ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ
|
Введение 4
Глава 1. Конструирование образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью как психолого-педагогическая проблема 10
1.1. Исследование конструирования образа будущего в науке 10
1.2. Возрастные особенности старшеклассников 22
1.3. Проблемы организации психолого-педагогической поддержки
одаренных старшеклассников 33
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Исследование эффективности психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью 43
2.1. Методическая организация исследования 43
2.2. Констатирующий этап исследования 47
2.3. Анализ результатов эффективности психолого-педагогической
поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью 58
Выводы по 2 главе 73
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложение 83
Глава 1. Конструирование образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью как психолого-педагогическая проблема 10
1.1. Исследование конструирования образа будущего в науке 10
1.2. Возрастные особенности старшеклассников 22
1.3. Проблемы организации психолого-педагогической поддержки
одаренных старшеклассников 33
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Исследование эффективности психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью 43
2.1. Методическая организация исследования 43
2.2. Констатирующий этап исследования 47
2.3. Анализ результатов эффективности психолого-педагогической
поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью 58
Выводы по 2 главе 73
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложение 83
Одним из актуальных психолого-педагогических направлений сегодня является исследование проблемы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Исследователи (O.E. Байтингер [7], В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова [8], С.А. Башкова [9]), Е.П. Белинская, И.В. Куликова [10], С.В. Горбатов [20], A.A. Кроник [23], В.Г. Немировский [31], Ж. Нюттен [32], И.М. Попова [35] и др. ученые, занимавшиеся проблемой конструирования образа будущего), отмечали, что формирующийся в старшем школьном возрасте образ будущего начинает играть очень важную роль в становлении личности старшеклассника, его личностной зрелости, во всех аспектах его деятельности, в том числе в ведущей деятельности - учебной.
Этот период является сенситивным для развития образа будущего, когда на первый план выступают планы и цели, связанные с отдаленным будущим. В большинстве случаев, сформированность представлений о своем будущем, умение прогнозировать, предвосхищать события, строить планы, развивается у старших школьников стихийно, бессистемно, а может и вовсе приносить не пользу, а вред личности. [4]
Особенно это касается одаренных старшеклассников, которым необходимо конструировать образ своего будущего рационально, с учетом их одаренности, их способностей, чтобы они получили наибольшее раскрытие в ближайшем будущем. [42]
Очень часто можно наблюдать огромные трудности у старшеклассников в определении своих целей и перспектив, они не умеют правильно распоряжаться своим временем и испытывают большую тревогу и озабоченность своим будущем. Иногда это приводит к тому, что старшеклассники совершенно не хотят думать о завтрашнем дне и начинают откладывать все на потом, живя как бы «здесь и сейчас».
Проблемы конструирования, построения образа будущего изучались в педагогике, в психологии, в физиологии и рефлексологии, в социологии, но они по своей направленности были узкоспециализированными, и ограничены рамками своих подходов, часто игнорируя другие концепции, и в итоге в большинстве случаев проблема изучалась односторонне. Так, проблема была косвенно затронута в рамках субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейном, в рамках конкретно-исторического подхода к изучению личности A.B. Толстых, A.B. Петровский рассматривал свои идеи хронопсихологии, К. Левин изучал проблему в своей теории психологического пространства и образа будущего, Ж. Нюттен изучал проблему с точки зрения мотивационного подхода.
При этом проблема конструирования, построения образа будущего в педагогике была изучена слабо, и в основном рассматривалась в рамках проблемы профессионального самоопределения учащихся, не говоря уже о разработке целенаправленной педагогической поддержки конструирования образа будущего, хотя исследований именно по организации педагогической поддержки - достаточно много. Изучением проблемы педагогической поддержки занимались Т.В. Анохина, А.Г. Асмолов, М.А. Аксиньева, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и другие ученые. К тому же, большинство исследований направлены на обычного среднего старшеклассника, и мало освещены исследования, затрагивающие сопровождение одаренных старшеклассников, так как эта категория учащихся не является массовой, и поэтому масштабных исследований так мало. В частности, у нас в стране проблемой сопровождения одаренных старшеклассников занимались В.А. Лазарев, Н.Д. Хышов, и др.
