Введение 3
1 Особенности и методы развития быстроты 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей 15-16 лет 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 15-16 лет 9
1.3. Характеристика быстроты как физического качества
и основные формы ее проявления 13
1.4. Методы целостного воспитания быстроты 14
1.5. Методы развития быстроты 20
2. Методы и организация исследования 26
2.1. Характеристика методов исследования 26
2.2. Организация исследования 28
3. Развитие быстроты на уроках физической культуры у
обучающихся 15-16 лет 29
4. Результаты исследования и их обсуждения 33
Выводы 43
Практические рекомендации 44
Список использованных источников
Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.
Одна из главных задач общей физической подготовки - воспитание и всестороннее развитие физических качеств.
С физиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И. П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества человека. При этом развитие одного из качеств положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких задерживает развитие остальных.
Принцип всесторонности физического воспитания на занятиях с учащимися приобретает особое значение.
В подростковом и юношеском возрасте еще не завершено формирование организма. Необходимо целенаправленно воздействовать на него в период обучения учащихся в школах.
Осуществляемое в неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это воздействие должно способствовать эффективному проявлению тех физических качеств, для развития которых есть благоприятные возрастные предпосылки.
Педагогический опыт свидетельствует о том, что даже при условии двух уроков физ., воспитания в неделю можно добиться положительных результатов в развитии учащихся основных двигательных качеств. В первую очередь следует уделять внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и общей выносливости.
Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, а некоторые только определенных физических качеств учащихся. Например, при помощи бега на 30 м со старта в основном развивается быстрота, при помощи упражнений со штангой — мышечная сила.
Эффект воздействия физического упражнения на развитие физических качеств во многом определяется методикой его применения. Например, однократное выполнение упражнения со штангой способствует развитию в основном мышечной силы и скоростно-силовых качеств, а многократное выполнение этого же упражнения, но с несколько меньшим отягощением — развитию силовой выносливости.
В процессе развития быстроты движений необходимо всесторонне повышать функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Для подростков и юношей желательна более поздняя спортивная специализация при предварительной физической подготовке на протяжении ряда лет. Нецелесообразно преждевременно начинать скоростную узкоспециализированную подготовку. Чтобы достигнуть определенных положительных результатов в развитии быстроты движений, лучше использовать преимущественно скоростно-силовые и силовые упражнения.
Для улучшения двигательной реакции обычно, используют упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации.
Ценным средством развития быстроты и улучшения двигательной реакции являются спортивные и подвижные игры.
В циклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) быстрота проявляется главным образом в частоте движений. Высокий темп движений зависит от умения быстро сокращать и расслаблять мышцы, и полезными упражнениями для развития быстроты и овладения искусством расслабляться являются бег на месте в упоре, при котором учащийся стремится достигнуть максимальной частоты движений; максимально быстрые движения рук; семенящий бег и др.
Быстрота в значительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах.
Основной метод развития быстроты — комплексный, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений.
Другим эффективным методом развития быстроты является метод повторного выполнения упражнения — скоростно-силового (без отягощения и с небольшим отягощением), с предельной и около предельной скоростью.
Предмет исследования: комплекс упражнений развития быстроты у обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности.
Объект исследования: процесс развития быстроты у обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса упражнений развития быстроты у обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Разработать и внедрить комплекс упражнений направленный на развитие быстроты обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности
3. Экспериментально проверить эффективность применения комплекса упражнений в практической деятельности.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанный комплекс упражнений развития быстроты с применением специального инвентаря, позволит улучшить качество быстроты и повысить результаты обучающихся 15-16 лет занимающихся бегом на короткие дистанции.
При выполнении данной работы использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ научно - методической литературы
2. Метод педагогического наблюдения
3. Тестирование
4. Педагогический эксперимент
5. Методы математической статистики
6. Методы логического и сравнительного анализа.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - теоретическое обоснование исследования, изучение и анализ научно-методической литературы, 2020 год.
2 этап - проведение педагогического эксперимента, изучение и анализ научно-методической литературы, 2020-2021 год.
3 этап - обработка полученных данных, определение выводов и рекомендаций по проведенной работе - 2021 год.
На основании материала, полученного в эксперименте можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что целенаправленное повышение уровня физической подготовленности обучающихся 15-16 лет и совершенствование быстроты, создает реальные предпосылки для развития, как быстроты, так и силы применяя специальный инвентарь.
