ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ПОМОЩИ СВЕТОВОГО КОГНИТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА
1.1. Физиологические основы развития быстроты 9
1.2. Психологические основы развития быстроты 16
1.3. Световой когнитивный тренажер как средство развития быстроты 21
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 47
2.2.Организация исследования 49
ГЛАВА III ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-14 ЛЕТ НА ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ПОМОЩИ СВЕТОВОГО КОГНИТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА
3.1. Организация процесса развития быстроты у обучающихся на внеучебных
занятиях при помощи светового когнитивного тренажера 51
3.2. Выявление результативности применения светового когнитивного тренажера на внеучебных занятиях по баскетболу 57
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Баскетбол достаточно динамичная спортивная игра, с характерно высоким темпом выполнения игровых действий, быстро изменяющиеся ситуаций на площадке, ограниченное время владения мячом, все это предъявляет высокие требования к физической подготовленности. Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в тоже время, индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих специалистов в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития [32]. Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по площадке с мячом или без него и, преодолевая сопротивление соперника, стараются забросить мяч в корзину противника. В системе физического воспитания баскетбол приобрел такую популярность в связи с экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большого зрелищного эффекта и благоприятному воздействию на организм человека. Баскетбол - одна из самых популярных игр не только в нашей стране, а также во всем мире. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборствах с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений, а также всестороннего развития физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряжённые с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и решение данной задачи также присуще процессу физического воспитания общеобразовательных организации. Для более эффективного решение данной задач - используется внеклассная работа в школе. Одним из самых популярных видов внеклассной спортивной работы, является занятия по баскетболу. Однако вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении проблем подготовки юных баскетболистов, следует выделить проблему слабой разработанности программ по развитию физических качеств баскетболистов с применением новых технологии. Изложенное дает основание считать, что разрешение данной проблемы в рамках внеклассной работы является актуальным.
Степень научной разработанности темы исследования.
Особенности тренировочного процесса и роль развития быстроты у юных баскетболистов являлись предметом научного исследования многих авторов: Г.Н.Германова, А.Я.Гомельского, В.П. Гречишкина, В.Н.Мышкина, В.И.Сысоева и др. Результаты проведенных исследований указывают на целесообразность поиска наиболее эффективных форм, средств и методов, направленных на повышение быстроты у юных баскетболистов.
По мнению ряда авторов В.Н. Мышкина, В.И. Сысоева, современные методики развития быстроты юных баскетболистов, не предусматривают использования новых технологии. Эти и другие работы способствовали накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме. Между тем, работ, посвященных анализу применения новых технологии в учебно-тренировочном процессе для улучшения быстроты юных баскетболистов, малое количество.
Таким образом, актуальность данного исследования вызвана наличием противоречия между существующей объективной потребностью в хорошо физически подготовленных баскетболистах 12-14 лет и отсутствием научно обоснованной программы развития быстроты, с применением новых технологии.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка программы развития быстроты у обучающихся 10-12 лет на внеучебных занятиях по баскетболу при помощи светового когнитивного тренажера.
Объект исследования: внеучебные занятия по баскетболу.
Предмет исследования: программа развития быстроты с применением светового когнитивного тренажера.
Гипотеза исследования: развитие быстроты у обучающихся 12-14 лет на внеучебных занятиях по баскетболу будет результативнее, если разработать, внедрить и объединить в программу физические упражнения с применением светового когнитивного тренажера.
Задачи исследования:
1) Описать способы применения светового когнитивного тренажера на секционных занятиях по баскетболу;
2) Разработать и внедрить во внеучебную деятельность по баскетболу обучающихся 12-14 лет программу развития быстроты с применением светового когнитивного тренажера;
3) Выявить результативность применение программы развития быстроты при помощи светового когнитивного тренажера во внеучебных занятиях по баскетболу обучающихся 12-14 лет.
Теоретической основой исследования стали:
- законодательные и нормативные акты Федерации баскетбола Российской Федерации в сфере подготовки юных баскетболистов;
- ведущие положения теории и методики спортивной тренировки (А.Ф Иванов, Л.П. Матвеев);
- основные положения теории индивидуально-типологического подхода к тренировке спортсменов (Н.Д. Санин, Е.А. Климов);
- исследования в сфере подготовки юных баскетболистов (В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, В.Н. Платонов, С.В. Мухаев).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- раскрыты способы применения светового когнитивного тренажера на внеучебных занятиях по баскетболу обучающихся 12-14 лет;
- разработана и внедрена программа развития быстроты при помощи светового когнитивного тренажера у обучающихся 12-14 лет на внеучебных занятиях по баскетболу.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят вклад в теорию и методику подготовки баскетболистов 12-14 лет: обогащена методологическая база комплексных педагогических исследований в сфере интеграции новых технологии и средств физического воспитания в развитие быстроты.
