Введение 3
Глава I: Психолого-педагогические основы обучения иноязычной лексике с использованием песен на среднем этапе обучения 6
1.1. Содержательная характеристика лексического навыка 6
1.2. Особенности изучения лексики на среднем этапе обучения 9
1.3. Роль песенного материала в обучении английскому языку 16
Выводы по I главе 24
Глава II: Методика изучения лексики с использованием песенного материала 26
2.1. Комплекс упражнений по формированию лексических навыков на среднем этапе на основе песенного материала 26
2.2. Организация пробного обучения лексике на среднем этапе с применением песен на уроке английского языка 30
Выводы по II главе 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 48
На сегодняшний день все более популярными становятся нестандартные методы обучения иностранному языку, отодвигая традиционную работу с учебниками и словарями на последние ряды. В условиях современных технологий и интернета упростилась коммуникация между людьми по всей планете, что привело к многочисленным межкультурным отношениям. Непосредственное знакомство с культурой и традициями других стран стало неотъемлемой частью при обучении иностранному языку.
Наиболее распространенным и доступным для всех элементом культуры является музыкальное творчество. Благодаря наличию вербального текста песенный жанр как один из основных жанров музыкального творчества способен наиболее точно и красочно отобразить различные стороны бытовой и культурной жизни народа, воздействовать на эмоции и чувства обучающегося, затронуть его образно-художественную память, а так же содействовать эстетическому воспитанию. Более того, использование песенного материала на уроках иностранного языка привносит в процесс обучения элемент нестандартности и праздничности, что оказывает благоприятное влияние на эмоциональную сферу учащихся.
Актуальность работы заключается в том, что в условиях современного обучения иностранному языку в школах многие учителя на своих уроках стараются использовать песенный материал, однако часто возникают проблемы при отборе песенного материала, который бы соответствовал методике формирования лексических навыков, а так же соответствовал возрастным особенностям и интересам учащихся. В ходе данного исследования будет разработан комплекс упражнений на основе песенного материала, который будет выступать в качестве дополнения к существующему УМК, рекомендованного Министерством образования Российской Федерации.
Объект исследования - формирование лексических навыков на уроках иностранного языка.
Предмет исследования - песенный материал как средство формирования лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе.
Цель работы:
Теоретическое обоснование роль песен при обучении иноязычной лексики на среднем этапе школьного обучения и разработка комплекса упражнений с применением песенного материала, содержащим дополнительные задания к основному УМК, для успешного формирования лексических навыков.
Задачи:
1) Раскрыть понятие лексического навыка;
2) Описать особенности обучения иноязычной лексики на среднем этапе;
3) Определить роль песен в обучении иностранному языку;
4) Разработать комплекс упражнений по формированию лексических навыков на среднем этапе на основе песенного материала;
5) Апробировать комплекс упражнений по формированию лексических навыков на среднем этапе с применением песен на уроке английского языка.
Методы исследования, применяемые в данной работе:
• теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, материалов научных исследований;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• анализ учебников и сочинений учащихся;
• проведение эксперимента и анализ его результатов.
Методологическая база исследования - работы таких исследователей как Е.И. Пассов, А.А. Миролюбов, С.Ф. Шатилов, Л.В. Щерба, И.М. Берман, Н.Д. Гальскова.
Теоретическая значимость - данная работа представляет теоретическую базу, которая раскрывает методы формирования лексических навыков и способствует их более точному пониманию.
Практическая значимость - разработанный в ходе исследования комплекс упражнений может быть использован учителями иностранного языка на своих уроках, а так же сведения, полученные в ходе эксперимента, могут быть полезны в качестве дополнительного материала на семинарах и практических занятиях по методике преподавания иностранного языка....
В условиях современного образования в области иностранных языков интенсивно набирают популярность нетрадиционные методы обучения, поскольку они упрощают процесс изучения языка, связывая его с творческим началом. Современные технологии и практически повсеместный доступ в интернет облегчают коммуникацию между людьми из разных стран и континентов, что приводит изучение иностранных языков на качественно новый уровень. Непосредственное знакомство с культурой и традициями стран увеличивает мотивацию к изучению других языков.
Вследствие стремительного изменения современных тенденций образования, традиционные методы работы с учебниками и словарями уходят на второй план. На сегодняшний день большую актуальность приобретают современные методики обучения, которые ориентированы на создание как прочных речевых умений и навыков, так и на формирование языковой, социокультурной, речевой и учебно-познавательной компетенций согласно Федеральному Образовательному Стандарту. Уже сейчас многие учителя иностранного языка стараются использовать новые разработки и комплексы упражнений, основанные на современных тенденциях, на своих уроках для более полного раскрытия потенциала учащихся. В связи с этим возникает острая нехватка методических материалов и наработок, позволяющих повысить эффективность занятия.
В теоретической части нашей работы было раскрыто понятие лексического навыка, рассмотрены особенности обучения иноязычной лексики на средней ступени школьного обучения, определена роль песен в обучении иностранному языку. В практической части разработан комплекс упражнений по формированию лексических навыков на среднем этапе на основе песенного материала, а так же проведен эксперимент в 7 классе с применением разработанного комплекса упражнений.
Апробация итогового контроля опытного обучения показала положительную динамику результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Более того, увеличилась мотивация учащихся и возрос их интерес к изучению английского языка, поскольку в разработанном комплексе были использованы аутентичные песни, подобранные с учетом возрастных особенностей и интересов учеников.
Разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями иностранного языка на своих уроках, а так же материал, полученный в ходе эксперимента, может быть полезен на семинарах и практических занятиях по методике преподавания иностранного языка.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. (2009). Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языка) - М.: Икар, 2009. - 448с.
2. Андреева И.А. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении иноязычной монологической речи учащихся-подростков - Армавир: АГПУ, 2010. - 123 с.
3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 176 с.
4. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку / И.М. Берман. - М.: Высшая школа, 1970. - 232 с.
5. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4. - с. 27-29.
6. Бухбиндер, В.А. Основы обучения лексике в средней школе (на материале немецкого языка) / В.А. Бухбиндер. - Киев: З1рка, 1971. - 386 с.
7. Бухбиндер, В.А. Развитие лексических навыков устной речи // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках - Киев, 1980. - с.14-31.
8. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - Москва: АРКТИ. 2003. - 165 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
10. Давыдов В.В. Концепция учебной деятельности школьников. Вопросы психологии. - Москва, 1981 - № 6 - с. 15.
11. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов - М.: Пилигрим. 2010. - 488 с.
12. Каратова, Н. Приемы семантизации английской лексики / Н. Каратова // Учитель. - 2005. - №5. - с.63-66.
13. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Макбет К. Английский язык. 7 класс. Учебник. ФГОС - 2016 - 168 с.
14. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Мохлин Ф. Книга для учителя к учебнику «Английский язык» для 7 класса общеобразовательных орга Коростелев В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике. - Воронеж: ВГУ, 1990. - 184 с.
15. Комарова, Е. В. Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - 15 января № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9423(дата обращения: 27.05.2017)....(45)