Проведена экспериментальная работа.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Владивостока» .
Выборка: 28 учеников 4 класса.
Есть приложения.
Введение 3
1 Базовые основания для применения предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов 6
1.1 Федеральные и локальные нормативные документы 6
1.2 Технологии индивидуализации образования 8
1.3 Методические особенности обучения иностранному языку в начальных классах 10
1.4 Лексические игры: виды, функции, свойства 16
Выводы по главе 1. 19
2 Применение предметной игровой методики при обучении лексике учащихся начальных классов средней школы 21
2.1 Опытно- экспериментальная работа по применению игровой методики в обучение лексике учащихся начальных классов 21
2.2 Применение разработки для учащихся с особыми образовательными потребностями 30
2.3 Применение разработки в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ 32
Список использованных источников 39
Приложение А 44
Приложение Б 50
В современной школьной системе изучение иностранных языков продолжает играть значительную роль, наравне с такими дисциплинами, как «Русский язык», «Родной язык» и «Литературное чтение», входя в образовательную сферу филологии. Преподавание иностранного языка способствует развитию гармонично образованной личности у учащихся средней школы, и сегодня иностранный язык рассматривается не только как инструмент для изучения культуры других стран, но также помогает углубить понимание своей собственной культуры, способствуя воспитанию патриотизма и интернационализма [1, с. 25]. Иностранный язык обеспечивает развитие у детей коммуникативной компетенции со всеми составляющими ее компонентами: языковой, речевой, социокультурной, стратегической и компенсаторной компетенциями, которые способствуют развитию у учащихся средней школы умения принимать участие в беседе, рассказывать о себе и своей стране и т.д.
Поскольку для учащихся средней школы свойственны непосредственность восприятия и неспособность в течение долгого времени концентрироваться на одном задании, при их обучении представляется целесообразным применение игровой методики, которая будет способствовать повышению когнитивной активности учащихся и, как следствие, успешному формированию перечисленных выше компетенций. В первую очередь необходимость разработки и применения новых игр прослеживается при обучении иноязычной лексике, поскольку ее изучение связано с заучиванием незнакомых лексических единиц, что неизменно вызывает затруднения у учащихся средней школы. Предметные игры способствуют отработке лексических структур перед включением их в высказывания, подготовке школьников к пониманию текста при аудировании и чтении. Соответственно, актуальность нашего исследования обусловлена потребностью расширять возможности применения игровой методики на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в средней школе, в частности, при работе с иноязычной лексикой.
Результативность применения игровой методики в учебном процессе рассматривалась многими педагогами, психологами и методистами, такими как Л.С. Выготский, М.Ф. Стронин, Е.Н. Соловова и другими. При этом Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и некоторые другие ученые уделяли внимание психологическим особенностям и предпосылкам игровой деятельности в ее неразрывной связи с учебной и трудовой деятельностью и социальной ориентацией. Их классификации игр были основаны на этапах развития ребенка [2] и преобладающими у него видами деятельности [3; 4]. Ученые-методисты М.Ф. Стронин, Е.Н. Соловова и другие, в свою очередь, рассматривали игру как вид учебной деятельности «в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [5, с. 110], определяли функции, реализуемые игровой деятельностью в процессе обучения, и выделяли характерные свойства игр, применяемых в учебном процессе. А.А. Смирнов считал, что ключевыми характеристиками следует рассматривать представление дидактической цели в виде игровой задачи; конкурентность, превращающую учебную задачу в игру; непредсказуемость исхода, делающую игру открытой; возможность повторения, позволяющую приостановить и возобновить игру по необходимости; следование правилам, которые могут быть адаптированы участниками, и положительные эмоции (удовлетворение и радость), сопутствующие игровому процессу [6].
Научная новизна нашего исследования состоит в адаптации и внедрении игр по теме «Числительные» и дальнейших рекомендаций по их использованию в процессе обучения иноязычной лексике в соответствии с предложенными педагогическими условиями.
Объектом нашего исследования выступает учебная деятельность по дисциплине «Иностранный язык» в средней школе, а предметом исследования – применение предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов средней школы.
Цель нашей работы – теоретически обосновать и практически определить влияние предметной игровой методики на формирование языковой лексики у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. изучить научную и методическую литературу, связанную с темой нашего исследования;
2. рассмотреть игровую деятельность в обучении и подходы к ее классификации;
3. раскрыть роль игры на уроках английского языка;
4. рассмотреть применение предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике;
5. выявить и доказать эффективность использования данного метода в системе обучения иноязычной лексике в средней школе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ литературы по теме исследования, обобщение, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации накопленной информации о применении предметных игр в средней школе, в том числе с учетом специфики их использования на уроках английского языка при изучении иноязычной лексики. Нами также было описано значение предметных игр для развития личности учащихся средней школы.
