ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОЙ АУДИТОРИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1. Возрастные особенности и особенности обучения взрослой аудитории иностранным языкам 10
1.2. Методы обучения иностранным языкам 19
1.3. Методика интенсивного обучения взрослых иностранным языкам 28
1.4. Обучение грамматической стороне иностранного языка 32
ВЫВОДЫ 35
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА У ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ 36
2.1 Подготовительный этап исследования 37
2.2 Формирующий эксперимент 39
2.3 Контрольный эксперимент. Обработка результатов 47
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80
В реалиях сегодняшнего дня трудно представить себе жизнь без иностранных языков (ИЯ), будь то работа, отдых, общение на улице или в социальных сетях. Везде и каждый день от человека требуется, если не глобальное, то хотя бы минимальное знание иностранного языка, поскольку сегодня все больше иностранных слов проникает в наш родной язык и постепенно вытесняют понятные нам слова.
На фоне политических, экономических и социальных событий общество постоянно претерпевает изменения в плане межкультурного общения. Все чаще работодатели ищут людей со знанием одного или нескольких иностранных языков. С падением «железного занавеса» в СССР для советских людей, а теперь и для нас, пали всяческие границы, как географические, так и межкультурные. Поток туристов приезжающих в Россию и выезжающих в другие страны с тех пор только увеличился, а предприимчивые люди нашли новые источники и направления для развития своего бизнеса. И если для туристов иностранный язык это незначительное препятствие между ними и грядущим отпуском, то для большинства работающих граждан он стал настоящей проблемой.
Сегодня, при устройстве на работу работодатель отдаёт предпочтение тем кандидатам, которые знают, по меньшей мере, один иностранный язык. В иных случаях - предоставляет своим сотрудникам возможность, окончить курсы по изучению иностранного языка. Такая политика вполне объяснима. Работодатель желает расширить сферу своих возможностей, сотрудничая с иностранными компаниями, и при этом сохранить деньги, не принимая на работу ещё одного сотрудника. Рядовым же гражданам приходится выполнить все требуемые от них условия, чтобы сохранить хорошо оплачиваемую работу. Что же делать в подобной ситуации? Как овладеть иностранным языком, затратив на его изучение минимальное количество времени?
В свете всех этих событий для многих образовательных учреждений появилась возможность увеличить свой бюджет за счет создания учебных программ и пособий, позволяющих в короткие сроки овладеть базовыми знаниями иностранного языка. Начиная с ХХ века, велись исследования по созданию программ интенсивного обучения, но как тогда, так и сейчас методисты сталкиваются с одной и той же проблемой - возраст.
Методика обучения взрослого человека должна базироваться на концепции непрерывного образования. В программе «Иностранный язык», которая была разработана Министерством образовании и науки РФ, говорится, что изучение иностранных языков является одним из важнейших и обязательных компонентов по подготовке высококвалифицированных специалистов в системе высшего образования [2].
В концепции о непрерывном образовании взрослой аудитории, разработанной в России до 2025 года, говорится, что «непрерывное образование взрослых подразумевает формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных качеств, повышение его трудовой мобильности. Таким образом, непрерывное образование взрослых является одним из ключевых компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации в целом» [1].
Все существующие методики ориентированы главным образом на детей. Средний же возраст работников, которым необходимо пройти курс интенсивного обучения составляет 30-45 лет. А, как известно, обучение детей и обучение взрослых любой дисциплине, будь то иностранные языки или компьютерные технологии, в корне различаются.
Нельзя отрицать, что иностранный язык сегодня стал частью жизни каждого человека. Он вторгается к нам из нашего окружения, социальных сетей, телевидения. Фирмы, компании, крупные и мелкие предприятия работают с иностранными компаниями, отсюда возникает большой спрос на специалистов, владеющих иностранными языками. Соответственно, увеличивается количество предложений на их услуги и с каждым годом спрос на специалистов подобного плана будет только расти.
К сожалению, существует не так много учебных пособий, которые бы полностью отвечали всем требованиям необходимым для обучения взрослой аудитории. Учебники на формирование фонетических, лексических, грамматических и морфологических навыков создаются чаще всего отдельно друг от друга и человеку, желающему овладеть иностранным языком, приходится тратить большое количество денег. Зачастую, возникает проблема и в выборе учебника, ведь незнающему человеку сложно подобрать комплект учебников, отвечающий его уровню знаний и правильно сочетать все уровни языка.
Проанализировав литературу иностранных и отечественных лингвистов, можно утверждать, что все они говорят о системе непрерывного обучения, в которой взрослый человек может за короткие сроки добиться значительных результатов в изучении ИЯ. Так же, при работе с взрослой аудиторией, все ученые во главу угла ставят самостоятельную работу, благодаря которой обучающийся получает больше половины необходимой ему информации, а роль учителя сводится до функций гида (направлять, объяснять, показывать).
