Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты узнаваемости бренда и розничной торговли 8
1.1 Основы брендинга 8
1.2 Маркетинговые стратегии 13
1.3 Конкурентная стратегия фокусирования по Портеру 15
1.4 Узнаваемость бренда 15
1.5 Каналы коммуникации 20
1.6 Розничная торговля 21
1.6.1 Особенности розничной торговли 21
1.6.2 Стратегия концентрированного маркетинга в розничной торговле 21
1.6.3 Имидж розничной компании 23
1.6.4 Планирование стратегии продвижения в розничной торговле 24
Глава 2. Анализ рынка 28
2.1 Обзор бренда «Gerry Weber» 28
2.1.1 Устойчивое развитие в «GerryWeber» 28
2.1.2 История бренда «GerryWeber» 32
2.1.3 «Gerry Weber»в России 36
2.2 Магазин «GerryWeber» в Туле 36
2.3 Тенденции развития рынка одежды в России 39
2.4 Сегментация рынка женской одежды города Тулы 42
2.5 Анализ конкурентов 44
Глава 3. Комплексная программа продвижения 51
3.1 Результаты опроса целевой аудитории 51
3.2 Конкурентная стратегия фокусирования и стратегия концентрированного маркетинга в программе продвижения 60
3.3 Возможные виды деятельности по повышению уровня узнаваемости магазина «GerryWeber» 60
3.4 Комплексная программа продвижения 68
3.4.1 Цель продвижения 68
3.4.2 Определение общего размера бюджета продвижения 68
3.4.3 Выбор комплекса продвижения 70
3.4.4 Реализация комплекса продвижения 71
3.4.5 Анализ и корректировка плана продвижения 78
Заключение 79
Список литературы 83
Приложение 1 86
Приложение 2 88
Приложение 3. 95
Магазин немецкого бренда женской одежды «GerryWeber»год назад зашел на рынок женской одежды города Тулы. Владельцем и управляющим франшизы «GerryWeber» в Туле является Кузнецова Наталья Григорьевна. Бренд позиционирует свою продукцию как одежда для женщин, которые ценят комфорт и качество и хотят подчеркнуть красоту и статус. Бренд относится к сегментам «middle» и «middle+».
Несмотря на то, что бренд является международным и благодаря этому магазин обладает значительным количеством конкурентных преимуществ на рынке Тулы, спустя год после открытия он столкнулся с проблемой низкого объема продаж.
Однако у магазина есть постоянная клиентура, которая уже около года продолжает покупать одежду «GerryWeber»и остается очень довольна.
Также стоит отметить, что количество клиентов, относящихся к целевой аудитории магазина «GerryWeber», в Туле достаточное, что говорит о наличии возможности для «GerryWeber»расширять свою долю на рынке.
Это означает, что низкий объем продаж не связан с низкой конкурентной способностью продуктов бренда и с отсутствием потенциальной аудитории магазина «GerryWeber», что было подтверждено результатами опроса целевой аудитории в ходе проведения исследования рынка и предпочтений аудитории.
Поэтому столкнувшись с проблемой низкого объема продаж и недостаточной реализацией продукции (40–60%), владелец магазина бренда «GerryWeber» в Туле, Наталья Кузнецова, обратился ко мне с запросом на ее решение.
Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что проблема низкого объема продаж заключается именно в недостаточном притоке новых клиентов в связи с низким уровнем узнаваемости магазина, представляющего бренд, и осведомленности целевой аудитории о его существовании в городе Туле.
Что не менее важно, из-за геополитической ситуации в мире и начала операции СВО у людей или снизились доходы, вследствие чего они стали менее активно покупать одежду, или люди просто пересмотрели свои траты и решили больше экономить. Это тоже способствовало тому, что объем продаж в магазине уменьшился.
Решать проблему низкого объема продаж следует именно за счет программы, направленной на привлечение новых клиентов за счет повышения уровня узнаваемости магазина, так как, во-первых, на доход населения города Тулы руководство магазина повлиять не сможет и, во-вторых, данное решение ситуацию в корне не изменит, потому что финансовые кризисы случаются регулярно.
Актуальность данной работы заключается в том, что она поможет в решении проблемы, с которой столкнулся заказчик, директор магазина «GerryWeber» - низкий объем продаж в связи с отсутствием притока новых клиентов из-за недостаточной узнаваемости магазина, представляющего бренд «GerryWeber», на рынке города Тулы.