Практическая значимость состоит в том, что разработана программа развития быстроты у обучающихся 10-12 лет на внеучебных занятиях по баскетболу при помощи светового когнитивного тренажера.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. К основным способам применения светового когнитивного тренажера на секционных занятиях по баскетболу относятся:
Способ 1. Обучающейся выполняет нанесение одиночных ударов по загорающимся, в случайном порядке, фишкам. Упражнение направлено на развитие скорости реакции выбора, а также, учитывая тесную взаимосвязь сложной двигательной реакции и двигательных координационных способностей, на развитие кинестетической дифференциации.
Способ 2. Обучающейся выполняет техническое действие из баскетбола (предусмотренное для каждой фишки условиями задания) после реагирования на световой сигнал предварительно погасив его прикосновением ноги. Данное упражнение направлено на развитие скорости сложной двигательной реакции.
Способ 3. Обучающейся выполняет удары по фишкам, на которых световые сигналы загораются случайным образом. Данное упражнение направлено на развитие скорости реакции выбора.
Способ 4. Обучающейся ловит передачу баскетбольного мяча от партнера, далее выполняет нажатие ногой по той фишке, цвет которой проговорит партнер. Выполняя данное упражнение, развивается быстрота сложной двигательной реакции.
2. Программа развития быстроты у обучающихся 12-14 лет на секционных занятия по баскетболу при помощи светового когнитивного тренажера. Целью Программы является развитие быстроты обучающихся 12-14 лет. Результатом реализации Программы должно быть высокая физическая подготовленность обучающихся 12-14 лет. В процессе обучения и тренировок данная Программа помогает решить нижеследующие задачи:
-приобретение глубоких теоретических знаний и практических навыков по методике обучения тренировки, планированию, контролю, восстановлению, судейству, организации соревнований;
-достижение высокого уровня основных физических качеств в особенности быстроты и совершенствование техники и тактики игры;
-индивидуальной и командной подготовленности, приобретение навыков и их реализация в соревновательных условиях;
-сохранение высокого уровня общей и специальной работоспособности, укрепление здоровья;
-осуществление гармоничного развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями. Тренировка со световым когнитивным тренажерам в рамках программы имеет свои преимущества:
1. Она интенсивна и поэтому эффективна. В такой тренировке занимающийся имеет возможность многократно повторять технический прием, больше времени уделять технике, тренеру удобнее указывать спортсмену на ошибки, допускаемые им при выполнении упражнения.
2. Различные способы применения при совершенствовании техники. Структура годичного цикла. Одним из важнейших вопросов построения тренировочного процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам - основным структурным блокам планирования. Данная Программа рекомендует поэтапное построение подготовки. Каждый макроцикл содержит 3 цикла. Для каждого этапа подготовки в Программе дается направленность занятий в микроциклах, которые в соответствии с этапами и содержанием средств подготовки условно названы подготовительным этапом (общеподготовительный, специально -подготовительный), предсоревновательный, соревновательный и переходный.
1. К основным способам применения светового когнитивного тренажера на секционных занятиях по баскетболу относятся:
Способ 1. Обучающейся выполняет нанесение одиночных ударов по загорающимся, в случайном порядке, фишкам. Упражнение направлено на развитие скорости реакции выбора, а также, учитывая тесную взаимосвязь сложной двигательной реакции и двигательных координационных способностей, на развитие кинестетической дифференциации.
Способ 2. Обучающейся выполняет техническое действие из баскетбола (предусмотренное для каждой фишки условиями задания) после реагирования на световой сигнал предварительно погасив его прикосновением ноги. Данное упражнение направлено на развитие скорости сложной двигательной реакции.
Способ 3. Обучающейся выполняет удары по фишкам, на которых световые сигналы загораются случайным образом. Данное упражнение направлено на развитие скорости реакции выбора.
Способ 4. Обучающейся ловит передачу баскетбольного мяча от партнера, далее выполняет нажатие ногой по той фишке, цвет которой проговорит партнер. Выполняя данное упражнение, развивается быстрота сложной двигательной реакции.
