ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ 8
1.1. Проблема развития мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста 12
1.3. Бисероплетение как средство развития мелкой моторики рук д
детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Реализация педагогических условий развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения в рамках
кружковой работы 27
2.3. Оценка эффективности проведения эмпирической работы 31
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
С введением в России Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека [43].
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Так, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования отмечено: «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности [43].
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребностей детей. Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие» [43, с. 7].
Современные дети не обладают движениями руки в объеме, который соответствует их возрасту. Часто дошкольники 3-4 лет, поступая в детский сад, не умеют одеваться и обуваться. При недостатках развития мелкой моторики рук дети:
- не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
- испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры);
- имеют слабые изобразительные навыки, не любят лепить, заниматься ручным трудом;
- испытывают затруднения в самообслуживании (застегнуть пуговицы на одежде, завязать шнурки на обуви);
- очень медлительны.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Общепризнано, что, развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие детской речи.
Развитие мелкой моторики у детей способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
По умелости детских рук можно сделать вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. На руках находятся биологически активные точки нашего организма. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Проблема развития мелкой моторики рук рассматривалась в трудах А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева, М. Монтессори, М.М. Кольцовой, С.Е. Гавpиной, И.Л. Кутявиной, И.Г. Tопоpковой, СВ. Щербиной и др.
Авторы отмечают, что для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей и бисероплетение, однако перед педагогами возникает проблема - отсутствие методической литературы по вопросам обучения дошкольников работе с бисером.
Дефицит научной и методической литературы по вопросам использования бисероплетения, как средства развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста актуализирует заявленную тему исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме: охарактеризовать понятие «мелкая моторика рук»; выделить педагогические условия развития мелкой моторики рук детей; рассмотреть возможности бисероплетения в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
2. Эмпирическим путем выявить особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать систему педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики их рук, на основе использования бисероплетения.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: мелкая моторика рук детей.
Предмет исследования: педагогические условия развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Гипотеза исследования. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- организация комплекса занятий для детей по бисероплетению, предполагающих развитие точности движений мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;
- учет индивидуальных особенностей развития мелкой моторики рук детей, при подборе заданий на занятиях по бисероплетению;
- включение в указанную педагогическую работу родителей как активных участников образовательного процесса.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы.
Теоретические методы.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Эмпирические методы.
1. Наблюдение, анализ продуктов деятельности.
2. Педагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ «ХХ» п. Нижняя Пойма Нижнеингашского р-на Красноярского края.
Выборку составили 26 детей 5-6 лет. Исследование проводилось в период с июня 2020 г. по октябрь 2020 г.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогических условий развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации системы педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей. Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие».
Изучив и обобщив данные психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики рук, можно прийти к выводу, что в последние годы интерес к этой теме возрос. Все больше публикаций теоретических и практических материалов посвящены развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Онтогенез движений рук ребенка в психолого-педагогической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребенка. Так в старшем дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Hесфоpмиpованность мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста снижает их работоспособность, значительно осложняет качество жизни детей и затрудняет организацию учебно-воспитательного процесса.
В ходе проведенной исследовательской работы нами решены следующие задачи: изучена психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме: охарактеризовано понятие «мелкая моторика рук»; выделены педагогические условия развития мелкой моторики рук детей; рассмотрены возможности бисероплетения в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста; эмпирическим путем выявлены особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста; разработана и реализована система педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук посредством бисероплетения; доказана эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством использования бисероплетения эффективно при реализации следующих педагогических условий: организации комплекса занятий для детей по бисероплетению, предполагающих развитие точности движений мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации; учета индивидуальных особенностей развития мелкой моторики рук детей, при подборе заданий в технике бисероплетение; включения в указанную педагогическую работу родителей как активных участников образовательного процесса.
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Алексеева Л.А. Бисероплетение. Развиваем ручную умелость // Дошкольная педагогика. 2013. № 2. С. 68-71.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки. М.: Просвещение, 1974. 231 с.
3. Анучина Н.А. Таланты детей на кончиках пальцев. // Ребенок в детском саду. 2006. № 2. С. 45-48.
4. Артамонова Е.В. Модные фенички и украшения из бисера. М.: Эскимо, 2008. 80 с.
