Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №150021

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Психологические особенности часто болеющих старших
дошкольников 7
1.2 Содержание психолого-педагогической работы с родителями часто
болеющих детей 12
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 23
2.1 Определение особенностей детско-родительских отношений в семье
часто болеющего дошкольника, его эмоционального состояния 23
2.2 Разработка и реализация программы психолого-педагогического
сопровождения родителей часто болеющих дошкольников 36
2.3 Изучение результатов реализованной программы психолого - педагогического сопровождения родителей часто болеющих дошкольников 46
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложение


В последние года проявилась тенденция к росту количества детей с ослабленным здоровьем. Среди нозологий, встречаемых у детей младшего школьного возраста, на первое место выходят острые респираторные заболевания (ОРЗ). По данным о состоянии здоровья населения России численность детей особенно подверженных ОРЗ составляет 70-75%, а число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%.
Категория «часто болеющие дети» долгое время была исключительно медицинской: исследовались медико-биологические факторы частой заболеваемости детей разных возрастов, возможности профилактики и лечения таких детей. Однако все чаще часто болеющих детей изучает и психологическая наука. Объектом исследований в этой связи становятся психологические и психические особенности часто болеющих детей - так, исследования выявляют повышенную тревожность таких детей, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение и т.д. Подобные характеристики в научной литературе связываются с особой внутрисемейной атмосферой в семье такого ребенка - формируется особый тип родительского отношения (нередко неэффективный), всесторонне влияющий на развитие часто болеющего ребенка.
Безусловно, значение семьи и родителей, в частности, для развития ребенка нельзя преувеличить. Семья - это и уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, эмоциональной поддержки; это источник общественного опыта, это главный институт воспитания. Семейная микросреда - это зона ближайшего развития ребенка. В современной практике воспитания все большую актуальность приобретает идея взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Ведь родители ответственны за воспитание детей, а все остальные воспитательную деятельность, а потому воспитатель дошкольного учреждения является партнером родителей по воспитанию.
Вышесказанное определяет, во-первых, значение родителей в развитии часто болеющих детей, во-вторых, необходимость психолого-педагогической работы с такими родителями по коррекции их не всегда эффективного родительского отношения, которое может пагубно влиять на психическое развитие ребенка: например, детерминируя повышение тревожности.
Актуальность исследования обусловлена малым количеством психологических разработок по проблеме и практической значимостью ее решения.
Цель данной дипломной работы: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний, разработать и реализовать программу психолого - педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников.
Объект исследования: взаимодействие детского сада и родителей часто болеющих дошкольников.
Предмет исследования: организация психолого-педагогического сопровождения родителей часто болеющих дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломной работы:
1. Провести теоретический анализ по проблеме организации взаимодействия детского сада и родителей часто болеющих дошкольников;
2. Провести исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний ;
3. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников ;
4. Оценить эффективность программы через контрольное изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение родителей часто болеющих дошкольников предполагает изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, эмоциональных состояний детей, а также разработку и реализацию специальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 273» (сокращенное наименование: МБДОУ № 273).
В исследовании нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы:
- анализ учебной, научной литературы (монографии, учебные пособия, научные публикации и пр.) и интернет-ресурсов по проблеме организации взаимодействия детского сада и родителей часто болеющих дошкольников;
- понятийный, терминологический анализ, сравнительный анализ.
Эмпирические методы:
- методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В.В. Столин;
- методика измерения психологической дистанции ;
- тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»;
- наблюдение.
В своем исследовании мы опирались на психологические исследования часто болеющих дошкольников О.Н. Волковой, А.В. Гордиец, О.В. Груздевой, Л.В. Доманецкой, Е.Ю. Дубовик, Ж.Г. Дусказиевой, В.А. Ковалевского, Т.Ю. Сидоркиной, С.В. Чекряковой, В.О. Штумф и др.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты диагностического психологического исследования, а также программа психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольного учреждения.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка, включающего 56 наименований, и одного приложения. В дипломной работе представлены 13 рисунков и 11 таблиц. Объем дипломной работы - 66 страница без учета приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Категория «часто болеющие дети» долго время исследовалась лишь в медицинской науке, однако в современных исследованиях все чаще и чаще определяется психологическое наполнение данного понятия.
