Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональные интернациональные объединения государств на постсоветском пространстве

Работа №150000

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международное публичное право

Объем работы54
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 8
1.1.Понятие, правовая природа и виды международной интеграции 8
1.2.Исторический обзор формирования региональных объединений на постсоветском пространстве: основные этапы создания и развития региональных объединений 13
1.3.Правовые основы, лежащие в основе статуса региональных объединений 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 28
2.1.Исследование региональных объединений на постсоветском пространстве: СНГ, ОДКБ, Евразийский экономический Союз, Союзное государство России и Беларуси, ШОС, ОДКБ 28
2.2.Влияние региональных объединений на политику и экономику государств-членов 37
2.3.Перспективы развития региональных объединений на постсоветском пространстве 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50

Объединение государств для поиска решений общих экономических и военно-политических проблем и достижения своих целей привело к возникновению интеграционных движений. Международные интеграционные движения строятся на национальных и общих интересах государств. Экономические, политические, военные, культурные и идеологические цели являются движущей силой возникновения интеграционных движений.
В современной мировой экономике и политике формирование и функционирование региональных группировок традиционно привлекают внимание ученых. Одними из широко обсуждаемых являются многовекторные процессы развития сотрудничества стран на постсоветском пространстве. Дело в том, что в результате вакуума, созданного распадом Советского Союза, в Евразии и в Восточной части Европы продолжалась борьба за власть региональных и глобальных акторов. Страны Восточной Европы и Евразии, получившие независимость после распада Советского Союза, начали налаживать отношения с региональными и глобальными акторами с целью обеспечения своей национальной безопасности, решения проблем развития и интеграции в мировую систему. Таким образом, указанные государства приняли участие в инициативах по сотрудничеству и интеграции, которые стартовали в Европе и Азии. Этим организациями являются СНГ, ОДКБ, Евразийский экономический Союз, Союзное государство России и Беларуси, ШОС.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства обосновывают актуальность и научную ценность изучения формирования и функционирования региональных интернациональных объединений государств на постсоветском пространстве.
Цель исследования. Целью исследования является изучение теоретических и практических вопросов формирования и функционирования региональных интеграционных объединений государств на постсоветском пространстве.
Для достижения данной цели работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, правовую природу и виды международной интеграции;
2) провести исторический обзор формирования региональных объединений на постсоветском пространстве, выделив основные этапы создания и развития региональных объединений;
3) изучить правовые основы, лежащие в основе статуса региональных объединений;
4) исследовать региональные объединения на постсоветском пространстве: СНГ, ОДКБ, Евразийский экономический Союз, Союзное государство России и Беларуси, ШОС;
5) определить влияние региональных объединений на политику и экономику государств-членов;
6) проанализировать перспективы развития региональных объединений на постсоветском пространстве.
Объектом данной работы являются общественные отношения в сфере создания и деятельности региональных объединений на постсоветском пространстве.
Предметом - международные договоры, акты интеграционных объединений, доктрина и тд
Информационная база исследования. Исследуемому периоду и тематике в целом посвящено значительное количество научных работ. Среди российских авторов можно выделить исследования Ю.С. Безбородова , С.Д. Волкова , К.Ю. Голуба, Ю.Г. Голуба , А.В. Егорова , А.А. Лукашука , Я.В. Михайловой , Ю.О. Моисеевой .
Например, Ю.О. Моисеева указывала, что устранение технических барьеров в торговле является одним из важнейших мероприятий по обеспечению свободного движения товаров в Союзе. Основным вопросом в этой сфере является степень гармонизации национального законодательства государств-членов в области технического регулирования, позволяющая рационально распределить научно-технический и экономический потенциал стран в этой сфере. Участие государств-членов в многосторонней торговой системе способствует развитию международно-правовой базы технического регулирования. Сотрудничество с международными организациями в этой сфере внесет значительный вклад в развитие торгово-экономических отношений с партнерами Союза, а также является неотъемлемой частью выполнения обязательств, содержащихся в международных договорах, заключенных в рамках многосторонней торговой системы.
Несмотря на существенное количество работ по интеграционным процессам, многие аспекты, в том числе связанные со спецификой интеграции развивающихся и переходных стран, особенно постсоветских, остаются недостаточно разработанными, а имеющиеся работы зачастую носят дискуссионный характер.
Эмпирическая база.
Исследуемая проблема предполагает обработку обширного комплекса источников. Можно разделить на несколько групп, а именно:
1) Декларацию (Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества) ;
2) Соглашения (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств , Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы );
3) Договора (Договор стран СНГ "О создании Экономического союза" , Договор о коллективной безопасности , Договор о Евразийском экономическом союзе );
4) Устав (Устав Содружества Независимых Государств );
5) Справочные материала на официальных государственных ресурсах (Союзное государство (справка) , Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) (справочная информация) ).
