы по вопросу самостоятельной работы в учебном процессе позволило сформулировать следующие выводы:
Отечественная педагогическая наука во все периоды своего развития активно решала проблему самостоятельности в учебной деятельности обучающихся. В разные периоды понятие «самостоятельная деятельность учащихся» имело различное социальное и педагогическое осмысление. Однако неизменными на протяжении всего развития педагогической науки были следующие характеристики самостоятельности:
- компонентный состав понятия «самостоятельная деятельность» (потребность, мотивы, цели, условия, действия, результат);
- самостоятельная деятельность считается ведущим принципом обучения;
- условия организации самостоятельной деятельности: творческий характер деятельности, интересные формы организации;
- ученик рассматривается как субъект самостоятельной деятельности.
Вопросы самостоятельной деятельности учащихся в педагогических исследованиях ХХ-XIX веков становятся наиболее актуальными, вследствие чего исследователями активно прорабатываются вопросы методов организации самостоятельной деятельности, выявляется взаимосвязь между степенью усвоения знаний от уровня познавательной самостоятельности учеников, определяются критерии определения самостоятельной деятельности и факторы развития самостоятельности.
На современном этапе развития педагогической науки самостоятельная деятельность учащихся рассматривается большинством исследователей как часть педагогики сотрудничества, основы которого были заложены еще в советский период развития педагогической науки.
2. Изучение структуры самостоятельной работы, а также ее сущностных характеристик в условиях современного образовательного процесса дало основание для заключения таких выводов:
Изучение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС позволило определить основные факторы организации самостоятельной работы:
- ее системность;
- взаимосвязь интенсификации и стимулирования самостоятельной работы с мотивационной сферой учащихся;
- использование информационно-коммуникационных технологий переводит самостоятельную работу учащихся на качественно высокий уровень.
3. Экспериментальная проверка педагогической эффективности целенаправленной работы по организации самостоятельной деятельности при изучении иностранного языка дала следующие результаты.
В практической главе мы рассмотрели организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся 8 классов на уроках английского языка.
Наш эксперимент содержал три этапа:
1) констатирующий (в обеих группах определяется уровень мотивации к выполнению самостоятельной работе);
2) формирующий (проводится экспериментальная работа в экспериментальной группе);
3) диагностирующий (в обеих группах определяется уровень усвоения учебных навыков и умений)....
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (последняя редакция) URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 140174/
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования // Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. - 44 с. II. Основная литература
4. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А.Ануфриев. - 3 изд. М.: Сфема, 2014. - 152 с.
5. Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. М.: Флинта, 2015. - 400 с.
6. Безюлева А.В. Домашняя учебная работа как одна из форм организации самостоятельной деятельности школьников в рамках ФГОС / А.В. Безюлева // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 21-22.
7. Белякова И.В., Кожушкова Н.В. Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке / И.В. Белякова, Н.В. Кожушкова // Научные труды Sworld. 2017. Т. 6. № 1. С. 86-88.
8. Бешукова Ф.К. Педагогика сотрудничества: самостоятельная работа учащихся как результат творчества преподавателя / Ф.К. Бешукова // Ученые записки. Под редакцией Л.А. Вицюк. Москва-Белореченск, 2014. С. 83-86.
9. Бордовский Г.А Персональный компьютер / Г.А. Бордовский, И.Б.Горбунова, А.С. Кондратьев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
10. Валеева Н.Ш. Психология и культура умственного труда / Н.Ш. Валеева, Н. П. Гончарук. М.: КНОРУС, 2014. - 240 с.
11. Гутников А.Б. Активные методики - залог успеха / А.Б. Гутникова, А.Н. Иоффе. - СПб. - 1999.
12. Дзгоева Н.М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования // Высшее образование сегодня. 2011. - № 7. С.53-54.
13. Дядус Е.В. Самостоятельная работа в учебной деятельности / Е.В. Дядус // Сборник научных трудов Девятой Международной заочной научно-методической конференции. 2013. С. 102-104.
14. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. - Л., 1982. - 76 с.
15. Жданова Т.А. Самостоятельная работа как категория дидактики высшей школы / Т.А. Жданова // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т.4 № 4. С. 1263-1267....(46)