Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа с детской музейной аудиторией на примере музеев Красноярского края

Работа №149920

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы работы с детской аудиторией в музее 8
1.1. История развития музейной педагогики в России 8
1.2. Теоретико-методические основы работы с детской аудиторией в музее 15
Глава 2. Работа с детской аудиторией в музее 28
2.1. Детские музейные программы в Сибирском регионе. 28
2.2. Работа с детской аудиторией в музеях Красноярского края. 38
Глава 3. Проект межмузейного квеста «Красноярск исторический» 53
Заключение 57
Список источников и литературы

Появление нового Историко-культурного стандарта и новой Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» нацеливают современного педагога на «понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса». «Россия - крупнейшая страна в мире», - заявляется в документе, - «в силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания - мы граждане великой страны с великим прошлым». В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Музей - это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей. Ведущей тенденцией музейной педагогики должен быть переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Задачами преподавателя, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: научить видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Обзор литературы по теме.
Одним из первых, кто обратил внимание на работу с детьми в музее был А. Лихтварк. В своих работах первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога . В первые годы XX в. теоретические основы работы с детской аудиторией в музее были сформулированы в работах Н.Д. Бартрама , А.У Зеленко .
Взгляды А. Лихтварка оказали существенное влияние на становление научных идей Ф.И. Шмита , А.Б. Бакушинского и т.д.
Е.Б. Медведева в своих работах утверждает, что основополагающие идеи музейной педагогики были заложены в работах Г. Крешенштайнера, Г. Фройденталь и А. Рехвейн.
В послевоенные годы в Европе произошел отход от понимания музейной педагогики как образовательной функции музея. Ее рассматривали как часть музейной коммуникации, что нашло яркое отражение в работе «Музейная педагогика в ГДР», вышедшей в 1983 г.
Активное развитие музейной педагогики в России началось только в 1980-х гг. В своем выступлении на конференции «Музей и школа» А.М. Разгон говорил, что «создание такой научной дисциплины, находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной, практической задачей» .
Огромное количество работ, в современной науке, посвященных работе с детьми в музеях, замыкаются на проблемах музейной педагогики.
Среди современных работ необходимо отметить как теоретические работы по музейной педагогике, которые содержать теоретические основы работы с деткой аудиторией в музее, так и практические рекомендательные работы, которые основаны на опыте такой работы. При этом целая группа исследовательских работ принадлежит действующим педагогам.
Первая группа работ содержит работы таких авторов как Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич, Е.Б. Медведева, Л.С. Тимофеева.
Непосредственный опыт работы с детьми в музеях, что представляет непосредственный интерес для нашего исследования, рассматривают такие авторы как М.Г. Дрезнина. К.В. Рябухина, А.Б. Корнилаев и т.д.
Третья группа работ принадлежит таким авторам как М.Ю. Сушко, Л.М. Канищева и Е.В. Наговицына, Д.В. Иванова, А.Д. Кузьмина и т д.
Не смотря на довольно обширный пласт литератур по работе с детьми в музеях, аналитическая и практическая литература, посвященная данной тематике в Красноярском крае отсутствует.
Цель работы - анализ музейных программ для детей в музеях Красноярского края.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю музейной педагогики в России.
2. Рассмотреть теоретико-методические приемы работы с детской аудиторией в музее.
3. Проанализировать детские музейные программы в Сибирском регионе.
4. Проанализировать музейные программы для детей в музеях Красноярского края.
5. Разработать проект межмузейного квеста по Красноярску для обучающихся средних школ.
Объект работы - работа с детской аудиторией в музее.
Предмет работы - работа с детской аудиторией в музее на территории Красноярского края.
Новизной работы является авторская разработка межмузейного квеста «Красноярск исторический», который можно будет использовать в образовательных и культурно-просветительских целях.
Источники и литература. В качестве источников привлекались интернет-источники об основных музейных подразделениях Красноярска и других городов Сибири, общеобразовательные программы по учебной дисциплины «История» и др. В качестве литературных источников использовались монографии и научные статьи, посвященные различным аспектам педагогической и музейной работы.
Методика исследования В работе использованы общенаучные методы познания и основанные на них научные методы исторического исследования: анализ историю музейной педагогики в России, анализ применения музейной педагогики на музейных площадках. Помимо этого был использован историко-сравнительный метод детских музейных программ в музейных учреждениях Сибирского региона вообще и Красноярского края, в частности.
Научно-практическая значимость исследования заключается в использовании разработки межмузейного квеста «Красноярск исторический» музейными и образовательными учреждениями Красноярска. Материалы исследования будут полезны для историков, краеведов, музееведов, школьных педагогов. Выводы могут быть использованы при подготовке специальных курсов лекций и семинаров по краеведению, музееведению, музейной педагогике.
Апробация работы проведена в докладах на научных конференциях: IV Красноярский педагогический марафон (Красноярск,2016), Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск,2017).
Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы,