Методы и инструменты исследования:
Теоретические:
1) сбор, анализ и синтез информации;
2) классификация.
Количественные:
3) статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений.
Специальные методы исследования:
4) историко-системный анализ, позволивший исследовать развитие региональные объединения на постсоветском пространстве на примере СНГ, ОДКБ, Евразийский экономический Союз, Союзное государство России и Беларуси, ШОС;
5) благодаря контент-анализу в работе были проанализированы различные данные, что помогло конкретизировать проблему исследования и глубже ее осмыслить.
Методология исследования. При написании данной работы автор придерживался научной школы реализма, как наиболее целесообразной при изучении формировании внешней политики стран, которая является способом защиты интересов государства. В результате государство использует как методы силового воздействия, так и союзные отношения с другими странами, но исходя исключительно из их эгоистичной сущности.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе по специальностям «политология», «право и юриспруденция» и «международные отношения».
Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования структурно работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основе данного исследования можно сделать несколько выводов:
Во-первых, регионализм – это военно-политический и/или экономический инструмент, которому государства придают значение в рамках своей политики создания зон влияния и расширения этих территорий. Для реализации регионализации очень важны такие факторы, как географическая близость, стабильное экономическое и военно-политическое развитие, близость политических систем, социальная поддержка процесса, общие взгляды на угрозы и вызовы.
Во-вторых, основными региональными объединениями на постсоветском пространстве являются СНГ – год создания 1991, ОДКБ – год создания 1992 год, Евразийский экономический Союз – год создания 2014 (при этом впервые о ней было сказано в 1994 году), Союзное государство России и Беларуси – было создано в 1997 году, ШОС – было создано в 2001 году.
В-третьих, правовые основы, лежащие в основе статуса региональных объединений: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, Договор о коллективной безопасности, Договор о Евразийском экономическом союзе, Договор между РФ и Республикой О создании Союзного государства, Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества.
В-четвертых, основной целью СНГ было создание платформы для постепенного открытия преимущественно неконкурентоспособных экономик государств-членов к мировому рынку при сохранении основных экономических связей на постсоветском пространстве. Это также предлагало межгосударственное сообщество принадлежности, поскольку новые независимые государства не ожидались и не приветствовались в Европе. Хотя политическая реинтеграция не стояла явно на повестке дня, сохранение основных экономических связей требовало всесторонней и детальной координации денежно-кредитной, таможенной, трудовой, налоговой и инвестиционной политики. В годы после его основания были предложены новые институциональные формы. В сентябре 1993 года страны СНГ подписали Договор об Экономическом Союзе, который предусматривал создание зоны свободной торговли.
Организация Договора о коллективной безопасности является региональной организацией безопасности, объединяющей семь постсоветских стран. В 2004 году ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. ОДКБ берет свое начало в Договоре о коллективной безопасности, подписанном после распада Советского Союза, который предусматривал создание альянса безопасности и обороны. В частности, согласно статье 4 Договора, любая агрессия, направленная против одной из стран, подписавших Договор, со стороны государства или группы государств, рассматривается как агрессия против всех подписавших его стран и немедленно активирует механизм коллективной защиты. Основная цель ОДКБ — отражение угроз безопасности, а также защита суверенитета и территориальной целостности государств-участников.
Идея ЕАЭС – авторская работа Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Прошло почти 30 лет после исторической лекции Президента в МГУ. Ломоносова, предложившего создание Евразийского экономического союза. Его слова можно считать главной основой для создания ЕАЭС и процесса евразийской экономической интеграции в целом. Эта организация, целью которой является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Республика Беларусь и Российская Федерация являются государствами - участниками Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. В соответствии с договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров, один из которых - создание единого экономического пространства. Достижение этой цели осуществляется поэтапно. Партнерство Беларуси и России выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств.
Шанхайская организация сотрудничества — региональная организация, представляющая собой площадку для диалога и сотрудничества стран-участниц по ключевым направлениям в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных областях.
Стоит отметить, что в новых условиях, возникших после окончания «холодной войны», главной заботой региональных организаций на постсоветском пространстве стала выработка такого подхода к безопасности, который мог бы быстро и эффективно реагировать на новые угрозы и вызовы. В современных международных условиях государства обеспечивают собственную безопасность не в одиночку, а через различные региональные организации. С приходом Путина идея Евразийского союза стала стратегическим приоритетом для России и постепенно обгоняет ШОС. Россия определила многополярную систему международных отношений в качестве стратегической цели посредством различных процессов регионализации в период Путина. При этом Россия поддерживает региональную роль ШОС с идеей Евразийского союза, который является еще одним важным структурирующим проектом. В этом контексте Евразийский союз нацелен на политическую, экономическую интеграцию в сфере безопасности между странами региона и Россией, чтобы сбалансировать влияние США и Китая в Центральной Азии. С приходом Путина к власти Россия реализует эффективную внешнюю политику в Евразийском регионе через региональные организации.
