Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
|
Введение З
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания детей старшего дошкольного уровня с нарушениями речи 5
1.1 Развитие внимания у детей как психолого-педагогическая проблема 5
1.2 Особенности внимания детей дошкольного возраста с нарушениями речи 14
1.3. Психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 20
Вывод по главе 124
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста нарушениями речи. 25
2.1 Диагностика внимания у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. З1
2.3. Анализ и интерпретация данных повторной диагностики. 36
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А. 45
Приложение Б 49
Приложение В 50
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания детей старшего дошкольного уровня с нарушениями речи 5
1.1 Развитие внимания у детей как психолого-педагогическая проблема 5
1.2 Особенности внимания детей дошкольного возраста с нарушениями речи 14
1.3. Психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 20
Вывод по главе 124
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста нарушениями речи. 25
2.1 Диагностика внимания у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. З1
2.3. Анализ и интерпретация данных повторной диагностики. 36
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А. 45
Приложение Б 49
Приложение В 50
Внимание является важным компонентом деятельности человека, который требует организованность и точность. Также, внимание считают одним из основных показателей общей оценки уровня развития личности индивида. Внимание организует всю психическую деятельность индивида. Поэтому для полноценного развития личности ребенка необходимо изучение особенностей внимания.
В.В. Богословский считает, что оно включено в практическую деятельность и познавательные процессы. С его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности восприятия, памяти и мышления.
Проблема обучения и воспитания детей нарушениями речи изучалась отечественными учеными Р.Е. Левиной, П.Я. Гальперин, В. А. Дубовская, М. А. Лебедева, В. С. Мухина, А. А.Осипова, Г. А.Урунтаева. и другими. Они считают, что у детей с речевыми нарушениями недостаточные устойчивость, объем и переключение внимания, а так же быстрая и легкая отвлекаемость.
У детей с нарушениями развития речи, как правило, отмечается низкий уровень развития познавательных процессов, в том числе внимания. Поэтому коррекционно-развивающая работа по развитию внимания со старшими дошкольниками является актуальным направлением работы и необходима в рамках подготовки к обучению в начальной школы.
Цель: определить результативность психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект: психолого-педагогическая работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет: психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Разработать программу диагностики развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Провести диагностику развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
4. Разработать и реализовать программу развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза:
Развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет способствовать изучение таких свойств внимания как объем, устойчивость и переключаемость и организация системы коррекционно-развивающих занятий с использованием дидактических игр.
Методы исследования:
• Теоретические (изучение литературы по данной теме)
• Эмпирические (А. Рея «Переплетенные линии», «Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека), «Проставь значки» (модифицированная методика Пьерона-Рузера).
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В.В. Богословский считает, что оно включено в практическую деятельность и познавательные процессы. С его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности восприятия, памяти и мышления.
Проблема обучения и воспитания детей нарушениями речи изучалась отечественными учеными Р.Е. Левиной, П.Я. Гальперин, В. А. Дубовская, М. А. Лебедева, В. С. Мухина, А. А.Осипова, Г. А.Урунтаева. и другими. Они считают, что у детей с речевыми нарушениями недостаточные устойчивость, объем и переключение внимания, а так же быстрая и легкая отвлекаемость.
У детей с нарушениями развития речи, как правило, отмечается низкий уровень развития познавательных процессов, в том числе внимания. Поэтому коррекционно-развивающая работа по развитию внимания со старшими дошкольниками является актуальным направлением работы и необходима в рамках подготовки к обучению в начальной школы.
Цель: определить результативность психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект: психолого-педагогическая работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет: психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Разработать программу диагностики развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Провести диагностику развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
4. Разработать и реализовать программу развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза:
Развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет способствовать изучение таких свойств внимания как объем, устойчивость и переключаемость и организация системы коррекционно-развивающих занятий с использованием дидактических игр.
Методы исследования:
• Теоретические (изучение литературы по данной теме)
• Эмпирические (А. Рея «Переплетенные линии», «Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека), «Проставь значки» (модифицированная методика Пьерона-Рузера).
