ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Психологические особенности часто болеющих старших
дошкольников 7
1.2 Содержание психолого-педагогической работы с родителями часто
болеющих детей 12
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 23
2.1 Определение особенностей детско-родительских отношений в семье
часто болеющего дошкольника, его эмоционального состояния 23
2.2 Разработка и реализация программы психолого-педагогического
сопровождения родителей часто болеющих дошкольников 36
2.3 Изучение результатов реализованной программы психолого - педагогического сопровождения родителей часто болеющих дошкольников 46
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложение
Глава 1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Психологические особенности часто болеющих старших
дошкольников 7
1.2 Содержание психолого-педагогической работы с родителями часто
болеющих детей 12
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 23
2.1 Определение особенностей детско-родительских отношений в семье
часто болеющего дошкольника, его эмоционального состояния 23
2.2 Разработка и реализация программы психолого-педагогического
сопровождения родителей часто болеющих дошкольников 36
2.3 Изучение результатов реализованной программы психолого - педагогического сопровождения родителей часто болеющих дошкольников 46
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложение
В последние года проявилась тенденция к росту количества детей с ослабленным здоровьем. Среди нозологий, встречаемых у детей младшего школьного возраста, на первое место выходят острые респираторные заболевания (ОРЗ). По данным о состоянии здоровья населения России численность детей особенно подверженных ОРЗ составляет 70-75%, а число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%.
Категория «часто болеющие дети» долгое время была исключительно медицинской: исследовались медико-биологические факторы частой заболеваемости детей разных возрастов, возможности профилактики и лечения таких детей. Однако все чаще часто болеющих детей изучает и психологическая наука. Объектом исследований в этой связи становятся психологические и психические особенности часто болеющих детей - так, исследования выявляют повышенную тревожность таких детей, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение и т.д. Подобные характеристики в научной литературе связываются с особой внутрисемейной атмосферой в семье такого ребенка - формируется особый тип родительского отношения (нередко неэффективный), всесторонне влияющий на развитие часто болеющего ребенка.
Безусловно, значение семьи и родителей, в частности, для развития ребенка нельзя преувеличить. Семья - это и уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, эмоциональной поддержки; это источник общественного опыта, это главный институт воспитания. Семейная микросреда - это зона ближайшего развития ребенка. В современной практике воспитания все большую актуальность приобретает идея взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Ведь родители ответственны за воспитание детей, а все остальные воспитательную деятельность, а потому воспитатель дошкольного учреждения является партнером родителей по воспитанию.
Вышесказанное определяет, во-первых, значение родителей в развитии часто болеющих детей, во-вторых, необходимость психолого-педагогической работы с такими родителями по коррекции их не всегда эффективного родительского отношения, которое может пагубно влиять на психическое развитие ребенка: например, детерминируя повышение тревожности.
Актуальность исследования обусловлена малым количеством психологических разработок по проблеме и практической значимостью ее решения.
Цель данной дипломной работы: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний, разработать и реализовать программу психолого - педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников.
Объект исследования: взаимодействие детского сада и родителей часто болеющих дошкольников.
Предмет исследования: организация психолого-педагогического сопровождения родителей часто болеющих дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломной работы:
1. Провести теоретический анализ по проблеме организации взаимодействия детского сада и родителей часто болеющих дошкольников;
2. Провести исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний ;
3. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников ;
4. Оценить эффективность программы через контрольное изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение родителей часто болеющих дошкольников предполагает изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, эмоциональных состояний детей, а также разработку и реализацию специальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 273» (сокращенное наименование: МБДОУ № 273).
В исследовании нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы:
- анализ учебной, научной литературы (монографии, учебные пособия, научные публикации и пр.) и интернет-ресурсов по проблеме организации взаимодействия детского сада и родителей часто болеющих дошкольников;
- понятийный, терминологический анализ, сравнительный анализ.
Эмпирические методы:
- методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В.В. Столин;
- методика измерения психологической дистанции ;
- тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»;
- наблюдение.
В своем исследовании мы опирались на психологические исследования часто болеющих дошкольников О.Н. Волковой, А.В. Гордиец, О.В. Груздевой, Л.В. Доманецкой, Е.Ю. Дубовик, Ж.Г. Дусказиевой, В.А. Ковалевского, Т.Ю. Сидоркиной, С.В. Чекряковой, В.О. Штумф и др.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты диагностического психологического исследования, а также программа психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольного учреждения.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка, включающего 56 наименований, и одного приложения. В дипломной работе представлены 13 рисунков и 11 таблиц. Объем дипломной работы - 66 страница без учета приложений.
