Предметная игровая методика в обучении иноязычной лексике учащихся средней школы (Владивостокский Государственный Университет)
|
Проведена экспериментальная работа.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Владивостока» .
Выборка: 28 учеников 4 класса.
Есть приложения.
Введение 3
1 Базовые основания для применения предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов 6
1.1 Федеральные и локальные нормативные документы 6
1.2 Технологии индивидуализации образования 8
1.3 Методические особенности обучения иностранному языку в начальных классах 10
1.4 Лексические игры: виды, функции, свойства 16
Выводы по главе 1. 19
2 Применение предметной игровой методики при обучении лексике учащихся начальных классов средней школы 21
2.1 Опытно- экспериментальная работа по применению игровой методики в обучение лексике учащихся начальных классов 21
2.2 Применение разработки для учащихся с особыми образовательными потребностями 30
2.3 Применение разработки в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ 32
Список использованных источников 39
Приложение А 44
Приложение Б 50
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Владивостока» .
Выборка: 28 учеников 4 класса.
Есть приложения.
Введение 3
1 Базовые основания для применения предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов 6
1.1 Федеральные и локальные нормативные документы 6
1.2 Технологии индивидуализации образования 8
1.3 Методические особенности обучения иностранному языку в начальных классах 10
1.4 Лексические игры: виды, функции, свойства 16
Выводы по главе 1. 19
2 Применение предметной игровой методики при обучении лексике учащихся начальных классов средней школы 21
2.1 Опытно- экспериментальная работа по применению игровой методики в обучение лексике учащихся начальных классов 21
2.2 Применение разработки для учащихся с особыми образовательными потребностями 30
2.3 Применение разработки в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ 32
Список использованных источников 39
Приложение А 44
Приложение Б 50
В современной школьной системе изучение иностранных языков продолжает играть значительную роль, наравне с такими дисциплинами, как «Русский язык», «Родной язык» и «Литературное чтение», входя в образовательную сферу филологии. Преподавание иностранного языка способствует развитию гармонично образованной личности у учащихся средней школы, и сегодня иностранный язык рассматривается не только как инструмент для изучения культуры других стран, но также помогает углубить понимание своей собственной культуры, способствуя воспитанию патриотизма и интернационализма [1, с. 25]. Иностранный язык обеспечивает развитие у детей коммуникативной компетенции со всеми составляющими ее компонентами: языковой, речевой, социокультурной, стратегической и компенсаторной компетенциями, которые способствуют развитию у учащихся средней школы умения принимать участие в беседе, рассказывать о себе и своей стране и т.д.
Поскольку для учащихся средней школы свойственны непосредственность восприятия и неспособность в течение долгого времени концентрироваться на одном задании, при их обучении представляется целесообразным применение игровой методики, которая будет способствовать повышению когнитивной активности учащихся и, как следствие, успешному формированию перечисленных выше компетенций. В первую очередь необходимость разработки и применения новых игр прослеживается при обучении иноязычной лексике, поскольку ее изучение связано с заучиванием незнакомых лексических единиц, что неизменно вызывает затруднения у учащихся средней школы. Предметные игры способствуют отработке лексических структур перед включением их в высказывания, подготовке школьников к пониманию текста при аудировании и чтении. Соответственно, актуальность нашего исследования обусловлена потребностью расширять возможности применения игровой методики на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в средней школе, в частности, при работе с иноязычной лексикой.
Результативность применения игровой методики в учебном процессе рассматривалась многими педагогами, психологами и методистами, такими как Л.С. Выготский, М.Ф. Стронин, Е.Н. Соловова и другими. При этом Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и некоторые другие ученые уделяли внимание психологическим особенностям и предпосылкам игровой деятельности в ее неразрывной связи с учебной и трудовой деятельностью и социальной ориентацией. Их классификации игр были основаны на этапах развития ребенка [2] и преобладающими у него видами деятельности [3; 4]. Ученые-методисты М.Ф. Стронин, Е.Н. Соловова и другие, в свою очередь, рассматривали игру как вид учебной деятельности «в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [5, с. 110], определяли функции, реализуемые игровой деятельностью в процессе обучения, и выделяли характерные свойства игр, применяемых в учебном процессе. А.А. Смирнов считал, что ключевыми характеристиками следует рассматривать представление дидактической цели в виде игровой задачи; конкурентность, превращающую учебную задачу в игру; непредсказуемость исхода, делающую игру открытой; возможность повторения, позволяющую приостановить и возобновить игру по необходимости; следование правилам, которые могут быть адаптированы участниками, и положительные эмоции (удовлетворение и радость), сопутствующие игровому процессу [6].
Научная новизна нашего исследования состоит в адаптации и внедрении игр по теме «Числительные» и дальнейших рекомендаций по их использованию в процессе обучения иноязычной лексике в соответствии с предложенными педагогическими условиями.
