Введение 4
Глава 1. Конструирование образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью как психолого-педагогическая проблема 10
1.1. Исследование конструирования образа будущего в науке 10
1.2. Возрастные особенности старшеклассников 22
1.3. Проблемы организации психолого-педагогической поддержки
одаренных старшеклассников 33
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Исследование эффективности психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью 43
2.1. Методическая организация исследования 43
2.2. Констатирующий этап исследования 47
2.3. Анализ результатов эффективности психолого-педагогической
поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью 58
Выводы по 2 главе 73
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложение 83
Одним из актуальных психолого-педагогических направлений сегодня является исследование проблемы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Исследователи (O.E. Байтингер [7], В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова [8], С.А. Башкова [9]), Е.П. Белинская, И.В. Куликова [10], С.В. Горбатов [20], A.A. Кроник [23], В.Г. Немировский [31], Ж. Нюттен [32], И.М. Попова [35] и др. ученые, занимавшиеся проблемой конструирования образа будущего), отмечали, что формирующийся в старшем школьном возрасте образ будущего начинает играть очень важную роль в становлении личности старшеклассника, его личностной зрелости, во всех аспектах его деятельности, в том числе в ведущей деятельности - учебной.
Этот период является сенситивным для развития образа будущего, когда на первый план выступают планы и цели, связанные с отдаленным будущим. В большинстве случаев, сформированность представлений о своем будущем, умение прогнозировать, предвосхищать события, строить планы, развивается у старших школьников стихийно, бессистемно, а может и вовсе приносить не пользу, а вред личности. [4]
Особенно это касается одаренных старшеклассников, которым необходимо конструировать образ своего будущего рационально, с учетом их одаренности, их способностей, чтобы они получили наибольшее раскрытие в ближайшем будущем. [42]
Очень часто можно наблюдать огромные трудности у старшеклассников в определении своих целей и перспектив, они не умеют правильно распоряжаться своим временем и испытывают большую тревогу и озабоченность своим будущем. Иногда это приводит к тому, что старшеклассники совершенно не хотят думать о завтрашнем дне и начинают откладывать все на потом, живя как бы «здесь и сейчас».
Проблемы конструирования, построения образа будущего изучались в педагогике, в психологии, в физиологии и рефлексологии, в социологии, но они по своей направленности были узкоспециализированными, и ограничены рамками своих подходов, часто игнорируя другие концепции, и в итоге в большинстве случаев проблема изучалась односторонне. Так, проблема была косвенно затронута в рамках субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейном, в рамках конкретно-исторического подхода к изучению личности A.B. Толстых, A.B. Петровский рассматривал свои идеи хронопсихологии, К. Левин изучал проблему в своей теории психологического пространства и образа будущего, Ж. Нюттен изучал проблему с точки зрения мотивационного подхода.
При этом проблема конструирования, построения образа будущего в педагогике была изучена слабо, и в основном рассматривалась в рамках проблемы профессионального самоопределения учащихся, не говоря уже о разработке целенаправленной педагогической поддержки конструирования образа будущего, хотя исследований именно по организации педагогической поддержки - достаточно много. Изучением проблемы педагогической поддержки занимались Т.В. Анохина, А.Г. Асмолов, М.А. Аксиньева, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и другие ученые. К тому же, большинство исследований направлены на обычного среднего старшеклассника, и мало освещены исследования, затрагивающие сопровождение одаренных старшеклассников, так как эта категория учащихся не является массовой, и поэтому масштабных исследований так мало. В частности, у нас в стране проблемой сопровождения одаренных старшеклассников занимались В.А. Лазарев, Н.Д. Хышов, и др.
При этом исследований, которые объединяли бы все стороны проблемы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, практически нет, хотя потребность в таких исследованиях велика, поскольку благодаря своей одаренности такие учащиеся имеют высокую ценность для общества в долгосрочной перспективе. Важно, чтобы их будущее было построено без лишней растраты сил и возможностей, так как это позволит одаренным школьникам в будущем в полной мере реализовать свой индивидуальный природный потенциал.
В то же время специальных программ психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью нет, есть различные несистемные наработки в рамках прикладных исследований.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации позволил выделить следующее противоречие: между необходимостью психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью и недостаточностью научных знаний и разработок, позволяющих эффективно осуществлять этот процесс.
Эти противоречия обусловили проблему исследования: каковы условия, позволяющие эффективно осуществлять педагогическую поддержку конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Все изложенное выше и определило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью».
