Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предметная игровая методика в обучении иноязычной лексике учащихся средней школы (Владивостокский Государственный Университет)

Работа №149981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы51
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена экспериментальная работа.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Владивостока» .
Выборка: 28 учеников 4 класса.
Есть приложения.

Введение 3
1 Базовые основания для применения предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов 6
1.1 Федеральные и локальные нормативные документы 6
1.2 Технологии индивидуализации образования 8
1.3 Методические особенности обучения иностранному языку в начальных классах 10
1.4 Лексические игры: виды, функции, свойства 16
Выводы по главе 1. 19
2 Применение предметной игровой методики при обучении лексике учащихся начальных классов средней школы 21
2.1 Опытно- экспериментальная работа по применению игровой методики в обучение лексике учащихся начальных классов 21
2.2 Применение разработки для учащихся с особыми образовательными потребностями 30
2.3 Применение разработки в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ 32
Список использованных источников 39
Приложение А 44
Приложение Б 50


В современной школьной системе изучение иностранных языков продолжает играть значительную роль, наравне с такими дисциплинами, как «Русский язык», «Родной язык» и «Литературное чтение», входя в образовательную сферу филологии. Преподавание иностранного языка способствует развитию гармонично образованной личности у учащихся средней школы, и сегодня иностранный язык рассматривается не только как инструмент для изучения культуры других стран, но также помогает углубить понимание своей собственной культуры, способствуя воспитанию патриотизма и интернационализма [1, с. 25]. Иностранный язык обеспечивает развитие у детей коммуникативной компетенции со всеми составляющими ее компонентами: языковой, речевой, социокультурной, стратегической и компенсаторной компетенциями, которые способствуют развитию у учащихся средней школы умения принимать участие в беседе, рассказывать о себе и своей стране и т.д.
Поскольку для учащихся средней школы свойственны непосредственность восприятия и неспособность в течение долгого времени концентрироваться на одном задании, при их обучении представляется целесообразным применение игровой методики, которая будет способствовать повышению когнитивной активности учащихся и, как следствие, успешному формированию перечисленных выше компетенций. В первую очередь необходимость разработки и применения новых игр прослеживается при обучении иноязычной лексике, поскольку ее изучение связано с заучиванием незнакомых лексических единиц, что неизменно вызывает затруднения у учащихся средней школы. Предметные игры способствуют отработке лексических структур перед включением их в высказывания, подготовке школьников к пониманию текста при аудировании и чтении. Соответственно, актуальность нашего исследования обусловлена потребностью расширять возможности применения игровой методики на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в средней школе, в частности, при работе с иноязычной лексикой.
Результативность применения игровой методики в учебном процессе рассматривалась многими педагогами, психологами и методистами, такими как Л.С. Выготский, М.Ф. Стронин, Е.Н. Соловова и другими. При этом Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и некоторые другие ученые уделяли внимание психологическим особенностям и предпосылкам игровой деятельности в ее неразрывной связи с учебной и трудовой деятельностью и социальной ориентацией. Их классификации игр были основаны на этапах развития ребенка [2] и преобладающими у него видами деятельности [3; 4]. Ученые-методисты М.Ф. Стронин, Е.Н. Соловова и другие, в свою очередь, рассматривали игру как вид учебной деятельности «в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [5, с. 110], определяли функции, реализуемые игровой деятельностью в процессе обучения, и выделяли характерные свойства игр, применяемых в учебном процессе. А.А. Смирнов считал, что ключевыми характеристиками следует рассматривать представление дидактической цели в виде игровой задачи; конкурентность, превращающую учебную задачу в игру; непредсказуемость исхода, делающую игру открытой; возможность повторения, позволяющую приостановить и возобновить игру по необходимости; следование правилам, которые могут быть адаптированы участниками, и положительные эмоции (удовлетворение и радость), сопутствующие игровому процессу [6].
Научная новизна нашего исследования состоит в адаптации и внедрении игр по теме «Числительные» и дальнейших рекомендаций по их использованию в процессе обучения иноязычной лексике в соответствии с предложенными педагогическими условиями.
Объектом нашего исследования выступает учебная деятельность по дисциплине «Иностранный язык» в средней школе, а предметом исследования – применение предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов средней школы.
Цель нашей работы – теоретически обосновать и практически определить влияние предметной игровой методики на формирование языковой лексики у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. изучить научную и методическую литературу, связанную с темой нашего исследования;
2. рассмотреть игровую деятельность в обучении и подходы к ее классификации;
3. раскрыть роль игры на уроках английского языка;
4. рассмотреть применение предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике;
5. выявить и доказать эффективность использования данного метода в системе обучения иноязычной лексике в средней школе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ литературы по теме исследования, обобщение, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации накопленной информации о применении предметных игр в средней школе, в том числе с учетом специфики их использования на уроках английского языка при изучении иноязычной лексики. Нами также было описано значение предметных игр для развития личности учащихся средней школы.