Не последнюю роль в обучении взрослого человека играет его жизненный и учебный опыт. Он может как помочь при изучении ИЯ, так и создать значительные трудности, вызвав противоречия и окончательно запутав своего владельца. Это, пожалуй, одна из самых серьезных проблем при работе с взрослой аудиторией. Здесь главное объяснить обучающимся, что в этом вопросе не стоит опираться на свой родной язык, культуру и менталитет. Решением этой задачи по-прежнему остается практика и знакомство с менталитетом и культурой общения страны изучаемого языка.
Положительным моментом при работе с взрослым человеком становится то, что взрослые занимаются осознанно. Их не надо заставлять или как-то мотивировать. Если человек идет на курсы от предприятия, то его уже есть кому заставить, а мотивацией может служить продвижение по карьерной лестнице. Все, что остается преподавателю - это спокойно заниматься своим делом и научить человека иностранному языку.
Не стоит забывать и о том, что для взрослого человека, в отличии от подростка, учеба не является приоритетной задачей. Он по-прежнему занимается своей основной деятельностью - работой. У семейных людей добавляются домашние дела и обязанности. В этих условиях человек не всегда способен выделить время на самостоятельную работу дома, а иногда и на посещение занятий в классе. Поскольку занятия происходят в вечернее время суток, очень важно предельно просто объяснять учебный материал, не перегружая его лишней информацией, так как в конце дня, человек устает, активность мозга снижается и он не способен на продуктивную работу в классе, появляется раздражительность, сонливость, снижается уровень мотивации.
За годы исследований и экспериментов ученые-лингвисты пришли к выводу, что преподавателю необходимо обсуждать и выбирать темы будущих занятий вместе с учениками. Такой шаг, по их мнению, вовлекает их в процесс обучения, заставляет их делить ответственность за результаты обучения и облегчает задачу самого преподавателя. Важно помнить, что взрослый человек не нуждается в оценке своих знаний. Преподаватель не может заставить взрослого человека учиться, поэтому все, что требуется от преподавателя - это создать условия для обучения: работать только с современной и актуальной информацией, вовлекать их в дискуссии, беседы, деловые игры, предоставлять ученикам больше самостоятельности, возможность проявлять инициативу, высказывать пожелания и взаимодействовать со своими учениками....
1. Нормативно-правовые акты
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, М., 2015, C.3-4.
2. Примерная программа «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов Министерства образования и науки Российской Федерации. M., 2009.
2. Монографии, брошюры, статьи, выступления
3. Агабекян И.П., П.И. Коваленко. Английский для технических вузов. 15-е издание. Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г. С. 347.
4. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых/ Б.Г. Ананьев. М.: Знание, 1972.С. 32.
5. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб.пособие / В.Г. Асеев; Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск, 1989. С. 193.
6. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. М.: Просвещение, 1965. С. 229.
7. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. / С.Г. Вершловский; АПН СССР. НИИ общ. образования взрослых. М.: Педагогика, 1987. С. 183.
8. Витлин Ж.Л. Методические рекомендации по учету психологических особенностей взрослых в процессе обучения иностранному языку / Разраб. Ж.Л. Витлина; АПН СССР. НИИ общ. образования взрослых. Л.: Изд - во НИИ общ. образования взрослых, 1976. С. 110.
9. Витлин Ж.Л. Обучение взрослых иностранному языку / Ж.Л. Витлин. М.: Педагогика, 1978. С. 168.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика- Пресс, 1999. С. 536.
11. Гарагуля С.И. Английский язык для делового общения = Learning Business Communication in English: учеб. пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2013 г. С. 268.
12. Гегечкори Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи / Л.Ш. Гегечкори. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1975. С. 297.
13. Гегечкори Л.Ш. Обучение устной иноязычной речи на интенсивной основе: Поиски и проблемы: Учеб. пособие для пед. вузов / Л.Ш. Гегечкори. -Тбилиси: Ганатлеба, 1988. С. 227.
14. Зенкевич Г.К. Ускоренное обучение взрослых чтению в ходе усвоения грамматического каркаса языка (на материале англ. яз.): Автореф. дис. канд. пед. наук / Г.К. Зенкевич; Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Торе» за.-М„ 1972.С. 22.
15. Змеёва Т. Е. Андрагогические особенности обучения иностранному языку в системе дополнительного профессионального образования взрослых. Грамота, 2010. № 11 (42): в 2-х ч. Ч. I. C. 65-69. ISSN 1993-5552....(52)