Введение 3
Глава I. Теоретические основы методического обеспечения социальной адаптации младших подростков с интеллектуальной
одарённостью
Понятие интеллектуальной одарённости в теории и практике 7
современного образования
Особенности социальной адаптации младших подростков с 15
интеллектуальной одарённостью
Организация методического обеспечения процесса социальной
адаптации младших подростков с интеллектуальной одаренностью при переходе на уровень основного общего образования
Выводы по первой главе 30
Глава II. Практика разработки методического обеспечения процесса социальной адаптации младших подростков с интеллектуальной
одаренностью при переходе на уровень основного общего образования 33
Методика организации экспериментальной работы 33
Результаты констатирующего эксперимента 35
Методические рекомендации по организации процесса социальной
адаптации младших подростков с интеллектуальной одаренностью при переходе на уровень основного общего образования
Выводы по второй главе 47
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 59
История развития человечества доказывает, что такой феномен как социальная адаптация давно является неотъемлемой частью жизни современного человека. Психологи, педагоги всегда уделяют повышенное внимание вопросу социальной адаптации, особенно в отношении подросткового возраста, поскольку именно в этом возрасте процесс социальной адаптации протекают наиболее сложно, противоречиво. Усугубляет процесс социальной адаптации подростков переход на уровень основного общего образования, что сопровождается сменой учителя (учителей), а значит и требований; требований одного учителя на требования учителей-предметников; появлением новых условий взаимодействия подростка с педагогами и другими субъектами образования, как правило, субъект-субъектных или полисубъектных. Очень часто, подросток не готов к такой смене. Целый ряд исследований подтверждают, что подростки испытывают массу проблем и трудностей при переходе на уровень основного общего образования, при этом, еще большие трудности возникают у подростков с интеллектуальной одаренностью.
Социальная адаптация понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности подростка с социальной средой. Как правило, социальная адаптация рассматривается в контексте процесса социализации. При этом, как отмечают исследователи, процесс социализации обычно рассматривается как «...вхождение подростка в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством.» . Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.
Очень часто в исследования по педагогике и психологии социальная адаптация рассматривается как результат, механизм социализации подростка.
Понимание того, что социальная адаптация есть процесс эффективного взаимодействия личности подростка с социальной средой привело к необходимости изучения данного процесса в отношении интеллектуально одаренных подростков. Во-первых, процесс социальной адаптации, сам по себе сложен и противоречив в отношении подросткового периода; во-вторых, исследования ряда авторов доказывают, что у одаренных подростков «социальная уверенность» часто бывает ниже, чем у их «ординарных» сверстников. Также исследователи отмечают, резкие изменения в самооценке одаренных подростков в ответ на малейшие неудачи. Такая ситуация является парадоксальной, вместо позитивного самовосприятия, которое должно бы развиваться у одаренного под влиянием высоких достижений и мнений окружающих, у него формируется чуть ли не отчаяние и самоунижение, препятствующее процессу социальной адаптации при переходе на уровень основного общего образования.
Среди других причин, определяющих наш исследовательский интерес к процессу социальной адаптации младших подростков с интеллектуальной одаренностью, стали: завышенные стандарты оценки собственной
деятельности; чрезвычайно высокие личностные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих; повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу; объективные и субъективные сложности вхождения одаренного подростка в школьный коллектив; несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков и т.д.
...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования позволил раскрыть содержание понятия «интеллектуальная одарённость» в теории и практике современного образования. Зарубежные концепции трактуют одаренность как взаимодействие пяти факторов развития одарённости: общие интеллектуальные способности; специальные
способности в конкретной области; специальные характеристики неинтеллектуального характера (личностные, волевые); стимулирующее окружение, способствующее развитию этих способностей (семья, школа и другое); случайные факторы, счастливое стечение обстоятельств или удача.