При этом исследований, которые объединяли бы все стороны проблемы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, практически нет, хотя потребность в таких исследованиях велика, поскольку благодаря своей одаренности такие учащиеся имеют высокую ценность для общества в долгосрочной перспективе. Важно, чтобы их будущее было построено без лишней растраты сил и возможностей, так как это позволит одаренным школьникам в будущем в полной мере реализовать свой индивидуальный природный потенциал.
В то же время специальных программ психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью нет, есть различные несистемные наработки в рамках прикладных исследований.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации позволил выделить следующее противоречие: между необходимостью психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью и недостаточностью научных знаний и разработок, позволяющих эффективно осуществлять этот процесс.
Эти противоречия обусловили проблему исследования: каковы условия, позволяющие эффективно осуществлять педагогическую поддержку конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Все изложенное выше и определило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью».
Объект исследования: конструирование образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Цель исследования: обосновать, разработать содержание, организационные формы и методы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Гипотеза: психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью будет эффективна, если организованы педагогические условия, обеспечивающие:
- знакомство с различными вариантами построения и реализации личного будущего, с понятием будущего;
- соотнесение своих возможностей и выбора личного будущего с
требованиями окружающего мира;
- построение образа будущего на основе реального восприятия
социальной действительности и собственных возможностей.
Реализация цели исследования и проверка поставленной гипотезы осуществлялись в ходе решения следующих задач:
1. Раскрыть содержание понятия конструирование образа будущего.
2. Определить особенности возрастного развития одаренных подростков.
3. Обосновать и разработать содержание, организационные формы и методы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- субъектно-деятельностный подход (Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.), в котором конкретизируется понятие жизнедеятельности, решается проблема жизненного пути личности, исследуются особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляется качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития;
- мотивационный подход (Ж. Нюттен, К. Левин), позволяющий разрабатывать проблемы временной перспективы личности.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, юридической литературы, сравнительный анализ.
- эмпирические: обсервационные (наблюдение); диагностические (анкетирование, тестирование, беседы, интервью); экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов); математические и статистические методы обработки данных.
База исследования: В исследовании приняли участие учащиеся 9-ых классов МАОУ Лицея №9 « Лидер» в количестве 46 человек (23 подростка с признаками одаренности в экспериментальной группе и 23 подростка в контрольной).
В настоящее время проблема психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью разработана недостаточно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были получены эмпирические сведения о результативности предложенной программы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, выявлены условия, способствующие эффективности психолого-педагогической поддержки, изучены особенности конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях «Молодежь и наука XXI века»: Актуальные проблемы образования: история и современность (2014 г.), Актуальные вопросы образования: опыт, проблемы, перспективы (2015 г.). Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики и образовательных технологий.
Структура работы определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка и приложений
Исследователи (O.E. Байтингер [7], В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова [8], С.А. Башкова [9]), Е.П. Белинская, И.В. Куликова [10], С.В. Горбатов [20], A.A. Кроник [23], В.Г. Немировский [31], Ж. Нюттен [32], И.М. Попова [35] и др. ученые, занимавшиеся проблемой конструирования образа будущего), отмечали, что формирующийся в старшем школьном возрасте образ будущего начинает играть очень важную роль в становлении личности старшеклассника, его личностной зрелости, во всех аспектах его деятельности, в том числе в ведущей деятельности - учебной.
Этот период является сенситивным для развития образа будущего, когда на первый план выступают планы и цели, связанные с отдаленным будущим. В большинстве случаев, сформированность представлений о своем будущем, умение прогнозировать, предвосхищать события, строить планы, развивается у старших школьников стихийно, бессистемно, а может и вовсе приносить не пользу, а вред личности. [4]
Особенно это касается одаренных старшеклассников, которым необходимо конструировать образ своего будущего рационально, с учетом их одаренности, их способностей, чтобы они получили наибольшее раскрытие в ближайшем будущем. [42]
Очень часто можно наблюдать огромные трудности у старшеклассников в определении своих целей и перспектив, они не умеют правильно распоряжаться своим временем и испытывают большую тревогу и озабоченность своим будущем. Иногда это приводит к тому, что старшеклассники совершенно не хотят думать о завтрашнем дне и начинают откладывать все на потом, живя как бы «здесь и сейчас».