Практическая значимость - основные идеи исследовательской работы могут быть востребованы в педагогической практике и использованы учителями иностранного языка.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во ведении обосновывается актуальность данного исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, рассматривается структура работы. В первой главе рассматривается понятие «игровая деятельность», функции игры и ее роль в работе с учащимися начальных классов средней школы, а также описываются особенности предметных игр, которые применяются на уроках иностранного (английского) языка, при этом особое внимание уделяется лексическим играм. Во второй главе описано практическое применение предметного игрового метода и анализ результата его применения.
В заключении подводятся итоги исследования, анализируются и обобщаются полученные нами результаты, формулируются основные выводы.
Апробация опытно-экспериментальной работы проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока» в период с 29.01.2024 по 20.04.2024. Эмпирическое исследование проводилось в двух группах четвероклассников, обозначенных как группы А и Б, состоявших из 14 учеников в каждой группе. Кроме того, результаты исследования были представлены на ежегодной международной научно-практической конференции-конкурсе студентов, аспирантов и молодых исследователей "Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР" 12 апреля 2024 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа (Предметная игровая методика в обучении иноязычной лексике учащихся средней школы) полностью посвящена актуальной теме, связанной с использованием предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов средней школы. В результате проведенного теоретического и практического исследования, основанного на достижениях педагогических наук и психологии, доказано, что применение игровых методик способствует более эффективному и глубокому усвоению лексического материала.
В ходе исследования были уточнены понятия "игровая деятельность" и "игровой метод обучения", которые следует рассматривать как интегральные элементы обучения, способствующие активизации когнитивной активности и социально-личностного развития учащихся. Установлено, что игровая методика, нацеленная на изучение иностранных языков, обеспечивает развитие комплекса коммуникативных навыков.
Обучение иностранному языку основано на следующих специфических положениях: вовлеченность, интерактивность, практическая направленность и учет возрастных особенностей учащихся. Одним из условий успешной реализации методики следует считать использование мотивирующих игровых элементов, которые обеспечивают повышенное внимание и интерес к предмету за счет активной учебной деятельности.
В экспериментальной части исследования разработана система упражнений с использованием игр для изучения числительных, которая представляет собой комплекс упражнений и заданий, направленных на закрепление и практическое применение лексики в речи. Такая методика позволяет систематически и последовательно формировать у школьников необходимые языковые навыки.
В целях проверки эффективности методики проведено обучение, в результате которого выявлено значительное улучшение в усвоении иностранных слов у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что подтверждает высокую эффективность предложенного подхода.
Перспективность настоящей ВКР заключается в том, что результаты исследования могут быть отражены в теоретическом курсе теории и методики обучения иностранным языкам, найти применение при решении вопросов организации обучения иностранным языкам в средней школе, а также в поиске и изучении форм и методов улучшения языковой подготовки у учащихся средней школы.
Результаты данного исследования способствуют дальнейшему развитию педагогической теории и практики, предоставляя ценные данные для улучшения образовательного процесса в средней школе.



1. Гусева А. В., Пундурс О. В. Основные положения методики обучения иностранному языку в среднейшколе //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2016. – №. 2 (766). – С. 22-30.
2. Пиаже Ж. Вопросы психологии / Ж. Пиаже - М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н.Выготский - СПб.: Союз, 1997. — 400 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
5. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин - М.: Просвещение, 1984. — 370 с.
6. Смирнов А.А. Избранные психологические труды/ А.А. Смирнов - М.: Педагогика, 1987. - 600с.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон №273-ФЗ [принят Гос. думой 29 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2024)
8. Декларация прав ребенка [Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года] — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 01.03.2024)
9. Всеобщая декларация прав человека [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ 2f2f19d786e4d18472d3508871a9af6e482ad9ca/ (дата обращения: 01.03.2024)
10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный Закон № 124-ФЗ [принят Гос. Думой 3 июля 1998 года; одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 01.03.2024)
11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Одобрена постановлением Правительства РФ N 751) от 4 октября 2000 года] — URL: https://uo-teshem.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/07/03194768-cfa4-408d-b25f-de14d397ffce.pdf (дата обращения: 01.03.2024)
12. Федеральные государственные образовательные стандарты [сайт] — URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.03.2024)
13. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15 сентября 2022 года] — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2 (дата обращения: 09.02.2024)
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С изменениями и дополнениями от 18 июля 2022 г.: - М.: Просвещение, 2022. - 31 с. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 09.02.2024)
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [утвержден Минобрнауки России, приказ N 1897от 17 декабря 2010 года (ред. от 11.12.2020)] — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 01.03.2024)
16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [утвержден Минобрнауки России, приказ N 413 от 17 мая 2012 года (ред. от 11.12.2020)] — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (дата обращения: 01.03.2024)
17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сост. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. — URL: https://gcro.ru/vosp-doc/norm-dok (дата обращения: 01.03.2024)
18. О противодействии терроризму: Федеральный Закон №35-ФЗ [принят Гос. Думой 06 марта 2006 года] — URL: https://base.garant.ru/12145408/ (дата обращения: 01.03.2024)
19. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон №123-ФЗ [принят Гос. Думой 22 июля 2008 года (ред. от 14.07.2022)] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 01.03.2024)
20. О противодействии коррупции: Федеральный закон №273-ФЗ [принят Гос. Думой 25.12.2008] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 01.03.2024)
21. О персональных данных: Федеральный закон № 152-ФЗ РФ [принят Гос. Думой 27.07.2006] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 01.03.2024)
22. Об информации, информационных технологиях по защите информации: Федеральный закон №149-ФЗ [принят Гос. Думой 27 июля 2006 года] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339776/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/] (дата обращения: 01.03.2024)
23. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон № 436-ФЗ [принят Гос. Думой 29 декабря 2010 года (ред. от 28.07.2012)] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 01.03.2024)
24. Технологии индивидуализации образования [сайт] / — URL: https://pandia.org/text/79/434/7639.php (дата обращения: 01.03.2024)
25. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Книга для учителя. / А.С.Границкая — М.: Просвещение, 1991. —175 с.
