Аннотация 2
Введение 5
1. Теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия 9
1.1 Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия 9
1.2 Подходы к оценке стоимости предприятия 19
2. Анализ деятельности предприятия и перспектив его развития 28
2.1 Общая характеристика ООО «СПП» 28
2.2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности состояния предприятия 34
2.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия 40
2.4 Анализ коэффициентов рентабельности 42
2.5 Анализ коэффициентов оборачиваемости активов 45
2.6 Анализ финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности 49
3. Оценка стоимости бизнеса на примере ООО «СПП» 53
3.1. Затратный подход к оценке стоимости ООО «СПП» 53
3.2 Доходный подход к оценке стоимости ООО «СПП» 55
3.3 Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия ООО «СПП» .. 61
3.4 Согласование результатов оценки ООО «СПП» 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
В современном мире оценка бизнеса является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности множества предприятий. В результатах оценочной деятельности заинтересованы как сами собственники и руководители организаций, так и различные контрольно - ревизионные органы, представители кредитных и страховых компаний, потенциальные инвесторы и акционеры.
Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория - «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.
Оценка стоимости предприятия - представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимости предприятия, несомненно, является ее рыночный характер. Это означает, что оценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.
При всём выше сказанном, целями оценки предприятия (бизнеса) могут выступать:
1 Повышение эффективности управления предприятием;
2 Обоснование инвестиционного решения;
3 Разработка плана развития (бизнес-план);
4 Реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение);
5 Определение текущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной (полной) покупки (продажи), при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
6 Определение стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей его капитала;
7 Определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;
8 Определение рыночной стоимости имущества при страхование;
9 Определение налогооблагаемой базы предприятия;
10 Переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета;
11 Внесение в уставной капитал имущественных вкладов учредителей;
12 Выкуп акций у акционеров;
13 Для обоснования иска или обжалования судебного решения;
14 Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
15 Эмиссии ценных бумаг.
Из всего вышесказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что оценка стоимости предприятия (бизнеса) в нашем современном мире - это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена представленная данная работа. При этом указанная тема будет рассмотрена на примере предприятия пищевой промышленности ООО «С1111».
Объектом исследования представленной выпускной квалификационной работы является стоимость современного предприятия (бизнеса).
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является - оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современных условиях.
Изучение выбранной темы предполагает достижение такой цели, как исследование основных теоретических и практических аспектов оценки стоимости предприятия (бизнеса). В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) с точки зрения практической реальной экономики;
• провести анализ финансово - хозяйственной деятельности, а также провести расчёт финансовых коэффициентов и произвести анализ финансового состояния компании ООО «С1111»;
• произвести оценку стоимости предприятия (бизнеса) на примере ООО «СИП» тремя подходами;
• произвести согласование результатов оценки, чтобы прийти к наиболее вероятной стоимости объекта оценки
• обобщить материал, полученный в ходе данной работы и сделать выводы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические основы оценки стоимости предприятия.
Во второй главе «Анализ деятельности предприятия и перспектив его развития» рассматриваются следующие вопросы:
1 Общая характеристика ООО «С1111».
2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности компании ООО «СПП».
3 Анализ финансовой устойчивости предприятия.
4 Анализ коэффициентов рентабельности.
5 Анализ коэффициентов оборачиваемости активов.
6 Анализ финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности.
В третьей главе «Оценка стоимости предприятия на примере ООО «СПП»» рассматриваются такие пункты, как:
1 Затратный подход к оценке стоимости ООО «СПП».
2 Доходный подход к оценке стоимости ООО «СПП».
3 Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия ООО «СПП».
4 Согласование результатов оценки ООО «СПП».
В представленной выпускной квалификационной работе была исследована такая тема, как «Оценка стоимости бизнеса предприятия сферы общественного питания с целью продажи».
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка
Оценка бизнеса включает в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ деятельности предприятия, прошлые, настоящие и прогнозные доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке.
В процессе изучения и исследования были решены следующие задачи:
• В работе были рассмотрены и обобщены теоретические и методологические основы оценки стоимости предприятия;
• Проанализирована деятельность и перспективы развития бизнеса на примере Екатеринбургского предприятия сферы общественного питания (ресторана) MacDonald’s ООО «СПП» ;
• Была проведена оценка стоимости бизнеса на примере Екатеринбургского предприятия сферы общественного питания (ресторана) MacDonald’s ООО «СПП» тремя подходами;
• Итоговая стоимость бизнеса складывается из средневзвешенной стоимости, полученной различными подходами;
• Рыночная стоимость объекта оценки на дату проведения оценки составила 26 575 475 тыс. руб.
Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО «С1111» в рамках данной работы применялось три подхода - затратный 66
подход (метод чистых активов), доходный подход (метод дисконтированных денежных потоков) и сравнительный подход (метод компании-аналога). По итогам согласования результатов рыночная стоимость объекта оценки составляет 26 575 475тыс. руб.
Стоит отметить, что стоимость объекта оценки достаточно высока, что связанно со «стратегией роста» компании, согласно которой компании необходимо разрабатывать не охваченные рынки и регулярно открывать новые рестораны. Также это связанно с такой стратегией компании, как «организация работы ресторанов», благодаря которой поддерживаются стандарты, принятые в компании: по времени приготовления и обслуживания, качества, санитарного состояния помещений и оборудования, что в свою очередь создаёт свой имидж компании как образец качества, чистоты и высокой потребительской ценности.
1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - M.: Финансы и статистика. 2014. - 529 с.
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Под редакцией П.П. Табурчака, В.М. Гумина, М.С. Сапрыкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 352 с.
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 368 с.
4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. - М.: Высшая школа, 2013. - 678 с.
5. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. В.И. Бариленко. - М.: Омега-Л, 2010. - 414 с.
6. Басовский Л. Е., Лунева А. М., Басовский А. Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Под. Ред. Л. Е. Басовского. М.: ИНФРА - М, 2013г.
7. Вашакмадзе Т.Т. Подходы к оценке стоимости бизнеса: статья, 2013
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) / (30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) / Гарант.
9. Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса. Издательство «Дело и Сервис», 2011г.
10. Карцев П.В., Аканов А.А. Обзор практики применения доходного подхода к оценке бизнеса // Вопросы оценки. 2012г.
11. Одинцов, В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.А.Одинцов. - М.: Академия, 2013. - 252 с.
12. Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности/Бухгалтерский учет. М.: 2015г.
13. Постановление правительства Российской Федерации от 6 июля 2001г. №519 «Об утверждении стандартов оценки»
14. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 (ред. от 14.12.2006) "Об утверждении стандартов оценки".
15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 28 августа 2014 г. N 84н г. Москва "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов"...40