РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ 8
1.1. Проблема развития мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста 12
1.3. Бисероплетение как средство развития мелкой моторики рук д
детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Реализация педагогических условий развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения в рамках
кружковой работы 27
2.3. Оценка эффективности проведения эмпирической работы 31
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ 8
1.1. Проблема развития мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста 12
1.3. Бисероплетение как средство развития мелкой моторики рук д
детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Реализация педагогических условий развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения в рамках
кружковой работы 27
2.3. Оценка эффективности проведения эмпирической работы 31
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
С введением в России Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека [43].
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Так, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования отмечено: «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности [43].
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребностей детей. Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие» [43, с. 7].
Современные дети не обладают движениями руки в объеме, который соответствует их возрасту. Часто дошкольники 3-4 лет, поступая в детский сад, не умеют одеваться и обуваться. При недостатках развития мелкой моторики рук дети:
- не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
- испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры);
- имеют слабые изобразительные навыки, не любят лепить, заниматься ручным трудом;
- испытывают затруднения в самообслуживании (застегнуть пуговицы на одежде, завязать шнурки на обуви);
- очень медлительны.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Общепризнано, что, развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие детской речи.
Развитие мелкой моторики у детей способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
По умелости детских рук можно сделать вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. На руках находятся биологически активные точки нашего организма. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Проблема развития мелкой моторики рук рассматривалась в трудах А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева, М. Монтессори, М.М. Кольцовой, С.Е. Гавpиной, И.Л. Кутявиной, И.Г. Tопоpковой, СВ. Щербиной и др.
Авторы отмечают, что для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей и бисероплетение, однако перед педагогами возникает проблема - отсутствие методической литературы по вопросам обучения дошкольников работе с бисером.
Дефицит научной и методической литературы по вопросам использования бисероплетения, как средства развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста актуализирует заявленную тему исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме: охарактеризовать понятие «мелкая моторика рук»; выделить педагогические условия развития мелкой моторики рук детей; рассмотреть возможности бисероплетения в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
2. Эмпирическим путем выявить особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать систему педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики их рук, на основе использования бисероплетения.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: мелкая моторика рук детей.
Предмет исследования: педагогические условия развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Гипотеза исследования. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- организация комплекса занятий для детей по бисероплетению, предполагающих развитие точности движений мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;
- учет индивидуальных особенностей развития мелкой моторики рук детей, при подборе заданий на занятиях по бисероплетению;
- включение в указанную педагогическую работу родителей как активных участников образовательного процесса.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы.
Теоретические методы.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Эмпирические методы.
1. Наблюдение, анализ продуктов деятельности.
2. Педагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ «ХХ» п. Нижняя Пойма Нижнеингашского р-на Красноярского края.
Выборку составили 26 детей 5-6 лет. Исследование проводилось в период с июня 2020 г. по октябрь 2020 г.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогических условий развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации системы педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Так, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования отмечено: «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности [43].
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребностей детей. Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие» [43, с. 7].
Современные дети не обладают движениями руки в объеме, который соответствует их возрасту. Часто дошкольники 3-4 лет, поступая в детский сад, не умеют одеваться и обуваться. При недостатках развития мелкой моторики рук дети:
- не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
- испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры);
- имеют слабые изобразительные навыки, не любят лепить, заниматься ручным трудом;
- испытывают затруднения в самообслуживании (застегнуть пуговицы на одежде, завязать шнурки на обуви);
- очень медлительны.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Общепризнано, что, развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие детской речи.
Развитие мелкой моторики у детей способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
По умелости детских рук можно сделать вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. На руках находятся биологически активные точки нашего организма. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Проблема развития мелкой моторики рук рассматривалась в трудах А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева, М. Монтессори, М.М. Кольцовой, С.Е. Гавpиной, И.Л. Кутявиной, И.Г. Tопоpковой, СВ. Щербиной и др.
Авторы отмечают, что для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей и бисероплетение, однако перед педагогами возникает проблема - отсутствие методической литературы по вопросам обучения дошкольников работе с бисером.
Дефицит научной и методической литературы по вопросам использования бисероплетения, как средства развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста актуализирует заявленную тему исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме: охарактеризовать понятие «мелкая моторика рук»; выделить педагогические условия развития мелкой моторики рук детей; рассмотреть возможности бисероплетения в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
2. Эмпирическим путем выявить особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать систему педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики их рук, на основе использования бисероплетения.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: мелкая моторика рук детей.
Предмет исследования: педагогические условия развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Гипотеза исследования. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- организация комплекса занятий для детей по бисероплетению, предполагающих развитие точности движений мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;
- учет индивидуальных особенностей развития мелкой моторики рук детей, при подборе заданий на занятиях по бисероплетению;
- включение в указанную педагогическую работу родителей как активных участников образовательного процесса.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы.
Теоретические методы.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Эмпирические методы.
1. Наблюдение, анализ продуктов деятельности.
2. Педагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ «ХХ» п. Нижняя Пойма Нижнеингашского р-на Красноярского края.
Выборку составили 26 детей 5-6 лет. Исследование проводилось в период с июня 2020 г. по октябрь 2020 г.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогических условий развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации системы педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством бисероплетения.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей. Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие».
Изучив и обобщив данные психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики рук, можно прийти к выводу, что в последние годы интерес к этой теме возрос. Все больше публикаций теоретических и практических материалов посвящены развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Онтогенез движений рук ребенка в психолого-педагогической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребенка. Так в старшем дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Hесфоpмиpованность мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста снижает их работоспособность, значительно осложняет качество жизни детей и затрудняет организацию учебно-воспитательного процесса.
В ходе проведенной исследовательской работы нами решены следующие задачи: изучена психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме: охарактеризовано понятие «мелкая моторика рук»; выделены педагогические условия развития мелкой моторики рук детей; рассмотрены возможности бисероплетения в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста; эмпирическим путем выявлены особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста; разработана и реализована система педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук посредством бисероплетения; доказана эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством использования бисероплетения эффективно при реализации следующих педагогических условий: организации комплекса занятий для детей по бисероплетению, предполагающих развитие точности движений мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации; учета индивидуальных особенностей развития мелкой моторики рук детей, при подборе заданий в технике бисероплетение; включения в указанную педагогическую работу родителей как активных участников образовательного процесса.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Изучив и обобщив данные психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики рук, можно прийти к выводу, что в последние годы интерес к этой теме возрос. Все больше публикаций теоретических и практических материалов посвящены развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Онтогенез движений рук ребенка в психолого-педагогической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребенка. Так в старшем дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Hесфоpмиpованность мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста снижает их работоспособность, значительно осложняет качество жизни детей и затрудняет организацию учебно-воспитательного процесса.
В ходе проведенной исследовательской работы нами решены следующие задачи: изучена психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме: охарактеризовано понятие «мелкая моторика рук»; выделены педагогические условия развития мелкой моторики рук детей; рассмотрены возможности бисероплетения в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста; эмпирическим путем выявлены особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста; разработана и реализована система педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук посредством бисероплетения; доказана эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством использования бисероплетения эффективно при реализации следующих педагогических условий: организации комплекса занятий для детей по бисероплетению, предполагающих развитие точности движений мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации; учета индивидуальных особенностей развития мелкой моторики рук детей, при подборе заданий в технике бисероплетение; включения в указанную педагогическую работу родителей как активных участников образовательного процесса.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020