Категория «часто болеющие дети» долгое время была исключительно медицинской: исследовались медико-биологические факторы частой заболеваемости детей разных возрастов, возможности профилактики и лечения таких детей. Однако все чаще часто болеющих детей изучает и психологическая наука. Объектом исследований в этой связи становятся психологические и психические особенности часто болеющих детей - так, исследования выявляют повышенную тревожность таких детей, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение и т.д. Подобные характеристики в научной литературе связываются с особой внутрисемейной атмосферой в семье такого ребенка - формируется особый тип родительского отношения (нередко неэффективный), всесторонне влияющий на развитие часто болеющего ребенка.
Безусловно, значение семьи и родителей, в частности, для развития ребенка нельзя преувеличить. Семья - это и уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, эмоциональной поддержки; это источник общественного опыта, это главный институт воспитания. Семейная микросреда - это зона ближайшего развития ребенка. В современной практике воспитания все большую актуальность приобретает идея взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Ведь родители ответственны за воспитание детей, а все остальные воспитательную деятельность, а потому воспитатель дошкольного учреждения является партнером родителей по воспитанию.
Вышесказанное определяет, во-первых, значение родителей в развитии часто болеющих детей, во-вторых, необходимость психолого-педагогической работы с такими родителями по коррекции их не всегда эффективного родительского отношения, которое может пагубно влиять на психическое развитие ребенка: например, детерминируя повышение тревожности.
Актуальность исследования обусловлена малым количеством психологических разработок по проблеме и практической значимостью ее решения.
Цель данной дипломной работы: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний, разработать и реализовать программу психолого - педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников.
Объект исследования: взаимодействие детского сада и родителей часто болеющих дошкольников.
Предмет исследования: организация психолого-педагогического сопровождения родителей часто болеющих дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломной работы:
1. Провести теоретический анализ по проблеме организации взаимодействия детского сада и родителей часто болеющих дошкольников;
2. Провести исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний ;
3. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников ;
4. Оценить эффективность программы через контрольное изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение родителей часто болеющих дошкольников предполагает изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, эмоциональных состояний детей, а также разработку и реализацию специальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 273» (сокращенное наименование: МБДОУ № 273).
В исследовании нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы:
- анализ учебной, научной литературы (монографии, учебные пособия, научные публикации и пр.) и интернет-ресурсов по проблеме организации взаимодействия детского сада и родителей часто болеющих дошкольников;
- понятийный, терминологический анализ, сравнительный анализ.
Эмпирические методы:
- методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В.В. Столин;
- методика измерения психологической дистанции ;
- тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»;
- наблюдение.
В своем исследовании мы опирались на психологические исследования часто болеющих дошкольников О.Н. Волковой, А.В. Гордиец, О.В. Груздевой, Л.В. Доманецкой, Е.Ю. Дубовик, Ж.Г. Дусказиевой, В.А. Ковалевского, Т.Ю. Сидоркиной, С.В. Чекряковой, В.О. Штумф и др.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты диагностического психологического исследования, а также программа психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих дошкольников могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольного учреждения.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка, включающего 56 наименований, и одного приложения. В дипломной работе представлены 13 рисунков и 11 таблиц. Объем дипломной работы - 66 страница без учета приложений.
Категория «часто болеющие дети» долго время исследовалась лишь в медицинской науке, однако в современных исследованиях все чаще и чаще определяется психологическое наполнение данного понятия.
Нами определены основные психологические особенности часто болеющих старших дошкольников: такие дети имеют затруднения в познавательном и деловом развитии, обладают неустойчивой самооценкой; у них изменена иерархия мотивов, снижается их побудительная сила, развивается инфантилизм; они тревожны, пессимистичны, беспокойны, не уверены в себе зависимы от чужого мнения (чаще всего - от мнения матери), замкнуты, сдержанны, недоверчивы, отрицательные эмоции преобладают над положительными; круг их общения ограничен, они объективно зависимы от взрослых (родителей, педагогов), стремятся получить от них помощь, испытывают трудности в передаче собственных эмоциональных состояний и понимании эмоций других людей, малоактивны в общении со взрослыми и сверстниками, у них нет развернутого жизненного плана, т.е. нарушено осознание себя во времени, главным измерением времени является настоящее и др. Все вышеперечисленные характеристики часто болеющих детей позволяют говорить об особой (дефицитарной) социальной ситуации развития таких детей.