Проблемы конструирования, построения образа будущего изучались в педагогике, в психологии, в физиологии и рефлексологии, в социологии, но они по своей направленности были узкоспециализированными, и ограничены рамками своих подходов, часто игнорируя другие концепции, и в итоге в большинстве случаев проблема изучалась односторонне. Так, проблема была косвенно затронута в рамках субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейном, в рамках конкретно-исторического подхода к изучению личности A.B. Толстых, A.B. Петровский рассматривал свои идеи хронопсихологии, К. Левин изучал проблему в своей теории психологического пространства и образа будущего, Ж. Нюттен изучал проблему с точки зрения мотивационного подхода.
При этом проблема конструирования, построения образа будущего в педагогике была изучена слабо, и в основном рассматривалась в рамках проблемы профессионального самоопределения учащихся, не говоря уже о разработке целенаправленной педагогической поддержки конструирования образа будущего, хотя исследований именно по организации педагогической поддержки - достаточно много. Изучением проблемы педагогической поддержки занимались Т.В. Анохина, А.Г. Асмолов, М.А. Аксиньева, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и другие ученые. К тому же, большинство исследований направлены на обычного среднего старшеклассника, и мало освещены исследования, затрагивающие сопровождение одаренных старшеклассников, так как эта категория учащихся не является массовой, и поэтому масштабных исследований так мало. В частности, у нас в стране проблемой сопровождения одаренных старшеклассников занимались В.А. Лазарев, Н.Д. Хышов, и др.
При этом исследований, которые объединяли бы все стороны проблемы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, практически нет, хотя потребность в таких исследованиях велика, поскольку благодаря своей одаренности такие учащиеся имеют высокую ценность для общества в долгосрочной перспективе. Важно, чтобы их будущее было построено без лишней растраты сил и возможностей, так как это позволит одаренным школьникам в будущем в полной мере реализовать свой индивидуальный природный потенциал.
В то же время специальных программ психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью нет, есть различные несистемные наработки в рамках прикладных исследований.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации позволил выделить следующее противоречие: между необходимостью психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью и недостаточностью научных знаний и разработок, позволяющих эффективно осуществлять этот процесс.
Эти противоречия обусловили проблему исследования: каковы условия, позволяющие эффективно осуществлять педагогическую поддержку конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Все изложенное выше и определило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью».
Объект исследования: конструирование образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Цель исследования: обосновать, разработать содержание, организационные формы и методы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Гипотеза: психолого-педагогическая поддержка конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью будет эффективна, если организованы педагогические условия, обеспечивающие:
- знакомство с различными вариантами построения и реализации личного будущего, с понятием будущего;
- соотнесение своих возможностей и выбора личного будущего с
требованиями окружающего мира;
- построение образа будущего на основе реального восприятия
социальной действительности и собственных возможностей.
Реализация цели исследования и проверка поставленной гипотезы осуществлялись в ходе решения следующих задач:
1. Раскрыть содержание понятия конструирование образа будущего.
2. Определить особенности возрастного развития одаренных подростков.
3. Обосновать и разработать содержание, организационные формы и методы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- субъектно-деятельностный подход (Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.), в котором конкретизируется понятие жизнедеятельности, решается проблема жизненного пути личности, исследуются особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляется качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития;
- мотивационный подход (Ж. Нюттен, К. Левин), позволяющий разрабатывать проблемы временной перспективы личности.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, юридической литературы, сравнительный анализ.
- эмпирические: обсервационные (наблюдение); диагностические (анкетирование, тестирование, беседы, интервью); экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов); математические и статистические методы обработки данных.
База исследования: В исследовании приняли участие учащиеся 9-ых классов МАОУ Лицея №9 « Лидер» в количестве 46 человек (23 подростка с признаками одаренности в экспериментальной группе и 23 подростка в контрольной).
