Введение 1
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сенсорного развития детей с умеренной умственной отсталостью 4
Развитие сенсорных эталонов в онтогенезе 4
Психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной
отсталостью 12
Причины нарушения развития сенсорных эталонов 20
Обзор диагностических методик по развитию сенсорных эталонов у
дошкольников с умеренной умственной отсталостью 23
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Экспериментальное изучение сенсорного развития детей с умеренной умственной отсталостью 29
Организация и проведение методик констатирующего эксперимента у
дошкольников с умеренной умственной отсталостью 29
Анализ констатирующего эксперимента по выявлению проявлений
сенсорных эталонов у дошкольников с умеренной умственной отсталостью 34
Выводы по 2 главе 42
Глава 3. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью 43
Теоретические основы формирующего эксперимента 43
Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорных
эталонов у умственно отсталых дошкольников 49
Оценка эффективности формирующего эксперимента 56
Выводы по 3 главе 65
Заключение 66
Список использованных источников 8
Приложение 75
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что умственного развития и умственного воспитания остается одним из ключевых аспектов образования детей в психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с интеллектуальными нарушениями, вследствие этого дети испытывают трудности в обучении. Один из основных элементов формирования становления детей с умеренной умственной отсталостью - является освоение сенсорных эталонов, что считается предпосылками для развития высших психических функций. В целом, формирование сенсорных эталонов нужно для распознавания, оценки и сравнения объектов окружающего мира, что является основой для построения картины мира ребенка. Детям требуется особое внимание со стороны родителей, педагогов и общества.
Дети с умственной отсталостью имеют право на образование в связи с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от ред. 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Изучение данной темы содержит огромное практическое значение для педагогики и психологии, работающих с детьми с умеренной умственной отсталостью. Их познаниями и методиками можно повысить эффективность обучения и воспитания детей, а также улучшить условия их адаптации в обществе.
Смысл понятия сенсорного развития ребенка с умственной отсталостью задачей поставить перед собой, является разработка и применение эффективных инструментов и приемов воспитания, основываясь на теоретических и практических знаниях. Сложности развития умственно отсталых детей детально затрагивали такими авторами: Л.Б. Баряева, Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина, А.Р Маллер и др. Проблемы сенсорного развития детей подробно изучены в работах таких авторов: Л.А. Венгера, Э.Г Пилюгиной, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др. Отличительные черты сенсорного развития умственно отсталых дошкольников рассматривали такие авторы, как О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, А.А. Катаева и др.
Цель исследования: изучить и определить содержание коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Объект исследования: сенсорные эталоны у детей старшего
дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по
формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коррекционная работа по формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью будет результативна при условии использования составленного комплекса дидактических игр.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемы исследования.
Провести диагностическое исследование и проанализировать результаты сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Составить содержание коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Определить результативность использования дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
...
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью включает следующие особенности: выраженные нарушения высших форм мышления. Познавательная деятельность характеризуется нарушением не только высших форм познавательной деятельности, но и нарушением всех основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти.
Установленный образец внешних характеристик предметов называют сенсорными эталонами. На занятиях по сенсорному воспитанию дети знакомят с образцами цветов (красный, желтый, зеленый, синий), геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и размеров (большой, средний, маленький).
У большинства детей с умственной отсталостью сенсорные эталоны недостаточно сформированы. Дети пассивны, в следствие этого их необходимо постоянно побуждать к действию, напоминать о последовательности выполняемых действий. Сложность формирования связана с нарушением контакта, трудностью произвольного сосредоточения. Методика формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью включает в себя: осознание
необходимости освоения навыка соотношения и узнавания цвета, восприятие и осмысление способов выполнения деятельности, практическое освоение способов выполнения ориентировки по величине сначала под руководством педагога, потом самостоятельно, применение новых освоенных способов. Дети с умеренной умственной усталостью осваивают все необходимые навыки и сенсорные эталоны в процессе игровой деятельности. Должно включать в занятие, игры и упражнения, направление на формирование и закрепления сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста детей с умственной отсталостью.
Результаты диагностики показали, что у большинства детей с умеренной умственной отсталостью навык соотносить и узнавать цвет сформирован частично, навык ориентировки в величине сформированы частично, навыки ориентировка и группировка по форме не сформированы у половины обследуемых детей. На основании обобщения полученных данных было установлено, что сформированности сенсорных эталонов у 3 детей (70%) низкий уровень. У остальных 2 детей с умственной отсталостью (30%) средний уровень сформированности сенсорных эталонов. Целью формирующего эксперимента являлась разработка и апробация комплекса коррекционно-развивающих занятий с использованием дидактических игр по формированию сенсорных эталонов у умственно отсталых дошкольников. Теоретико-методологической основой формирующего эксперимента являются теоретические и практические разработки следующих авторов: С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Были определены этапы, направления и задачи коррекционно-развивающей работы по формированию сенсорных эталонов. При проведении коррекционноразвивающей работы использовались игровые методы, наглядного показа, имитации, сопряженного выполнения действий. Проведение исследования на контрольном этапе эксперимента показало улучшение показателей по всем изученным сенсорным эталонам у умственно-отсталых дошкольников. Проведенный формирующий эксперимент оказался эффективным и способствовал формированию сенсорных эталонов у умственно отсталых дошкольников. Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Изд-во «Просвещение», 2018.
Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А. Различение формы предметов детьми раннего возраста. //Доклады АПН РСФСР, 1962.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М. 2015.
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие СПб., 2005г.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2020.
Гаврилушкина О.П. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников // Кн. для воспитателя. - М.: Изд-во «Просвещение», 2015. - 72 с.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Обучение и воспитание умственно отсталых дошкольников. М., 1985.
Грищенко, Т А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях [Текст] : метод. пособие / Т А. Грищенко. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 96 с
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера // Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Изд-во «Просвещение», 1973. - 110 с.
Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии
сенсорного восприятия // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 10
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М., 1993.
Забрамная С.Д Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение; Владос, 1995.
Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев: руководство. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
Казанцева, Е. В. Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: автореф. дис. : 13.00.03 / Е. В. Казанцева ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. - 23 с.
... всего 63 источников