Введение 3
Глава 1. Теоретические основы освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками в процессе создания пейзажа 6
1.1 Графические материалы и технологические приемы работы с ними 6
1.2 Особенности освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами обучающимися младшего школьного возраста .15
1.3 Процесс создания пейзажа как средство освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами обучающимися
младшего школьного возраста 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по освоению технологических приемов работы с мягкими графическими младшими школьниками в процессе создания пейзажа 29
2.1 Содержание и организация констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками 29
2.2 Серия занятий по созданию пейзажа и методические рекомендации к ним как средство освоения технологических приемов работы с мягкими
графическими материалами младшими школьниками 40
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список литературы 52
Приложение 56
Изобразительное искусство является важной частью общего образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала, обучающегося в области художественного образования связано с воздействием на него искусства, приобщением к графической деятельности, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. Интерес обучающихся к искусству графики может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ.
Обращаясь к проблеме изучения графических материалов, был изучен опыт художников-педагогов, занимающихся этой проблемой ранее. Многие художники, начиная с XIX века, активно работали над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания.
Несмотря на достаточную изученность вопроса, актуальность данной темы состоит в том, что использование графических материалов и техник на практике в изобразительной деятельности младших школьников очень скудно, так как бюджет образовательных учреждений не позволяет закупать такое разнообразное количество материала.
Так же эта проблема актуальна, так как именно освоение графических средств составляет значительную часть методики развития изобразительного творчества учащихся. Это необходимо для дальнейшего совершенствования операциональных навыков учащегося. Обучение учащихся в процессе их знакомства с различными графическими материалами и техниками позволяет им в более широком смысле осознавать разнообразие видов деятельности в области графики.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками.
Предмет исследования - создание пейзажа как способ освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками.
Гипотеза исследования: процесс создания пейзажа будет способствовать освоению технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками в условиях дополнительного образования, если при реализации комплексного подхода над созданием графического пейзажа будет проводиться систематическая работа по ознакомлению обучающихся с широким диапазоном применения технических возможностей мягких графических материалов, спецификой их изобразительно-выразительных возможностей.
В рамках выпускной квалификационной работы использованы различные методы исследования:
- теоретические (изучение философской, психологической, педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение);
- эмпирические (наблюдение, обобщение опыта);
- статистические (количественный и качественный анализ
результатов исследования).
Целью выпускной квалификационной работы является: выявить актуальный уровень освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками и составить серию занятий по созданию пейзажа как средство освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные мягкие графические материалы и технологические приемы работы с ними;
2. Раскрыть основные технологические приемы работы с мягкими графическими материалами;
3. Рассмотреть специфику освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками;
4. Представить процесс создания пейзажа как средство освоения технологических приемов работы с графическими материалами обучающимися младшего школьного возраста;
5. Выявить актуальный уровень знаний технологических приемов работы с графическими материалами младшими школьниками;
6. Разработать серию занятий по созданию пейзажа как средство освоения технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками;
7. Составить методические рекомендации для проведения серии занятий, направленных на освоение технологических приемов работы с мягкими графическими материалами младшими школьниками.
База исследования: МБУ ДО ЦВР «Ровесник» пгт. Балахта. В качестве экспериментальной группы была выбрана группа 2 года обучения в составе 10 человек, из них 7 девочек и 3 мальчика. Возраст детей 7-12 лет.
В заключении хотело бы отметить, что графика - это универсальный вид изобразительного искусства. А рассмотрев теоретические аспекты обучения графическим техникам, и изучив особенности методики обучения жанру пейзаж на уроках изобразительного искусства можно сделать выводы, что современный подход к обучению изобразительному искусству предполагает, что обучающиеся должны знать различные художественные материалы и приемы работы с ними. Что только лишний раз подтверждает актуальность применения мягких графических материалов в изобразительной деятельности обучающихся.
В практической части нашей выпускной квалификационной работы, выявляя актуальный уровень знания и владения приемами работы мягкими графическими материалами хотелось бы отметить, что результаты исследования у испытуемой группы находятся на пороге среднего и низкого уровня, что является основанием для дальнейшей работы и ознакомления обучающихся с мягкими графическими материалами и приемами работы с ними.
1. Агостин Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1985. 103 с.
2. Алексеев (Алюрви) Ю. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразительное искусство, 1989. 87 с.
3. Аристид Д. Уроки классического рисунка. М.: МИФ, 2017. 204с.
4. Бабияк В.В. История графики: Учеб. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 105 с.
5. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. 94 с.
6. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. 68 с.
7. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение 1989. 56 с.
8. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 208 с.
9. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и
художественного проектирования: Учебник для начального
профессионального образования. М.: Академия, 2007. 203 с.
10. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика: Учб. Пособие для студ. М., 2008. 271 с.
11. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия
художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: Монография / Л.А. Буровкина; Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГОУ ВПО МГПУ). М.: МГПУ, 2011. 320 с.
12. Бычкова О.А. Графическая деятельность в обучении младших школьников. Часть II. Учб. Пособие для студ. Петрозаводск: ПетрГУ, 2014. 40 с.
13. Бычкова О.А. Графическая деятельность в обучении младших школьников. Часть II. Учб. Пособие для студ. Петрозаводск: ПетрГУ, 2014. 92 с.
14. Визер В.В. Живописная грамота: система цвета в
изобразительном искусстве. Спб.: Питер, 2006. 191 с.
15. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь СПб.: АО «Икар», 1993. 272 с.
16. Гаррисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс: Материалы - техника - методы. М.: Эксмо, 2007. 252 с.
17. Дайнека А.А. Учитесь рисовать. М.: Архитектура-С, 2005. 127 с.
18. Дубровин В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования: Монография / В.М. Дубровин. М.: МГПУ, 2011. 150 с.
19. Евтых С.Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников: диссертация кандидата педагогических наук. М.: Учпедгиз, 1996. 247 с.
20. Искусство Рисования и живописи. Шаг за шагом. Практический курс. М.: изд-во Де Агостини, 2017. 35 с.
21. Иттен И. Искусство формы. М.: изд-во Д. Аронов, 2014. 73 с.
22. Иттен И. Искусство цвета. М.: изд- во Д. Аронов, 2004. 38 с.
23. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2015. 63 с.
24. Кисилев А.К. Пейзажи импрессионистов. М.: Белый город, 2014. 240 с.
25. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 169с.
26. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. 88 с.
27. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984. 107 с.
28. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. М.: Академия, 2004.
232 с.
29. Ломов С.П., Долгоаршинных С.Е. Изобразительное искусство / С.П. Ломов, С.Е. Долгоаршинных 1 - 4 классы: рабочая программа. М.: Дрофа 2017. 41 с.
30. Могилевцев В.А. Основы живописи. Учебное пособие. СПб.: 4арт, 2012г. 143 с.
31. Молчанов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М.: Советский художник, 1983. 83 с.
32. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. / Б.М. Неменский Рабочая программа. М.: Просвещение, 2015. 128 с.
33. Платонова Н.И. Искусство: Энциклопедия. М.: Росмен-Пресс, 2002. 143 с.
34. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб-ник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения М.: Владос, 1999. 215 с.
35. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: Межвузов. сб. научно -метод. тр. / В.В. Корешков. Вып. 2. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. 293 с.
36. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для худож.-граф. фак-тов пед. Вузов. М.: Просвещение, 1999. 238 с.
37. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Изд. 2-е. М.: Академ А, 2002. 130 с.
38. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986. 104 с.
39. Флоренский П.А. История и философия искусства. М., Академический проспект, 2017. 324 с.
40. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов / Ю. П. Шашков. М.: Академический Проект [и др.], 2010. 128 с.
41. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М.: Просвещение 2012. 157с.
42. Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс] / ArtLib.ru. URL: http://www.artlib.ru/(Дата обращения: 25.09.2019г.).
43. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс] / artprojekt.ru. URL:http://www.artprojekt.ru/(Дата обращения: 27.09.2019г.).
44. Муртазина Л.Р., Савинов А.М. История развития пейзажа как
жанра изобразительного искусства // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.- практ. конф. № 7(34). [Электронный ресурс] /
URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf(дата обращения: 28.01.2018).
45. Российская академия художеств. Люди, события, факты истории
[Электронный ресурс]: Российская академия художеств.
URL:http://www.raжh.ru/content/ru/home_container_ru.html (Дата обращения: 27.09.2019г.).
46. Русская живопись [Электронный ресурс]: Энциклопедия русской
живописи. URL: http://www.artsait.ru/index.htm(Дата обращения:
25.09.2019г.)
47. Савкина М. Техники работы пастелью: учимся рисовать
правильно. [электронный ресурс] / URL:http://kartiny-na-zakaz-
moscow.ru/stati-1/article_post/tekhniki-raboty-pastelyu-uchimsya-risovat-pravilno(дата обращения: 02.03.2018).
48. Сумин Д. Рисование углем [электронный ресурс]: ООО «Мир красок». 2013-2018. URL: https://masterkrasok.ru(дата обращения: 1.03.2018).
49. Уроки рисования [Электронный ресурс] / Opox. URL:http://www.artclassic.edu.ru/(Дата обращения: 06.10.2019).
50. Энциклопедия живописи и графики [Электронный ресурс] / Art- каталог. URL:http://www.art-catalog.ru/_(Дата обращения: 7.10.2019г.).