Только Word
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В
ПОЛИТИЧЕСКОМ МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ 7
1.1. Политический дискурс СМИ на стыке политического и массмедийного
дискурсов 7
1.1.1. Политический дискурс как объект лингвистического исследования:
к определению понятия 7
1.1.2. Массмедийный дискурс: сущность и характеристики 11
1.1.3. Политический массмедийный дискурс в контексте оппозиции
«свой»/«чужой» 14
1.2. СМИ как пространство дискурсивного конструирования образа
политической персоналии 17
1.3. Медиаобраз политического лидера 21
1.4. Стратегия демонизации как средство дискредитации политического
оппонента 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ДЕМОНИЗАЦИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В ИСПАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ В АСПЕКТЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА 34
2.1. Стратегия демонизации как средство создания медиаобраза Владимира
Путина в испанских СМИ 34
2.1.1. Номинация Sputnik V как лексический триггер в контексте
реализации стратегии демонизации в испанских СМИ в аспекте пандемии коронавируса 34
2.1.2. Пандемия коронавируса как средство реализации стратегии
демонизации Владимира Путина в испанских СМИ 38
2.2. Стратегия демонизации как средство создания медиаобраза Владимира
Путина в американских СМИ 45
2.2.1. Номинация Sputnik V как лексический триггер в контексте
реализации стратегии демонизации в американских СМИ в аспекте пандемии коронавируса 45
2.2.2. Пандемия коронавируса как средство реализации стратегии
демонизации Владимира Путина в американских СМИ 47
2.3. Результаты корпусного анализа с использованием менеджера Sketch
Engine 57
2.4. Языковые средства реализации стратегии демонизации в СМИ Испании
и США: сравнительно-сопоставительный анализ 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 77
Актуальность данной работы обусловлена остротой проблемы использования тематики пандемии коронавируса в средствах массовой информации для конструирования негативного образа политического оппонента в лице президента РФ, а также обострением информационно - психологической войны между Западом и Россией.
Объектом исследования является образ российского президента в СМИ, предметом - способы реализации стратегии демонизации образа
В.В. Путина в СМИ, применяемые испанской и американской прессой для дискредитации оппонента.
Цель работы - проанализировать способы реализации стратегии демонизации Владимира Путина в испанских и американских массмедиа в период пандемии коронавирусной инфекции. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) охарактеризовать политический массмедийный дискурс как объект лингвистического исследования,
2) описать СМИ как пространство дискурсивного конструирования образа политика,
3) раскрыть понятие «медиаобраз» и представить языковые средства его конструирования,
4) описать стратегию демонизации как средство дискредитации политического оппонента,
5) выявить тактики демонизации В.В. Путина в рамках реализации стратегии демонизации в испанской и американской прессе на фоне пандемии коронавируса,
6) провести корпусный анализ в онлайн-менеджере Sketch Engine для верификации полученных результатов.
Материалом исследования являются массмедийные политические тексты авторитетных испанских и американских изданий - El Pais, El Mundo, BBC, El Correo, La Vanguardia, NY Daily News, Foreign Policy, Washington Post, USA Today, CNN, The New York Times, GZERO Media, Atlantic Council, общим объемом более 180000 знаков.
Теоретическую и методологическую базу исследования формируют труды по политическому массмедийному дискурсу Т.А. ван Дейка, Т.Г. Добросклонской, Ю.Н. Грицкевич, Е.С. Абрамовой, А.А. Кибрика; работы по методологии анализа политического дискурса М.В. Берендеевой, Е.И. Шейгал, К.В. Никитиной; публикации, рассматривающие вопрос дискурсивного конструирования образа государства и личности П. Бурдье, Т.Р. Красиковой, Э. Гидденс; работы, рассматривающие феномен медиаобраза В.А. Ураковой, Т.Н. Галинской, Е.Н. Богдан, Ю.Н. Драчевой; труды, анализирующие стратегию демонизации С.Р. Аблеева и
С.И. Кузьминской, К.С. Гаджиева, Ж. Бойкофф.
В рамках данного исследования использовались следующие методы: дискурсивный анализ, корпусный анализ, лексико-семантический анализ, анализ стратегий и тактик политического массмедийного дискурса и анализ словарных дефиниций.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов в рамках курсов по дискурс-анализу, переводу испанского и английского языков, страноведению Испании и США, а также при исследованиях лингвистических аспектов репрезентации коронавирусной инфекции.
Структура работы: работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении рассматривается актуальность исследования, определяется объект, предмет и материал, ставятся цели и задачи, которые решаются в рамках реализуемой работы, излагается теоретическая и методологическая база, на которой основывается теоретическая составляющая, определяются методы, использующие в рамках данного исследования, устанавливается структура работы, а также содержание первой и второй глав и заключения....
В современных реалиях цифровизации общества средства массовой информации активно используют новые цифровые возможности для манипуляции и внедрения в сознание общественности выгодных им принципов, идеалов и установок. СМИ становятся площадкой трансляции идеологии политической элиты, которая демонизирует политических оппонентов, формируя враждебный образ «чужих» в массмедийном дискурсивном пространстве. Пандемия коронавируса не только внесла коррективы в жизнь людей, но и стала новым рычагом давления для формирования общественного мнения, новым средством манипуляции.