Практическая значимость - основные идеи исследовательской работы могут быть востребованы в педагогической практике и использованы учителями иностранного языка.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во ведении обосновывается актуальность данного исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, рассматривается структура работы. В первой главе рассматривается понятие «игровая деятельность», функции игры и ее роль в работе с учащимися начальных классов средней школы, а также описываются особенности предметных игр, которые применяются на уроках иностранного (английского) языка, при этом особое внимание уделяется лексическим играм. Во второй главе описано практическое применение предметного игрового метода и анализ результата его применения.
В заключении подводятся итоги исследования, анализируются и обобщаются полученные нами результаты, формулируются основные выводы.
Апробация опытно-экспериментальной работы проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока» в период с 29.01.2024 по 20.04.2024. Эмпирическое исследование проводилось в двух группах четвероклассников, обозначенных как группы А и Б, состоявших из 14 учеников в каждой группе. Кроме того, результаты исследования были представлены на ежегодной международной научно-практической конференции-конкурсе студентов, аспирантов и молодых исследователей "Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР" 12 апреля 2024 г.
Выпускная квалификационная работа (Предметная игровая методика в обучении иноязычной лексике учащихся средней школы) полностью посвящена актуальной теме, связанной с использованием предметной игровой методики при обучении иноязычной лексике учащихся начальных классов средней школы. В результате проведенного теоретического и практического исследования, основанного на достижениях педагогических наук и психологии, доказано, что применение игровых методик способствует более эффективному и глубокому усвоению лексического материала.
В ходе исследования были уточнены понятия "игровая деятельность" и "игровой метод обучения", которые следует рассматривать как интегральные элементы обучения, способствующие активизации когнитивной активности и социально-личностного развития учащихся. Установлено, что игровая методика, нацеленная на изучение иностранных языков, обеспечивает развитие комплекса коммуникативных навыков.
Обучение иностранному языку основано на следующих специфических положениях: вовлеченность, интерактивность, практическая направленность и учет возрастных особенностей учащихся. Одним из условий успешной реализации методики следует считать использование мотивирующих игровых элементов, которые обеспечивают повышенное внимание и интерес к предмету за счет активной учебной деятельности.
В экспериментальной части исследования разработана система упражнений с использованием игр для изучения числительных, которая представляет собой комплекс упражнений и заданий, направленных на закрепление и практическое применение лексики в речи. Такая методика позволяет систематически и последовательно формировать у школьников необходимые языковые навыки.
В целях проверки эффективности методики проведено обучение, в результате которого выявлено значительное улучшение в усвоении иностранных слов у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что подтверждает высокую эффективность предложенного подхода.
Перспективность настоящей ВКР заключается в том, что результаты исследования могут быть отражены в теоретическом курсе теории и методики обучения иностранным языкам, найти применение при решении вопросов организации обучения иностранным языкам в средней школе, а также в поиске и изучении форм и методов улучшения языковой подготовки у учащихся средней школы.
Результаты данного исследования способствуют дальнейшему развитию педагогической теории и практики, предоставляя ценные данные для улучшения образовательного процесса в средней школе.
1. Гусева А. В., Пундурс О. В. Основные положения методики обучения иностранному языку в среднейшколе //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2016. – №. 2 (766). – С. 22-30.
2. Пиаже Ж. Вопросы психологии / Ж. Пиаже - М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н.Выготский - СПб.: Союз, 1997. — 400 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
5. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин - М.: Просвещение, 1984. — 370 с.
6. Смирнов А.А. Избранные психологические труды/ А.А. Смирнов - М.: Педагогика, 1987. - 600с.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон №273-ФЗ [принят Гос. думой 29 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2024)
8. Декларация прав ребенка [Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года] — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 01.03.2024)
9. Всеобщая декларация прав человека [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ 2f2f19d786e4d18472d3508871a9af6e482ad9ca/ (дата обращения: 01.03.2024)
10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный Закон № 124-ФЗ [принят Гос. Думой 3 июля 1998 года; одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 01.03.2024)
11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Одобрена постановлением Правительства РФ N 751) от 4 октября 2000 года] — URL: https://uo-teshem.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/07/03194768-cfa4-408d-b25f-de14d397ffce.pdf (дата обращения: 01.03.2024)
12. Федеральные государственные образовательные стандарты [сайт] — URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.03.2024)
13. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15 сентября 2022 года] — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2 (дата обращения: 09.02.2024)
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С изменениями и дополнениями от 18 июля 2022 г.: - М.: Просвещение, 2022. - 31 с. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 09.02.2024)
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [утвержден Минобрнауки России, приказ N 1897от 17 декабря 2010 года (ред. от 11.12.2020)] — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 01.03.2024)
16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [утвержден Минобрнауки России, приказ N 413 от 17 мая 2012 года (ред. от 11.12.2020)] — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (дата обращения: 01.03.2024)
17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сост. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. — URL: https://gcro.ru/vosp-doc/norm-dok (дата обращения: 01.03.2024)
18. О противодействии терроризму: Федеральный Закон №35-ФЗ [принят Гос. Думой 06 марта 2006 года] — URL: https://base.garant.ru/12145408/ (дата обращения: 01.03.2024)
19. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон №123-ФЗ [принят Гос. Думой 22 июля 2008 года (ред. от 14.07.2022)] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 01.03.2024)
20. О противодействии коррупции: Федеральный закон №273-ФЗ [принят Гос. Думой 25.12.2008] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 01.03.2024)
21. О персональных данных: Федеральный закон № 152-ФЗ РФ [принят Гос. Думой 27.07.2006] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 01.03.2024)
22. Об информации, информационных технологиях по защите информации: Федеральный закон №149-ФЗ [принят Гос. Думой 27 июля 2006 года] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339776/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/] (дата обращения: 01.03.2024)
23. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон № 436-ФЗ [принят Гос. Думой 29 декабря 2010 года (ред. от 28.07.2012)] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 01.03.2024)
24. Технологии индивидуализации образования [сайт] / — URL: https://pandia.org/text/79/434/7639.php (дата обращения: 01.03.2024)
25. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Книга для учителя. / А.С.Границкая — М.: Просвещение, 1991. —175 с.