26. Смулов А.М. Адаптивная система обучения А.С. Границкой: принципы и возможность применения для обучения дисциплинам богословского цикла / А.М.Смулов // Гуманитарное пространство, 2022. - №3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-sistema-obucheniya-a-s-granitskoy-printsipy-i-vozmozhnost-primeneniya-dlya-obucheniya-distsiplinam-bogoslovskogo-tsikla (дата обращения: 25.03.2024).
27. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / Инге Унт. – М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
28. Технология «лэпбук» и ее применение. [сайт] — URL: http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou30/DocLib17/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B1%D1%83%D0%BA.PDF (дата обращения: 25.03.2024).
29. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. / Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова — М.: Просвещение, 2009. — 119 с.
30. Крылова В.В «Методика преподавания иностранного языка в среднейшколе» [электронный ресурс] — URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/11/22/metodika-prepodavaniya-inostrannogo (дата обращения: 25.03.2024).
31. Матюшенко С. В., Князева О. О. Новый формат принципа «наглядность в обучении» //Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2022. – Т. 11. – №. 4. – С. 59-66.
32. Истомина В. В., Южакова Н. В. Методика использования дидактических игр на учебных занятиях в профессиональных образовательных организациях // Инновационное развитие профессионального образования. – 2023. – №. 2 (38). – С. 69-76.
33. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя / И.Е. Колесникова — Минск: Народная Асвета, 1990. — 120 с.
34. Кругликов В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В.Н.Кругликов, Е.В.Платонов, Ю.А.Шаранов; Санкт-Петербургская акмеологическая акад. (ин-т). — Санкт-Петербург: П-2, 2006 (СПб.: Тип. "Наука"). — 189 с.
35. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматики английского языка на начальном этапе / М.Ю.Курбатова //Иностранные языки в школе. 2006. №3. С. 13
36. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: научное издание / Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
37. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на среднейи средней ступени обучения / Л.П.Бочарова// Иностранные языки в школе, 1996. - № 3. — 27 с.
38. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – Ростов-на-Дону, 2001. – 175 с.
39. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам/ учебное пособие / Г.А.Китайгородская — М.:1986. — 103 с.
40. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие / А.Н.Щукин — 2-е изд. — М.: Филоматис, 2010. — 188 с.
41. Кудряшова Н. М., Боброва Т. О. Формирование лексического навыка средствами игровых технологий в процессе обучения иностранному языку на уровне начального общего образования // Экономика и социум. – 2021. – №. 4-2 (83). – С. 1142-1147.
42. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка: метод. пособие / Ю.Я. Пучкова. — М.: АСТ: Астрель, 2003. – 78 с.
43. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в среднейи основной общеобразовательной школе: учеб. пособие / В.М.Филатов — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.
44. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка / Т.М.Шарафутдинова // Иностранные языки в школе. - 2005. № 8. С. 26-31.
45. Hadfield J. Beginners’ Communication Games / J. Hadfield. – London: Longman, 1999 – 111 p.
46. Колокольникова З.У. Игровые технологии: учеб.пособие / З.У.Колокольникова – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2020. – 164 с. — URL: https://lpi.sfu-kras.ru/files/kolokolnikova_igrovye_tehnologii_2021.pdf (дата обращения: 19.12.2023)
47. Bakhsh S. A. Using Games as a Tool in Teaching Vocabulary to Young Learners //English language teaching. – 2016. – Т. 9. – №. 7. – С. 120-128.
48. Uberman A. The use of games for vocabulary presentation and revision //English teaching forum. – 1998. – Т. 36. – №. 1. – С. 20-27.
49. Yolageldili G., Arikan A. Effectiveness of using games in teaching grammar to young learners //Online Submission. – 2011. – Т. 10. – №. 1. – С. 219-229.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