2) Разработана и внедрена программа развития быстроты с применением светового когнитивного тренажера во внеучебную деятельность по баскетболу обучающихся 12-14 лет. Целью Программы является развитие быстроты обучающихся 12-14 лет. Результатом реализации Программы должно быть высокая физическая подготовленность обучающихся 12-14 лет. В процессе обучения и тренировок данная Программа помогает решить нижеследующие задачи:
-приобретение глубоких теоретических знаний и практических навыков по методике обучения тренировки, планированию, контролю, восстановлению, судейству, организации соревнований;
-достижение высокого уровня основных физических качеств в особенности быстроты и совершенствование техники и тактики игры;
-индивидуальной и командной подготовленности, приобретение навыков и их реализация в соревновательных условиях;
-сохранение высокого уровня общей и специальной работоспособности, укрепление здоровья;
-осуществление гармоничного развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями.
Методы Программы:
- словесные методы;
- методы, создающие предварительное представление об изучаемом движении;
- повторный метод;
- игровой и соревновательный.
3) В результате внедрения программы развития быстроты с применением светового когнитивного тренажера было установлено, что на заключительном этапе педагогического эксперимента у обучающихся 12-14 лет экспериментальной группы в отличие от контрольной улучшились результаты в тестах направленных на развитие быстроты. В показателях, характеризующих качество переработки информации и протекания психических процессов также произошли улучшения особенно в следующих: распознанные слова (на 2 слова), быстрота реакции (на 1 см), что означает, что психические процессы у занимающихся экспериментальной группы начали проходить быстрее. Отмечены более высокие показатели технической и физической подготовленности занимающихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Наибольший прирост зафиксирован в показателях, характеризующих качество переработки сенсорной информации и протекания психических процессов.
1. Аксарин, И. В. Оценка уровня рациональности и эффективности владения техникой юных баскетболистов / И. В. Аксарин, И. Ю. Аксарина, Б. П. Яковлев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 5. - С. 32-34.
2. 2. Алексеева, Е. Н. Командные подвижные игры как средство развития координационных способностей юных баскетболистов / Е. Н. Алексеева, А. Р. Колесников // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 12 (47). - С. 62¬63.
3. Афтимичук, О. Е. Предназначение ритма в спортивной подготовке баскетболиста / О. Е. Афтимичук // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 25 ноября 2020 года. - Москва : ГЦОЛИФК, 2020. - С. 13-18.
4. Бабушкин, Г. Д. Влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств юных баскетболистов / Г. Д. Бабушкин, Р. Э. Салахов // Омский научный вестник. - 2010. - № 3 (88). - С. 173-176.
5. Бардин, К. В. Дополнительные сенсорные характеристики, используемые наблюдателем при различении слуховых сигналов, и их возможные источники / К. В. Бардин // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8, № 5. - С. 57-64.
6. Беглецов, А. Н. Баскетбол: восприятие пространства в закрытом помещении / А. Н. Беглецов, Е. М. Никитенко, Т. П. Инкина // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 12. - С. 52-55.
7. Беданокова, Л. Ш. Влияние спортивных нагрузок различной тренировочной направленности на когнитивные функции студентов / Л. Ш. Беданокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2012. - № 4 (110). - С. 86-92.
8. Бельченко, Л. С. Влияние занятий баскетболом на показатели координационных способностей девочек 10-11 лет / Л. С. Бельченко, И. С. Арцименя // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XV Международной научной сессии по итогам НИР за 2016 г., посвященной 80-летию университета (Минск, 30 марта - 17 мая 2017 г.) : в 4 ч. - Ч. 2. - Минск : Белорусский государственный университет физической культуры, 2017. - С. 10-13.
9. Бондарь, А. А. Основные компоненты формирования технико-тактической подготовленности баскетболистов 17-20 лет / А. А. Бондарь // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 19-22. 19.
10. Бондарь, А. А. Особенности методики развития координационных способностей баскетболистов с использованием компьютерных технологий /
А. А. Бондарь // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 20-23.
11. Борисов, В. В. Обоснование педагогических условий повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, направленного на развитие спортивных способностей юных баскетболистов / В. В. Борисов, А. Ф. Бурангулов // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XV Международной научной сессии по итогам НИР за 2016 год, посвященной 80-летию университета (Минск, 30 марта - 17 мая 2017 г. ) : в 4 ч. - Ч. 3. - Минск : Белорусский государственный университет физической культуры, 2017. - С. 47-49.