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами можно сделать выводы, что внимание является важным условием качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. У детей с нарушениями речи по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе и внимание. У детей отмечается низкий уровень устойчивости, объема и переключаемости внимания. Внимание можно и нужно тренировать. Поскольку оно включено в любой психический процесс, то оно и совершенствоваться может в разных видах психической деятельности, разумно организованной взрослым. Этому способствуют специально организованные дидактические игры на развитие внимания, его свойств, видов, а также построение психолого-педагогической работы на основе непроизвольного внимания и поддержании произвольного и использование специальных упражнений, на основе разнообразия сообщаемого материала, тренирующих основные свойства внимания: объем, устойчивость и переключение.
Нами была проведена экспериментальная работа на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска, в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. У 10 детей были выявлены дефициты в развитии свойств внимания, и именно у этих детей отмечались нарушения в развитии речи. Так 2 детей имели очень низкий уровень устойчивости внимания, 5 низкий и только 3 средний. Уровень развития этого свойства внимания у детей без речевых нарушений был выше. Только 2 ребенка имели низкий уровень, 4 средний и у 4 детей был высокий уровень развития устойчивости внимании. При измерении уровня объема внимания, мы выявили, что 2 детей с речевыми нарушениями имеют низкий уровень, а
8 средний. Дети же с нормальным речевым развитием показали следующие результаты 1 - низкий, 4 - средний 5 - высокий уровень объема внимания.
Измеряя уровень переключения внимания, мы выявили, что 2 детей с нарушениями речи имеют очень низкий уровень, 5 низкий и 3 средний. Дети без речевых нарушений 3- низкий, 3 - средний и 5 высокий уровень.
Нами была организована специальная коррекционно-развивающая работа с ними, которая включала комплекс занятий с использованием дидактических игр. Повторная диагностика показала, что уровни таких свойств внимания, как устойчивость, объем и переключение, значительно повысились. Теперь 2 ребенка имеют низкий уровень устойчивости внимания, 7 детей средний и 1 высокий. Уровни объема внимания тоже изменились, 1 ребенок имеет высокий уровень, 7 детей средний и только 1 низкий. При повторном измерении уровня переключения внимания мы выявили, что теперь 1 ребенок имеет высокий уровень, 6 детей средний и 3 ребенка низкий.
Положительные результаты развития основных характеристик внимания в процессе эксперимента свидетельствуют о возможности развития их в разных видах деятельности.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании гипотеза нашла свое подтверждение.
Нами была проведена экспериментальная работа на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска, в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. У 10 детей были выявлены дефициты в развитии свойств внимания, и именно у этих детей отмечались нарушения в развитии речи. Так 2 детей имели очень низкий уровень устойчивости внимания, 5 низкий и только 3 средний. Уровень развития этого свойства внимания у детей без речевых нарушений был выше. Только 2 ребенка имели низкий уровень, 4 средний и у 4 детей был высокий уровень развития устойчивости внимании. При измерении уровня объема внимания, мы выявили, что 2 детей с речевыми нарушениями имеют низкий уровень, а
8 средний. Дети же с нормальным речевым развитием показали следующие результаты 1 - низкий, 4 - средний 5 - высокий уровень объема внимания.
Измеряя уровень переключения внимания, мы выявили, что 2 детей с нарушениями речи имеют очень низкий уровень, 5 низкий и 3 средний. Дети без речевых нарушений 3- низкий, 3 - средний и 5 высокий уровень.
Нами была организована специальная коррекционно-развивающая работа с ними, которая включала комплекс занятий с использованием дидактических игр. Повторная диагностика показала, что уровни таких свойств внимания, как устойчивость, объем и переключение, значительно повысились. Теперь 2 ребенка имеют низкий уровень устойчивости внимания, 7 детей средний и 1 высокий. Уровни объема внимания тоже изменились, 1 ребенок имеет высокий уровень, 7 детей средний и только 1 низкий. При повторном измерении уровня переключения внимания мы выявили, что теперь 1 ребенок имеет высокий уровень, 6 детей средний и 3 ребенка низкий.
Положительные результаты развития основных характеристик внимания в процессе эксперимента свидетельствуют о возможности развития их в разных видах деятельности.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании гипотеза нашла свое подтверждение.



