Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа над формированием орфографической зоркости в словах с непроверяемыми орфограммами при изучении имени существительного в 5 классе

Работа №149953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе 5
1.1. Значение понятия «орфографическая зоркость» 5
1.2. Особенности формирования орфографической зоркости в 5 классе... 9
1.3. Классификация орфографических ошибок 13
1.4. Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского
языка в 5 классе 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию орфографической зоркости при изучении частей речи в 5 классе 24
2.1. Классификация упражнений, формирующих орфографическую
зоркость 24
2.2. Анализ орфографических правил и слов с непроверяемыми гласными в
разделе «Имя существительное» в современных УМК 27
2.3. Система упражнений по формированию орфографической зоркости
при изучении имени существительного в 5 классе 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение

Уровень грамотности учащихся средних школ - одна из острейших проблем обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, то есть орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из основных причин орфографических ошибок. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи.
Отсутствие орфографической зоркости сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.
Объект исследования: учебная деятельность обучающихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: приемы, применяемые для формирования орфографической зоркости при изучении имени существительного.
Цель исследования - разработать приемы, помогающие формированию орфографической зоркости при изучении имени существительного в 5 классе.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе;
2. Изучить содержание раздела «Орфография» в УМК;
3. Проанализировать орфографические правила, представленные в школьной программе в разделе «Имя существительное».
4. Проанализировать методическую и психологическую литературу по теме.
5. Разработать систему упражнений для формирования орфографической зоркости при изучении имени существительного.
Гипотеза исследования: предполагаем, что организация работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе позволит повысить орфографическую грамотность учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что приемы формирования орфографической зоркости при изучении имени существительного в 5 классе могут быть использованы педагогами в образовательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Проведя теоретический анализ формирования орфографической зоркости на уроках русского языка, выявили, что орфографическая зоркость является составной частью и необходимым условием формирования орфографических умений, полноценного и прочного орфографического навыка, который заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы, опознавать их; в способности и привычке учащихся следить за правильностью написания; в умении проверять написанное и находить ошибки.
2. Главной особенностью формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе является формирование орфографических навыков, предотвращение орфографических ошибок: пропуск, замена, перестановка, вставка букв или слогов.
3. Проведенный анализ орфографических правил и слов с непроверяемыми гласными в разделе «Имя существительное» показал, что не во всех учебниках есть описание орфографического правила: «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать». Лишь в нескольких учебниках русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской и под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой слова с непроверяемыми гласными вынесены в рамки для запоминания. В учебниках в разделе «Имя существительное» используются такие приемы формирования орфографической зоркости, как составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами; подбор однокоренных слов; списывание, а также словарно-орфографическая работа, включающая в себя работу со словарями. Считаем, что все УМК по русскому языку для 5 класса необходимо дополнять как традиционными, так и инновационными приемами, такими как: запоминание, письмо с «окошечками», классификация орфограмм, выборочное письмо, игры, комментированное письмо, фонемное письмо, взаимодиктант, поскольку материал, представленный в учебниках, ограничен.
4. Для достижения целей исследования была разработана система упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости, в основу которой были положены такие приемы, как выборочное письмо, диктант, самодиктант, списывание, классификация орфограмм, фонемное письмо и других.