Формат работы: Консультационный проект.
Объект исследования: Магазин бренда одежды «GerryWeber».
Предмет исследования: Программа продвижения магазина бренда «GerryWeber» на рынке одежды города Тулы.
Цель работы: Формирование программы продвижения магазина бренда «GerryWeber» для повышения узнаваемости бренда на рынке города Тулы и привлечения новых клиентов.
Задачи работы:
1. Изучение литературы по узнаваемости брендаи способам повышения уровня узнаваемости бренда и по понятию и этапам программы продвижения в розничной торговле;
2. Исследование рынка женской одежды города Тулы;
a. Анализ тенденций рынка женской одежды;
b. Анализ сегментов рынка женской одежды в городе Туле;
c. Конкурентный анализ на основе результатов опроса целевой аудитории;
3. Проведение опроса целевой аудитории с целью определить уровень узнаваемости магазина «GerryWeber» и проанализировать наиболее эффективные методы его повышения;
4. Выработка комплекса рекомендаций по формированию программы продвижения и улучшению работы магазина «GerryWeber».
Источники первичной и вторичной информации:
Источники первичной информации: аналитические данные, полученные с помощью онлайн-сервисов (Instagram, ВКонтакте, Telegram), анкетирование, глубинное интервью и экспресс-интервью с директором магазина, экспресс-интервью с текущими и потенциальными клиентами.
Источники вторичной информации: интернет-ресурсы, научно-публицистические статьи, статистические данные о рынке одежды в городе Туле, исследования конкурентов, аналитические обзоры в модной индустрии, глубинное интервью с директором магазина.
Инструментарий исследования:
Сбор (опрос), структурирование и анализ полученных данных из глубинных интервью и экспресс-интервью, изучение и интерпретация научно-публицистических статей и интернет-ресурсов.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в том, чтобы разработать программу продвижения магазина бренда женской одежды «GerryWeber»на рынке города Тулы. Для достижения цели были решены все поставленные задачи.
При решении первой задачи, по изучению литературы по узнаваемости бренда и способам повышения уровня узнаваемости бренда и по понятию и этапам программы продвижения в розничной торговле, были сделаны выводы о том, что
1. Узнаваемость бренда является важным фактором, если компания преследует цель привлечь новых клиентов, повысить уровень лояльности со стороны целевой аудитории и увеличить уровеньпродаж.
2. Формирование программы продвижения не может обойтись без тщательного анализа рынка и что она находится в абсолютной зависимости от сегмента целевой аудитории организации и наиболее эффективных маркетинговых коммуникаций для данного сегмента.
При решении второй задачи, по исследованию рынка женской одежды, были сделаны выводы о том, что:
1. Рынок женской одежды города Тулы имеет огромный потенциал в расширении по причине того, что деятельность большинства магазинов сегмента «middle»держится на постоянных клиентах благодарямноголетнему нахождению на рынкеи практически полному отсутствию конкурентов. При их появлении или если уже имеющиеся клиенты, например, магазин «GerryWeber», предпримут какие-либо действия по своему развитию, магазины с высокой вероятностью потеряют свою клиентуру и при этом не смогут привлечь новую, так как, во-первых,на данный момент не ведут деятельность по ее удержанию и увеличению, а во-вторых, не следуют тенденциям современного рынка женской одежды.
2. Магазин «GerryWeber» имеет много преимуществ перед конкурентами благодаря грамотному управлению и сильным сторонам бренда «GerryWeber», который магазин представляет. Это дает магазину «GerryWeber»огромный потенциал для расширения своего присутствия на рынке города Тулы, нарастить клиентскую базу и возможность стать лучшим в своем сегменте рынка.
3. Если магазин «GerryWeber» преследует цель привлечь новых клиентов за счет повышения уровня своей узнаваемости среди целевой аудитории, которой он отдает приоритет, то программа продвижения должна быть сфокусирована конкретно на этом сегменте целевой аудитории и включать в себя индивидуальные и эффективные виды деятельности для этого сегмента.
При решении третьей задачи, по проведению опроса целевой аудитории с целью определить уровень узнаваемости магазина «GerryWeber» и проанализировать наиболее эффективные методы его повышения, были сделаны выводы о том, что:
1. Уровень узнаваемости магазина «GerryWeber»и в целом на рынке, и по сравнению с уровнем узнаваемости ключевых конкурентов низок. Именно повышение уровня узнаваемости позволит привлечь новых клиентов, так как согласно результатам опроса целевой аудитории клиенты магазина удовлетворены качеством товара и представленным в магазине ассортиментом.