12. Ботяев, В. Л. Психомоторные способности спортсменов к зрительнопространственной ориентации и их взаимосвязь со зрительно-пространственным восприятием / В. Л. Ботяев, О. И. Загревский // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 322. - С. 182-185.
13. Бузляков, Н. А. Инновационные методы скоростно-силовой и технической подготовки баскетболисток / Н. А. Бузляков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3, № 4. - С. 16-20.
14. Бусыгин, И. В. Изучение структуры соревновательной деятельности квалифицированных баскетболистов как фактор совершенствования учебно-тренировочного процесса / И. В. Бусыгин // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 4 (12). - C. 80-84.
15. Быстрова, О. Л. Формирование тактического мышления у юных баскетболистов / О. Л. Быстрова, Л. А. Березина, И. М. Купцов // Олимпийский спорт и спорт для всех : сборник материалов XXIV Международного научного конгресса (Казань, 10-13 июня 2020 г.). - Казань : Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2020. - С. 184-186.
16. Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания : в 2 т. / Б. М. Величковский. - Москва : Смысл, 2006. - С. 214-216.
17. Вильцер, А. М. Семантика мышления и системное отражение мыслительной деятельности человека в решении разнообразных когнитивных задач / А. М. Вильцер // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2019. - № 2 (18). - С. 67-76.
18. Витман, Д. Ю. Информационные технологии в исследовании ситуационных восприятий спортсменов-игровиков / Д. Ю. Витман, В. В. Козин // Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва : материалы Международной научной конференции (Якутск, 7-8 июля 2016 г.) / под общ. ред. М. Д. Гуляева. - Якутск : РИО медиа-холдинга, 2016. - С. 217-220.
19. Возрастно-половые особенности и механизмы адаптационных реакций у детей в пре- и пубертатный периоды развития / М. В. Шайхелисламова [и др.] // Физиология человека. - 2009. - Т. 35, № 6. - С. 103-110.
20. Гальперин, П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий / П. Я. Гальперин // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2017. - № 4. - С. 3-20.
21. Гераськин, А. А. Деятельностный подход в подготовке участников игровых видов спорта / А. А. Гераськин, И. Ф. Андрущихин, Ю. П. Денисенко // Организационно-методические аспекты учебного и учебно¬тренировочного процессов в условиях вуза : материалы IV-й научно¬практической конференции преподавателей и аспирантов / под общ. ред. А.
B. Литмановича. - Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2016. - С. 17-23.
22. Гужаловский, А. А. Проблема критических периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А. А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - С. 211-224.
23. Давидович, Т. Н. Анализ показателей эффективности бросков с различных дистанций на чемпионате Европы 2017 г. по баскетболу среди женщин / Т. Н. Давидович // Ученые записки : сборник рецензируемых научных трудов. Вып. 21 / редкол.: С. Б. Репкин [и др.]. - Минск : БГУФК, 2018. - С. 92-99.
24. Дмитриев, С. В. Диалектика становления нового качества в системах движений спортсмена / С. В. Дмитриев // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта : сборник научных трудов. - Малаховка : Московская государственная академия физической культуры, 1991. - С. 63-69.
25. Ефимова, Н. В. Особенности психофизиологического статуса подростков с различной интенсивностью спортивных занятий / Н. В. Ефимова, И. В. Мыльникова // Физиология человека. - 2015. - Т. 41, № 1. -
C. 83-88.
26. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 352 с.
27. 60. Каминский, И. В. Развитие взглядов на взаимосвязь произвольного движения и его мысленного образа / И. В. Каминский, С. В. Леонов // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15, № 3. - С. 8-24.
28. Каминский, И. В. Традиционные теории и современные взгляды на природу мысленного образа движения: применение в спортивной практике / И. В. Каминский, А. Н. Веракса // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2 (26). - С. 16-25.
29. Карпов, A. B. Психология принятия решения / A. B. Карпов. - Ярославль : ЯрГУ, 2003. - 240 с.
30. Козин, В. В. Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов / В. В. Козин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - Т. 3, № 2. - С. 74-83.
31. Кривощеков, К. Г. Технология образного обучения техническим приемам в подготовке юных борцов - дзюдоистов / К. Г. Кривощеков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 200l. - № 5 (68). - С. 16-21.
32. Кудрявцев, М. Д. Подготовка баскетболистов и формирование у них двигательных навыков в учебном процессе / М. Д. Кудрявцев, Н. В. Пашкова // Начальная школа. - 2004. - № 4. - С. 24-2l.