1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя. М., 2000. 245 с.
2. Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. Р.Б. Сабаткоева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
3. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 2000. 315 с.
4. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. изд.знание. М., 1991. 312 с.
5. Борисова Л.В., Булгакова М.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка // Актуальные проблемы гуманитарных иестественных наук. 2012. № 3. С. 213-215.
6. Буковцова Н.И. Трудности формирования орфографических умений и навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 148-154.
7. Власовец Ю.М., Власовец Н.А. Психологические аспекты формирования орфографической зоркости школьников // Артемовские чтения«Продуктивное обучение: опыт и перспективы»: материалы XI Международной научной конференции. 2019. С. 84-90.
8. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов / Т.М. Воителева. М.: Дрофа, 2006. 319 с.
9. Войченко С.А., Пчелинцева М.А.. Самые распространенные
орфографические ошибки // России - творческую молодежь: материалы XII Всероссийской научно-практической студенческой конференции. Волгоградский государственный технический университет. 2019. С. 108-110.
10. Вохмина Ю.С. Личностно-ориентированные формы работы над ошибками на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 159-166.
11. Гаджиахмедова С.Г. Работа над предупреждением и устранением орфографических ошибок на уроках русского языка // Достижениявузовской науки. 2016. № 22. С. 159-162.
12. Галлингер И.В., Львова С. И. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах». М., 1988.
13. Граф Т. А. Взаимосвязанное использование словарных диктантов и тестов в обучении русской орфографии учащихся 5 класса // Филология и лингвистика. 2015. №1. С. 1-5.
14. Данилова А.И., Пророк М.В. Орфографическая зоркость как составляющая комплекса орфографических умений // Перспективыразвития научных исследований в 21 веке: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 109-110.
15. Дорохова С.Л. Формирование навыка орфографической зоркости у обучающихся среднего звена специальной (коррекционной) школы на уроках русского // Актуальные проблемы коррекционной педагогики испециальной психологии: материалы IX Международной научно-практической конференции. 2015. С. 127-129.
16. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 2011. 321 с.
17. Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в средних классах // Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 2016. 215 с.
18. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. М.: ЭКСМО, 2015. 512 с.
19. Зензеря И.В., Коврикова М.Ю. Орфографические умения и навыки, формируемые у обучающихся в 5-ом классе // Психолого-педагогическоеобразование в современных условиях: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 45-46.
20. Кабакова Ю.С. Формирование орфографической зоркости учащихся 5-7
классов // Славянские чтения - 10: сборник статей международной
научно-практической конференции. 2015. С. 37-40.
21. Каппушева Х.М. Орфографическая зоркость как условие орфографического навыка // Инновационные механизмы решенияпроблем научного развития: сборник статей международной научно¬практической конференции. 2016. С. 59-62.
22. Коваленко И.В., Брянцева Т.И., Балакирева В.Д. Орфографическая зоркость как базовое орфографическое умение // Наука и образование:отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов конференции Двадцать первой Международной научно-практической конференции. 2019. С. 88-94.
23. Кужанкулова Ш. У. Развитие орфографической зоркости учащихся в средних классах // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 553-555.
24. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 535 с.
25. Маненко Л.В. Развитие орфографической зоркости методом орфографического чтения // Наука и образование: материалы II Международной научно-практической конференции. Научно-образовательное учреждение «Вектор науки». 2014. С. 102-112
26. Мустайкина Н.Д., Романенкова О.А. Организация работы над непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка // Научныеперспективы XXI века: материалы Международной (заочной) научно¬практической конференции. 2016. С. 36-38.
27. Петраш И. А. Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе // Университетский комплекс как региональный центробразования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2018. С. 2269-2272.
28. Пешкова А.И. Проблема формирования орфографической грамотности // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по
материалам LXVIII международной научно-практической конференции.
2018. С. 26-29.
29. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе. М., 1993. 183 с.
30. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразова. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2012. 317 с.
31. Русский язык 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2012. 192 с.
32. Русский язык 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2012. 192 с.
33. Русский язык.5 класс. Часть 1. Учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. в 2 ч. 4-е изд., испр. и доп. М.: Баласс, 2015. 256 с.
34. Русский язык.5 класс. Часть 2. Учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. в 2 ч. 4-е изд., испр. и доп. М.: Баласс, 2015. 256 с.
35. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. 9-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2012. 187 с.
36. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А. Ю. Купаловой. 15-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. 270 с.
37. Рыженкова А.А. Психолого-педагогические трудности в освоении орфографии учащимися 5-6 классов // Профессиональный стандарт педагога: материалы Форума педагогов города Москвы. Москва, 26-28 августа 2015. 2015. С. 224-232.
38. Салимова К.М. Уровень сформированности орфографических умений и навыков обучающихся 5-7 классов // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 150-152.
39. Учамбрина В.С. Особенности формирования орфографических умений и навыков в норме // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 196-198.
40. Фесенко О.П. К вопросу формирования орфографической зоркости учащихся современной школы // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1697-1699.
41. Якубова Э.С., Яяева А.М. Содержание и организация словарной работы в курсе русского языка // Актуальные проблемы социально¬гуманитарного и научно-технического знания. 2018. № 1-2 (14). С. 32-33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