Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимого поведения у учащихся 7-8 классов

Работа №149956

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1.Отношение подростков к интернету как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2. Отношение к интернету как динамический процесс 14
Выводы по первой главе 37
2. Организация психолого-педагогической профилактики интернет зависимости у обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы 38
2.1. Изучение особенностей отношения обучающихся 7-8 классов школы № 70 к
интернету 38
2.2. Разработка и реализация программы психолого-педагогической профилактики
интернет зависимости у обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы 44
2.3. Эффективность реализации программы «Психолого-педагогическая профилактика
интернет зависимости обучающихся 7-8 классов 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиографический список 51
Приложения

Актуальность темы исследования
Интернет, вступив в нашу ежедневную жизнь, стал необходимой составляющей современной жизни. Глобальная компьютеризация имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Несомненно, с помощью интернета появились возможности развития промышленной и общественной деятельности. Но, интернет ведет и к серьезным проблемам, таким как интернет зависимость у подростков.
В отечественной психологии интерес к интернет-зависимости возник недавно. Безграничное использование сети интернет, в том числе для обучения и развлечения подростков, обусловила выбор темы: «Психолого-педагогическая профилактика интернет - зависимости обучающихся 7-8 классов». Следовательно, очевидно выражена практическая потребность в решении проблемы интернет зависимости у подростков, для этого необходимо создание и апробация программы, направленной на профилактику данного вида аддикции.
При изучении различных аспектов интернет зависимости основное внимание исследователей направлено на выявление причин интернет зависимости.
Исследования Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева, факторов личностной предрасположенности к игровой онлайн зависимости, О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, A. B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др. Существуют также исследования, в которых изучаются особенности отношения подростков к интернет играм, рассматриваются факторы зависимости от сети интернет (Е.В. Змановская).
В данных исследованиях рассматриваются особенности пубертатного периода, в качестве фактора возникновения интернет зависимого поведения у подростков. Такие как: высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок (А.Ю. Акопов, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн).
Основная проблема исследования заключается в негативном влиянии интернет зависимости на личностное развитие подростков.
Объект исследования - профилактическая работа с подростками в школе.
Предмет - психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости.
Цель - рассмотреть отношение подростков к интернету; разработать, и реализовать психолого-педагогическую программу профилактики интернет зависимости обучающихся 7-8 классов.
Гипотеза исследования - преодолению стадии интернет зависимости у подростков будет способствовать создание следующих педагогических условий:
-Изучение особенностей отношения подростков к интернету;
-Разработка и реализация программы психолого-педагогической профилактики интернет зависимости.
Задачи исследования:
1. Изучить отношение подростков к интернету, как психолого-педагогической проблеме.
2. Рассмотреть психические особенности подросткового возраста в современной психолого- педагогической литературе.
3. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической профилактики интернет - зависимости обучающихся 7-8 классов.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретико-методологическую основу исследования определили: философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.Л. Венгер, И.С. Кон и др.); положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих подростка как высшую ценность и самоцель общественного развития Л.С. Выготского; положения отечественной психологии о причинах аддиктивного поведения В.Ю. Завьялова, В.Я. Семке, Н.Л. Бохана, Е.П. Ильина.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ и синтез обобщения литературы по проблеме исследования.
2.Эмперические методы: беседа, наблюдение, опросные методы, эксперимент (формирующий, констатирующий, контрольный).
Экспериментальная база исследования Общеобразовательная школа № 70 г. Красноярска.
Была разработана и апробирована программа «Психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов», направленная на профилактику интернет зависимости у подростков.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, включающую в себя два раздела, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, были выявлены психолого-педагогические аспекты возникновения, формирования и развития интернет зависимости у подростков.
Были выделены следующие факторы, предрасполагающие к интернету зависимости: неправильное воспитание в семье, незаинтересованность со стороны родителей к подросткам, низкий уровень адаптации в классе, преобладание в досуговой деятельности сети интернет, низкая самооценка, низкий уровень социальной активности, много свободного времени.
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, интернет зависимости подростков убедило в том, что самым надежным стержнем профилактики интернет зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, основанные на - формировании и развитии навыков принятия себя и коммуникативных умений, включение подростка в социальную активность школы.
В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике интернет зависимости у подростков происходил спад зависимости от сети интернет.
В ходе исследования было выяснено следующее. Изучив структуру досуга подростков в возрасте от 13 до 14 лет, пришли к выводам о преобладании сети интернет в структуре досуга подростков. Выявили низкий уровень самооценки и принятия себя.
Основной причиной возникновения интернет аддикции у подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.
Современные подростки отличаются тем, что усваивают роли и правила поведения из сюжетов интернет игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. При этом, символическое содержание, воздействующее на них, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения подростков
Досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера подростка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность, коммуникабельность и др.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
Интернет зависимость - является важной проблемой современного общества.
Подростки в силу возрастных особенностей могут быть подвержены воздействию интернет зависимости.
В профилактике интернет зависимости важную роль играет комплексное воздействие определенного ряда мероприятий, организованное в форме «Программа Психолого-педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов».
По результатам исследования можно констатировать снижение стадии зависимости и стадии увлеченности сети интернет с 5% до 3% и с 40% до 25% соответственно.
В связи с этим нами была разработана и реализована программа «психолого - педагогическая профилактика интернет зависимости обучающихся 7-8 классов». Целью программы было снижение стадии интернет зависимости у подростков. Профилактические мероприятия проводились с учащимися общеобразовательной школы 7-8 классов.
Программа профилактики интернет зависимости основывалась на следующих формах работы: лекция, семинар, тренинг, мозговой штурм, просмотр видеороликов, конкурс плакатов. По окончанию всех мероприятий, нами была проведена повторная диагностика и на основе этого- анализ эффективности реализации программы профилактики. По результатам профилактической работы можно сделать выводы, что поставленная гипотеза подтвердилась, а цель исследования достигнута.



Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2000. - 106с.
Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. - 2003. - № 10 - 128с.
Акопов А.Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. - СПб., 2004 - 203 с.
Бодров, В.А. Психологический стресс Текст. / В.А.Бодров. — М. - 1995 - 260 с.
Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Текст. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Международная пед. академия. - 1995. - 212 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 1968. - 767 с.
Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л.Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2001. - С. 528.
Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 305 с.
Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2002. -№ 6.- с 15-22
Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. - М.: Слово, 2008
Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2002. -№ 3.
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002
Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. - 2005. - № 9.- с.30-33
Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты/ Вопросы психологии. - 1993. - № 3.
Данилова, Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников: Дисс. . канд. психол. наук / Т.А.Данилова. СПб. - 1997. - 211 с.
Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Дисс. канд. психологических наук Текст. - М.: РГБ, 2003. 171 с.
Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. - Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург, 2003
Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ Психол. журн. - 2003. — Т. 24, №
2.
Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла/ А.Н. Капустина - СПб.: Речь, 2001.
Крылова Н.Б. Школа без детей. - М., 2002- 154с.
Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993 г.-103 с.
Крутецкий В.А. Психология учебник для учащихся педагогического училища. 2 - е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 2001 г.- 145 с.
Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб., 2005-45¬56с.
Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л. В. Подригало, В. М. Синайко, А. В. Яворский и др. //Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. № 1.
Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. - 2004. - № 13-17с.
Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999
Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. - 2000. - № 18- 24-45с.
Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. - 2004. - № 6 - 89-113с
Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения и слушателей ИНК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998г.- с 64
Леонтьева А. Н. Россия молодая // Воспитание школьников. - 2003. - №3 - с. 21.
Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. - СПб. «Речь», 2007
Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12- 26-29с.
Мулик Е. О., Коломиец А. А., Мулик Ю. В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Материалы научного симпозиума. - М., 2003.
Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2005. с. 86
Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18с.
Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2005
Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. - 2002. - № 5¬9-12 с.
Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. - 2005.-№ 4 - 35-39с.
Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. - 2000. - № 5- 17-23с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие/ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996.
Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. - 2001.-№ 8- 34-35с.
Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. - 2000. - № 7 - 16-19с.
Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. - 2003. - № 21- 5-10 с.
Стукова О.В компьютерной колыбели? В интернет сетях!//Аномалия. - 1996. - № 23 - 3-9 с.
Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. - 2004. - № 6- 56-58 с.
Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. - 1998. - № 3- 55-57 с.
Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. - 2004. - № 4- 14-18 с.
Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований/ Психол. журнал/ А.С. Шапкин — 1999. - Т. 20.- № I
Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. - 2001. - № 4 - 21-25 с.
Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. - 2004. - № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