В-пятых, региональные объединения на постсоветском пространстве оказывают значительное влияние на политику и экономику государств-членов. Они способствуют укреплению сотрудничества и взаимопонимания между странами, а также создают условия для развития экономических связей и повышения уровня жизни населения. Региональные объединения позволяют странам-участницам совместно решать общие проблемы, такие как обеспечение безопасности, борьба с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества и культурного обмена. Они также способствуют созданию единого экономического пространства, свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Влияние региональных объединений на политику и экономику государств-членов проявляется в следующих аспектах:
укрепление сотрудничества в политической, военной, экономической, культурной и других областях;
создание условий для развития экономического сотрудничества и повышения уровня жизни населения;
гармонизация законодательства и создание единых правил игры для бизнеса;
расширение сотрудничества в области науки, образования, здравоохранения и других сферах;
развитие инфраструктуры и создание условий для привлечения инвестиций;
Однако региональные объединения также могут иметь некоторые недостатки. Они могут привести к потере национального суверенитета в принятии экономических решений, усилению неравенства между странами-участницами и риску потери экономической независимости в случае кризиса в одной из стран-участниц.
В-шестых, перспективы развития региональных интеграций связаны с расширением сотрудничества в политической, военной, экономической, культурной и других областях.



1. Устав Содружества Независимых Государств (г. Минск, 22 января 1993 года). [Электронный ресурс]: https://cis.minsk.by/page/180 (дата обращения: 31.03.2024)
2. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/supplement/3506 (дата обращения: 31.03.2024)
3. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Гарант. [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/2561540/ (дата обращения: 31.03.2024)
4. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Гарант. [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/1118203/ (дата обращения: 31.03.2024)
5. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы. [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901763237 (дата обращения: 31.03.2024)
6. Договор стран СНГ от 24.09.1993 "О создании Экономического союза". [Электронный ресурс]: https://legalacts.ru/doc/dogovor-stran-sng-ot-24091993-o-sozdanii/ (дата обращения: 31.03.2024)
7. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 09.12.2022) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 31.03.2024)
8. Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.) // Гарант. [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/1118890/ (дата обращения: 31.03.2024)
9. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021)
10. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства"// КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25282/ (дата обращения: 31.03.2024)
11. Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.) // Гарант. [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/1118890/ (дата обращения: 31.03.2024)
12. Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30726/1c5d2b9ecc270669c071bd598fa7a97d0f662999/ (дата обращения: 31.03.2024)
13. Безбородов Ю.С. Интеграция как международно-правовой метод правовой конвергенции // Lex Russica. 2017. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-kak-mezhdunarodno-pravovoy-metod-pravovoy-konvergentsii (дата обращения: 31.03.2024)
14. Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М. : Статут, 2015.
15. Волков С.Д. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ekonomicheskoy-integratsii-na-postsovetskom-prostranstve/ (дата обращения: 31.03.2024)
16. Голуб К.Ю., Голуб Ю.Г. ОДКБ: истоки многопрофильного мандата и современные инструменты его реализации // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 1. С. 193—203.
17. Горбачев М. Чернобыльский перелом. [Электронный ресурс]: https://inosmi.ru/20060502/227164.html (дата обращения: 31.03.2024)
18. Егоров А.В. К вопросу о формировании правовой системы союзного государства Беларуси и России // Журнал российского права. 2021. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-pravovoy-sistemy-soyuznogo-gosudarstva-belarusi-i-rossi (дата обращения: 31.03.2024)
19. Замглавы МИД РФ назвал введение единой валюты в ЕАЭС пока нереальным // ТАСС. 2023. [Электронный ресурс]: https://tass.ru/politika/18148375 (дата обращения: 31.03.2024)
20. Кочанова призвала наблюдателей ПА ОДКБ дать объективную оценку выборам. [Электронный ресурс]: https://paodkb.org/events/kochanova-prizvala-nablyudateley-pa-odkb-dat-ob-ektivnuyu (дата обращения: 31.03.2024)
21. Лукашук А.А. Интеграционные процессы в рамках федералистской и неофункциональной теорий // Мировая политика. - 2020. - № 3. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnye-protsessy-v-ramkah-federalistskoy-i-neofunktsionalnoy-teoriy (дата обращения: 31.03.2024)
22. Массовые протесты в Казахстане // Интерфакс. 2022. [Электронный ресурс]: https://www.interfax.ru/chronicle/massovye-protesty-v-kazahstane.html (дата обращения: 31.03.2024)
23. Международные организации // Официальный сайт министерства иностранных дел Армении. [Электронный ресурс]: https://www.mfa.am/ru/international-organisations/3 (дата обращения: 31.03.2024)
24. Михайлова Я.В. Интеграционные объединения на постсоветском пространстве / Я. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 454-456.