Объектом нашего исследования выступает учебная деятельность по дисциплине «Иностранный язык» в средней школе, а предметом исследования – применение предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов средней школы.
Цель нашей работы – теоретически обосновать и практически определить влияние предметной игровой методики на формирование языковой лексики у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. изучить научную и методическую литературу, связанную с темой нашего исследования;
2. рассмотреть игровую деятельность в обучении и подходы к ее классификации;
3. раскрыть роль игры на уроках английского языка;
4. рассмотреть применение предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике;
5. выявить и доказать эффективность использования данного метода в системе обучения иноязычной лексике в средней школе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ литературы по теме исследования, обобщение, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации накопленной информации о применении предметных игр в средней школе, в том числе с учетом специфики их использования на уроках английского языка при изучении иноязычной лексики. Нами также было описано значение предметных игр для развития личности учащихся средней школы.
Практическая значимость - основные идеи исследовательской работы могут быть востребованы в педагогической практике и использованы учителями иностранного языка.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во ведении обосновывается актуальность данного исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, рассматривается структура работы. В первой главе рассматривается понятие «игровая деятельность», функции игры и ее роль в работе с учащимися начальных классов средней школы, а также описываются особенности предметных игр, которые применяются на уроках иностранного (английского) языка, при этом особое внимание уделяется лексическим играм. Во второй главе описано практическое применение предметного игрового метода и анализ результата его применения.
В заключении подводятся итоги исследования, анализируются и обобщаются полученные нами результаты, формулируются основные выводы.
Апробация опытно-экспериментальной работы проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока» в период с 29.01.2024 по 20.04.2024. Эмпирическое исследование проводилось в двух группах четвероклассников, обозначенных как группы А и Б, состоявших из 14 учеников в каждой группе. Кроме того, результаты исследования были представлены на ежегодной международной научно-практической конференции-конкурсе студентов, аспирантов и молодых исследователей "Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР" 12 апреля 2024 г.
Поскольку для учащихся средней школы свойственны непосредственность восприятия и неспособность в течение долгого времени концентрироваться на одном задании, при их обучении представляется целесообразным применение игровой методики, которая будет способствовать повышению когнитивной активности учащихся и, как следствие, успешному формированию перечисленных выше компетенций. В первую очередь необходимость разработки и применения новых игр прослеживается при обучении иноязычной лексике, поскольку ее изучение связано с заучиванием незнакомых лексических единиц, что неизменно вызывает затруднения у учащихся средней школы. Предметные игры способствуют отработке лексических структур перед включением их в высказывания, подготовке школьников к пониманию текста при аудировании и чтении. Соответственно, актуальность нашего исследования обусловлена потребностью расширять возможности применения игровой методики на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в средней школе, в частности, при работе с иноязычной лексикой.
Результативность применения игровой методики в учебном процессе рассматривалась многими педагогами, психологами и методистами, такими как Л.С. Выготский, М.Ф. Стронин, Е.Н. Соловова и другими. При этом Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и некоторые другие ученые уделяли внимание психологическим особенностям и предпосылкам игровой деятельности в ее неразрывной связи с учебной и трудовой деятельностью и социальной ориентацией. Их классификации игр были основаны на этапах развития ребенка [2] и преобладающими у него видами деятельности [3; 4]. Ученые-методисты М.Ф. Стронин, Е.Н. Соловова и другие, в свою очередь, рассматривали игру как вид учебной деятельности «в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [5, с. 110], определяли функции, реализуемые игровой деятельностью в процессе обучения, и выделяли характерные свойства игр, применяемых в учебном процессе. А.А. Смирнов считал, что ключевыми характеристиками следует рассматривать представление дидактической цели в виде игровой задачи; конкурентность, превращающую учебную задачу в игру; непредсказуемость исхода, делающую игру открытой; возможность повторения, позволяющую приостановить и возобновить игру по необходимости; следование правилам, которые могут быть адаптированы участниками, и положительные эмоции (удовлетворение и радость), сопутствующие игровому процессу [6].
Научная новизна нашего исследования состоит в адаптации и внедрении игр по теме «Числительные» и дальнейших рекомендаций по их использованию в процессе обучения иноязычной лексике в соответствии с предложенными педагогическими условиями.
Объектом нашего исследования выступает учебная деятельность по дисциплине «Иностранный язык» в средней школе, а предметом исследования – применение предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов средней школы.
Цель нашей работы – теоретически обосновать и практически определить влияние предметной игровой методики на формирование языковой лексики у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. изучить научную и методическую литературу, связанную с темой нашего исследования;
2. рассмотреть игровую деятельность в обучении и подходы к ее классификации;
3. раскрыть роль игры на уроках английского языка;
4. рассмотреть применение предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике;
5. выявить и доказать эффективность использования данного метода в системе обучения иноязычной лексике в средней школе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ литературы по теме исследования, обобщение, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации накопленной информации о применении предметных игр в средней школе, в том числе с учетом специфики их использования на уроках английского языка при изучении иноязычной лексики. Нами также было описано значение предметных игр для развития личности учащихся средней школы.