33. Кудряшов, Е. В. Исследование эффективности игровой деятельности баскетболисток как фактора интегральной подготовленности / Е. В. Кудряшов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 4. - С. 83¬85.
34. Кузьменко, Г. А. Методика развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности : учебное пособие / Г. А. Кузьменко. - Москва : Советский спорт, 2010. - С. 14-17.
35. Максименко, И.Г. Скоростная и скоростно-силовая подготовленность спортсменов, специализирующихся в различных видах спортивных игр / И.Г. Максименко, Г.Н. Максименко, И.Г. Комарова [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. - С. 76 - 78.
36. Мартыненко, И. В. Влияние пубертатного периода на технический результат соревновательной деятельности / И. В. Мартыненко, И. В. Абсалямова, Е. А. Пахамович // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 4. - С. 71-76.
37. Облецова, Т. А. Взаимосвязь психофизиологических показателей и специальной физической подготовленности юных баскетболистов / Т. А. Облецова, А. М. Пухов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 3. - С. 91-96.
38. Особенности обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в подготовке юных баскетболисток / М. А. Сергазинова [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9. - С. 341-345.
39. Рогожникова, Т. М. Доминантные модальности восприятия и их динамика / Т. М. Рогожникова, А. И. Навалихина // Вестник Башкирского университета. - 2011. - Т. 16, № 2. - С. 469-473.
40. Родин, А. В. Основы интеллектуальной подготовки спортсменов в игровых видах спорта / А. В. Родин, Е. А. Павлов // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Международной научно- 152 практической конференции, посвященной 60-летию образования СГАФКСТ (Смоленск, 24-25 ноября 2010 г.) : в 2 ч. - Часть 1. - Смоленск : СГАФКСТ, 2010. - С. 189-192.
41. Тихонова, И. В. Концептуальные основы визуализации обучения / И. В. Тихонова, Н. Н. Пилюк, О. Ф. Барчо // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67 (3). - С. 215-217.
42. Тихонова, И. В. Современные технологии обучения и пути их реализация / И. В. Тихонова, К. С. Пигида, И. И. Иванов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66 (4). - C. 269-272. 156. Троицкий, В. В. Характеристика современной системы тренировки юных баскетболистов 14-16 лет / В. В. Троицкий / Инновационные технологии в физическом воспитании подрастающего поколения : материалы 2-ой научнопрактической конференции (Москва, 11-12 февраля 2011 г.). - Москва : МГОУ, 2011. - С. 229-232.
43. Хадарцев А. А. Принципы тренировки спортсменов на основе теории хаоса и самоорганизации / А. А. Хадарцев, А. А. Несмеянов, Н. А. Фудин, А. А. Кожемов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 9. - С. 87-92.
44. Чилигин, Д. В. Технология подготовки юных баскетболистов к соревновательной деятельности на основе реализации индивидуальных потенциальных возможностей : монография / Д. В. Чилигин. - Хабаровск : ДВГАФК, 2011. - 135 с.
45. Шайкина, О. Е. Формирование функциональных опор технико-тактических действий на этапе спортивной специализации баскетболисток 14-15 лет / О. Е. Шайкина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 410-415.
46. Яковлева, Н. В. Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как механизм социализации подростков / Н. В. Яковлева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 126-130.
47. Action Observation Versus Motor Imagery in Learning a Complex Motor Task: A Short Review of Literature and a Kinematics Study // R. Gatti [et al.] // Neuroscience Letters. - 2013. - Vol. 540. - Р. 37-42.
48. Aglioti, S. M. Action Anticipation and Motor Resonance in Elite Basketball Players / S. M. Aglioti, P. Cesari, M. Romani, C. Urgesi // Nature Neuroscience. - 2008. - Vol. 11, iss. 9. - Р. 1109-1116.
49. Ashton-Miller, Ja. A. Can Proprioception Really Be Improved by Exercises? / Ja. A. Ashton-Miller, E. M. Wojtys, L. J. Huston, D. Fry-Welch // Knee Surgery, Sports Traumatology, Arthroscopy. - 2001. - Vol. 9, iss. 3. - Р. 128-136.
50. Cook, A. J. Taking a Position: a Reinterpretation of the Theory of Planned Behaviour / A. J. Cook, K. Moore, G. D. Steel // Journal for the Theory of Social Behaviour. - 2005. - Vol. 35. - P. 143-154.