2. Для привлечения целевой аудитории, которой магазин «GerryWeber» отдает приоритет, и взаимодействия с ней наиболее эффективными каналами коммуникации являются сарафанное радио, социальные сети, печатные издания и мероприятия, за счет которых будет осуществляться маркетинг «из уст в уста».
Четвертая задача заключалась в выработке комплекса рекомендаций по формированию программы продвижения и улучшению работы магазина «GerryWeber»:
1. Магазину «GerryWeber» стоит придерживаться маркетинговой стратегии концентрации и конкурентной стратегии фокусировании на отдельную целевую группу, которая опирается на сегмент рынка, состоящий из женщин в возраст от 30–35 лет с доходом от 100 тыс.руб. в месяц или готовых тратить 150-300 тыс.руб. на покупку одежды за один модный сезон. Стратегиив результате деятельности магазину будут дополнять и усиливать эффективность друг друга, а магазину позволят снизить издержки на рекламе.
2. Основными конкурентными преимуществами магазина «GerryWeber»перед как ключевыми на данный момент, так и потенциальнымиконкурентами являются:
a. Сохранение высокого качествапошива и материалов и собственное производство
b. Известность бренда одежды «GerryWeber»
c. Активное участие в устойчивом развитии
d. Поддержание доступных цен для целевой аудитории при высоком качестве продукции
При этом наиболее перспективными конкурентными преимуществами магазина «GerryWeber» будут являться
a. Лояльность со стороны покупателей по отношению к бренду
b. Поддержка со стороны правительства города Тулы за счет спонсирования и организации мероприятий в сере моды, искусства стиля
3. Для реализации программы продвижения, которая будет направлена на повышение уровня узнаваемости, магазину следует усовершенствовать организационную структуру и включить в нееSMM-маркетолога.
4. Активную реализацию программы продвижения магазину стоит начать в сентябре 2024 года, а месяца с июня по август направить на поиск и найм SMM- маркетолога, продумывания маркетингового плана, настройку каналов коммуникации и прогрев целевой аудитории через них.
5. Для анализа как эффективности программы продвижения, так и маркетинговой, финансовой и операционной деятельности магазину стоит начать вести документационные подробные отчеты, чтобы иметь возможность отслеживать динамику всех показателей, характеризующих и оценивающих всю работу магазина комплексно. На данный момент директор магазина не ведет никакую из отчетностей, делая лишь краткие записи об объеме продаж и трат на закупку товара.
6. Для более качественной оценки положения магазина «GerryWeber»на рынке города Тулы, магазину нужно проводить анализ внешней и внутренней среды, постоянный мониторинг изменений в тенденциях российского рынка женской одежды, исследование предпочтений целевой аудитории.
7. Повышение уровня обслуживания клиентов за счет обеспечения индивидуального подхода к каждому клиенту за счет таких мероприятий, как «День со стилистом», и формирования эксклюзивной программы лояльности, которая будет предлагать покупателям персонализированные скидки, членство в комьюнити магазина и свободный проход на мероприятия.
8. Активное взаимодействие магазина «GerryWeber»с целевой аудиторией через социальные сетиInstagram, ВКонтакте и Telegram.
9. Раскрутка и позиционирование в качестве эксперта в модной индустрии магазина «GerryWeber» и директора магазина Натальи Кузнецовойза счет расширения на платформе YouTube.
10. Поиск партнеров, целевая аудитория которых охватывает тот же сегмент рынка, что и целевая аудитория магазина «GerryWeber», и развитие кросс-маркетинга через программы лояльности.
11. Развитие личного бренда CEOдиректора магазина «GerryWeber» Натальи Кузнецовой за счет повышения заинтересованности целевой аудитории к ее персоне через развитие аккаунта в социальной сети Instagram и активное участие в общественных мероприятиях.
12. Расширение продаж магазина «GerryWeber»за счет открытия еще одного магазина по франшизе в близлежащем к Туле городе Орел.
13. Создание магазина ВКонтакте и расширение продаж магазина «GerryWeber» за счет продвижения товаров на маркетплейсах, на которых представлена продукция ценовых сегментов «middle»и «uppermiddle».
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель выпускной работы достигнута. Важно отметить, что в связи с непрерывным развитием инструментария продвижения брендов, актуальными являются дальнейшие исследования по данной тематике.