Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимого поведения у учащихся 7-8 классов
|
Введение 3
1.Отношение подростков к интернету как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2. Отношение к интернету как динамический процесс 14
Выводы по первой главе 37
2. Организация психолого-педагогической профилактики интернет зависимости у обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы 38
2.1. Изучение особенностей отношения обучающихся 7-8 классов школы № 70 к
интернету 38
2.2. Разработка и реализация программы психолого-педагогической профилактики
интернет зависимости у обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы 44
2.3. Эффективность реализации программы «Психолого-педагогическая профилактика
интернет зависимости обучающихся 7-8 классов 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиографический список 51
Приложения
1.Отношение подростков к интернету как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2. Отношение к интернету как динамический процесс 14
Выводы по первой главе 37
2. Организация психолого-педагогической профилактики интернет зависимости у обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы 38
2.1. Изучение особенностей отношения обучающихся 7-8 классов школы № 70 к
интернету 38
2.2. Разработка и реализация программы психолого-педагогической профилактики
интернет зависимости у обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы 44
2.3. Эффективность реализации программы «Психолого-педагогическая профилактика
интернет зависимости обучающихся 7-8 классов 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиографический список 51
Приложения
Актуальность темы исследования
Интернет, вступив в нашу ежедневную жизнь, стал необходимой составляющей современной жизни. Глобальная компьютеризация имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Несомненно, с помощью интернета появились возможности развития промышленной и общественной деятельности. Но, интернет ведет и к серьезным проблемам, таким как интернет зависимость у подростков.
В отечественной психологии интерес к интернет-зависимости возник недавно. Безграничное использование сети интернет, в том числе для обучения и развлечения подростков, обусловила выбор темы: «Психолого-педагогическая профилактика интернет - зависимости обучающихся 7-8 классов». Следовательно, очевидно выражена практическая потребность в решении проблемы интернет зависимости у подростков, для этого необходимо создание и апробация программы, направленной на профилактику данного вида аддикции.
При изучении различных аспектов интернет зависимости основное внимание исследователей направлено на выявление причин интернет зависимости.
Исследования Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева, факторов личностной предрасположенности к игровой онлайн зависимости, О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, A. B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др. Существуют также исследования, в которых изучаются особенности отношения подростков к интернет играм, рассматриваются факторы зависимости от сети интернет (Е.В. Змановская).
В данных исследованиях рассматриваются особенности пубертатного периода, в качестве фактора возникновения интернет зависимого поведения у подростков. Такие как: высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок (А.Ю. Акопов, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн).
Основная проблема исследования заключается в негативном влиянии интернет зависимости на личностное развитие подростков.
Объект исследования - профилактическая работа с подростками в школе.
Предмет - психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости.
Цель - рассмотреть отношение подростков к интернету; разработать, и реализовать психолого-педагогическую программу профилактики интернет зависимости обучающихся 7-8 классов.
Гипотеза исследования - преодолению стадии интернет зависимости у подростков будет способствовать создание следующих педагогических условий:
-Изучение особенностей отношения подростков к интернету;
-Разработка и реализация программы психолого-педагогической профилактики интернет зависимости.
Задачи исследования:
1. Изучить отношение подростков к интернету, как психолого-педагогической проблеме.
2. Рассмотреть психические особенности подросткового возраста в современной психолого- педагогической литературе.
3. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической профилактики интернет - зависимости обучающихся 7-8 классов.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретико-методологическую основу исследования определили: философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.Л. Венгер, И.С. Кон и др.); положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих подростка как высшую ценность и самоцель общественного развития Л.С. Выготского; положения отечественной психологии о причинах аддиктивного поведения В.Ю. Завьялова, В.Я. Семке, Н.Л. Бохана, Е.П. Ильина.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ и синтез обобщения литературы по проблеме исследования.
2.Эмперические методы: беседа, наблюдение, опросные методы, эксперимент (формирующий, констатирующий, контрольный).
Экспериментальная база исследования Общеобразовательная школа № 70 г. Красноярска.
Была разработана и апробирована программа «Психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов», направленная на профилактику интернет зависимости у подростков.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, включающую в себя два раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
Интернет, вступив в нашу ежедневную жизнь, стал необходимой составляющей современной жизни. Глобальная компьютеризация имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Несомненно, с помощью интернета появились возможности развития промышленной и общественной деятельности. Но, интернет ведет и к серьезным проблемам, таким как интернет зависимость у подростков.
В отечественной психологии интерес к интернет-зависимости возник недавно. Безграничное использование сети интернет, в том числе для обучения и развлечения подростков, обусловила выбор темы: «Психолого-педагогическая профилактика интернет - зависимости обучающихся 7-8 классов». Следовательно, очевидно выражена практическая потребность в решении проблемы интернет зависимости у подростков, для этого необходимо создание и апробация программы, направленной на профилактику данного вида аддикции.
При изучении различных аспектов интернет зависимости основное внимание исследователей направлено на выявление причин интернет зависимости.
Исследования Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева, факторов личностной предрасположенности к игровой онлайн зависимости, О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, A. B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др. Существуют также исследования, в которых изучаются особенности отношения подростков к интернет играм, рассматриваются факторы зависимости от сети интернет (Е.В. Змановская).
В данных исследованиях рассматриваются особенности пубертатного периода, в качестве фактора возникновения интернет зависимого поведения у подростков. Такие как: высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок (А.Ю. Акопов, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн).
Основная проблема исследования заключается в негативном влиянии интернет зависимости на личностное развитие подростков.
Объект исследования - профилактическая работа с подростками в школе.
Предмет - психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости.
Цель - рассмотреть отношение подростков к интернету; разработать, и реализовать психолого-педагогическую программу профилактики интернет зависимости обучающихся 7-8 классов.