Нами определены основные психологические особенности часто болеющих старших дошкольников: такие дети имеют затруднения в познавательном и деловом развитии, обладают неустойчивой самооценкой; у них изменена иерархия мотивов, снижается их побудительная сила, развивается инфантилизм; они тревожны, пессимистичны, беспокойны, не уверены в себе зависимы от чужого мнения (чаще всего - от мнения матери), замкнуты, сдержанны, недоверчивы, отрицательные эмоции преобладают над положительными; круг их общения ограничен, они объективно зависимы от взрослых (родителей, педагогов), стремятся получить от них помощь, испытывают трудности в передаче собственных эмоциональных состояний и понимании эмоций других людей, малоактивны в общении со взрослыми и сверстниками, у них нет развернутого жизненного плана, т.е. нарушено осознание себя во времени, главным измерением времени является настоящее и др. Все вышеперечисленные характеристики часто болеющих детей позволяют говорить об особой (дефицитарной) социальной ситуации развития таких детей.
Также нами выявлены особенности родительского отношения в семьях часто болеющих дошкольников, с одной стороны (большинство родителей часто болеющих детей реализуют стиль семейного воспитания по типу гиперопеки, а родительское (в частности материнское) отношение к часто болеющему ребенку, характеризуется как «отвергающее с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации», отмечается наличие симбиотической связи матери и ребенка, отношение к нему как к «маленькому неудачнику» - это неэффективные типы родительского отношения, лишь усугубляющие процесс развития часто болеющего ребенка), важность и значение психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих детей, с другой стороны (обусловленные определяющим значением семьи в развитии ребенка дошкольного возраста).
Анализ позволил определить цель психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих детей: оптимизация родительского отношения в семье часто болеющего ребенка. Достижение данной цели возможно через использование различных форм взаимодействия семьи и детского сада, описанных нами ранее: тренинги, консультации, родительские собрания, разработка и презентация памяток, рекомендаций и пр.
Нами сформулировано предположение о том, что социальная ситуация развития часто болеющего ребенка оказывает влияние на особенности детско- родительских отношений и, как следствие, на особенности его психоэмоционального состояния, которое будет проверено в рамках практического исследования.
Во второй главе мы проверили сформулированную нами гипотезу о том, что социальная ситуация развития часто болеющего ребенка оказывает влияние на особенности детско-родительских отношений и, как следствие, на особенности его психоэмоционального состояния. В исследовании приняло участие 5 детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) и их родителей (10 человек).
Нами была организована и проведена диагностика особенностей детско- родительских отношений в семье часто болеющего дошкольника, его эмоционального состояния по следующим методикам: методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В.В. Столин; методика измерения психологической дистанции; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»; наблюдение.
Были сделаны такие выводы:
1. Родительское отношение родителей часто болеющих дошкольников характеризуется стремлением к симбиотическим отношениям, к контролю за всеми видами активности детей;
2. Часто болеющие дошкольники имеют преимущественно высокий и средний уровень тревожности.
Результаты диагностики определили задачи психолого-педагогической работы с родителями часто-болеющих детей:
1. Коррекция родительского отношения;
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме воспитания часто болеющих дошкольников;
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей по профилактике и коррекции тревожности дошкольников.
Нами были проведены социально-психологический тренинг, родительское собрание «Почему мой ребенок часто болеет?»; индивидуальные консультации с родителями часто болеющих детей, групповая консультация: «Тревожность детей: что это такое и каковы ее причины»; круглый стол «Как преодолеть тревожность ребенка?», организована совместная детско - родительская деятельность в виде конкурса рисунков - «Мама, папа, я - дружная семья». Родители достаточно активно включились в деятельность, были готовы к усвоению знаний, отработке приемов взаимодействия с ребенком, обсуждали проблемные моменты, делились собственными переживания и опытом и т.д.
