ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность адаптации человека к социальной среде
1.2. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к
условиям ДОО 17
1.3. Психолого-педагогические условия адаптации дошкольников к ДОО .26
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОО 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3. Реализация системы педагогических условий, направленных на
адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО 46
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Проблема адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. [1. с.46]
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый вне-семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме - дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи - Аксарина Н. М., Тонкова - Ямпольская Р. В., Шмидт - Кольмер Е. и др.
Морозова Е. И. отмечает, что можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребёнка.
Основные аспекты адаптации в отечественной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной - А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс.
Несмотря на большое количество работ в этой области, в большинстве из них рассматривается процесс школьной адаптации (И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, А.В. Сухарев и др.). Теоретически обоснованных исследований по адаптации детей младшего дошкольного возраста недостаточно. Изучением данной проблемы занимались: Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. Переход из семьи в ясли является важным этапом
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие ребенка (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева).
Адаптация, прежде всего, психолого-педагогическая проблема, решение которой требует создания психолого-педагогических условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации будет более эффективным, если обеспечить:
- приобщение ребенка к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в группе,
- включение родителей в систему педагогического сопровождения адаптационного процесса, разработанную в ДОО,
-учет в организации предметно-пространственной среды группы актуальных потребностей детей, проходящих период адаптации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
2. На основе анализа современных психологических, педагогических источников определить сущность базового понятия исследования «адаптация».
3. Провести диагностику с целью выявления особенностей протекания адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
4. На основе анализа научных источников и проведенной диагностики выявить и реализовать педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
5. Проверить эффективность формирующих мероприятий при помощи контрольного эксперимента.
Методы исследования:
эмпирические - анализ педагогической документации, анкетирование, педагогическое наблюдение;
теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Емельяновский детский сад №5. В исследовании принимали участие 40 детей II младшей группы в возрасте 2 года 9 мес. - 3 года 6 мес.
Приход ребенка в детское дошкольное учреждение представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребенка серьезным испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребенка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребенка и родителей.
В младшем школьном возрасте ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и символического мышления, испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства, проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.
По тому, как дети приспосабливаются к детскому саду, какова степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, их можно разделить на три основные группы. Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
В заключение необходимо еще раз отметить, что проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Проведенное исследование подтвердило необходимость организации специальных педагогических условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
1. Адаптация / Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003. -С.7
2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. -М., 1988.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Смысл, 2002. - 136 с.
4. Баданика Л. А. Организация адаптации родителей к детскому саду //Дошкольное воспитание. 2007. - № 5.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности / Балл Г.А. // Вопросы психологии. - 1989.- №1.- С.10-12.
6. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога// Психические состояния. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов - СПб., 2000. — С. 175-181.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование. - М.: Академия, 2010. - 218 с.
8. Большакова Л. К. О работе с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ / Дошкольное воспитание. - 2007.- № 5
9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. - М.: Сфера, 2002 - 256 с.
10. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]: учебное пособие/А.Н.Гвоздев - М.: Просвещение 2008
12. Герасимова Л.Д. Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/632096/
13. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде //Проблемы социальной психологии личности. -
Саратов: Издательство Саратовского университета. - 2005. - Вып. 2.
http: //psyj ournals.ru/articles/d8485 .shtml
14. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - № 9. - С. 61-68.
15. Доронова Т. Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы //Обруч. - 2006.- № 5.
16. Дорохина Н. В детский сад идти пора //Дошкольное воспитаниею - 2007. - № 5.
17. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций Ч.1. - Самара, Живое знание. - 1998. - 126 с.
18. Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад... // Дошкольное воспитание. 1998. №4. - с.2-11.
19. Карако П.С. Адаптация.// Новейший философский словарь. - Минск. 1998.
20. Каралашвили Е. А., Малахова Н. Е. Организация работы по адаптации детей к ДОУ // Справочник старшего воспитателя. - 2010. - № 7. - С. 22-34.
21. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - М.: Ульяновск, 2005. -416 с.
22. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Щипицыной, Е. И. Казаковой.- Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 108с.
23. Королева С.В. Стадии процесса социальной адаптации в дошкольном образовательном учреждении.// Вестник соуиально- гуманитарного образования и науки. - 2011. - №3. - С. 54-59.
24. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования / Личность: образование, воспитание, развитие. - Сб. статей и научных материалов. - Ульяновск: УлГПУ, 2002. - С. 77 - 85.
25. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания.// Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004 - С. 280-287.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Академия, 2012. - 136 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. - М.: Просвещение, 1999. - 362 с.
28. Налчаджян, А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация / Налчаджян А.А. - Ереван, 1986.- 254 с.
29. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная./Философский энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1989. - 896 с.
30. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории. - М.: Норма, 2003 - 912 с.
31. Паршукова С В Факторы адаптации к детскому дошкольному учреждению (ДЦУ) // Вестник Коми государственного педагогического института, Выпуск 3 - Сыктывкар, 2006-С 33-37,
32. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью.// Вопросы философии, 1992. -№7. - С. 24-29.
33. Петровский, А.В., Шпалинский, В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1999. - 350 с.
34. Печера К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети в дошкольных учреждениях. - М.: ВЛАДОС.2004. - 172 с.
35. Пистун Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1064-1066.
36. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; отв. ред.: Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - Москва : Институт психологии РАН, 2007. - 622 с
37. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.
38. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. -С. 147-151.
39. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Академия, 2002. - 369 с.
40. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. М., 2000.
41. Теплюк С. Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3.
42. Толочек, В. А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы / В. А. Толочек. //Мир психологии. 2006. № 3. - С.131-146
43. Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации детей. // Психологическая наука и образование. 1998.- № 3-4.- С.31-37.
44. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. - М., ACT-2004. - 734 с.
45. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 317 с