Также нами выявлены особенности родительского отношения в семьях часто болеющих дошкольников, с одной стороны (большинство родителей часто болеющих детей реализуют стиль семейного воспитания по типу гиперопеки, а родительское (в частности материнское) отношение к часто болеющему ребенку, характеризуется как «отвергающее с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации», отмечается наличие симбиотической связи матери и ребенка, отношение к нему как к «маленькому неудачнику» - это неэффективные типы родительского отношения, лишь усугубляющие процесс развития часто болеющего ребенка), важность и значение психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих детей, с другой стороны (обусловленные определяющим значением семьи в развитии ребенка дошкольного возраста).
Анализ позволил определить цель психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих детей: оптимизация родительского отношения в семье часто болеющего ребенка. Достижение данной цели возможно через использование различных форм взаимодействия семьи и детского сада, описанных нами ранее: тренинги, консультации, родительские собрания, разработка и презентация памяток, рекомендаций и пр.
Нами сформулировано предположение о том, что социальная ситуация развития часто болеющего ребенка оказывает влияние на особенности детско- родительских отношений и, как следствие, на особенности его психоэмоционального состояния, которое будет проверено в рамках практического исследования.
Во второй главе мы проверили сформулированную нами гипотезу о том, что социальная ситуация развития часто болеющего ребенка оказывает влияние на особенности детско-родительских отношений и, как следствие, на особенности его психоэмоционального состояния. В исследовании приняло участие 5 детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) и их родителей (10 человек).
Нами была организована и проведена диагностика особенностей детско- родительских отношений в семье часто болеющего дошкольника, его эмоционального состояния по следующим методикам: методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В.В. Столин; методика измерения психологической дистанции; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»; наблюдение.
Были сделаны такие выводы:
1. Родительское отношение родителей часто болеющих дошкольников характеризуется стремлением к симбиотическим отношениям, к контролю за всеми видами активности детей;
2. Часто болеющие дошкольники имеют преимущественно высокий и средний уровень тревожности.
Результаты диагностики определили задачи психолого-педагогической работы с родителями часто-болеющих детей:
1. Коррекция родительского отношения;
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме воспитания часто болеющих дошкольников;
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей по профилактике и коррекции тревожности дошкольников.
Нами были проведены социально-психологический тренинг, родительское собрание «Почему мой ребенок часто болеет?»; индивидуальные консультации с родителями часто болеющих детей, групповая консультация: «Тревожность детей: что это такое и каковы ее причины»; круглый стол «Как преодолеть тревожность ребенка?», организована совместная детско - родительская деятельность в виде конкурса рисунков - «Мама, папа, я - дружная семья». Родители достаточно активно включились в деятельность, были готовы к усвоению знаний, отработке приемов взаимодействия с ребенком, обсуждали проблемные моменты, делились собственными переживания и опытом и т.д.
Повторное исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний после формирующего воздействия позволило сделать следующие выводы:
1. Родительское отношение родителей часто болеющих дошкольников после формирующей работы изменилось: в меньшей степени стали проявляться симбиотические отношения в отношениях с ребенком, родители стали в большей степени проявлять явный и искренний интерес к тому, что интересует ребенка, давать высокую оценку способностей ребенка, поощрять самостоятельность и инициативу ребенка, стремиться быть с ним на равных, снизилась степень контроля ребенка (в адекватных рамках), повысилось положительное отношения родителя к ребенку, его принятия;
2. Качественных изменений в уровне тревожности часто болеющих старших дошкольников не произошло (лишь у одного ребенка снизился уровень тревожности), причиной чего может быть необходимость более длительного воздействия изменившегося родительского отношения на психоэмоциональное состояние ребенка.
Формирующую работу следует оценить как эффективную.
Цель достигнута. Гипотеза доказана.
Нами определены основные психологические особенности часто болеющих старших дошкольников: такие дети имеют затруднения в познавательном и деловом развитии, обладают неустойчивой самооценкой; у них изменена иерархия мотивов, снижается их побудительная сила, развивается инфантилизм; они тревожны, пессимистичны, беспокойны, не уверены в себе зависимы от чужого мнения (чаще всего - от мнения матери), замкнуты, сдержанны, недоверчивы, отрицательные эмоции преобладают над положительными; круг их общения ограничен, они объективно зависимы от взрослых (родителей, педагогов), стремятся получить от них помощь, испытывают трудности в передаче собственных эмоциональных состояний и понимании эмоций других людей, малоактивны в общении со взрослыми и сверстниками, у них нет развернутого жизненного плана, т.е. нарушено осознание себя во времени, главным измерением времени является настоящее и др. Все вышеперечисленные характеристики часто болеющих детей позволяют говорить об особой (дефицитарной) социальной ситуации развития таких детей.