Повторное исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний после формирующего воздействия позволило сделать следующие выводы:
1. Родительское отношение родителей часто болеющих дошкольников после формирующей работы изменилось: в меньшей степени стали проявляться симбиотические отношения в отношениях с ребенком, родители стали в большей степени проявлять явный и искренний интерес к тому, что интересует ребенка, давать высокую оценку способностей ребенка, поощрять самостоятельность и инициативу ребенка, стремиться быть с ним на равных, снизилась степень контроля ребенка (в адекватных рамках), повысилось положительное отношения родителя к ребенку, его принятия;
2. Качественных изменений в уровне тревожности часто болеющих старших дошкольников не произошло (лишь у одного ребенка снизился уровень тревожности), причиной чего может быть необходимость более длительного воздействия изменившегося родительского отношения на психоэмоциональное состояние ребенка.
Формирующую работу следует оценить как эффективную.
Цель достигнута. Гипотеза доказана.



1. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 97¬105.
2. Альбицкий, В.Ю. Часто болеющие дети : клинико-социальные
аспекты / В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов. - Саратов, 1986. - 184 с.
3. Арина, Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г.А.
Арина,Н.А. Коваленко // Школа здоровья, 1995. - Т. 2. № 3. - С. 116-124.
4. Бадьина, Н.П. Часто болеющие дети : психологическое
сопровождение в начальной школе / Н. П. Бадьина. - М. : Генезис, 2007. - 151 с.
5. Батурина, О.С. Психология ошибок в семейном воспитании: теоретический анализ проблемы / О.С. Батурина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-7. - С. 1497-1504.
6. Безруков, К.Ю. Часто и длительно болеющий ребенок / К.Ю. Безруков, Ю.И. Стернин. - СПб. : ИнформМед, 2008. - 167 с.
7. Белокурова, Г.В. Комплексный подход к использованию наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в приемной группы детского сада / Г.В. Белокурова, О.М. Беляева // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 1 (2). - С. 36-40.
8. Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 244-247.
9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. канд. дис. / А.Я. Варга // МГУ. - М., 1987.
10. Волкова, О.В. Волевое действие часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: исследование и перспективы психолого-педагогической коррекции / // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32.
11. Волкова, О.Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка / О.Н. Волкова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2010. - № 2.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во «Союз», 2004. - 224 с.
13. Гордиец, А.В. Особенности психологического развития часто болеющих детей / А.В. Гордиец, О.В. Груздева // Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 4. - С. 24-27.
14. Груздева, И.А. Методические рекомендации «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении» / И.А. Груздева // URL: http://ds21.admhmansy.ru/data/documents/met.-rekomendacii-sovremennye-metody-raboty-s-roditelyami.doc.
15. Груздева, О.В. Соматически больной ребенок: факторы речевого развития / О.В. Груздева. - Красноярск : КГПУ, 2004. - 157 с.
16. Данилова, Е. Почему он все время болеет? / Е. Данилова // Здоровье. - 2015. - № 10 (720). - С. 66-69.
17. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / С.В. Велиева. - СПб. : Речь, 2005.
18. Доманецкая, Л.В. Родители и часто болеющий ребенок: общение в контексте психосоматического подхода : монография / Л.В. Доманецкая ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 304 с.
19. Доманецкая, Л.В. Родительское отношение к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья как фактор развития форм его общения со взрослыми / Л.В. Доманецкая // Сибирский психологический
журнал. - 2010. - № 36. - С. 53-56.
20. Дубовик, Е.Ю. Особенности проявления тревожности в детско- родительских отношениях часто болеющим ребенком дошкольного возраста / Е.Ю. Дубовик // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2006. - №1.
21. Дубовик, Е.Ю. Родительское отношение к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности : автореф. ... дис. к. псих. н. / Е.Ю. Дубовик. - Казань, 2006. - 22 с.
22. Дусказиева, Ж.Г. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5-7 лет / Ж. Г. Дусказиева, В. А. Ковалевский // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 65-67.
23. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.
24. Заплатников, А.Л. К проблеме «часто болеющих детей» /
А.Л. Заплатников, А. А. Гирина // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского.
- 2015. - Т. 94. № 4 . - С. 215-221.
25. Катасонова, А.В. Развитие высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста / А.В. Катасонова, Н.А. Кравцова, Ю. Г. Потребич // Сибирский психологический журнал. - 2008.