В рамках данного исследования осмысливается роль пандемии в формировании негативных образов политических персоналий, раскрывается стремление журналистов спекулировать на злободневной тематике для демонизации политических оппонентов. Отметим также, что коронавирусная инфекция стала мощным инструментом формирования общественного мнения, присущим средствам массовой информации различных лингвокультур, которые интерпретируют коронавирусные реалии в «нужном» ключе для достижения определенной цели.
Работа вносит свой практический вклад в развитие современной лингвистической науки, поскольку достигается более глубокое понимание таких понятий, как «медиаобраз политика», «стратегия демонизации» и тактики ее актуализации в политизированных текстах испанской и американской лингвокультур, анализируются языковые средства формирования образа политического оппонента в медиапространстве.
Нами были проанализированы языковые реализации стратегии демонизации Владимира Путина в авторитетных и наиболее читаемых испанских и американских массмедийных политических текстах в период пандемии коронавирусной инфекции. Посредством проведения дискурсивного анализа, лексико-семантического анализа, анализа
дискурсивных стратегий и с элементами корпусного анализа было выявлено, что испанские и американские СМИ используют пандемию коронавируса для реализации стратегии демонизации Владимира Путина в глазах широкой аудитории при помощи таких тактик, как 1) противопоставление политической системы государства, которое представляет оппонент, демократической модели с ее отличительными чертами и ценностями, 2) тактики искусственной криминализации оппонента и 3) тактики использования исторических параллелей для усиления психоэмоционального эффекта на читателя, а также для придания тексту большей образности и убедительности используется ряд приемов, проявляющихся
преимущественно в использовании вышеназванных тактик давления.
В ходе анализа было установлено, что тактики, реализующие стратегию демонизации по отношению к В. Путину, универсальны, однако испанские СМИ чаще прибегают к тактике противопоставления политической системы государства, которое представляет оппонент, демократической модели с ее отличительными чертами и ценностями, а американские журналисты - к тактике искусственной криминализации оппонента.
Испанскими и американскими СМИ транслируется образ президента - диктатора, стремящегося использовать коронавирус для достижения личных целей, среди которых расширение своего влияния за пределами государственных границ, закрепление своей власти за счет проведения «псевдореферендума» и ареста участников митингов и распространение вакцины «Спутник V» исключительно ради борьбы за мировое господство. При этом в испанских СМИ Путин нередко отождествляется с самим вирусом, ему приписываются его характеристики, а в американских он предстает «королем коронавируса».
Образ деспота и тирана конструируется за счет сравнения российского президента с известными историческими личностями - Сталиным, Чингисханом, Александром Македонским, Наполеоном.
На языковом уровне стратегию демонизации вербализируют лексические единицы с яркой негативной окраской и семантикой авторитаризма посредством метафорической оценки деятельности президента, метафорического моделирования и сравнений.
Полученные результаты открывают обширные перспективы для дальнейших исследований. Так, во-первых, возможно проведение анализа в диахроническом аспекте с рассмотрением языковых средств, вербализирующие стратегию демонизации В. Путина до пандемии. Во- вторых, интересен, на наш взгляд, анализ языковых и дискурсивных средств реализации стратегии демонизации на фоне пандемии по отношению к другим политическим лидерам. Наконец, нам кажется перспективным привлечение материала на другом иностранном языке.
1. Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Манипуляции массовым сознанием: политическая мифология и стратегия демонизации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 172-176.
2. Абрамова Е.С. Массмедийный дискурс: сущность и особенности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (42). Ч. 1. C. 17-19.
3. Аносова Н.Э. Проблемы перевода англоязычного политического дискурса СМИ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2013. № 2 (117). С. 219-225.
4. Берендеев М.В. Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 6. С. 91-99.
5. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского Университета. Сер. 10. 2007. № 4. С. 122-127.
6. Будаев Э.В. Постсоветская действительность в метафорах
российской и британской прессы. Нижний Тагил: НТГСПА, 2007. 149 с.
7. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры /
Лингвокультурология. Екатеринбург, 2007. № 1. С. 16-32.
8. Будаев А.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая лингвистика: учеб. пособие. М., 2006. 252 с.
9. Бурдье П.О телевидении и журналистике. / Пер. с фр.
Анисимовой Т., Марковой Ю.; Отв. ред., предисл. Шматко Н. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». Институт
экспериментальной социологии, 2002. 160 с.
10. Волкова И.В. Имидж политических лидеров России в СМИ // Мир России. 1997. № 3. С. 43-74.
11. Гаджиев К.С. О демонизации противника во
внешнеполитической стратегии США // Власть. № 6. 2018. С. 7-16.
12. Гаджиев К.С. Страх и демонизация в политике // Свободная мысль. № 1. 2018. С. 193-202.
13. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11 (160). С. 91-93.
14. Гидденс, Э. Социология: пер. с англ. / науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. // Эдиториал УРСС, 1999. 703 с.
15. Горностаева Ю.А. Вербальные маркеры манипуляции в
англоязычном поляризованном политическом дискурсе: опыт
параметризации и автоматической обработки: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Красноярск, 2018. 191 с....54