Особенности психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В
КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 6
1.1. История возникновения термина «психолого-педагогическая
поддержка» 6
1.2. Современные взгляды на феномен «психолого-педагогической
поддержки». Направления психолого-педагогической поддержки 12
1.3. Особенности психолого-педагогической поддержки родителей детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности 17
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРОБЛЕМЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ 26
2.1. Содержание констатирующего эксперимента 26
2.2. Программа «Психолого-педагогической поддержки родителей детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности» 36
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 53
Приложение 2 62
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В
КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 6
1.1. История возникновения термина «психолого-педагогическая
поддержка» 6
1.2. Современные взгляды на феномен «психолого-педагогической
поддержки». Направления психолого-педагогической поддержки 12
1.3. Особенности психолого-педагогической поддержки родителей детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности 17
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРОБЛЕМЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ 26
2.1. Содержание констатирующего эксперимента 26
2.2. Программа «Психолого-педагогической поддержки родителей детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности» 36
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 53
Приложение 2 62
В современном психолого-педагогическом научном пространстве как никогда актуален вопрос об увеличении количества детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Этот синдром всё чаще стал диагностироваться психологами у детей старшего дошкольного возраста, и данный факт не мог не повлечь за собой необходимость детальной разработки направлений работы с этой проблемой. Одним из таких направлений является организация психолого-педагогической помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ).
Семья - это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом - непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
По мнению ученых, занимающихся разработкой этой проблемы, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. В последствии, при необходимости, им назначается медикаментозное лечение. Однако, если проанализировать результаты исследований в области работы с гиперактивными детьми, то можно сделать вывод о том, что подход к лечению такого «особенного» ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми, доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель и психолог, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Как показывают результаты многолетних исследований, родители ребенка с СДВГ часто испытывают трудности с его воспитанием. Поэтому зачастую им просто необходима психолого-педагогическая поддержка со стороны дошкольного образовательного учреждения.
В своей книге «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000» Е.К. Лютова, и Г.Б. Монина советуют начинать работу с родителями гиперактивных детей с беседы о том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет. Авторы отмечают, что уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь.[16;17]
Цель исследования: Создание программы психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Объект исследования: психолого-педагогическая поддержка родителей.
Предмет исследования: особенности психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В соответствии с целями исследования были поставлены следующие задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме
2. Изучить формы психолого-педагогической поддержки родителей в современных исследованиях
3. Изучение отношения родителей детей старшего дошкольного возраста к проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности (констатирующий эксперимент)
4. Разработать программу психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (формирующий эксперимент)
Гипотеза исследования: Мы считаем, что психолого-педагогическая поддержка родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеет свои особенности.
Экспериментальная база: Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей».
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент.
Семья - это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом - непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
По мнению ученых, занимающихся разработкой этой проблемы, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. В последствии, при необходимости, им назначается медикаментозное лечение. Однако, если проанализировать результаты исследований в области работы с гиперактивными детьми, то можно сделать вывод о том, что подход к лечению такого «особенного» ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми, доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель и психолог, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Как показывают результаты многолетних исследований, родители ребенка с СДВГ часто испытывают трудности с его воспитанием. Поэтому зачастую им просто необходима психолого-педагогическая поддержка со стороны дошкольного образовательного учреждения.
В своей книге «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000» Е.К. Лютова, и Г.Б. Монина советуют начинать работу с родителями гиперактивных детей с беседы о том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет. Авторы отмечают, что уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь.[16;17]
Цель исследования: Создание программы психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Объект исследования: психолого-педагогическая поддержка родителей.
Предмет исследования: особенности психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В соответствии с целями исследования были поставлены следующие задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме
2. Изучить формы психолого-педагогической поддержки родителей в современных исследованиях
3. Изучение отношения родителей детей старшего дошкольного возраста к проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности (констатирующий эксперимент)
4. Разработать программу психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (формирующий эксперимент)
Гипотеза исследования: Мы считаем, что психолого-педагогическая поддержка родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеет свои особенности.
Экспериментальная база: Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей».
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент.
В настоящее время в научном сообществе весьма актуальна проблема увеличения количества детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Она ставит перед исследователями множество задач, одной из которых является разработка системы психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В ходе анализа литературы по теме исследования были изучены теоретические и практические аспекты понятия «психолого¬педагогическая поддержка».
В выпускной квалификационной работе выявлены особенности психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В начале исследования была поставлена цель: Целью нашего исследования было создание программы психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. А так же, нами была выдвинута гипотеза, о том, что психолого-педагогическая поддержка родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеет свои особенности.
Нами была разработана программа психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, которая будет способствовать решению проблем семьи ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Для достижения поставленной цели нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы, а так же проведен констатирующий эксперимент, с целью изучения отношения родителей старших дошкольников к проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были успешно решены:
1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Изучены формы психолого-педагогической поддержки родителей в современных исследованиях;
3. На этапе констатирующего эксперимента было изучено отношение родителей детей старшего дошкольного возраста к проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
4. Разработана программа психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, психолого-педагогическая поддержка родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности действительно имеет свои особенности.
В выпускной квалификационной работе выявлены особенности психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В начале исследования была поставлена цель: Целью нашего исследования было создание программы психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. А так же, нами была выдвинута гипотеза, о том, что психолого-педагогическая поддержка родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеет свои особенности.
Нами была разработана программа психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, которая будет способствовать решению проблем семьи ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Для достижения поставленной цели нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы, а так же проведен констатирующий эксперимент, с целью изучения отношения родителей старших дошкольников к проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были успешно решены:
1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Изучены формы психолого-педагогической поддержки родителей в современных исследованиях;
3. На этапе констатирующего эксперимента было изучено отношение родителей детей старшего дошкольного возраста к проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
4. Разработана программа психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, психолого-педагогическая поддержка родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности действительно имеет свои особенности.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИМ
СИНДРОМОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Специфика группового психологического консультирования детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей в младшей школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного
образования с использованием ИКТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Организация поддержки родителей в рамках программы ранней помощи в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Разработка программ сопровождения детей с расстройством аутистического спектра с учётом физиологического и психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019