В настоящее время проблема психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью разработана недостаточно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были получены эмпирические сведения о результативности предложенной программы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, выявлены условия, способствующие эффективности психолого-педагогической поддержки, изучены особенности конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях «Молодежь и наука XXI века»: Актуальные проблемы образования: история и современность (2014 г.), Актуальные вопросы образования: опыт, проблемы, перспективы (2015 г.). Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики и образовательных технологий.
Структура работы определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка и приложений
В ходе проведенного теоретического и практического исследования проблемы психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, было установлено, что образ будущего понимается как сложное и многомерное явление, как целостное представление человека о будущем, которое находится в сознании и постоянно оказывает влияние на поведение, деятельность человека, а также его эмоциональное состояние. Образ будущего является мультимодальным (включающим различные временные координаты, эмоциональные и когнитивные процессы) конструктом, свойственным как отдельной личности, так и группе в целом. В образ будущего включаются и одновременно присутствуют четыре основных параметра (измерения): 1. (ценностно-смысловое), 2. (когнитивное), 3. (эмоционально-оценочный параметр), 4. (организационно - деятельностный параметр). Образ будущего может быть как индивидуальным (образ личного будущего), так и групповым.
Процесс психолого-педагогической поддержки позволяет обогатить опыт позитивных ситуаций совместного бытия, конструирования способов разрешения проблем, эмоциональную сторону отношения к трудностям, выращивать новые ценности и смыслы. Как результат педагогической поддержки личности ребенка должно стать новое жизненное качество - способность самостоятельно строить свое будущее.
Педагогическая поддержка представляет собой процесс, включающий в себя несколько этапов: информационно-поисковый, аналитический, деятельностный. В основе практического осуществления процесса поддержки лежит единство 4-х функций: 1) диагностика сущности возникшей проблемы, 2) информация о сути проблемы и путях ее решения, 3) консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, 4) помощь ребенку в решении жизненных трудностей.
Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Социальная ситуация развития этого возраста состоит в том, что возникает необходимость самостоятельно выбирать свой жизненный путь, происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Основной ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность, подготовка к выбору профессии или продолжению учебы. Главные личностные новообразования в этом возрасте связаны с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В этом возрасте формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. В ранней юности завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Реализованная программа педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, показала свою результативность, актуализировав процессы конструирования и реализации образа будущего благодаря получению знаний о себе и о мире, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира.
Результаты диагностики после ОЭР показали достоверные различия по изучаемым показателям. Это подтверждает наличие положительной динамики в экспериментальной группе, которая возникла в результате реализации мероприятий психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников. Поэтому по рассмотренным показателям с положительной динамикой мероприятия можно считать результативными.
Процесс психолого-педагогической поддержки позволяет обогатить опыт позитивных ситуаций совместного бытия, конструирования способов разрешения проблем, эмоциональную сторону отношения к трудностям, выращивать новые ценности и смыслы. Как результат педагогической поддержки личности ребенка должно стать новое жизненное качество - способность самостоятельно строить свое будущее.
Педагогическая поддержка представляет собой процесс, включающий в себя несколько этапов: информационно-поисковый, аналитический, деятельностный. В основе практического осуществления процесса поддержки лежит единство 4-х функций: 1) диагностика сущности возникшей проблемы, 2) информация о сути проблемы и путях ее решения, 3) консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, 4) помощь ребенку в решении жизненных трудностей.
Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Социальная ситуация развития этого возраста состоит в том, что возникает необходимость самостоятельно выбирать свой жизненный путь, происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Основной ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность, подготовка к выбору профессии или продолжению учебы. Главные личностные новообразования в этом возрасте связаны с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В этом возрасте формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. В ранней юности завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Реализованная программа педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников с академической одаренностью, показала свою результативность, актуализировав процессы конструирования и реализации образа будущего благодаря получению знаний о себе и о мире, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира.
Результаты диагностики после ОЭР показали достоверные различия по изучаемым показателям. Это подтверждает наличие положительной динамики в экспериментальной группе, которая возникла в результате реализации мероприятий психолого-педагогической поддержки конструирования образа будущего у старшеклассников. Поэтому по рассмотренным показателям с положительной динамикой мероприятия можно считать результативными.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2007 - САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2013 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018