5. Артамонова Е.В. Бисер. М.: Эксмо, 2006. 192 с.
6. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. М.: Владос, 1995. 291 с.
7. Багрянская А.Е. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2.1 (8.1). С. 2-3.
8. Базулина Л.В. Бисер /Л.В. Базулина, И.В. Новикова; худож. В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2011. 224 с.
9. Белов Н.В. Фигурки из бисера / Н.В. Белов. Минск: Харвест, 2007. 144 с.
10. Белова Е.А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). C. 274-277.
11. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
12. Божко Л.А Бисер для девочек. М.: Владос, 2003. 124 с.
13. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. М.: Владос, 2002. 176 с.
14. Божко Л.А. Бисер. М.: Владос, 2000. 158 с.
15. Божко Л.А. Бисерное плетение для начинающих. М.: Мартин, 2014. 229 с.
16. Виноградова Е.Г. Цветы из бисера. СПб: Сова, 2008. 31 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. М.: Педагогика, 1991. 541 с. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm(дата обращения: 18.09.2020).
18. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
19. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН СССР, 1960. 500 с.
20. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки. М.: Академия развития, 2015. 240 с.
21. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать. Ярославль: АСТ, 2010. 122 с.
22. Генденштейн Л.Э. Домашняя школа Монтессори / Л.Э. Генденштейн, Е.Л. Мадышева. ж-л. «Д с-с м-ж», 2001. 65 с.
23. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. М.: Академия, 2008. 344 с.
24. Грушина Л.В. Плетенки из бисера. Дмитров: Карапуз, 2009. 16 с.
25. Дубинина С.М. Плетение бисером. Домашнее рукоделие. М.: Вече, 2000. 192 с.
26. Жукова О.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. 2006. № 11. С. 14-16.
27. Золотарева Е.Н. Подарки из бисера. М.: Айрис-пресс, 2008. 176 с.
28. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб: Питер, 2003. 384 с.
29. Иннокентьева К.Н., Николаева Л.В. Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4 (часть 8).
30. Кайл Р. Тайны психики ребенка. М.: Олма-Пресс, 2002. 413 с.
31. Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. М.: Владос, 2000. 96 с.
32. Карякина Е.А. Влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики детей // Юный ученый. 2019. № 3.1 (23.1). С. 38-39.
33. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. 143 с.
34. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с.
35. Кусмарцева Т.А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 30. с. 33-35. URL: http://e-koncept.ru/2017/770961.htm(дата обращения: 18.08.2020).
36. Ликсо Л.Н. Бисер: уроки, приемы и схемы. Минск: Харвест, 2006. 36 с.
37. Ликсо Л.Н. Бисер. Минск: Харвест, 2006. 128 с.
38. Ликсо Л.Н. Бисер. От простого к сложному. Минск: Харвест, 2010. 256 с.
39. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. 495 с.
40. Лындина Ю.С. Фигурки из бисера. М.: Культура и традиции, 2013. 76 с.
41. Ляукина Марина Стильные штучки из бисера. М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. 120 с.
42. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М.: УЧПЕДГИЗ, 1950. 263 с.
43. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25.11.2013. № 265.
44. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Детство-пресс, 2012. 71 с.
45. Сеченов И.М. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1. Избранные произведения. М.: Книга по Требованию, 2013. 774 с.
46. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978. 96 с.
47. Cухомлинский В.А. Cеpдце отдаю детям. Киев: Гадянська школа, 1978. 288 с.
48. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: ЭКСМО, 2010. 234 с.
49. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: ЭКСМО, 2014. 80 с.
50. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем снежинки из бисера. Ростов- на-Дону: Феникс, 2010. 64 с.
51. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Ростов-на- Дону: Феникс, 2004. 118 с.
52. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 26.07.2019). Новосибирск: Норматика. 2016. 144 с.
53. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. М.: МГПИИЯ, 1971. С. 36-40.
54. Цветкова Т.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. М.: Сфера, 2018. 96 с.
55. Cameron C.E., Brock L.L., Murrah W.M., Bell L.H., Worzalla S.L., Grissmer D., et al. (2012). Fine motor skills and executive function both contribute to kindergartenachievement. Child Development, vol. 83, p. 1229-1244.
56. Clark, J. E. (2007). On the problem of motor skill development. Journal of Physical Education Recreation & Dance, vol. 78(5), p. 39-44.