Объект исследования: конструирование образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Цель исследования: обосновать, разработать содержание, организационные формы и методы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Гипотеза: психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью будет эффективна, если организованы педагогические условия, обеспечивающие:
- знакомство с различными вариантами построения и реализации личного будущего, с понятием будущего;
- соотнесение своих возможностей и выбора личного будущего с
требованиями окружающего мира;
- построение образа будущего на основе реального восприятия
социальной действительности и собственных возможностей.
Реализация цели исследования и проверка поставленной гипотезы осуществлялись в ходе решения следующих задач:
1. Раскрыть содержание понятия конструирование образа будущего.
2. Определить особенности возрастного развития одаренных подростков.
3. Обосновать и разработать содержание, организационные формы и методы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- субъектно-деятельностный подход (Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.), в котором конкретизируется понятие жизнедеятельности, решается проблема жизненного пути личности, исследуются особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляется качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития;
- мотивационный подход (Ж. Нюттен, К. Левин), позволяющий разрабатывать проблемы временной перспективы личности.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, юридической литературы, сравнительный анализ.
- эмпирические: обсервационные (наблюдение); диагностические (анкетирование, тестирование, беседы, интервью); экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов); математические и статистические методы обработки данных.
База исследования: В исследовании приняли участие учащиеся 9-ых классов МАОУ Лицея №9 « Лидер» в количестве 46 человек (23 подростка с признаками одаренности в экспериментальной группе и 23 подростка в контрольной).
В настоящее время проблема психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью разработана недостаточно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были получены эмпирические сведения о результативности предложенной программы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, выявлены условия, способствующие эффективности психолого-педагогической поддержки, изучены особенности конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях «Молодежь и наука XXI века»: Актуальные проблемы образования: история и современность (2014 г.), Актуальные вопросы образования: опыт, проблемы, перспективы (2015 г.). Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики и образовательных технологий.
Структура работы определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка и приложений
В ходе проведенного теоретического и практического исследования проблемы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, было установлено, что образ будущего понимается как сложное и многомерное явление, как целостное представление человека о будущем, которое находится в сознании и постоянно оказывает влияние на поведение, деятельность человека, а также его эмоциональное состояние. Образ будущего является мультимодальным (включающим различные временные координаты, эмоциональные и когнитивные процессы) конструктом, свойственным как отдельной личности, так и группе в целом. В образ будущего включаются и одновременно присутствуют четыре основных параметра (измерения): 1. (ценностно-смысловое), 2. (когнитивное), 3. (эмоционально-оценочный параметр), 4. (организационно - деятельностный параметр). Образ будущего может быть как индивидуальным (образ личного будущего), так и групповым.
Процесс психолого-педагогической поддержки позволяет обогатить опыт позитивных ситуаций совместного бытия, конструирования способов разрешения проблем, эмоциональную сторону отношения к трудностям, выращивать новые ценности и смыслы. Как результат педагогической поддержки личности ребенка должно стать новое жизненное качество - способность самостоятельно строить свое будущее.
Педагогическая поддержка представляет собой процесс, включающий в себя несколько этапов: информационно-поисковый, аналитический, деятельностный. В основе практического осуществления процесса поддержки лежит единство 4-х функций: 1) диагностика сущности возникшей проблемы, 2) информация о сути проблемы и путях ее решения, 3) консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, 4) помощь ребенку в решении жизненных трудностей.
Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Социальная ситуация развития этого возраста состоит в том, что возникает необходимость самостоятельно выбирать свой жизненный путь, происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Основной ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность, подготовка к выбору профессии или продолжению учебы. Главные личностные новообразования в этом возрасте связаны с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В этом возрасте формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. В ранней юности завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Реализованная программа педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, показала свою результативность, актуализировав процессы конструирования и реализации образа будущего благодаря получению знаний о себе и о мире, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира.
Результаты диагностики после ОЭР показали достоверные различия по изучаемым показателям. Это подтверждает наличие положительной динамики в экспериментальной группе, которая возникла в результате реализации мероприятий психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников. Поэтому по рассмотренным показателям с положительной динамикой мероприятия можно считать результативными.
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.- 304 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.- 288с.
3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Классный руководитель. №3, 2000.- С.63-81.
4. Асмолов А. Содействие ребенку - развитие личности // Новые
ценности образования: забота-поддержка-консультирование. Вып. 6. М.:
Инноватор, 1996.- С.39.
5. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. № 4.- С. 61-73.
6. Аксиньева М.А. Организация педагогической поддержки старшеклассников в среднем профессиональном образовательном учреждении // Гуманистические и социально-экономические науки. Спецвыпуск. Педагогика. Ростов н/Д: РГПУ, 2006. № 4.- С.23.
7. Андреева Н.Ю., Ильясов Д.Ф. Особенности развития одаренности учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3; URL: http://www.science-education.ru/103-6277.
8. Байтингер O.E. Переживание будущего как проблемы в ранней юности // Наш проблемный подросток / Науч. ред. Л.А. Регуш. СПб.: Союз, 1999.- С.42-49.
9. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. -С. 52-58.
10. Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Дис. .канд. психол. наук. М., 1999. -130 с.
11. Белинская Е.П., Куликова И.В. Представления подростков о своем социальном будущем // Мир психологии. 2000. № 4. -С. 135-147.
12. Бернштейн H.A. От рефлекса к модели будущего // Вопросы психологии. 2002. № 2. -С. 94-98.
13. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. Том. 19. №2. - С. 40-50.
14. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.- 516 с.
15. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: Учитель, 1999. -560с.
16. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. -208 с.
17. Буров А.Ю. Критерии и модель академической одаренности // Интеллектуальная, академическая и творческая одаренность: общее и отличное. Материалы круглого стола 20 января 2012 г., М. - Киев. К.: ООО «Информационные системы», 2012.- С. 6-8.
18. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2007. №4.- С. 74-85.
19. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О.С. Газмана. М.: Инноватор,1996.- 76с.
20. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1995. № 3.- С. 58-63.
21. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. -С. 256-269.
22. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. -207 с.
23. Горбатов С.В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних: Дис. ... канд. психол. наук. СПб.,
2000.
24. Данилевич Л.А. Перфекционизм как личностный фактор академической одаренности: автореф. дис. ...д. псх. наук. Киев, 2010. -26 с.
25. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. -368 с.
26. Ковалев В.И. Об индивидуальном жизненном хронотопе человека // Психология личности и время. В 2 ч. Часть 1. Черновцы: ЧТУ, 1991. -С.20¬23.
27. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. -С. 179-185.
28. Кроник A.A. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
30. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -350с.
31. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001. -340 с.
32. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных
старшеклассников: монография. Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. -272 с.
33. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл,
2001. -572 с.
34. Леонтьев Д.А., Щелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. -С. 57-65.
35. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва - Воронеж, 1997.
36. Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие). Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. М.: Вузовская книга. 2001 -131с.
37. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно¬
методическое пособие. М.: Мирос, 2002. -208 с.
38. Немировский В.Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования социально-профессиональной ориентации подростков // Социологические исследования. 1984. № 2. -С. 85-89.
39. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004.
40. Онацкий В.М. Наблюдение как средство изучения академически одаренных детей //Одаренный ребенок. № 5, 2002. -С. 44-54.
41. Онацкий В.М. Академическая одаренность и методы ее диагностики //Одаренный ребенок. 2002, № 2. -С. 51-56.
42. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2001. -496 с.
43. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для ст. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. -189 с.
44. Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // Социс. 1999. № 10. -С.135-145.
45. Психология подростка / Под ред. Реана А.А. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - 325 с.
46. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. / Под ред. А.А. Реана. СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. -563 с.
47. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса, Т.М. Марюгина Учебное пособие для студентов высших и среднеспециальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб., доп., М; АСАДЕМА. -2000.
48. Рафикова В.М. Педагогические условия формирования академической одаренности школьников: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Удмуртский гос.ун-т, Ижевск, 2003. -15 с.
49. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. 2002. № 4. -С. 20-27.
50. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816 с.
51. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург: У- Фактория, 2004. -272 с.
52. Толстых Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психологическая диагностика. 2005. №3. -С. 77-94.
53. Франкл В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
54. Хомик B.C. Психотерапия ориентированная на реконструкцию будущего личности // Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993.
55. Хышов Н.Д. Педагогическое сопровождение детей на основе концепций одаренности // Одаренный ребенок. 2008. № 1. -С. 42-46.
56. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, Москва-Харьков- Минск.2000. -523 с.
57. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2008.
58. Шпарева Г.Т. Организационно-педагогическая деятельность по развитию одаренности как основы элитарного образования /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. -294 с.
59. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. -188 с.
60. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. М. 1999.