Практическая значимость - основные идеи исследовательской работы могут быть востребованы в педагогической практике и использованы учителями иностранного языка.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во ведении обосновывается актуальность данного исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, рассматривается структура работы. В первой главе рассматривается понятие «игровая деятельность», функции игры и ее роль в работе с учащимися начальных классов средней школы, а также описываются особенности предметных игр, которые применяются на уроках иностранного (английского) языка, при этом особое внимание уделяется лексическим играм. Во второй главе описано практическое применение предметного игрового метода и анализ результата его применения.
В заключении подводятся итоги исследования, анализируются и обобщаются полученные нами результаты, формулируются основные выводы.
Апробация опытно-экспериментальной работы проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока» в период с 29.01.2024 по 20.04.2024. Эмпирическое исследование проводилось в двух группах четвероклассников, обозначенных как группы А и Б, состоявших из 14 учеников в каждой группе. Кроме того, результаты исследования были представлены на ежегодной международной научно-практической конференции-конкурсе студентов, аспирантов и молодых исследователей "Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР" 12 апреля 2024 г.
Выпускная квалификационная работа (Предметная игровая методика в обучении иноязычной лексике учащихся средней школы) полностью посвящена актуальной теме, связанной с использованием предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов средней школы. В результате проведенного теоретического и практического исследования, основанного на достижениях педагогических наук и психологии, доказано, что применение игровых методик способствует более эффективному и глубокому усвоению лексического материала.
В ходе исследования были уточнены понятия "игровая деятельность" и "игровой метод обучения", которые следует рассматривать как интегральные элементы обучения, способствующие активизации когнитивной активности и социально-личностного развития учащихся. Установлено, что игровая методика, нацеленная на изучение иностранных языков, обеспечивает развитие комплекса коммуникативных навыков.
Обучение иностранному языку основано на следующих специфических положениях: вовлеченность, интерактивность, практическая направленность и учет возрастных особенностей учащихся. Одним из условий успешной реализации методики следует считать использование мотивирующих игровых элементов, которые обеспечивают повышенное внимание и интерес к предмету за счет активной учебной деятельности.
В экспериментальной части исследования разработана система упражнений с использованием игр для изучения числительных, которая представляет собой комплекс упражнений и заданий, направленных на закрепление и практическое применение лексики в речи. Такая методика позволяет систематически и последовательно формировать у школьников необходимые языковые навыки.
В целях проверки эффективности методики проведено обучение, в результате которого выявлено значительное улучшение в усвоении иностранных слов у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что подтверждает высокую эффективность предложенного подхода.
Перспективность настоящей ВКР заключается в том, что результаты исследования могут быть отражены в теоретическом курсе теории и методики обучения иностранным языкам, найти применение при решении вопросов организации обучения иностранным языкам в средней школе, а также в поиске и изучении форм и методов улучшения языковой подготовки у учащихся средней школы.
Результаты данного исследования способствуют дальнейшему развитию педагогической теории и практики, предоставляя ценные данные для улучшения образовательного процесса в средней школе.
В ходе исследования были уточнены понятия "игровая деятельность" и "игровой метод обучения", которые следует рассматривать как интегральные элементы обучения, способствующие активизации когнитивной активности и социально-личностного развития учащихся. Установлено, что игровая методика, нацеленная на изучение иностранных языков, обеспечивает развитие комплекса коммуникативных навыков.
Обучение иностранному языку основано на следующих специфических положениях: вовлеченность, интерактивность, практическая направленность и учет возрастных особенностей учащихся. Одним из условий успешной реализации методики следует считать использование мотивирующих игровых элементов, которые обеспечивают повышенное внимание и интерес к предмету за счет активной учебной деятельности.
В экспериментальной части исследования разработана система упражнений с использованием игр для изучения числительных, которая представляет собой комплекс упражнений и заданий, направленных на закрепление и практическое применение лексики в речи. Такая методика позволяет систематически и последовательно формировать у школьников необходимые языковые навыки.
В целях проверки эффективности методики проведено обучение, в результате которого выявлено значительное улучшение в усвоении иностранных слов у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что подтверждает высокую эффективность предложенного подхода.
Перспективность настоящей ВКР заключается в том, что результаты исследования могут быть отражены в теоретическом курсе теории и методики обучения иностранным языкам, найти применение при решении вопросов организации обучения иностранным языкам в средней школе, а также в поиске и изучении форм и методов улучшения языковой подготовки у учащихся средней школы.
Результаты данного исследования способствуют дальнейшему развитию педагогической теории и практики, предоставляя ценные данные для улучшения образовательного процесса в средней школе.