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Музейная педагогика синтезирует в себе такие науки, как педагогика, психология, методика воспитания, музееведение. Как справедливо отмечает Е.М. Краснова, данная область знания «... по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу - с педагогикой и шире - с психологией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера музейная педагогика как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин - например, «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление» . Входя в понятийный аппарат музейной педагогики вышеперечисленные категории, зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые акценты. Продолжая мысль о дополнительных интерпретациях, обратим внимание на то, что музейная педагогика реализует функцию исторической преемственности культуры. Другими словами, речь идет о функции привития подрастающим поколениям исторической памяти. Здесь можно видеть выход музейной педагогики на уровень таких областей знания, как философия, политология, культурология.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Музей - это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей. Ведущей тенденцией музейной педагогики должен быть переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Задачами преподавателя, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: научить видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача преподавателя занимающегося музейной педагогикой - создание условий для выработки позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
В своей работе мы поставили целью рассмотреть музейный программы по работе с учащимися средней школы на базе музеев Красноярского края. Были задействованы крупнейшие музеи региона - Красноярский краевой краеведческий музей, Литературный музей, музейный центр «Площадь Мира», Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, музей- усадьба В.И. Сурикова, Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова, историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское».
Анализ музейно-педагогических программ данных музеев показал, что музейные учреждения края в своей работе используют в основном традиционные форму музейной педагогики - экскурсии, игры, занятия. При этом два в двух музеях имеются две достаточно инновационные формы, которых нет в других музеях Сибирского региона - летние лагеря.
Не смотря на то, что все музеи в своей работе не могут игнорировать музейно-педагогическую деятельность и так или иначе ей занимаются, специальные отделы (такие как Детский музейный центр) созданы только в историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское», по аналогии с Омским историко-краеведческим музеем.
В рамках работы мы предложили свои форму работы с учениками школ в виде межмузейного квеста, что будет способствовать не только в реализации ФГОС основного общего образования, но и налаживанию свзей между музеями Красноярска. При этом связующую, организаторскую роль в данном процессе должен взять на себя Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.