В отечественных концепциях одаренность понимается как творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем; как совокупность способностей: интеллектуальных, способностей к приобретению новых знаний, к преобразованию этих знаний; как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Наиболее сложной по своему «устройству» является интеллектуальная одарённость, характеризующаяся специфическими формами организации познавательного опыта человека, уникальностью склада ума. Среди наиболее типичных характеристик интеллектуально одаренного подростка, исследователи и практики отмечают их неприязнь к школе; склонность погружаться в философские проблемы; существующее несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием и т.д.
В отечественной теории и практике социальная адаптация понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности подростка с социальной средой. Это понятие всегда рассматривается в контексте процесса социализации. В современных исследованиях по педагогике и 50
психологии социальная адаптация рассматривается как результат и механизм социализации подростков.
Качественной характеристикой процесса социальной адаптации младших подростков с интеллектуальной одарённостью является эффективность взаимодействия личности подростка с социальной средой. У интеллектуально одаренного подростка, зачастую, не складывается эффективного взаимодействия с окружением. В ряде зарубежных и отечественных исследованиях указывается на социальную неуверенность подростков с интеллектуальной одаренностью. Также исследователи отмечают, резкие изменения в самооценке одаренных подростков в ответ на малейшие неудачи.
Организованная нами экспериментальная работа позволила выявить ключевые позиции для разработки методических рекомендаций для организации процесса социальной адаптации подростков с интеллектуальной одаренностью при переходе на уровень основного общего образования.
Экспериментальная работа проводилась нами с учащимися 5 классов на базе МБОУ СОШ № 149 г. Красноярска. Для диагностики нами были
использованы методика К. Роджерса, Р. Даймонда «Диагностика социальнопсихологической адаптации»; опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»; методика А.М. Прихожан «Шкала личностной тревожности»; методика определения социально-психологического климата в ученическом коллективе.
В ходе диагностики нами было выяснено, что: интеллектуально одаренных подростков характеризует общая эмоциональная неустойчивость, агрессивность, нестабильность мнения при высоком уровне развития интеллекта; неудовлетворенность собой, учителями, школой; наличие скуки и отсутствие интереса к школьной жизни в разных ее проявлениях, негативное отношение, в целом, к школе и учителям. Также мы выяснили, что для этой категории подростков характерно наличие трудностей в процессе «приспособления» и «взаимодействия» в силу ряда причин: склонны к критике в адрес предлагаемых социальных ролей, как некоторых задаемых обществом форм поведения; не принимают нормы и ценности социальной группы; отсутствует желание и потребность к взаимодействию с другими, менее интеллектуально одаренными; характеризует резкие изменения самооценки в ответ на малейшие неудачи; склонность делать критические замечания, поправлять собеседника; свойственна своеобразная палитра проявления эмоций и чувств, не всегда понятная окружению, своеобразное мироощущение.
...
Бабаева, Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997. - 402 с.
Батышева, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Изд-во ЭГВЕС, 2009.
456 с.
Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека.- Л., 1988. - 270 с.
Бурменская, Г.В. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого, Предисл. В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.
376 с.
Вебер, М. Избранные произведения. М., 1990. - 507 с.
Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5.- М.: Педагогика, 1983. -С. 153-165.
Газман, О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-34.
Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 560 с.
Дмитриева, П. В. Диагностика социальной адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения [Текст] / П. В. Дмитриева // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 784-786.
Дружинин, В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч.- Саратов: Изд-во СГУ, 1990. - 292 с.
Дюркгейм, Э. Социология. М., 1995. - 352 с.
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология. М.: Норма, Инфра-М, 1999. - 624 с.
Измайлова, В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2012. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 11-14.
Ильина, М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей /
М.Н.Ильина. - СПб.: Питер, 2006. - 368 с. (Серия «Практическая
психология»).
Истратова, О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной
школы. Изд. 4-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 442, [1]
с. : - (Справочник). - Приложение: С. 412-432.
... всего 59 источников