Гипотеза исследования - преодолению стадии интернет зависимости у подростков будет способствовать создание следующих педагогических условий:
-Изучение особенностей отношения подростков к интернету;
-Разработка и реализация программы психолого-педагогической профилактики интернет зависимости.
Задачи исследования:
1. Изучить отношение подростков к интернету, как психолого-педагогической проблеме.
2. Рассмотреть психические особенности подросткового возраста в современной психолого- педагогической литературе.
3. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической профилактики интернет - зависимости обучающихся 7-8 классов.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретико-методологическую основу исследования определили: философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.Л. Венгер, И.С. Кон и др.); положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих подростка как высшую ценность и самоцель общественного развития Л.С. Выготского; положения отечественной психологии о причинах аддиктивного поведения В.Ю. Завьялова, В.Я. Семке, Н.Л. Бохана, Е.П. Ильина.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ и синтез обобщения литературы по проблеме исследования.
2.Эмперические методы: беседа, наблюдение, опросные методы, эксперимент (формирующий, констатирующий, контрольный).
Экспериментальная база исследования Общеобразовательная школа № 70 г. Красноярска.
Была разработана и апробирована программа «Психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов», направленная на профилактику интернет зависимости у подростков.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, включающую в себя два раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
Таким образом, были выявлены психолого-педагогические аспекты возникновения, формирования и развития интернет зависимости у подростков.
Были выделены следующие факторы, предрасполагающие к интернету зависимости: неправильное воспитание в семье, незаинтересованность со стороны родителей к подросткам, низкий уровень адаптации в классе, преобладание в досуговой деятельности сети интернет, низкая самооценка, низкий уровень социальной активности, много свободного времени.
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, интернет зависимости подростков убедило в том, что самым надежным стержнем профилактики интернет зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, основанные на - формировании и развитии навыков принятия себя и коммуникативных умений, включение подростка в социальную активность школы.
В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике интернет зависимости у подростков происходил спад зависимости от сети интернет.
В ходе исследования было выяснено следующее. Изучив структуру досуга подростков в возрасте от 13 до 14 лет, пришли к выводам о преобладании сети интернет в структуре досуга подростков. Выявили низкий уровень самооценки и принятия себя.
Основной причиной возникновения интернет аддикции у подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.
Современные подростки отличаются тем, что усваивают роли и правила поведения из сюжетов интернет игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. При этом, символическое содержание, воздействующее на них, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения подростков
Досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера подростка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность, коммуникабельность и др.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
Интернет зависимость - является важной проблемой современного общества.
Подростки в силу возрастных особенностей могут быть подвержены воздействию интернет зависимости.
В профилактике интернет зависимости важную роль играет комплексное воздействие определенного ряда мероприятий, организованное в форме «Программа Психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов».
По результатам исследования можно констатировать снижение стадии зависимости и стадии увлеченности сети интернет с 5% до 3% и с 40% до 25% соответственно.
В связи с этим нами была разработана и реализована программа «психолого - педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов». Целью программы было снижение стадии интернет зависимости у подростков. Профилактические мероприятия проводились с учащимися общеобразовательной школы 7-8 классов.
Программа профилактики интернет зависимости основывалась на следующих формах работы: лекция, семинар, тренинг, мозговой штурм, просмотр видеороликов, конкурс плакатов. По окончанию всех мероприятий, нами была проведена повторная диагностика и на основе этого- анализ эффективности реализации программы профилактики. По результатам профилактической работы можно сделать выводы, что поставленная гипотеза подтвердилась, а цель исследования достигнута.
Были выделены следующие факторы, предрасполагающие к интернету зависимости: неправильное воспитание в семье, незаинтересованность со стороны родителей к подросткам, низкий уровень адаптации в классе, преобладание в досуговой деятельности сети интернет, низкая самооценка, низкий уровень социальной активности, много свободного времени.
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, интернет зависимости подростков убедило в том, что самым надежным стержнем профилактики интернет зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, основанные на - формировании и развитии навыков принятия себя и коммуникативных умений, включение подростка в социальную активность школы.
В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике интернет зависимости у подростков происходил спад зависимости от сети интернет.
В ходе исследования было выяснено следующее. Изучив структуру досуга подростков в возрасте от 13 до 14 лет, пришли к выводам о преобладании сети интернет в структуре досуга подростков. Выявили низкий уровень самооценки и принятия себя.
Основной причиной возникновения интернет аддикции у подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.
Современные подростки отличаются тем, что усваивают роли и правила поведения из сюжетов интернет игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. При этом, символическое содержание, воздействующее на них, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения подростков
Досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера подростка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность, коммуникабельность и др.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
Интернет зависимость - является важной проблемой современного общества.
Подростки в силу возрастных особенностей могут быть подвержены воздействию интернет зависимости.
В профилактике интернет зависимости важную роль играет комплексное воздействие определенного ряда мероприятий, организованное в форме «Программа Психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов».
По результатам исследования можно констатировать снижение стадии зависимости и стадии увлеченности сети интернет с 5% до 3% и с 40% до 25% соответственно.
В связи с этим нами была разработана и реализована программа «психолого - педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов». Целью программы было снижение стадии интернет зависимости у подростков. Профилактические мероприятия проводились с учащимися общеобразовательной школы 7-8 классов.
Программа профилактики интернет зависимости основывалась на следующих формах работы: лекция, семинар, тренинг, мозговой штурм, просмотр видеороликов, конкурс плакатов. По окончанию всех мероприятий, нами была проведена повторная диагностика и на основе этого- анализ эффективности реализации программы профилактики. По результатам профилактической работы можно сделать выводы, что поставленная гипотеза подтвердилась, а цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ
ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога с семьёй по профилактике Интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности подростков, склонных к интернет- зависимому поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