- № 28. - С. 81-84.
26. Кокорева, С.П. Психологические особенности часто болеющих детей / С.П. Кокорева, Л.М. Коноплина, Л.М. Илунина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2010. - № 2.
27. Кощиенко, И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема / И.В. Кощиенко // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 1. - С. 209-212.
28. Креативность как ключевая компетентность педагога : монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - 392 с.
29. Литвинова, О.В. Психологические особенности родительской позиции на успешность реабилитации часто болеющего ребенка / О.В. Литвинова // Режим доступа:http ://gisap. eu/ru/node/1382.
30. Луговцова, Е. Почему дети часто болеют / Е. Луговцова // Здоровье. - 2016. - № 11 (731). - С. 68-69.
31. Лю, Я. Влияние родительского отношения в семейном воспитании на проблемные переживания китайских подростков / Я. Лю // Письма в Эмиссия. Оффлайн: Электронный научный журнал. - 2008. - № 12.
32. Макарова, З. Состояние здоровья и основные направления оздоровления часто болеющих детей / З. Макарова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 63-69.
33. Мамаева, М.А. Часто болеющие дети / М. А. Мамаева //
Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 4-5.
34. Марканян, И.А. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации / И.А. Марканян // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 6 (25).
35. Маркова, Т.П. Длительно и часто болеющие дети / Т.П. Маркова, Д.Г. Чувиров // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. - 2006. - № 6. - С. 26-28.
36. Михеева, А.А. Психологические особенности часто болеющих детей: дис. ... канд. психол. наук / А.А. Михеева - М., 1999. - 168 с.
37. Мосина, Н.А. Особенности развития самосознания часто болеющих младших школьников : монография / Н.А. Мосина. - Красноярск : РПЦ «Торос», 2010. - 134 с.
38. Пазухина, С.В. Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода: монография / С.В. Пазухина, Е.А. Панферова, С.А. Черкасова ; под общ. ред. С.В. Пазухиной. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 339 с.
39. Профилактика и преодоление тревожности в дошкольном возрасте : методические рекомендации для педагогов-психологов ДОУ. - Курган, 2003. - 74 с.
40. Психологический тренинг детско-родительских отношений: методические материалы для педагогов-психологов. - Курган, 2007. - 77 с.
41. Романцов, М.Г. Особенности личностного и психического развития часто болеющих детей / М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова // PEDAGOGY &PSYCHOLOGY. THEORY AND PRACTICE. - 2016. - № 2 (4). - 68-71.
42. Рылеева, А.С. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления : учебное пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. - 215 с.
43. Самсыгина, Г.А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии / Г.А. Самсыгина // Режим доступа: https://medi.ru/info/1885/.
44. Сидоркина, Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению : учебное пособие / Т.Ю. Сидоркина ; Краснояр. гос. пед. ун-т им.
В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 92 с.
45. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья /
А.С. Спиваковская. - Т. 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с.
46. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / И.Б. Дерманова // Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. - С. 19-28.
47. Тихонович, Т.Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению : монография / Т. Ю. Тихонович. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. - 248 с.
48. Чекрякова, С.В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему / С.В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3.
49. Чекрякова, С.В. Коррекция самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста через формирование эффективного родительского отношения к нему и оптимизацию здорового образа жизни в семье /
С.В. Чекрякова // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 37. - С. 39¬41.
50. Штумф, В.О. Особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / В.О. Штумф, В.А. Ковалевский // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4.
51. Васягина, Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 126-132.
52. Гусева, Г.Д. Взаимодействие семьи и ДОУ как особая культура психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения / Г.Д. Гусева, О.С. Караваева, М.И. Ушакова и др. // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - С. 160-167.
53. Дубровина, Н.А. Анализ методологических подходов в организации психолого-педагогического сопровождения семьи / Н.А. Дубровина, Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 11. - С. 211-215.
54. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. - М. : Московский психолого-социальный ин¬т, 2006.
55. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М. : Просвещение : Учебная литература, 1996. - 351 с.
56. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под ред. Л.И. Скворцова. - М. : Оникс : Мир и образование, 2010. - 1357 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