25. Моисеева Ю.О. Интеграционные процессы и их влияние на национальную экономику // Контентус. 2019. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnye-protsessy-i-ih-vliyanie-na-natsionalnuyu-ekonomiku (дата обращения: 31.03.2024)
26. Опубликована статистика ЕАЭС за 10 лет. [Электронный ресурс]: https://eec.eaeunion.org/news/opublikovana-statistika-eaes-za-10-let-/ (дата обращения: 31.03.2024)
27. Россия и Белоруссия внесли изменения в соглашение о совместной военной безопасности // Коммерсантъ. [Электронный ресурс]: https://www.kommersant.ru/doc/5705823 (дата обращения: 31.03.2024)
28. После распада ­СССР наши народы и страны прошли тернистый путь, прежде чем получить международное признание и эффективно интегрироваться в мировое сообщество. 2021. [Электронный ресурс]: https://www.sb.by/articles/30-let-sng-itogi-i-perspektivy.html (дата обращения: 31.03.2024)
29. ПМЭФ-2023: итоги для Союзного государства Беларуси и России. [Электронный ресурс]: https://e-cis.info/news/566/109938/ (дата обращения: 31.03.2024)
30. Путин назвал распад СССР трагедией и «распадом исторической России» // РБК. [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/politics/12/12/2021/61b5e7b79a7947689a33f5fe (дата обращения: 31.03.2024)
31. Сагалова А.Л. Функциональная организация во взглядах Дэвида Митрани (к 70-летию выхода книги "мир и функциональное развитие международной организации") // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-organizatsiya-vo-vzglyadah-devida-mitrani-k-70-letiyu-vyhoda-knigi-mir-i-funktsionalnoe-razvitie-mezhdunarodnoy (дата обращения: 31.03.2024)
32. Сафарова С.Н. Сотрудничество России и Китая в международных организациях / С. Н. Сафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 252
33. Союзное государство (справка) // Министерство иностранных дел РФ. [Электронный ресурс]: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/sgbr/1784824/ (дата обращения: 31.03.2024)
34. Союз России и Беларуси: Утверждены 28 союзных программ // Российская газета. [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2021/11/08/soiuz-rossii-i-belarusi-utverzhdeny-28-soiuznyh-programm.html/ (дата обращения: 31.03.2024)
35. Толстов С. Феномен ГУАМ: опыт структуры регионального сотрудничества и перспективы в статусе международной организации // Центральная Азия и Кавказ. 2008. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-guam-opyt-struktury-regionalnogo-sotrudnichestva-i-perspektivy-v-statuse-mezhdunarodnoy-organizatsii (дата обращения: 31.03.2024)
36. Шумов В.В. Сетевые структуры интеграции и дезинтеграции политических акторов (на примере стран Евросоюза) // Вопросы безопасности. 2018. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-struktury-integratsii-i-dezintegratsii-politicheskih-aktorov-na-primere-stran-evrosoyuza (дата обращения: 31.03.2024)
37. Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) (справочная информация) // Министерство иностранных дел РФ. [Электронный ресурс]: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/crime/1674318/ (дата обращения: 31.03.2024)
38. Феофанов К.А., Сологуб В.И. Евразийский экономический союз: последовательный интеграционный старт // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 5. С. 177
39. Что такое ОДКБ и какие страны входят в организацию // РБК. [Электронный ресурс]: https://trends.rbc.ru/trends/social/65154df09a7947c9db547dc9 (дата обращения: 31.03.2024)
40. Deutch K. The Analysis of International Relations, 3rd Ed., Englewood Cliffs, N.J:b Prentice-Hall International, 1988. URL: https://archive.org/details/analysisofintern0000unse (date of access: 31.03.2024)
41. Haas E. The uniting of Europe: political, social, and economic forces, 1950-1957, California: Stanford University Press, 1958. URL: https://archive.org/details/unitingofeuropep00haas/page/n5/mode/2up (date of access: 31.03.2024)
42. Mitrany D. The Making of Functional Theory: a Memoir // The Functional Theory of Politics. - L.: St. Martin's Press, 1975. URL: https://archive.org/details/functionaltheory00davi (date of access: 31.03.2024)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