Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовой анализ получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ)

Работа №149929

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Юридический анализ состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290
УК РФ 6
1.1 Объект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ 6
1.2 Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК
РФ 20
1.3 Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК
РФ 29
1.4 Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ 34
2 Соотношение состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ,
со смежными составами преступлений 46
2.1 Соотношение состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК
РФ и состава преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 204 УК РФ 46
2.2 Соотношение состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК
РФ и состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ 53
2.3 Соотношение состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ и составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ и ч. 1 ст.
286 УК РФ 60
Заключение 69
Список используемых источников 71

Актуальность данной работы обусловливается тем, что взяточничество уже долгое время существует как весьма опасное для общества преступление. Наиболее уязвимым перед указанным преступлением оказался процесс государственного управления. Государство, пытаясь бороться со взяточничеством и коррупционными преступлениями в целом, устанавливает определенные запреты, ограничения и требования для должностных лиц. Так, Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, ряд мер в котором направлен на совершенствование нормативно- правовой базы в данной сфере, дополнительные ограничительные меры для должностных лиц, один из разделов плана посвящен просветительской и исследовательской деятельности в сфере противодействия коррупции1.
Несмотря на то, что в обществе сформировано негативное отношение к совершению коррупционных преступлений, государством применяется большое количество мер для противодействия коррупции и взяточничеству в частности, такие преступления все равно совершаются. Согласно данным Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ за 2019 год в России зарегистрировано 2 024 337 преступлений, 3 988 из которых зарегистрировано по ст. 290 УК РФ, в суд из них направлено 2 999 дел, а 95 преступлений по указанной статье не раскрыты2. Эти данные и многочисленные проведенные статистические исследования подтверждают тот факт, что количество зарегистрированных преступлений по получению взятки намного меньше реального количества совершенных преступлений. Это обусловлено высокой латентностью взяточничества и коррупционных преступлений в целом, многие совершенные преступления не были выявлены правоохранительными органами и, соответственно, не были отражены в статистических данных. В связи с этим, необходимо провести уголовно­правовой анализ преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ, чтобы разобраться в составе данного преступления и отграничить его от смежных составов.
Получение взятки в уголовно-правовой доктрине рассматривается широким кругом авторов, труды которых были отмечены в данной работе, среди них: П.С. Яни, А.В. Бриллиантов, Б.В. Волженкин, В.Н. Борков, Г.А. Есаков, И.А. Попов, А.И. Рарог, Е.В. Пейсикова.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с получением взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ).
Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, регламентирующие ответственность за получение взятки, материалы судебной практики, научная и учебная литература.
Цель работы: проанализировать состав преступления,
предусмотренный ч. 1 ст. 290 УК РФ, провести соотношение
рассматриваемого в работе состава преступления с такими составами как: ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп); ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями); ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий); ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения).
Задачами работы являются:
1. Изучить и проанализировать каждый элемент состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ.
2. Изучить состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК РФ и разграничить его с составом преступления, предусмотренным ч. 1 ст. 290 УК РФ.
3. Изучив составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 285, 286 УК РФ, соотнести их с составом преступления, предусмотренным ч. 1 ст. 290 УК РФ.
4. Изучить состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 159 УК
РФ, разграничить его с составом преступления, предусмотренным ч. 1 ст. 290
УК РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Получение взятки на сегодняшний день является, как уже указывалось выше, весьма опасным преступлением для общества. Юридический анализ состава преступления, преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ позволяет разобрать каждый элемент указанного состава, чтобы в дальнейшем отграничить его от смежных составов преступлений.
Непосредственным объектом ст. 290 УК РФ следует считать общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, интересы государственной и муниципальной службы, нормальный публично-правовой порядок оплаты деятельности должностных лиц.
Предметом взятки признаются деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконное оказание должностному лицу услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.
Объективная сторона рассматриваемого преступления включает в себя получение должностным лицом лично или через посредника предмета взятки.
Помимо этого, в ч. 1 ст. 290 УК РФ указаны следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); за общее покровительство или попустительство по службе.
Получение взятки считается преступлением с формальным составом. Оконченным его следует признавать с момента получения хотя бы части предмета взятки, при этом не имеет значения, получило ли должностное лицо реальную возможность воспользоваться предметом.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, характеризуется прямым умыслом, то есть взяткополучатель должен осознавать то, что он получает взятку за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые связаны с использованием должностным лицом своего служебного положения.
Несмотря на то, что в диспозиции статьи 290 УК РФ не содержится прямого указания на корыстный мотив совершения рассматриваемого преступления, в уголовно-правовой доктрине и судебной практике таковой признается.
Субъектом получения взятки признается должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.
При соотношении получения взятки с получением коммерческого подкупа были выявлены различия составов по объекту и субъекту преступления.
При соотношении получения взятки с мошенничеством, совершенным с использованием служебного положения были разграничены такие понятия, как «служебные полномочия» и «служебное положения», а также установлено, что при мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения, должностное лицо должно заведомо знать о том, что не может выполнить обещания, данные лицу, передающему ценности.
При наличии в действиях должностного лица, выполняемых им за взятку, самостоятельного состава преступления, необходимо
квалифицировать содеянное по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.


1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. [Электронный
ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ ред. от 12.05.2020. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.07.2015 г. N 265-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 -
2020 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
https://www.garant.ru.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 24.04.2020. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ ред. от 24.04.2020. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. 09.04.2007 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. 07.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс] : федер. закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
11. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] : федер. закон от 12.01.1997 N 7-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Федеральный закон «Об обороне» [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Руководящие разъяснения высшей судебной инстанции:
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [Электронный ресурс] : от 16.10.2009 N 19 ред. от 24.12.2019 N59. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» [Электронный ресурс] : от 30.11.2017 N 48. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru....77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