Также нами выявлены особенности родительского отношения в семьях часто болеющих дошкольников, с одной стороны (большинство родителей часто болеющих детей реализуют стиль семейного воспитания по типу гиперопеки, а родительское (в частности материнское) отношение к часто болеющему ребенку, характеризуется как «отвергающее с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации», отмечается наличие симбиотической связи матери и ребенка, отношение к нему как к «маленькому неудачнику» - это неэффективные типы родительского отношения, лишь усугубляющие процесс развития часто болеющего ребенка), важность и значение психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих детей, с другой стороны (обусловленные определяющим значением семьи в развитии ребенка дошкольного возраста).
Анализ позволил определить цель психолого-педагогической работы с родителями часто болеющих детей: оптимизация родительского отношения в семье часто болеющего ребенка. Достижение данной цели возможно через использование различных форм взаимодействия семьи и детского сада, описанных нами ранее: тренинги, консультации, родительские собрания, разработка и презентация памяток, рекомендаций и пр.
Нами сформулировано предположение о том, что социальная ситуация развития часто болеющего ребенка оказывает влияние на особенности детско- родительских отношений и, как следствие, на особенности его психоэмоционального состояния, которое будет проверено в рамках практического исследования.
Во второй главе мы проверили сформулированную нами гипотезу о том, что социальная ситуация развития часто болеющего ребенка оказывает влияние на особенности детско-родительских отношений и, как следствие, на особенности его психоэмоционального состояния. В исследовании приняло участие 5 детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) и их родителей (10 человек).
Нами была организована и проведена диагностика особенностей детско- родительских отношений в семье часто болеющего дошкольника, его эмоционального состояния по следующим методикам: методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В.В. Столин; методика измерения психологической дистанции; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»; наблюдение.
Были сделаны такие выводы:
1. Родительское отношение родителей часто болеющих дошкольников характеризуется стремлением к симбиотическим отношениям, к контролю за всеми видами активности детей;
2. Часто болеющие дошкольники имеют преимущественно высокий и средний уровень тревожности.
Результаты диагностики определили задачи психолого-педагогической работы с родителями часто-болеющих детей:
1. Коррекция родительского отношения;
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме воспитания часто болеющих дошкольников;
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей по профилактике и коррекции тревожности дошкольников.
Нами были проведены социально-психологический тренинг, родительское собрание «Почему мой ребенок часто болеет?»; индивидуальные консультации с родителями часто болеющих детей, групповая консультация: «Тревожность детей: что это такое и каковы ее причины»; круглый стол «Как преодолеть тревожность ребенка?», организована совместная детско - родительская деятельность в виде конкурса рисунков - «Мама, папа, я - дружная семья». Родители достаточно активно включились в деятельность, были готовы к усвоению знаний, отработке приемов взаимодействия с ребенком, обсуждали проблемные моменты, делились собственными переживания и опытом и т.д.
Повторное исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях часто болеющих дошкольников, их эмоциональных состояний после формирующего воздействия позволило сделать следующие выводы:
1. Родительское отношение родителей часто болеющих дошкольников после формирующей работы изменилось: в меньшей степени стали проявляться симбиотические отношения в отношениях с ребенком, родители стали в большей степени проявлять явный и искренний интерес к тому, что интересует ребенка, давать высокую оценку способностей ребенка, поощрять самостоятельность и инициативу ребенка, стремиться быть с ним на равных, снизилась степень контроля ребенка (в адекватных рамках), повысилось положительное отношения родителя к ребенку, его принятия;
2. Качественных изменений в уровне тревожности часто болеющих старших дошкольников не произошло (лишь у одного ребенка снизился уровень тревожности), причиной чего может быть необходимость более длительного воздействия изменившегося родительского отношения на психоэмоциональное состояние ребенка.
Формирующую работу следует оценить как эффективную.
Цель достигнута. Гипотеза доказана.
Подобные работы
- ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7400 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7600 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольном
образовательном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



