Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвопрагматический потенциал дискурсивных частиц в языке молодежи (на материале современного немецкого языка)

Работа №149968

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы78
Год сдачи2024
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы изучения класса дискурсивных частиц в немецком языке 8
1.1 Ключевые понятия и определения 8
1.1.1 Дискурсивное направление в лингвистике 8
1.1.2 Дискурсивные слова: понятие и особенности 11
1.2 Теоретические подходы к изучению дискурсивных частиц 14
1.2.1 Выделение немецких дискурсивных частиц в отдельный класс 14
1.2.2 Классификация дискурсивных частиц в немецком языке 16
Выводы по главе 26
Глава 2. Функционирование дискурсивных частиц в языке немецкой молодежи 28
2.1 Сущность понятий «молодежь» и «молодежный жаргон» 28
2.2 Жаргон и сленг в речи молодежи: сопоставительный анализ 31
2.3 Материал исследования 35
2.4 Функциональный анализ дискурсивных частиц в коммуникативных контекстах 36
2.4.1 Создание когерентности диалога при помощи дискурсивных частиц 36
2.4.2 Роль дискурсивных частиц в тема-рематическом членении высказывания 52
2.4.3 Выражение экспрессивности посредством использования дискурсивных частиц 58
Выводы по главе 67
Заключение 70
Список научной литературы 72
Лексикографические источники 75
Нормативные документы 76
Источники практического материала 76



Дискурсивные частицы представляют собой значимый пласт лексики в речи современной молодежи, оказывающий непосредственное влияние на его структуру, смысловое содержание и экспрессивность. Названные лексические единицы широко применяются в различных контекстах, придавая точность высказываниям и раскрывая позицию говорящего в отношении выражаемой информации. Особенно актуальным представляется использование дискурсивных частиц в диалогической речи. Они имеют свои особенности в употреблении, которые связаны с контекстом, стилистическими характеристиками и индивидуальными предпочтениями носителей языка. Понимание дискурсивных частиц и их правильное использование в речи способствует более эффективному взаимодействию между коммуникантами.
Проблематика употребления в речи молодежи дискурсивных частиц отражает актуальное направление исследований в современных лингвистических изысканиях. В настоящее время изучение специфики функционирования указанных частиц в зависимости от выполняемой ими роли в предложении является востребованным направлением исследования названных лексических единиц.
На основании изученного материала, представляется возможным следующее определение рассматриваемому феномену:дискурсивные частицы — лингвистические элементы, которые не несут самостоятельного лексического значения, но играют ключевую роль в организации и структурировании диалогической речи. Они не привязаны к структуре предложения, могут встраиваться в любую часть высказывания и семантически модифицировать синтагму, к которой относятся. Дискурсивные частицы используются для выражения отношений между частями высказывания, координации взаимодействия между говорящими и слушающими, а также для передачи эмоциональных и прагматических нюансов в коммуникации. Онивыполняют функции связующих элементов, обеспечивающих когерентность и связность дискурса, а также помогают выражать интенции говорящего и реакции слушающего.
Объектомисследования являются дискурсивные частицы немецкого языкав речи молодежи.
Предмет исследования – функции дискурсивных частиц в языке немецкой молодежи.
Цельработызаключается в комплексном описании семантических и синтаксико-стилистических особенностей использования дискурсивных частиц в молодежной коммуникации.
Цель исследования определяет решение следующих задач:
– рассмотреть вопрос о соотношении дискурсивных частиц, дискурсивных маркеров, дискурсивных слов, модальных слов, выявить их специфику, сходства и различия;
– описать особенности семантики и синтаксического употребления дискурсивных частиц в языке молодежи;
– определить группы дискурсивных частиц по их функциональному назначению в предложении и в тексте;
– уточнить дефиницию понятия «язык молодежи» и его взаимодействие с синонимично употребляемыми терминами «жаргон», «сленг» и т.п.
Актуальность настоящей работы обусловлена важностью и востребованностью антропологического подхода при анализе функционирования дискурсивных частиц, употребляемых в первую очередь в контексте диалогической речи современного немецкого языка молодежи. В частности, проблематика употребления обозначенных частиц в немецком языке в настоящий момент остается недостаточно изученной.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных лингвистов А.В. Авериной, В.Г. Адмони, В.Д. Иванова, И.Р. Гальперина, К.А. Филиппова и других авторов. Среди зарубежных авторов трудов,использованных при написании работы, следует выделить К. Фишер, В. Имо, Р. Вальтерайта, М. Циммерманна и некоторых других.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании наблюдений, сделанных в рамках настоящей работы, могут быть сформулированы следующие общие выводы.
Проведенное исследование лингвопрагматического потенциала дискурсивных частиц в языке молодежи на материале современного немецкого языка позволило выявить несколько ключевых аспектов. Дискурсивные частицы играют значимую роль в коммуникативной практике молодых людей, обеспечивая структурирование дискурса и выражениепрагматических намерений.
Анализ показал, что дискурсивные частицы используются для управления потоком информации, создания когерентного последовательного диалога и установления логических связей между высказываниями. Молодежь активно применяет частицы для маркирования начала и конца темы и ремы высказывания, выделения определенных моментов диалогической речи. Особо важно, что данные элементы речи способствуют созданию специфической коммуникативной атмосферы, отражающей нормы и ценности молодежной субкультуры.Было обнаружено, что дискурсивные частицы играют важную роль в выражении эмоционального оттенка высказывания, установлении контекста и организации диалога.
Одним из ключевых результатов исследования является выявление разнообразия функций дискурсивных частиц в речи молодежи. Они могут использоваться для выражения согласия, несогласия, удивления, сомнения, привлечения внимания, для заполнения паузы хезитации или планирования речи, а также для побуждения к продолжению развития мысли оппонента и других нюансов коммуникации. Каждая дискурсивная частица обладает своими уникальными особенностями, которые необходимо учитывать при анализе того или иного коммуникативного акта с ее участием.
В ходе работы было обращено внимание на взаимосвязь дискурсивных частиц с контекстом высказывания. Контекст играет важную роль в определении значения и функции дискурсивной частицы. Ее толкование может зависеть от предшествующего высказывания, интонации, жестов и других факторов, которые формируют коммуникативный контекст.
Одна и та же частица в зависимости от того, кто ее употребляет: говорящий или слушающий, выполняет разные функции. Дискурсивные частицы не имеют грамматической связи со структурой высказывания и могут выступать в качестве самостоятельного предложения.
В ходе нашего исследования были также выявлены некоторые ранее, как нам представляется,недостаточно освещенныесовременными лингвистами дискурсивные частицы, оказывающие влияние на Интернет-коммуникацию. Эти частицы, а именно ya и nö, представляют собой примеры языковых элементов, которые обогащают Интернет-дискурс и расширяют его выразительные возможности. Они представляют собой примечательные языковые явления, отражающие эволюцию Интернет-дискурса и его адаптацию к новым коммуникативным трендам. Их активное использование в онлайн-коммуникации свидетельствует о постоянном развитии языка в цифровой среде и обогащении его лингвистического арсенала.



