Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию грамматического строя речи у младших школьников с бисенсорными нарушениями

Работа №149979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы122
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проектного исследования 7
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 7
Особенности грамматического строя речи у младших школьников с
нарушением слуха 11
Анализ методик проведения коррекционной работы, направленной на
формирование грамматического строя речи 15
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Описание проекта «Занимательная грамматика» и его реализация на базе образовательной организации 23
Организация и методика предпроектного исследования
грамматического строя речи у младших школьников с бисенсорными нарушениями23
Паспорт и жизненный цикл проектного исследования, направленного
на формирование грамматического строя речи младших школьников с бисенсорными нарушениями 28
Выводы по 2 главе 38
Глава 3. Оценка продукта проекта и методические рекомендации 40
Результаты внедрения проекта, направленного на формирование
грамматического строя речи младших школьников с бисенсорными нарушениями 40
Методические рекомендации по реализации проекта по формированию
грамматического строя речи младших школьников с бисенсорными нарушениями44
Выводы по 3 главе 50
Заключение 51
Список использованных источников53
Приложения 57


Проблема речевого развития обучающихся с нарушенным слухом, имеющих дополнительное нарушение зрения, всегда будет острой и нуждаться в поиске новых приемов развития речи. Особое значение при этом имеет раздел по формированию грамматического строя речи у младших школьников с бисенсорными нарушениям так, как только правильно оформленная речь, с точки зрения морфологии и синтаксиса, может быть понятна собеседнику, что впоследствии играет большую роль в формировании социально-коммуникативных навыков.
Актуальностью выбранной нами темы является то, что в современном мире растет число детей с одновременными нарушениями слуха и зрения, однако качественного адаптированного методического обеспечения по работе с детьми данной категории на данный момент не достаточно. Значимость создания адаптированного методического материала по формированию грамматического строя способствует развитию не только словесной речи, но и развитию мышления, а также формированию социальных связей.
Грамматический строй речи - это совокупность правил, которые регулируют отношения между словами и словосочетаниями в предложениях. Грамматический строй речи включает в себя основные системы: морфологическую (словообразование и словоизменение) и синтаксическая (составление предложений).
Темой формирования грамматического стоя речи у слабослышащих занимались такие ученые как Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, К.Г. Коровин, В.А. Синяк, О.А. Красильникова, К.В. Комаров. Авторы писали в своих работах, что освоение грамматического строя речи является одним из обязательных условий полноценного речевого, а также психического развития. А также эти исследователи разработали систему работы по формированию грамматических навыков у слабослышащих, которая опирается на психолингвистические данные об овладении грамматическим строем, а также учитывает особенности речевого развития учащихся.
Формирование грамматического строя речи ребенком - достаточно сложный процесс, который проходит в несколько этапов, и для которого необходимо как наличие сохранного слухового, так и зрительного анализаторов.
Важно отметить, что протекание процесса формирования грамматического строя речи у детей в норме и у детей с бисенсорными нарушениями значительно разнится.
Дети с нормой зрения и слуха имеют возможность, воспринимая речь взрослых, самостоятельно овладевать навыком речи, беспрепятственно воспринимать окружающий предметный мир и так далее. Дети же с нарушениями слуха и зрения такой возможности не имеют. Вследствие чего, речь детей с бисенсорными нарушениями отличается вербализмом, обеднённостью словарного запаса, непониманием смысловой стороны слова, отсутствием развернутых высказываний, а также общей неточностью артикуляции, невыраженной модуляцией голоса и так далее. Данные особенности обуславливает острую необходимость в осуществлении коррекционной работы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проделанной работы можно заключить, что тема методического обеспечения коррекционной работы по процессу формирования грамматического строя речи младших школьников с бисенсорными нарушениями актуальна на сегодняшний день в условиях ограниченности адаптированных методических материалов.
Анализ дефектологической литературы по проблеме проектной работы позволил сделать вывод о том, что грамматический строй речи является основой для полноценного развития речи, что является основой успешной социализации в обществе.
Далее мы изучили процесс формирования грамматики в онтогенезе, изучили характер развития грамматического строя речи у слабослышащих и слабовидящих детей, проанализировали методики, направленные на развитие грамматики у слабослышащих детей и выявили, что адаптированной методики для детей младшего школьного возраста с бисенсорными нарушениями на данный период времени не представлено.
В рамках предпроектного исследования нами была проведено первичное обследование детей целевой группы, направленное на практическое обоснование проблемы исследования. Нами был подобран диагностический материал обследования и критерии оценивания результатов для определения уровня и особенностей развития грамматического строя речи у младших школьников с бисенсорными нарушениями. Протокол обследования включал в себя блок словоизменения, блок предложнопадежных конструкций и блок словообразования. Обследование показало недостаточный уровень развития грамматического строя речи.
С целью повышения уровня сформированности навыков употребления грамматических конструкций нами была разработана и адаптирована серия конспектов коррекционных занятий, а также наглядный материал к нему в соответствии со зрительными и слуховыми возможностями детей целевой группы, в том числе и Программными требованиями для младших школьников.
После реализации основной части проекта была проведено итоговое обследование и выполнен анализ результативности продукта проекта.
Для наилучшего построения коррекционной работы нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации, которые представляют собой организацию условий проведения занятий в соответствии со зрительными и слуховыми возможностями младших школьников с бисенсорными нарушениями. Мы считаем, что разработанные рекомендации будут способствовать повышению продуктивности на коррекционных занятиях и профилактике зрительного и общего утомления обучающихся. Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, проектная идея нашла свое подтверждение в данной работе.



Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
Андреева Л. В. Сурдопедагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 371 с.
Андреева Л. В., Волкова К. А., Григорьева Т. А. Сурдопедагогика: уч. Пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. 384 с.
Басилова Т. А. Слепоглухие дети. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 406 с.
Басилова Т. А., Гончарова Е. Л. Тифлосурдопедагогика: учебник. М.: ИНФА-М, 2019. 472 с.
Беляева О.Л. Сопровождение детей с нарушенным слухом в условиях инклюзивного образования: теория и практика. Учебно-методическое пособие; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. 262 с.
Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексикограмматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых пространственных предложений). М.: В. Секачев, 2020. 200с.
Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 125 с.
Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 703 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи: учебное пособие, 1961. 413 с.
Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.
Головчиц Л. А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении, 1996. 21 с.
Грибова, О. Е. Методы и приемы совместной работы учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся с речевыми нарушениями, 1986. 224 с.
Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся: пособие для учителя. М.: Педагогика, 1976. 216 с.
Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учебно методическое пособие для работы с учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырех частях. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. 160 с. (Коррекционная педагогика).
... всего 34 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