ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 13-14 ЛЕТ 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности юношей 13-14 лет 7
1.2 Психологические особенности юношей 13-14лет 12
1.3. Проявление волевых способностей юношей 13-14 лет в физкультурной деятельности 17
1.4 Средства и методы развития волевых качеств 29
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 35
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 38
3.1 Методика экспериментального исследования 38
3.2. Результаты проведения эксперимента 44
ВЫВОДЫ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Приложение 1 51
Приложение 2 53
Приложение 3 55
Актуальность исследования. Воля - одна из форм активного отражения человеком действительности, связанная с воздействием людей на окружающий мир, с их практикой; выражается в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением препятствий: внешних (со стороны природы или других людей) и внутренних (противоречащие данной цели желания и стремления самого человека).
Волевые качества развиваются и формируется в процессе жизни, в результате воспитания и обучения.
Воспитание волевых качеств личности юного поколения является актуальным во все времена. Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания.
Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания.
Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности школьников, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы.
Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности.
Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение школьниками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер школьника, его эстетических представлений и потребностей.
В процессе воспитания волевых качеств на уроках физкультуры основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах.
Волевые качества проявляются в строгом соблюдении режима, в регулярном выполнении утренней зарядки, аккуратном посещении занятий, самостоятельном выполнении заданий учителя, в преодолении трудностей, возникающих на уроках и соревнованиях.
Тема данной работы является актуальной. Ведь задача социального становления детей стала особенно важна для общества.
Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.
Целью исследования: обоснование развитие волевых качеств на уроках физкультуры обучающихся юношей 13-14 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования: развитие волевых качеств обучающихся юношей 13-14лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: Развитие волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом будет успешно осуществлено, если:
- будут организованы систематические занятия физкультурой и спортом по формированию волевых качеств;
- учитывается личностный уровень развития волевых качеств;
- будут использоваться приемы взаимодействия школьников в системе «ученик - учитель - школьный спортивный коллектив» как непосредственного источника и средства воспитания волевых качеств личности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование содержания развития волевых качеств в структуре развития личности обучающихся;
2. Определить педагогические условия формирования волевых качеств личности юношей при занятиях физической культурой;
3. Экспериментально проверить эффективность разработанных средств и методов развития волевых качеств личности обучающихся при занятиях физической культурой в школе.
1. Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества школьников оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.
2. В результате проведенного исследования нами определены педагогические условия формирования волевых качеств личности юношей при занятиях физической культурой; Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Физическая культура способствует формированию волевых качеств детей школьного возраста. Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
3. Экспериментально доказана эффективность разработанных средств и методов развития волевых качеств личности обучающихся при занятиях физической культурой в школе. Сравнение исходных и конечных показателей развития волевых качеств до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах показало, что результаты достоверно выше в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной (Р<0,05).
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер,2001.- 288 с
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.
3. Васильков А.А. Теория и методика спорта / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 192 с.
4. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». - М.: Физкультура и Спорт, 2006. - 122 с.
5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших. педагогических учебных заведений / Н.Е. Гогунов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.
6. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие для вузов / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2007. - 294 с.
7. Гордон, С.М. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов спорта и единоборств) / С.М. Гордон, А.Б. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 2003. №2. С. 34-41.
8. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 384 с.
9. Евсеев Ю.Н. Физическая культура / Ю.Н. Евсеев. - Ростов-на-Дону:
10. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - М.: Питер, 2007. - 512 с.
11. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры // курс лекций. - 2009. - Екатеринбург. - С. 15-30
12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш.
и сред. проф. учеб. заведен. физ. культуры / Ю.А. Ермолаев. - М.:
СпортАкадемПресс, 2001. - 443 с.
13. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.
14.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
15. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000.- с.114-254.
16. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Е.П. Ильин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. - 486 с.
17. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
18. Кедровский Б.Г. Взаимоотношения тренеров с юными спортсменами / Б.Г. Кедровский // Физическое воспитание студентов. -2013. -№ 4. -С. 31-34.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с.
20. Кокорева В.С. Книга учителя физической культуры / В.С. Кокорева. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 210 с.
21. Коренберг В. Б. Спортивная метрология: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М: Советский спорт, 2004.
22. Крюкова В.С. Книга учителя физической культуры / В.С. Крюкова. - М.: Мир, 2003. - 142 с.
23. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка: 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2003. - 184 с.
24. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - Москва : Советский спорт, 2010. 464 с.
25. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
26. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для
вузов физической культуры / А.М. Максименко. - М.: «Физическая
культура», 2009. - 496 с.
27. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.
28. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - 185 с.
29. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: Монография. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. - 208 с.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. 4-е издание. М.: Омега-Л, 2006. - 316 с.
31. Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ,
2002. 114 с.
32. Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.
33. Начинская С. В. Спортивная метрология: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М: Академия, 2005.
34. Немов, Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 752 с.
35. Общая психология и психология личности / Под редакцией А.А. Реана. - М.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2011. - 640 с.
36.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать М.: Астрель: ACT,
2004. 863с.
37. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте.- Киев: Олимпийская литература, 2004.
38. Пономарёв, В. В. Физическая культура. Физическая подготовка студентов: учебное пособие к самостоятельному изучению дисциплины «Физическая культура» для студентов всех специальностей очной формы обучения/ В.В. Пономарёв, Т.А. Трифоненкова, Т.Н. Поборончук, А.А. Мельничук - Красноярск: СибГТУ, 2011. 96 с.
39. Попов, А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для физкультурных вузов / А.Л. Попов. - М.: Флита, 2000. - 152 с.
40. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Академический проект,
2005. - 128 с.
41. Столяров В.И. Состояние и методологические основы разработки новой
теории физического воспитания: Монография. - Саратов: ООО
Издательский центр «Наука», 2013. 204 с. Тулинцев А.Е.Реализация
принципа научности в современном физическом образовании / А.Е.
Тулинцев//Наука и школа.- 2011. -№ 3. -С. 86-90.
42. Туманян Г.С. Теория, методика, организация тренировочной,
внетренировочной и соревновательной деятельности: учебное пособие / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, В.Ю. Микрюков. - М.: Советский спорт, 2002. - 250 с.
43. Физическая культура студента: Учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 176с
44. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. 229 с.
45. Хижняк С.В. Методы статистической обработки, часть 2.-Красноярск,2003.
46. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с
47. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд. - М: Академия, 2004. - 48 с.
48. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: «Академия», 2002. - 133 с.
49. Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И.А. Юров. -М.: Советский спорт, 2006. - 164 с
50. Якушев П.В. Теория спорта .Курс лекций /В. П. Якушев. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2005. 129с.