Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе 5
1.1. Значение понятия «орфографическая зоркость» 5
1.2. Особенности формирования орфографической зоркости в 5 классе... 9
1.3. Классификация орфографических ошибок 13
1.4. Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского
языка в 5 классе 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию орфографической зоркости при изучении частей речи в 5 классе 24
2.1. Классификация упражнений, формирующих орфографическую
зоркость 24
2.2. Анализ орфографических правил и слов с непроверяемыми гласными в
разделе «Имя существительное» в современных УМК 27
2.3. Система упражнений по формированию орфографической зоркости
при изучении имени существительного в 5 классе 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение
Уровень грамотности учащихся средних школ - одна из острейших проблем обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, то есть орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из основных причин орфографических ошибок. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи.
Отсутствие орфографической зоркости сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.
Объект исследования: учебная деятельность обучающихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: приемы, применяемые для формирования орфографической зоркости при изучении имени существительного.
Цель исследования - разработать приемы, помогающие формированию орфографической зоркости при изучении имени существительного в 5 классе.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе;
2. Изучить содержание раздела «Орфография» в УМК;
3. Проанализировать орфографические правила, представленные в школьной программе в разделе «Имя существительное».
4. Проанализировать методическую и психологическую литературу по теме.
5. Разработать систему упражнений для формирования орфографической зоркости при изучении имени существительного.
Гипотеза исследования: предполагаем, что организация работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе позволит повысить орфографическую грамотность учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что приемы формирования орфографической зоркости при изучении имени существительного в 5 классе могут быть использованы педагогами в образовательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Проведя теоретический анализ формирования орфографической зоркости на уроках русского языка, выявили, что орфографическая зоркость является составной частью и необходимым условием формирования орфографических умений, полноценного и прочного орфографического навыка, который заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы, опознавать их; в способности и привычке учащихся следить за правильностью написания; в умении проверять написанное и находить ошибки.
2. Главной особенностью формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе является формирование орфографических навыков, предотвращение орфографических ошибок: пропуск, замена, перестановка, вставка букв или слогов.
3. Проведенный анализ орфографических правил и слов с непроверяемыми гласными в разделе «Имя существительное» показал, что не во всех учебниках есть описание орфографического правила: «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать». Лишь в нескольких учебниках русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской и под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой слова с непроверяемыми гласными вынесены в рамки для запоминания. В учебниках в разделе «Имя существительное» используются такие приемы формирования орфографической зоркости, как составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами; подбор однокоренных слов; списывание, а также словарно-орфографическая работа, включающая в себя работу со словарями. Считаем, что все УМК по русскому языку для 5 класса необходимо дополнять как традиционными, так и инновационными приемами, такими как: запоминание, письмо с «окошечками», классификация орфограмм, выборочное письмо, игры, комментированное письмо, фонемное письмо, взаимодиктант, поскольку материал, представленный в учебниках, ограничен.
4. Для достижения целей исследования была разработана система упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости, в основу которой были положены такие приемы, как выборочное письмо, диктант, самодиктант, списывание, классификация орфограмм, фонемное письмо и других.