1. Артемов В. В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций. М., 2015.
2. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»: http://talci- irkutsk.ru/lesson
3. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»: http://www.shush.ru
4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. 2014. № 13. С. 10-124.
5. Красноярский краевой краеведческий музей: http://www.kkkm.ru
6. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова: http://www.surikov-museum .ru/
7. Минусинский краеведческий музей им. Н.И. Мартьянова: httpV/музей- мартьянова.рф
8. Михаил Пиотровский: «Привидений в Эрмитаже нет!»: электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2005/02/25/120019[дата обращения 30.05.2017]
9. Музей-усадьба В.И. Сурикова: http://surikov-dom.com/
10. Музейный центр «Площадь Мира»: http://mira1.ru
11. Новосибирский государственный краеведческий музей: http://youmuseum.ru/services/lectures/
12. Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова: http://tomskmuseum.ru/services/kult-obr_u/ukoumz/War/
13. Омский государственный историко-краеведческий музей: http://sibmuseum.ru/page/dmc-game.html
14. Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова: http://nhkm.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=405&Itemid=345&lang=ru
Список литературы:
1. Анисимова, В. В. Проектирование педагогической деятельности // Вестник ОГУ. 2004. № 2. С. 63-69.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.
3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981.
4. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981.
5. Бартрам Н.Д. Музей игрушки // Ребенок и игрушка. М., 1923.
6. Галкина Т. В. Музейная педагогика XXI века: социальные и образовательные проекты как новая форма работы с детской и молодёжной аудиторией // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8. С. 5-10.
7. Дрезнина М.Г. Методы арт-терапии в работе с «особенными детьми» в художественном музее // Культура и образование. 2014. №3(14). С. С. 80-86.
8. Зеленко А.У Детские музеи // Педагогическая энциклопедия. М., 1928. Т.2. С. 525-528.
9. Иванова Д.В. Музейная педагогика как одно из направлений гражданско-патриотического воспитания младших школьников // Бакалавр. 2016. №11(24). С. 17-19.
10. Канищева Л.М., Наговицына Е.В. Воспитание дошкольников средствами музейной педагогики // Комптентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС. Саратов, 2016. С. 136-137.
11. Квесты в реальности // Экскурсии и квесты // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://questplanet.ru. Дата доступа: 18.06.2017.
12. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.
13. Корнилаев А.Б. Исследовательская деятельность на базе школьного историко-краеведческого музея как форма работы с одаренными детьми // Развитие одаренности обучающихся в современном образовательном пространстве. Саратов, 2015. С. 87-92.
14. Краснова Е.М. Методические аспекты музейной педагогики. Режим доступа: https://musobr.wordpress.com/medas/
15. Кузьмина А.Д. Повышение качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс школы // Вопросы педагогики. 2017. №3. С. 40-42.
16. Лепаловская, В.А., Сосновская, Е.В. Как подготовить и провести
музейный квест // Справочник руководителя учреждения культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.cultmanager.ru/article/4673-kak-podgotovit-i-provesti- muzeynyy-kvest. Дата обращения: 18.06.2017.
17. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея. СПб., 1914.
18. Маркина Ю.А. Формы работы и перспективы сотрудничества Детского музейного центра ОГИК музея со школьными музеями // Музей научных и учебных заведений: история вклад в сферы знания и образования. Омск, 2015.
19. Мастеница Е.Н. Музейно-педагогические идеи в трудах Н.И. Романова // Образовательная деятельность художественного музея. СПб., 2002. Вып. VII. С. 177-184.
20. Медведева Е.Б. Музейная педагогика: определение дефениции // Здравствуй музей. СПб., 1995. С. 69-70.
21. Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. М.: 1999.
22. Музейная педагогика. Челябинск, 2015.
23. Орлова Е.А. Музейная педагогика как способ сохранения и популяризации культурного наследия коренных малочисленных нардов Кузбасса // Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». 2016. Т. 3. №3(3). С. 10-15.
24. Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание
учащихся музейными средствами. Труды НИИ культуры. Вып. 122. М., 1983.
25. Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсионный вестник. М., 1916. № 1-2.
26. Рябухина К.В. Организация работы с детьми старшего школьного возраста в образовательном пространстве мини-музея «Кладовая хозяйки медной горы» // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. Челябинск, 2016. С. С. 378-381.
27. Столяров Б.А. К вопросу об истории развития и определениях в музейной педагогике // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 15-38.
28. Столяров Б.А. Педагогическая деятельность музея // Дошкольное воспитание. 2002. №11. С. 66.
29. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М., 2004.
30. Столяров Б.А. Основы музейной педагогики и экскурсионного дела // Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования. СПб., 2009. С. 193-196.
31. Столяров Б.А. Задачи и формы образовательной деятельности современного музея // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. №3 С. 91-98.
32. Столяров Б.А. Развитие визуальной культуры учащихся в условиях музея // Педагогика искусства. 2015. №3. С. 58-72.
33. Странский З. Музей, искусство и перспективы развития человечества // Музейное дело. Музей-культура-общество. М., 1992. С. 247-258.
34. Сушко М.Ю. Роль музейной педагогики в реализации современных стандартов преподавания истории // Комптентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС. Саратов, 2016. С. 374-375.
35. Тимофеева Л.С. Музейная педагогика или педагогика музея: формирование понятийно-категориального аппарата // Филология и культура. 2012. №2(28). С. 287-291.
36Фёдоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение// Сочинения. М., 1982. С. 575-604.
37. Хадсон К. Бесполезный музей // Museum. 1989. № 162. С. 49-52.
38. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923.
39. Шмит Ф.И. Зачем и почему рисуют дети. М., 1927.
40. Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2006
41. Юхневич М.Ю. Воздействие экспозиции краеведческого музея на учащуюся молодежь // Музей и посетитель. Вып. 4. М., 1979.
42. Юхневич М.Ю. Разработка понятия «музейная педагогика» в зарубежном музееведении // Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987.
43. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика - профессия // Советский музей. 1991. №1.
44. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М. 2001.
45. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М., 2007.
46. Явления художественной жизни в зеркале общественного мнения: Сб. ст. Вып. 1: Итоги социологических исследований 1989 года. М., 1990.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