1. Аверина А.В. К проблеме разграничения модальных и дискурсивных частиц в немецком языке // Евразийский гуманитарный журнал. 2017. № 2. - с.4-7.
2. Адмони В.Г. Теоретическая грамматика немецкого языка. Строй современного немецкого языка. Москва: Просвещение, 1986. - 333 с.
3. Баранов А.Н., Плунгян В.А., Рахилина Е.В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. М.: Помовский и партнёры, 1993. - 207 с.
4. Белицкая А.А. О роли хезитационных пауз в спонтанной речи // Филология и литературоведение. 2014. № 2 (29). - с.10.
5. Беляева Т.М., Хомяков В.А. Нестандартная лексика английского языка. Л.: Издательство ЛГУ, 1985. - 136 с.
6. Бернацкая А.А. О трех аспектах экологии языка // Вестник Краснодарского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2003. № 4. - с.122-125.
7. Величко М.А. Когезия и когерентность: особенности разграничения и определения понятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. Вып. 2 (177). - с.39-43.
8. Гальперин И.Р. О термине «сленг» // Вопросы языкознания. 1956. №6. с.107-114.
9. Губачек Я. О традиции в изучении сленга в чешском языке // Вопросы языкознания. 1980. №2. - с.127-135.
10. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / сост. В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова; вступ. ст. Ю.Н. Караулова, В.В. Петровa. Москва: Прогресс, 1989. - 310 с.
11. Елишев С.О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия «молодежь» в социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. №3. - с. 200-223.
12. Иванов В.Д. Функции дискурсивных частиц в немецком языке. Канд. дис. Мытищи, 2019. - 179 с.
13. Казаченко О.В. Когерентность и когезия текста // Альманах современной науки и образования. 2009. № 8, Ч. 2. - с.88-90.
14. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке). М.: Изд-во МГУ, 1992. - 336 с.
15. Киселева К.Л., Пайар Д. Дискурсивные слова русского языка: контекстное варьирование и семантическое единство // Дискурсивные слова русского языка: контекстное варьирование и семантическое единство. М.: Азбуковник, 2003. - с.8-26.
...
55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