2. Предложенный и используемый на практике комплекс упражнений дал свои положительные результаты по увеличению качества быстроты. Исследованием установлено: благодаря экспериментальному комплексу упражнений с применением специального инвентаря происходит повышение качества быстроты, при выполнении данных нами упражнений.
3. Применение специального инвентаря при учебно -тренировочном процессе обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности, значительно улучшает результаты быстроты пробегания отрезков (прирост в беге на 20 м. с ходу 0,31 сек., в беге на 60 м. 0,38 сек., прыжок в длину с места 19 см.
Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что применение технических средств в тренировочном процессе в занятиях легкой атлетикой, положительно влияют на развитие организма. Тем самым мы доказали эффективность применения технических средств, а значит достигли цели нашей работы.
1. Смирнов В.М; Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: «ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002.- 608с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М: «Академия», 2002.- 288с.
3. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург; Деловая книга, 2002.
- 704с.
4. Куртев С.Г., Еремеев С.И., Лазарева Л.А., Кузнецова И.А.. Учебное
пособие: Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной
медицины. - Омск: СибГУФК - 2003г.
5. Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных квалифицированных (дипломных) работ по специальности 022300 - физическая культура и спорт «Квалификация - педагог по физической культуре и спорту». Учебное пособие. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-126с.
6. Совершенствование методики самостоятельной работы: для студентов фак.физ.культ. Методическая разработка Красноярск: РИО КГПУ, 2000.-72с.
7. Рогов Е.И. Психология: Учебник для студентов ВУЗов. - М: ИКЦ «Март»-2004 г.
8. Тристан В.Г., Погадаева О.В. Физиология спорта. Учебное пособие. - Омск-2003. СибГУФК.
9. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С С помощью движений. М., «Физкультура и здоровье», 1984.
10. Еремин Ю. Прыгать... быстро! «Легкая атлетика», 1965, № 12.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М., «Физкультура и спорт», 1966.
12. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика. М., «Физкультура и спорт», 1979.
13. Тер-Ованесян А.А. Спорт. М., «Физкультура и спорт», 1967.
14. Учебник спортсмена (сост. А.О. Романов). «Физкультура и спорт», 1964.
15. Филин В.П. Бег на короткие дистанции. «Физкультура и спорт», 1964.
16. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., «Физкультура и спорт», 1974.
17. Башкиров В.Б. Возникновение и лечение травм у спринтеров. - М.: Физкультура и спорт,1981.-224с.
18. Волков В.М., Филин В.П. спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт,1983.- 176с.
19. Гендельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт,1970
20. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)/ под общей ред. Карасева А.В. - М.: Лептос, 1994.-368с..
21. Крутецкий В.А.Психология: Учебник для учащихся пед.училищ. - М.:
Просвещение, 1980.-352с.
22. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. практикум по легкой атлетике: Учеб.
Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений - М.: Издательский центр
«Академия», 1991.-160с.
24. Легкая атлетика (барьерный бег)/ сост. Ильин И.С. - М.: Советский спорт,1989.
25. Легкая атлетика/под ред. Лутковского Е.М., Филиппова А.А. - М.: Физкультура и спорт,1977.-344с.
26. Малков Е.А. подружись с «королевой спорта»: Кн. Для учащихся - М.: Просвещение, 1991.- 127с.
27. Методика подготовки бегунов на короткие дистанции на этапе начальной спортивной специализации/ сост. Зейберт А.Г. - Красноярск, КГПУ, 1995.-16с.
28. Озолин Н.Г., Воронин В.И., Примаков Ю.Н. Легкая атлетика: Учеб. Для ин-тов физ. Культ. - М.: Физкультура и спорт,1989.-64с.
29. Озолин Э.С.Спринтерский бег. - М.: Физкультура и спорт,1986.-159с.
30. Тристан В.Г., практикум по физиологии спорта. Учебное пособие. Омск - 1997г. СибГУФК.
31. Учебник тренера по легкой атлетике/ под ред. Хоменко Я.С. - М.: Физкультура и спорт,1982.-479с.
32. Физическое воспитание: Учебник / под ред. Головина В.А., Маслякова В.Н., Коробкова А.В. - М.: Высшая школа,1983.-391с.
33. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юного спортсмена.- М.: Физкультура и спорт,1974.-232с.
34. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физкультура и спорт,1972.-176с.
35. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед.ин-тов. - М.: Просвешение, 1982.-320с.