26. Смулов А.М. Адаптивная система обучения А.С. Границкой: принципы и возможность применения для обучения дисциплинам богословского цикла / А.М.Смулов // Гуманитарное пространство, 2022. - №3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-sistema-obucheniya-a-s-granitskoy-printsipy-i-vozmozhnost-primeneniya-dlya-obucheniya-distsiplinam-bogoslovskogo-tsikla (дата обращения: 25.03.2024).
27. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / Инге Унт. – М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
28. Технология «лэпбук» и ее применение. [сайт] — URL: http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou30/DocLib17/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B1%D1%83%D0%BA.PDF (дата обращения: 25.03.2024).
29. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. / Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова — М.: Просвещение, 2009. — 119 с.
30. Крылова В.В «Методика преподавания иностранного языка в среднейшколе» [электронный ресурс] — URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/11/22/metodika-prepodavaniya-inostrannogo (дата обращения: 25.03.2024).
31. Матюшенко С. В., Князева О. О. Новый формат принципа «наглядность в обучении» //Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2022. – Т. 11. – №. 4. – С. 59-66.
32. Истомина В. В., Южакова Н. В. Методика использования дидактических игр на учебных занятиях в профессиональных образовательных организациях // Инновационное развитие профессионального образования. – 2023. – №. 2 (38). – С. 69-76.
33. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя / И.Е. Колесникова — Минск: Народная Асвета, 1990. — 120 с.
34. Кругликов В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В.Н.Кругликов, Е.В.Платонов, Ю.А.Шаранов; Санкт-Петербургская акмеологическая акад. (ин-т). — Санкт-Петербург: П-2, 2006 (СПб.: Тип. "Наука"). — 189 с.
35. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматики английского языка на начальном этапе / М.Ю.Курбатова //Иностранные языки в школе. 2006. №3. С. 13
36. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: научное издание / Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
37. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на среднейи средней ступени обучения / Л.П.Бочарова// Иностранные языки в школе, 1996. - № 3. — 27 с.
38. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – Ростов-на-Дону, 2001. – 175 с.
39. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам/ учебное пособие / Г.А.Китайгородская — М.:1986. — 103 с.
40. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие / А.Н.Щукин — 2-е изд. — М.: Филоматис, 2010. — 188 с.
41. Кудряшова Н. М., Боброва Т. О. Формирование лексического навыка средствами игровых технологий в процессе обучения иностранному языку на уровне начального общего образования // Экономика и социум. – 2021. – №. 4-2 (83). – С. 1142-1147.
42. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка: метод. пособие / Ю.Я. Пучкова. — М.: АСТ: Астрель, 2003. – 78 с.
43. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в среднейи основной общеобразовательной школе: учеб. пособие / В.М.Филатов — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.
44. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка / Т.М.Шарафутдинова // Иностранные языки в школе. - 2005. № 8. С. 26-31.
45. Hadfield J. Beginners’ Communication Games / J. Hadfield. – London: Longman, 1999 – 111 p.
46. Колокольникова З.У. Игровые технологии: учеб.пособие / З.У.Колокольникова – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2020. – 164 с. — URL: https://lpi.sfu-kras.ru/files/kolokolnikova_igrovye_tehnologii_2021.pdf (дата обращения: 19.12.2023)
47. Bakhsh S. A. Using Games as a Tool in Teaching Vocabulary to Young Learners //English language teaching. – 2016. – Т. 9. – №. 7. – С. 120-128.
48. Uberman A. The use of games for vocabulary presentation and revision //English teaching forum. – 1998. – Т. 36. – №. 1. – С. 20-27.
49. Yolageldili G., Arikan A. Effectiveness of using games in teaching grammar to young learners //Online Submission. – 2011. – Т. 10. – №. 1. – С. 219-229.